Фольклор как средство формирования навыков выразительной речи у детей младшего дошкольного возраста в ДОО.
статья по развитию речи

Коммуникативная система в речи является главенствующей, так как обслуживает общество и является общественным достоянием. В процессе коммуникации партнеры обмениваются сообщениями, содержащими для них нужную информацию. Владение выразительностью речи приобрело в наши дни глобальное значение - это основа взаимопонимания, как отдельных людей, так и целых народов. Это социальный заказ общества.

Серьезное внимание в контексте реализации программ нового поколения и решения задач коммуникативной компетентности уделяется активизации выразительности речи детей.

         Теоретические основы развития выразительной  речи у  детей младшего дошкольного возраста:

  • Понятие о выразительности речи у  младших дошкольников.
  • Методы  и приёмы формирования навыков выразительной  речи на этапе раннего дошкольного  развития в ДОО.
  • Роль фольклора в формировании навыков выразительной речи у младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья69.1 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклор как средство формирования навыков выразительной речи у детей младшего дошкольного возраста в ДОО.

                                                                

Коммуникативная система в речи является главенствующей, так как обслуживает общество и является общественным достоянием. В процессе коммуникации партнеры обмениваются сообщениями, содержащими для них нужную информацию. Владение выразительностью речи приобрело в наши дни глобальное значение - это основа взаимопонимания, как отдельных людей, так и целых народов. Это социальный заказ общества.

Серьезное внимание в контексте реализации программ нового поколения и решения задач коммуникативной компетентности уделяется активизации выразительности речи детей.

Актуальность данной темы обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Образовательная область «речевое развитие» включает в себя не только овладение речью, как средством общения и культуры, но и развитие звуковой интонационной культуры речи, фонематического слуха.

 Одним из ведущих принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Кроме того, стандарт содержит требования к структуре образовательной         программы дошкольного образования и её объему, в которых определены основные направления развития и образования детей. Одна из образовательных областей ФГОС ДО – познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Социальная ситуация развития детей в младшем дошкольном возрасте характеризуется увеличивающейся самостоятельностью ребёнка, расширением его знакомства с окружающим миром. Особенное изменение претерпевает общение: на смену деловому сотрудничеству раннего возраста приходит познавательная форма общения. Развитие речи в данном возрасте воспитывает у ребёнка звуковую культуру речи, формирует словарный запас, обогащает речь выразительными средствами.

Фольклор представляет настоящую сокровищницу мудрости, исключительные образцы языка народа, накопленные многими поколениями. Народное творчество легло в основу русской системы дошкольного воспитания и произошло соединение народной и теоретической педагогики. Фольклор зачастую используется в дошкольных образовательных организациях только в качестве средства нравственного воспитания.

Е.М. Хватцев в своих исследованиях выделяет средства, которые формируют выразительность речи дошкольников. М.В. Ермолаева в своей работе выделяет группы методов и приёмов, способствующих развитию навыков выразительности речи. Н.К. Крупская выделяет принцип народности воспитания, который осуществляется в раннем детстве, в процессе овладения родной речью.

Понятие о выразительности речи у младших дошкольников

Речь является средством человеческого общения. Без неё люди не имели бы возможности получать и передавать большое количество информации. А.Н. Леонтьев определяет речь, как предмет лингвистики, а также в качестве предмета психологии. Кроме того, по его мнению, речь – это система физиологических процессов, осуществляющих эту речевую деятельность.

По мнению М.Р. Львова, слово «речь» в русском языке имеет несколько значений:

- первое значение связано с процессом;

- второе значение заключается в продукте речевой деятельности;

- третье значение характеризует речь в качестве ораторского жанра.

Необходимо отличать понятия «язык» и «речь». Язык – это система знаков, использующихся для передачи сочетания звуков, имеющих определённое значение. Речь же – это само общение, выражение мыслей человека.

Речь без усвоения языка невозможна. Ребёнок с нарушением слуха испытывает затруднения в процессе усвоения речи, следовательно, у такого ребёнка наблюдаются нарушения в языковом и речевом развитии.

Вопросу, связанному с формированием лексики ребенка посвящено большое количество самых различных исследований, в которых данный процесс освещается с различных сторон. Формирование лексики напрямую зависит, с одной стороны с формированием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с формированием каждого компонента речи, к которым относится фонетико-фонематический и грамматический строй речи.

По мнению знаменитого советского психолога Д.Б. Эльконина, основными факторами, которые способствуют формированию лексики, являются:

1.        Формирование основных представлений ребенка об окружающей действительности. Это происходит в процессе того, как ребенок начинает знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий;

2.        Речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком;

3.        Социальная среда, в которой происходит воспитание ребенка.

