Релаксация - путь к здоровью
консультация (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Люди, умеющие расслабляться, обладают не только большей гибкостью мышления, но и лучше приспособлены к борьбе со стрессами».
Р. Коуплан
Актуальность темы.
В настоящее время в ДОУ уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
В рамках здоровьесберегающего направления перед педагогами детского сада стоит задача - способствовать эмоциональному благополучию детей. Одним из методов работы, используемых при решении данной задачи, является метод релаксации.
Релакса́ция (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — снижение тонуса скелетной мускулатуры, специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.
Релаксация особенно эффективна для людей с повышенным мышечным тонусом. Доказано, что повышенный мышечный тонус ведёт к развитию заболеваний. Для людей с пониженным мышечным тонусом эффект релаксации будет меньше.
Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением.
Расслабление мышц помогает снять состояние гипервозбуждения нервной системы, помогая ей отдохнуть и восстановить равновесие. Поэтому обучение человека навыкам мышечного расслабления полезно как для снятия психической напряженности, так и для устранения симптомов ряда заболеваний (таких как головная и сердечная боль, гастрит, гипертония и т.д.).
Именно в период дошкольного возраста закладывается фундамент здоровья.
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности.
На сегодня, современные дети дошкольного возраста загружены не меньше взрослых. Они посещают детский сад, спортивные секции и разнообразные кружки. Занимаясь, они получают огромное количество информации, устают не только физически, но и эмоционально. Такие нагрузки отрицательно влияют на здоровье детей и неизменно порождают физическое напряжение и подвергают губительной нагрузке нервную систему и весь организм. У детей-дошкольников отмечается высокий уровень мышечного напряжения, различные формы нарушения психоэмоциональной сферы.
Последствия этих процессов родители ощущают в полном объеме: ребенок капризничает и быстро теряет интерес к развивающим занятиям, плохо кушает, валиться с ног от усталости, не может уснуть. Причиной этому становится ограничение круга общения дошкольников и сосредоточение их на компьютерах и телевизорах.
Нервная система ребенка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролировать процессы возбуждения и торможения нервной системы. Но, несмотря на это, существует множество способов, благодаря которым можно успокоить «разгулявшего» ребенка. Релаксация - необходимый для формирования здоровой психики процесс.
И поэтому так важно в работе с детьми использовать игры и упражнения на релаксацию.
Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, снять напряжение, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, помогает сконцентрировать внимание, увеличивает запас энергии.
Релаксация является одним из нетрадиционных способов оздоровления дошкольников. Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями — ещё один шаг к воспитанию у них уверенности в себе. Упражнения для релаксации рекомендуется выполнять всем дошкольникам. Но особенно они важны для тех, кто подвержен частым заболеваниям, а также тревожен, возбудим и гиперактивен.
Идеальное здоровье не возможно, если мозг и тело не отдыхают. Психический отдых имеет огромное значения для хорошего самочувствия. Релаксация снижает потребность тела на 50% в кислороде, снимает нагрузку с сердца на 30% процентов, понижает кровяное давление, приводит к синхронизации электромагнитных волн мозга, улучшает реакцию и память.
Поэтому данная программа актуальна, так как необходимо научить детей расслабляться и пользоваться средствами релаксации для борьбы с «перегрузками».
Цель и задачи релаксации.
Целью проведения релаксации является способствование снятия у детей внутреннего мышечного напряжения, приведению нервной системы и психики дошкольников в нормальное состояние покоя.
Использование релаксации помогает решить следующие задачи:
1.Укрепление физического здоровья и формирование красивой осанки;
2.Формирование положительных эмоций и чувств.
3.Восстановление энергетического баланса в организме, снятие мышечных спазмов. Качественная релаксация дает полноценный отдых всему телу.
4.Общее оздоровление. Совокупность всех вышеперечисленных действий релаксации избавляет организм от хронического напряжения, запускает скрытые резервы для самовосстановления.
Методы релаксации.
Методы релаксации, используемые при занятиях с детьми дошкольного возраста, основаны на игре. Дыхательные упражнения можно провести в любой момент, почувствовав, что ребенок после активной игры не может успокоиться, а расслабляющий массаж сделать непосредственно перед тихим часом, помогая погасить двигательную активность.
1. Мышечная
Эмоциональное перевозбуждение приводит в тонус мышцы, а напряжение мускулатуры не дает полноценно заниматься умственной деятельностью. Эти закономерности детально описал американский врач Э. Джекобсон. Разработанная им методика достаточно простая и основана на анатомических особенностях: обязательной смене напряжения мышц расслаблением. Практика активно применяется для дошкольников до сих пор, так как упражнения просты, доступны и не требуют дополнительных условий или инвентаря.