Очень важным периодом в речевом развитии ребёнка является стадия перехода от доречевых признаков к первым словам. К этому времени пассивный словарь ребёнка содержит порядка 50 – 70 слов. Е.М. Мастюкова, проанализировав материалы детских высказываний именно этого периода, пришла к выводу, что воспринимаемый и воспроизводимый языковой материал ребёнка до определённого момента обнаруживает только план общего содержания, внимание которого сосредоточено только на общем смысле слова, заключенном в его лексической основе. Этот период развития ребёнка характеризуется появлением в его речи первых нерасчлененных слов, так называемого «лепетания». Нерасчлененные слова – это слова, которые представляют собой фрагмент услышанного ребёнком слова, которое состоит в основном из ударных слогов. Например, ребенок слышит слово «молоко», а произносит «моко». Большинство исследователей характеризуют данный период развития речи стадией «слово – предложение». Такое слово-предложение не сочетает слова по грамматическим правилам языка, а в звукосочетаниях отсутствует грамматически оформленный характер. С первых слов ребёнок произносит в своей речи существительные, некоторое время употребляя их в неизменном виде.

Именительный падеж, как правило, является первоначальной исходной формой существительного, потому что именно эту форму ребенок слышит от взрослого, называющего ему окружающие предметы. Усвоение глагола, как названия действия происходит позднее, чем усвоение существительного. Первоначально при построении предложении ребёнок упускает действия предметов, и, таким образом, не произносит глаголы. Названия действий, которые появляются несколько позже, ребёнок использует в той форме, в которой он их воспринимает от окружающих взрослых, то есть в форме инфинитива или императива, побуждающего ребенка к тем или иным действиям или запрещающего их.

Закономерностью детской речи является позднее использование прилагательных, которые появляются значительно позже существительных, глаголов и некоторых наречий. Некоторое время ребёнок употребляет прилагательные после существительных, что не соответствует общепринятым нормам русского языка, поскольку в сознании ребёнка ещё не разделены предмет и его признак. Исходным пунктом развития детской речи является однословное предложение. В случае нормального развития этот пункт присутствует в речи ребёнка около шести месяцев, включая в себя небольшое количество словесных единиц.

Первый шаг в развитии детской речи состоит в том, что ребенок в возрасте от 1,5 до 2 лет в одном высказывании объединяет два, а затем три слова. Ребёнок расчленяет комплекс на части, вступающие между собой в различные комбинации. Этот период развития ребёнка характеризуется быстрым ростом словарного запаса, который в итоге уже к третьему году жизни составляет порядка 300 слов различных частей речи.

Анализ состава лексикона ребёнка полутора – двух лет позволяет сделать вывод, что на первом месте в нём – существительные, второе место отводится глаголам и наблюдается ничтожное количество прилагательных. Известно, что первыми в речи малыша появляются глаголы, которыми он может обозначать конкретные наблюдаемые действия. Сознательно употребляемые детьми первые прилагательные – это слова, которые обозначают размер, вкус, цвет, вес, температуру, разного рода оценки. Тот факт, что прилагательные ребёнок употребляет в контексте с разными существительными, говорит о том, что эти прилагательные уже являются самостоятельными лексическими единицами. Многие из прилагательных появляются сразу в составе антонимических пар (большой — маленький, горячий — холодный).

Процесс формирования лексики сопровождается уточнением значений слов. Сначала значение слова полисемантично, его значение аморфно, расплывчато. Поскольку слово может иметь несколько значений, оно может означать, как предмет, так и признак предмета, а также действие. Сопровождение слова определённой интонацией, мимикой и жестами способствует уточнению его значения. Л.С. Выготский подчеркивал, что в процессе развития ребенка значение слова изменяется. «Всякое значение слова во всяком возрасте представляет собой обобщение. Но значения слов развиваются. В тот момент, когда ребенок впервые усвоил новое слово, связанное с определенным значением, развитие слова не закончилось, а только началось; оно является вначале обобщением самого элементарного типа ко всем высшим типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий».

Развитие словаря ребёнка сопровождается тем, что значение слова постепенно сужается, поскольку общение со взрослыми способствует усвоению новых слов, уточнению их значений и корректировке употребления старых. Двухлетние дети, усваивая новые слова, соотносят их только с конкретным предметом. Таким образом, названия предметов, как и имена людей, являются для них именами собственными. К трёхлетнему возрасту ребёнок начинает усваивать слова первой степени обобщения, т. е. начинает понимать обобщающее значение наименований однородных предметов, действий, качеств — имен нарицательных.

Этот же возраст характеризуется усвоением ребёнком новых слов второй степени обобщения, которые обозначают родовые понятия – игрушки, посуда, одежда. Эти же слова обобщённо передают названия предметов, признаков, действий в форме имен существительных – полёт, чернота, плавание. К пятилетнему возрасту происходит усваивание новых слов, обозначающих родовые понятия, то есть слова третьей степени обобщения:

- цвет: белый, чёрный, красный;

- одежда: шапка, юбка, куртка;

- природа: лес, речка, поле.

Эти слова находятся на более высоком уровне обобщения по сравнению со словами второго уровня обобщения.

Обогащая свой жизненный опыт, усложняя деятельность и развитие общения с окружающими людьми, ребёнок количественно пополняет свой словарь. Кроме того, у ребёнка в младшем дошкольном возрасте начинает развиваться навык выразительности речи.

Первоначально выразительность речи проявляется в разученных ребёнком стихотворениях, песнях. Стихотворное творчество ребенка на начальной ступени обычно сопровождается его телодвижениями. Однако не все стихи ребенка непосредственно связаны с жестикуляцией. Есть песенки и прибаутки, не сопровождаемые никакими движениями и забавляющие ребенка своим содержанием, ритмом, мелодией.

Выразительность речи представляет собой понятие, у которого нет чёткого определения. Е.М. Хватцев выделяет средства, которые формируют выразительность речи дошкольников:

- богатый словарный запас;

- чистота и качество речи;

- использование художественных оборотов;

- образность речи.

По его мнению, именно в дошкольном возрасте закладывается база для последующего развития выразительной речи. Это объяснятся тем, что в таком возрасте формируются многие психические функции. Если ребёнок пропустил этап становления речи в дошкольном возрасте или у него по какой-то причине отсутствовало речевое общение – этот пробел восстановить не удастся. В дальнейшем у дошкольника появятся трудности с обучением: научить его читать и писать практически невозможно.

Л.П. Федоренко считает, что формирование звуковой выразительности речи дошкольников представляет собой совокупную работу, предполагающую развитие творческих способностей в разных направлениях, используя при этом индивидуальный подход и воспитание эстетического понимания слова. Это подготавливает почву для будущего выразительного чтения, развитие, эмоционально обогащает на всю жизнь, учит получать удовольствие от восприятия красоты словесных образов, речь такого человека отличается правильностью.

По мнению С.Л. Рубинштейна, речь маленького ребёнка часто обладает яркой выразительностью, но, зачастую, эта выразительность непроизвольна и неосознанна. Кроме того, выразительные моменты проявляются в речи в качестве импульсивной эмоциональности. Сознательная выразительность достигается только при систематической и тщательной работе.

А.М. Леушина выделила три ступени в развитии выразительной речи:

- Первая ступень характеризуется эмоциональностью, которая является отражением отношения ребёнка к миру. Эмоциональность в речи ребёнка не контролируется им, она произвольна.

- Вторая ступень характеризуется интонационной выразительностью речи, которая проявляется в сознательности. На данной ступени особую роль играет педагог и его методика обучения и воспитания.

- Третья ступень характеризуется переходом от интонационной выразительности к языковой. На данном этапе ребёнок осваивает средства интонационной выразительности: метафоры, эпитеты, сравнения для образной передачи мысли. На данной ступени не определены возрастные границы. Ребёнок может использовать в речи выразительные средства, как в младшем дошкольном возрасте, так и в старшем.

Умение правильно произносить звуки формирует навыки выразительной речи. Однако, умея правильно произносить звуки, ребёнок может говорить невнятно, небрежно не используя выразительные средства. В связи с этим с младшего дошкольного возраста необходимо учить ребёнка отчётливому, внятному произношению каждого звука, слова и фразы.

Выразительная речь дошкольника зависит также от постановки правильного дыхания, звучного голоса, чёткой дикции, нормального темпа. В младшем дошкольном возрасте речь ребёнка медленна, поэтому ему сложно справиться с выговариванием звукосочетаний и слов. По мере развития навыков владения артикуляционным аппаратом создаются предпосылки для формирования естественного темпа речи. Таким образом, совершенствование звуковой стороны речи: чёткости произношения, звучности и подвижности голоса, умения пользоваться темпом и ритмом речи, правильного дыхания является необходимым условием подготовки к формированию навыков выразительной речи.

Воспитание выразительности речи несёт в себе два значения:

Первое значение заключается в естественной выразительности повседневной детской речи.

Второе значение - в произвольной, осознанной выразительности при передаче заранее обдуманного текста (предложения или рассказа, который составил сам ребёнок, пересказа или стихотворения).

Выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи как средства общения, так как в ней проявляется субъективность отношения ребёнка к окружающей действительности. Выразительность возникает тогда, когда ребёнок дошкольного возраста хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения. Выразительность есть следствие того, о чём говорится. Эмоциональность проявляется, прежде всего, в интонации, в подчёркивании слов, в паузах, мимике и жестах, выражении глаз, в смене силы и темпа голоса.

Непринуждённая речь ребёнка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, которую необходимо закрепить и сохранить.

Н.С. Карпинская отмечает, что в младшем дошкольном возрасте дети могут передавать интонацию вопроса и ответа, проявлять в речи радость, удивление, недовольство, которые они уже пережили в своём опыте.

В младшем дошкольном возрасте у детей поддерживается простота и непосредственность исполнения. В среднем дошкольном возрасте дети по задания могут научиться передавать интонацию вопроса и ответа, наиболее яркие чувства (радость, удивление).