2. Дыхательная
Дыхательные упражнения вызывают не только изменения эмоционального состояния, но и влияют на химический состав крови. Сосредоточение на процессе дыхания позволяет переключиться с занимающего разум объекта возбуждения, в то время как глубокий вдох насыщает кровь кислородом. Снижение содержания адреналина, происходящее таким образом, позволяет расслабиться и успокоиться. Для применения техники дыхательной релаксации не обязательно выбирать конкретное время или место. Дома можно принять удобную позу на диване или в мягком кресле и максимально расслабиться. Десятиминутный блок дыхательной гимнастики вернет ясность ума и способность воспринимать новую информацию. Такая же релаксация для детей ускорит засыпание вечером и в тихий час.
3. Звуковая
Звуковая или акустическая релаксация взрослыми применяется подсознательно. Любимые треки успокаивают, поднимают настроение и работоспособность. Физики объясняют влияние определенного набора частот подстройкой клеток организма к звуковым волнам.
Дошкольникам не рекомендуется прослушивание электронной музыки. Это касается даже игрушек. Естественные звуки, издаваемые металлофоном или свистулькой, не агрессивны по отношению к детской психике, чего нельзя сказать о большинстве игрушек на батарейках. В качестве музыки для релаксации детей дошкольного возраста оптимально подойдут акустические композиции имитирующие звуки природы.
4. Аутотренинг
Основа методики аутотренинга — самовнушение. «Примеряя» на себя образ спокойного человека мы невольно им становимся. Мысленный приказ коже ощутить касание мягкой травы или теплого песка вызывает эмоции, переживаемые при реальных ощущениях. Дети, активно поддерживающие любую игру, способны достаточно быстро вжиться в образ.
Основное условие успешности аутотренинга для дошколят — использование понятных ребенку ассоциаций. Задача представить морской пляж вызовет недоумение у малыша, не видевшего моря, а предложение мысленно поплавать может даже напугать ребенка, испытывающего боязнь воды.
5. Арт-терапия
Рисование, лепка, конструирование с детьми выполняют сразу несколько задач. Кроме прививания группы навыков, арт-терапия оказывает влияние и на стабилизацию нервной системы. Даже отказывающийся изначально заниматься ребенок через несколько минут погружается в творчество. Воздействие на психику оказывают и созерцание предлагаемых к воспроизведению объектов, и тактильные ощущения от применяемых материалов.
Преследуя цель успокоить ребенка, достаточно грамотно подобрать объекты и цвета. Из предлагаемых комплектов карандашей стоит убрать черный, бордовый, алый. Оптимальные сюжеты: морское дно, зимние и лесные пейзажи, не подразумевающие применения агрессивных оттенков.
Принципы релаксации.
1. Сознательность – нацеливает на формирование у дошкольника понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения; осознавая оздоровительное воздействие, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.
2. Активность – предполагает высокую степень инициативы и творчества.
3. Систематичность и последовательность – предполагает непрерывность процесса.
4. «Не навреди!»
5. Постепенность.
6. Доступность и индивидуализация – учитывает индивидуальные особенности детей.
7. Цикличность – предполагает повторяющуюся последовательность.
8. Оздоровительная направленность – нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения.
Релаксационные техники.
Релаксационные техники – это способ снятия психоэмоционального напряжения у детей. Существуют разные релаксационные техники:
• техника помогающая достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела;
• техника помогающая добиться состояния релаксации путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой;
• техника «засыпания», колыбельные.
Подготовка к релаксации.
В использовании приёмов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.
1 этап
Лечь удобно и расслабиться. Дети ложатся на коврики, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещены.
2 этап
Прочувствовать и «осмотреть» все свое тело мысленным взором, вызывая чувство тепла и последовательно «осмотрев» все его части: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при этом закрыть глаза.
3 этап
Ощущение приятного тепла – комфорта от расслабленного тела, удовольствия, покоя.
Вводная часть перед каждым настроем
Дети ложатся на ковёр, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.
Ведущий. «Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их.
Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»
Рекомендации по применению техники релаксации.
Для применения данных техник важны удобные условия: отсутствие яркого света, комфортная температура, не стесняющая одежда, отсутствие мешающих шумов и других раздражителей. Нежелательно заниматься релаксацией на полный желудок, так как процесс пищеварения мешает расслаблению.
В моменты неудач и неприятностей необходимо научить детей настраиваться на положительные иллюзии, красивые фантазии. Для этого несколько раз в день надо на некоторое время задержаться на размышлении о приятном. Пусть в воображении детей предстанут самые добрые, самые приятные сцены, будь то действительность или фантазии. Упражнения на релаксацию выполняются в тихой, спокойной обстановке.