В старшем дошкольном возрасте дети уже могут выражать более разнообразные и тонкие чувства, такие, как нежность, тревога, печаль, гордость. Важной задачей в старшем дошкольном возрасте является развитие у ребёнка самостоятельности, творческой инициативы при чтении наизусть и при пересказе. У детей старшего дошкольного возраста одновременно с собственной эмоциональностью речи формируется умение слышать выразительность речи других, то есть анализировать на слух некоторые качества речи. Например, дошкольник может ответить, как было прочитано стихотворение – весело или грустно, шутливо или серьёзно.

Таким образом, вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника. Кроме того, развитие навыков выразительной речи в младшем дошкольном возрасте характеризуется интонационной выразительностью речи, которая проявляется в сознательности.

Методы и приёмы формирования навыков выразительной речи на этапе раннего дошкольного развития в ДОО

     На этапе раннего детства, в связи с конфигурацией ведущих мотивов общения и ведущей деятельности ребенка необходимо создавать условия, при которых у ребенка будет происходить формирование познавательной активности, которая направлена на исследование свойств объектов и их функциональности. В процессе взаимодействия с ребенком необходимо знакомить малыша со структурой предметного действия, обогащать его сенсорный опыт, постепенно формируя у ребенка способности к замещению в процессе использования предметов.

По мнению И.Н. Борисовой, одним из важных условий, обеспечивающих нормальное развитие детей раннего возраста, является единство педагогических и психологических воздействий со стороны всех, кто участвует в их воспитании: родителей, бабушек, дедушек, воспитателей. Развитию речи уделяется особое внимание в системе всего педагогического процесса. Результат овладения связной речью зависит от многих причин. Прежде всего, от социальной среды, которая обеспечивает ребенку речевое общение.

Для развития речевого развития детей на ранних стадиях онтогенеза необходимо создание психолого-педагогические условия развития речи, к которым относятся:

· общение родителей с ребенком в повседневной жизни (в процессе кормления, умывания, одевания, игр и т.д.);

· проведение специальных игр и упражнений, пусть элементарных, кратких по времени, но ежедневных;

· чтение сказок, стихов, пение, рассматривание картинок

· исключение из жизни ребенка стрессовых ситуаций. Нужно помнить, что даже незначительный стресс может стать причиной неправильного развития детской речи (и многих других негативных моментов в жизни ребенка);

· общение ребенка со сверстниками в детском саду и дома (на прогулке, детской площадке и т.д.);

· проведение родительских собраний с привлечение специалистов в области речевого развития (психологи, логопеды) для их ознакомления с основными условиями, методами и приемами развития речи детей;

· выполнение родителями рекомендации логопеда, психолога в домашних условиях;

· проведение специалистами логопедом и психологом индивидуальных консультаций с родителями и воспитателями.

О.В. Гаврилушкина  пишет о том, что главным механизмом полноценного психического и личностного развития ребенка является его собственная активность или иные виды активности ребенка, которые выступают в качестве ведущих. Так, в период младенчества главным механизмом развития ребенка является ориентировочно-исследовательская деятельность, осуществляемая в условиях манипулятивных действий с предметами (направленная на познание свойств предметов) и общения с взрослым. В период раннего детства главным механизмом является предметная деятельность, направленная на постижение функций предметов.

Одним из наиболее эффективных методов в формировании выразительности детской речи является театральная деятельность с детьми. Театральные игры насыщены  оптимальным содержанием для  художественно -речевой и игровой  деятельности.

Театральная  деятельность по мотивам известных и любимых сказок способствует концентрации внимания в себе всей совокупности средств  русского языка. Кроме того, театрализация предоставляет возможность дошкольникам для естественного ознакомления с богатой культурой русского народа. Разыгрывая сказки, играя роли персонажей, дошкольники учатся использовать разнообразные выразительные средства в их сочетании.

Театральная деятельность открывает широкие перспективы формирования выразительности речи детей, но в жестких временных рамках логопункта детского сада, сложно реализовать данный метод в полном объёме.

Проективная деятельность с детьми одно из новых направлений, которое может быть использовано для формирования выразительной речи детей.

М.В. Ермолаева в методике развития выразительности речи выделяет несколько групп методов.

Наглядные методы. При непосредственном наблюдении детьми изучаемых объектов в практике широко используется метод наблюдения  и его разновидности, которые представлены осмотром помещения, экскурсией, рассматриванием натуральных предметов. При недоступности непосредственного наблюдения детьми изучаемых объектов, применяется метод знакомства опосредованным путём, то есть применение  различных изобразительных средств, показа картин и фотографий, кинофильмов и диафильмов.

Опосредованные наглядные методы можно использовать в  дошкольном образовательном учреждении и при вторичном  ознакомлении с  объектом, и при закреплении полученных во время  наблюдения знаний, в формирвоании связной  речи. С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах), описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. Безусловно, все эти процессы невозможны  без рассказа воспитателя. Слово педагога может  направить восприятие детей, объяснить и назвать показываемое. Источник, который  определяет круг разговоров и рассуждений педагога – это наглядные предметы  и явления.

Словесные методы в детском саду используются реже, чем в школе. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. Программой  предусмотрено знакомство дошкольников с произведениями художественной  литературы, которую воспитатель читает детям. В старшем дошкольном возрасте используются также  более сложные методы – заучивание наизусть, пересказ.

Метод  рассказа менее  распространен в  дошкольных образовательных учреждениях. В  группах раннего возраста метод рассказа может быть использован в  качестве рассказа без демонстрации, в дошкольных группах – этические беседы, в которых педагог  рассказывает истории из жизненного опыта, благородные и героические поступки детей и взрослых.

В чистом виде словесные методы на данном  этапе развития образования используются  очень редко, поскольку в  дошкольном возрасте требуется  опора  на  наглядность. В связи с этим словесные и наглядные методы  применяются в совокупности. Например, кратковременный показ предмета или иллюстрации сопровождается небольшим рассказом воспитателя. Также  возможна демонстрация наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки -предмета и т. д.).

Практические методы. Целью практических методов является обучение  детей на практике  применять полученные знания, помочь усваивать с совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.

Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная) - универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи. Работа со знакомым литературным  текстом может проводиться с помощью игр-драматизаций, инсценировок. Эти же методы применимы для обучения рассказыванию. При ознакомлении детей с некоторыми явлениями быта и природы па занятиях могут быть использованы методы трудового характера (черенкование, приготовление пищи). К практическим методам следует отнести разработанные Т.И. Петровой наглядные игры-занятия, игры-инсценировки этического характера. Для их проведения требуется соответствующее оборудование: кукла и игрушечный мишка больших размеров (1 м 20 см), что обеспечивает действия с ними как с партнерами и дает большой воспитательный аффект, комплекты кукольной одежды, обуви, гигиенических принадлежностей.

Основной  задачей таких игр-занятий является воспитание культуры поведения детей. Кроме того, эти занятия представляют  важность и для  развития выразительности  речи, так как  обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи. Например, на занятии «Кукла Таня у нас в гостях» дети не только наблюдают действия с куклой, но и сами садятся вокруг накрытых к чаю столов, учатся поддерживать общий разговор во время еды, проявлять внимание к гостю и друг к другу, стараются красиво есть, правильно держать себя за столом.

Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное). Прием - это элемент метода. В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Прежде всего, их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные, игровые.

Наиболее распространены следующие словесные приемы. Речевой образец - правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской самостоятельности, полезно сопровождать образец другими приемами-пояснениями, указаниями. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей; во время одного занятия он мотет использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто четко, громко, неторопливо.

Повторение - преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей), а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.

Объяснение - раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Наиболее широко применяется этот прием в словарной работе, но он находит место и при решении других задач.

Указания - разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Различаются указания обучающего характера, а также организационные, дисциплинирующие.

Словесное упражнение - многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.

По мнению Л.П. Федоренко, оценка детской речи - развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. В условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей. Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи, она дается сразу после ответа, с тем, чтобы ее приняли во внимание при ответах другие дети. Оценка чаще касается положительных сторон речи. Если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться» - попытаться исправить свой ответ. В других случаях воспитатель может высказать свое мнение об ответе более кратко - похвалой, замечанием, порицанием.

Вопрос - словесное обращение, требующее ответа, задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. Имеется определенная классификация вопросов. По содержанию выделяются вопросы, требующие констатации, репродуктивные (Что? Какой? Где? Куда? Как? Когда? Сколько? и т. п.); более сложная категория - поисковые, т. е. вопросы, требующие умозаключения (Зачем? Почему? Чем похожи? и др.). По формулировке вопросы можно разделить на прямые, наводящие, подсказывающие. Каждый вид вопроса по-своему ценен.

Наглядные приемы - показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения), показ положения органов артикуляции при произнесении звуков также обычно сочетаются со словесными приемами, например, образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.

В развитии выразительности речи дошкольников очень важны игровые прагмы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов:

- интригующая интонация голоса при вопросе,

- утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания,

- использование шутки при объяснении задания.

Приемы развития речи можно разделить на прямые и косвенные. Эти категории приемов подробно разработаны дошкольной педагогикой. Примерами прямых приемов обучения являются образец, объяснение, вопрос, оценка детского ответа, указания и др.

Среди прямых приемов обучения можно выделить на определенном занятии с конкретным содержанием приемы ведущие, основные для данного занятия и приемы дополнительные. Например, на занятии по рассказыванию в зависимости от цели его и уровня умений детей ведущим приемом может быть образец рассказа, а другие - план, варианты плана, вопросы - будут дополнительными. На другом занятии ведущим приемом может быть план рассказа, дополнительным - коллективный разбор отдельного пункта плана и т. д. В беседе вопросы - ведущий прием; в обучении рассказыванию они играют дополнительную, второстепенную роль.