Расслабляться лучше с закрытыми глазами.
В зависимости от условий применения данных упражнений используются различные позы.
Во время выполнения упражнений на релаксацию учить детей распознавать ощущение напряженности и расслабленности.
Неоценимую помощь в деле воспитания малыша и улучшении его психического здоровья оказывает музыка. Еще древние знахари отметили ее способность излечить человека от различных недугов.
Например, звуки скрипки поднимают настроение, флейта может помочь при кашле, а мелодии альта устраняют неврозы. Музыка обладает поистине фантастическим умением регулировать психоэмоциональное состояние ребенка.
Она помогает преодолевать ощущения дискомфорта, выражающиеся страхом, неуверенностью, растерянностью и боязнью. Способствует этому и музыка природы. Релаксация достигается при прослушивании шелеста листьев и пенья птиц, шума дождя и журчания ручья.
Эти звуки избавляют малыша от беспокойств и страхов. Они дарят ему уверенность и хорошее настроение. Специалисты рекомендуют сочетать спокойные мелодии и звуки природы. Релаксация при этом наиболее эффективна.
Не спешить заканчивать релаксацию. Дети могут полежать, если им хочется.
Выходить из этого состояния нужно медленно, спокойно: сначала потянуться, словно после пробуждения ото сна, затем открыть глаза и потихоньку сесть.
При использовании упражнений на расслабление отдельных частей тела учитывается предыдущий вид деятельности детей (так, если было рисование или аппликация, то целесообразно выполнить упражнения на расслабление мышц рук, спины, шеи).
Важным в выполнении упражнений на релаксацию является то, что каждое действие должно доставлять приятные ощущения и удовольствие, способствовать хорошему самочувствию. Если взрослый замечает, что какой-нибудь ребенок после выполнения упражнений испытывает напряженность, страх, повышенную возбужденность, то надо выяснить причину и при необходимости прекратить занятия.
Кто может проводить релаксацию?
Упражнения на мышечные расслабления проводятся психологами, работающими с детьми. Такие занятия являются элементом оздоровительного курса. Но в то же время простая игровая релаксация для детей может быть использована воспитателями или родителями.
Расслабление в таком случае вызывается специальными игровыми приемами, каждый из которых, как правило, имеет образное название (это способно увлечь детей). Малыши выполняют упражнения на расслабление, не только копируя движения воспитателя. Детки перевоплощаются и входят в заданный им образ. Новые игры способны заинтересовать ребенка, что позволяет ему хорошо расслабиться. Эффект от занятия заметен сразу по спокойному выражению лица, ритмичному и ровному дыханию и т. д.
Ожидаемый результат.
При проведении упражнений на релаксацию у дошкольников приводится в нормальное состояние психика и нервная система; снимается внутреннее напряжение, скованность; формируется умение управлять своими чувствами и эмоциями; снижается психоэмоционального напряжение; пополняется запас энергии для дальнейшей активной деятельности; создается положительный эмоциональный настрой; развивается сенсорное восприятие, тактильная чувствительность, наблюдательность, внимание, артикуляционный аппарат, мелкая моторика.
Воспитывается уверенность в себе, а главное укрепляется физическое здоровье, формируется красивая осанка, положительные эмоции и чувства.
Наблюдается улучшение психического здоровья детей.
Наши наблюдения показали, что, расслабляясь, возбуждённые, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Таким образом, научившись расслаблению, каждый ребёнок получает то, в чём ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.
Однако, только системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Здоровый образ жизни с детства – путь к здоровью навсегда"
Цель проекта: создание условий для формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...
Конспект НОД по формированию здорового образа жизни в средней группе «Путь к здоровью»
Цель: формирование здорового образа жизниЗадачи: 1.обобщить знания детей о правилах личной гигиены, о сохранении своего здоровья; 2. учить детей заботиться о своем здоровье; 3. сов...
Проектирование и реализация эффективных путей укрепления здоровья ребенка через приобщение его к здоровому образу жизни
Проект региональной инновационной площадки ...
«Проектирование и реализация эффективных путей укрепления здоровья ребенка через приобщение его к здоровому образу жизни»
Проект региональной инновационной площадки Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан...
Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в ДОУ через использование технологии «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановского
Материал для консультации воспитателей...
Проект по формированию привычки к здоровому образу жизни "Путь к здоровью"
Проект по формированию привычки к здоровому образу жизни "Путь к здоровью"...
РЕЛАКСАЦИЯ – ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ УСПЕХУ
В статье описывается о профессиональном педагогическом выгорании. И предложен опыт работы через релаксацию....