Косвенными приемами, являются напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.

На одном занятии обычно употребляется комплекс приемов. Например, сравнение предметов или иллюстраций сопровождается называнием, (образцом слова), объяснением, художественным словом, обращениями к детям. Воспитатель должен предварительно не только продумать общий ход занятия, но и тщательно наметить приемы обучения (точность и краткость формулировок, сочетаемость отдельных приемов). В методике приемы развития речи называют по-разному.

Наряду с термином «приемы обучения» используют и другие: «приемы работы по развитию речи», «приемы воспитания правильной речи», «приемы для решения речевой задачи». Эти термины также имеют право на существование. Как правило, их употребляют в тех случаях, когда речь идет о воспитательных мероприятиях (вне занятий). Можно говорить о приемах работы в уголке книги: совместное рассматривание книги воспитателем и ребенком, сортировка книг, их классификация, починка и др.

Приемы развития речи составляют основную специфику методики. Обоснованный, разумный отбор нужных приемов во многом решает дело. Благодаря использованию приемов развития речи происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к определенному речевому действию

Таким образом, в методике формирования и развития выразительности речи у детей младшего дошкольного возраста существует несколько групп методов и приёмов. На наш взгляд, наиболее оптимальными для данного возрастного периода, являются следующие методы: театрализованная деятельность, наглядные, словесные и практические методы. Метод рассказа воспитателя для детей младшего дошкольного возраста может стать утомительным и, как следствие, не поможет достигнуть положительного результата.

Среди приёмов формирования и развития выразительности речи можно выделить следующие: речевой образец воспитателя, повторение и словесное упражнение. На наш взгляд, метод указания, при котором детям разъясняется, что и как нужно говорить, в данном возрасте, не является эффективным средством.

Нами сделан вывод, что благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи.

Роль фольклора в формировании навыков выразительной речи у младших дошкольников

     Фольклор — устное народное творчество, существующее в виде: сказок, потешек, загадок, песен. Фольклор не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее и отображает новые социальные изменения.

Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.

Знаменитый швейцарский педагог Г. Песталоцци, обобщив опыт швейцарской народной педагогики, создал «Книгу для матерей». Он был убежден, что природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в дошкольном образовательном учреждении.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. По его мнению, воспитательный потенциал народа является огромной силой, которой не может быть в самых лучших системах.

Он глубоко верил в принцип «народ без народности — тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков — зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе не только нравственного развития, но и формирования выразительности речи дошкольников.

Принцип народности воспитания осуществляется в раннем детстве, в процессе овладения родной речью. Н.К. Крупская большое значение придавала развитию речи детей в семье, особенно в процессе общения матери с ребенком, она обращала внимание на то, что «материнский язык служит ему орудием выражения себя, своих мыслей, своих настроений».

Л.Н. Толстой писал о том, что народная культура сопровождала поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. По его мнению, в фольклоре заложена основа традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы является устное народное творчество, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся. Его принцип народной педагоги заключался в духовной жизни русского народа. Народная педагогика, по его мнению, раскрывает особенности национального характера, лицо народа, особенности его языка и речи.

Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах.

Пословицы и поговорки – это малые формы народного фольклора, которые характеризуются простотой и лаконичностью. В пословицах и поговорках хранится народная мудрость, исторические события, а также особенности исторического развития определённой эпохи.

По мнению, Н.И. Орловой, использование в речи пословиц и поговорок, способствует формированию лаконичности, выразительности. Кроме того, дошкольники учатся интонационно, окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Загадки – это метафорические выражения, иносказательные описания какого-либо предмета или явления. Отгадывая загадки, ребёнок всесторонне развивается. Кроме того, отгадывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Ф.А. Сохин пишет, что загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, благодаря загадкам, дети могут увидеть вторичные значения слов, а также у дошкольников формируются представления о переносном значении некоторых слов. С помощью загадок у детей происходит усвоение звукового и грамматического строя русской речи. Дошкольники заостряют своё внимание на конкретной языковой форме и анализируют её. По его мнению, загадка – это одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Особая роль в развитии детей младшего дошкольного возраста отводится такому малому фольклорному жанру, как потешки. Потешки своеобразны и по-своему, представляют особую ценность для ребёнка. Звуковой речевой поток, используемый в потешках, оказывает активизирующее действие. Когда взрослый использует в общении с ребёнком потешки, песенки и прибаутки, ребёнок непроизвольно испытывает радость и счастье от общения. Потешки - это яркие, богатые интонационными характеристиками, стихотворения, которые отражаются на речевом развитии ребёнка. Раннее знакомство с потешками, пестушками и прибаутками способствует формированию у ребёнка словарного запаса, развитию навыков выразительной, интонационной речи, связному выражению собственных мыслей и чувств, эмоций.

Н.И. Кравцов писал, что сопровождение действий взрослого и ребенка словами (особенно рифмованным стихотворным текстом) способствует непроизвольному обучению умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, выразительность, образность. Ребенок, подражая взрослому, постепенно начинает играть словами и звуками, словосочетаниями.

Многие потешки сопровождают первые сознательные действия и движения ребёнка, что способствует закреплению им пройденного материала. Ребёнок ассоциирует свои действия со звуковым сопровождением, и, как следствие, налаживает связь между действием и речью.

 Немаловажное значение фольклорных произведений состоит и в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном контакте со взрослым, ведь родители развлекают детей потешками, играя с их ручками и ножками, пальчиками (Сорока-сорока кашку варила», «ладушки-ладушки»), подбрасывая на руках или коленях, а большинство детей любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Фольклорные произведения как раз и способствуют насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Кроме того, потешки развивают мелкую моторику рук, что является важным элементов в процессе овладения речью и дальнейшего её развития. Благодаря потешкам, у ребёнка развивается фантазия, пробуждается интерес к новым словообразованиям. Ребёнок сам формирует речевые высказывания, проговаривает их вслух, интонационно показывает жестами и мимикой определённые действия, так или иначе связанные с содержанием потешки. Велико значение потешки и в воспитании у дошкольников дружелюбия, умения сопереживать, проявлять сочувствие.

Колыбельные песни являются одним из древнейших жанров фольклора. В русской народной культуре колыбельные песни – это напеваемые мелодии, которые успокаивают ребёнка.

Во-первых, колыбельные незаменимы именно на подготовительном этапе освоения речи, когда малыш учится воспринимать окружающие звуки и речь. Исследования А.П. Усовой показывают, что колыбельные песни имеют особое значение ещё в период вынашивания ребёнка. Будущей маме необходимо в период беременности напевать колыбельные песни малышу, так как после рождения он быстрее начнёт реагировать на знакомый голос, а также воспроизводить звуки – «гулить». Это является началом для развития его гортани – главного инструмента речевой деятельности.

Кроме того, в колыбельных песнях повторяются звукосочетания, фразы, а использование звукоподражания способствует развитию фонематического слуха. Развитию фонематического слуха у ребёнка будет способствовать напевание колыбельных песен разнообразными способами: на разные голоса, с использованием разных интонаций, громче, тише, переходя на шепот.

Колыбельная рассчитана на свойства памяти младенца, который еще не может прочно запоминать словесную информацию. Привыкая к повторяющимся интонациям песни, ребенок начинает делать различие между отдельными словами, что помогает ему лучше и быстрее овладевать речью, делать для себя понятным ее содержание.

В состав колыбельных песен входят только такие части речи, как имя существительное и глагол, текст песен отражает только то, что ребёнок может реально воспринимать: предметы и их движения. Характерными для колыбельных являются различные повторения с разнообразными звуковыми сочетаниями, слогами, отдельными словами и их цепочками. За счёт этого обогащается словарный запас ребёнка.

Главное влияние пения колыбельных на детей – развитие гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, формирование правильного произношения звуков, освоение интонационных богатств и различного темпа речи. Влияние пения колыбельных важно также для развития мышления ребенка.

По мнению Н.К. Радиной, язык сказок, особенно если речь идет о русских народных сказках, отличается большой живописностью: в нем множество красочных сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, которые помогают ребенку не только запомнить сказку, но и способствует развитию у него речи, обогащая его словарный запас.

Народные сказки почти всегда отражают жизнь народа, его борьбу за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение, то есть именно сказки оказывали воспитательную функцию, учили детей, что можно, а что нельзя, каким нужно быть, а каким нет.

З.А. Гриценко пишет о том, что превалирующее большинство сказок обладает оптимизмом сюжета, что значительно усиливает их воспитательное воздействие. Не смотря на то, что дети дошкольного возраста не способны к абстрактному мышлению, сказки они воспринимают легко из-за их образности. Дидактизм сказок позволяют использовать их для решения педагогических задач.

Язык народных сказок живой и выразительный, в нем встречается изобилие метких, остроумных эпитетов, смысловой поэтики. Ни в каких других произведениях, кроме народных, нельзя встретить такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся дошкольниками.

По мнению Н.А. Виноградовой, ребенок, будучи активным уже от природы, любит не только слушать сказки, но и действовать, творить с опорой на них. Поэтому сказки можно использовать на всех занятиях, направленных на развитие речи. К примеру, дети могут учиться составлять длинные предложения, придумывать прилагательные для характеристики героев.

Сказки помогают сформировать правильное звукопроизношение у детей. Например, по просьбе воспитателя, они могут дать имена героям, которые будут начинаться с определенной буквы, или выполнить другие подобные задания. Воспитатель может предложить детям сочинить конец сказки, начало которой придумывает сам. Это помогает развивать связную речь, дикцию, звукопроизношение, фантазию, мышление, воображение.

О.Л. Князева в своей программе «Приобщение детей к истокам народной культуры» определяет, что в дошкольном возрасте дети легче воспринимают именно рассказ, чем чтение, поэтому рассказывание более предпочтительнее, чем чтение. Воспитатель обычно на занятии сказку рассказывают дважды, но иногда может повторить и в третий раз. Это не будет надоедать детям при условии, что во время слушания воспитатель обеспечит их активность с помощью:

- выполнения имитационных движений (с помощь жестов показать какая была большая-пребольшая репка, как её тянут-потянут и др.);

- используются разнообразные наглядные пособия (воспитатель показывает фигурки настольного театра или картинки на фланелеграфе);

- побуждается интерес к драматизации сказки или к инсценировке.

Каждая ситуация в сказке может рассматриваться с точки зрения различных граней и смыслов. Чтение сказки позволяет ребёнку на бессознательном уровне вынести именно тот смысл, который является наиболее актуальным для него в данный момент времени. С течением времени смысл, который выносит из сказки ребёнок, может измениться. Зачастую дети просят своих родителей или воспитателя ещё раз прочитать сказку. Скорее всего, в данный момент, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребёнка и позволяет ему понять важные для себя вопросы. Многогранность смыслового значения способствует решению актуальных проблем для ребёнка в разные жизненные периоды.

Е.В. Соловьёва считает, что чтение сказок помогает расширить словарный запас, учит детей правильно строить как монологическую речь, так и диалог, влияют на развитие связной, логичной речи. Но кроме всех вышеперечисленных задач, наиболее важных, необходимо сделать устную речь дошкольников эмоциональной, образной и красивой.

Дети дошкольного возраста на примере сказок учатся видеть, какие языковые средства используются для того, чтобы передать особенности характера и настроения героев, передают свое отношение к событиям сказки и ее действующим персонажам.

Благодаря сказке у детей формируется языковая культура личности, дети начинают овладевать многозначностью народной речи, её художественно-образным богатством, сюжетом, вариативностью.

Таким образом, нами выявлено, что фольклор включает в себя пословицы и поговорки, загадки, сказки, потешки, колыбельные песни. Данные элементы русского народного фольклора по-своему, влияют на формирование и развитие выразительной речи младших дошкольников. Кроме того, работа по развитию выразительности речи средствами фольклора должна иметь систематический характер.

Таким образом, подойдем к выводу, что на основе психолого-педагогической литературы, исследована проблема развития навыков выразительности речи младших дошкольников. Нами сделан вывод, что вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника. Кроме того, развитие навыков выразительной речи в младшем дошкольном возрасте характеризуется интонационной выразительностью речи, которая проявляется в сознательности.

В методике формирования и развития выразительности речи у детей младшего дошкольного возраста существует несколько групп методов и приёмов. На наш взгляд, наиболее оптимальными для данного возрастного периода, являются следующие методы: театрализованная деятельность, наглядные, словесные и практические методы. Метод рассказа воспитателя для детей младшего дошкольного возраста может стать утомительным и, как следствие, не поможет достигнуть положительного результата.

Среди приёмов формирования и развития выразительности речи можно выделить следующие: речевой образец воспитателя, повторение и словесное упражнение. На наш взгляд, метод указания, при котором детям разъясняется, что и как нужно говорить, в данном возрасте, не является эффективным средством.

Мною сделан вывод, что благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи.

Мною выявлено, что фольклор включает в себя пословицы и поговорки, загадки, сказки, потешки, колыбельные песни. Данные элементы русского народного фольклора по-своему, влияют на формирование и развитие выразительной речи младших дошкольников:

- Использование в речи пословиц и поговорок, способствует формированию лаконичности, выразительности;

- Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова;

- Потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям, помогают ассоциировать свои действия со звуковым его сопровождением, налаживая связь между действиями и речью;

- Колыбельные песни способствуют развитию гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, формируют навыки правильного произношения звуков, способствуют освоению интонационных богатств речи;

- Сказки формируют языковую культуру личности, дети начинают овладевать многозначностью народной речи, её художественно-образным богатством, сюжетом, вариативностью.

Таким образом, фольклор является эффективным средством развития навыков выразительной речи у детей младшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков связной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Связная речь неотделима от мира...

Музыкально - образовательный проект на тему: " Народный фольклор, как средство формирования духовно - нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста".

Тема проекта определена в связи с отсутствием иситемы приобщения дошкольников 3 - 4 лет к народной культуре и использовании её в различных видах деятельности.Цель: Приобщение детей к истокам русской н...

Дидактические игры, используемые в формировании интонационной выразительности речи у детей младшего дошкольного возраста

Подборка дидакттических  игр для формирования выразительности речи у  детей 3-4 лет...

Перспективное планирование "Формирование образно-выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Задачи:1. учить замечать образно-выразительные средства речи при восприятии содержания художественных произведений;2. учить различать жанровую принадлежность произведения и некоторые специфические осо...

Детско- родительский проект «Фольклор как средство формирования духовно-нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста»

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, п...