Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в ДОУ через использование технологии «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановского
учебно-методический материал
Материал для консультации воспитателей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в ДОУ через использование технологии «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановского
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы и пр.
Технология «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановского состоит из 6 разделов:
- Диагностика, т.е. определение исходных показателей состояния здоровья и физического развития детей;
- Рациональная организация двигательной активности детей;
- Система эффективного закаливания;
- Комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств и методов;
- Обеспечение рационального питания;
- Создание условий для оздоровительных режимов детей.
- антропометрические показатели, включены определение длины и массы тела, а также индексов отношения длины тела к возрасту и массы тела к длине. Эти показатели отражают гармоничность развития ребенка.
-тесты по характеристике двигательной подготовленности проводятся воспитателями и инструктором по физкультуре, включают в себя стандартные параметры: бег на 10/30 м. в секундах, прыжки в длину с места в сантиметрах, метание веса 160-300г. правой и левой рукой в метрах. Также включается тест на «Общую выносливость»: дистанцию в метрах, которую ребенок пробегает со скоростью 1,0-1,2 м/сек. т.е. 2 коротких шага в секунду до появления одного из признаков начинающегося утомления: изменения ритма дыхания, нарушения перекрестной координации, покраснения кожи лица и т.д. Выявлена прямая корреляция между этим показателем и состоянием соматического здоровья ребенка. Чем больше пробегаемая дистанция, тем реже возникают респираторные заболевания. Также измеряется частота сердечных сокращений (в покое при стандартных пробах и ежедневных физических нагрузках), показатели артериального кровяного давления, пробы с задержками дыхания на вдохе и выдохе в секундах, ведется наблюдение за индивидуальной продолжительностью сна детей.
Все проводимые мероприятия отличаются преобладанием циклических, прежде всего беговых упражнений и особенно их комбинаций (бег, прыжки, марш и др). во всех видах двигательной активности для тренировки и совершенствования общей выносливости – наиболее ценного оздоровительного качества.
Утренняя гимнастика, как один из важных компонентов двигательного режима, направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. При составлении комплекса утренней гимнастики, наряду с традиционной, стараемся внедрить разные ее типы и варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения.
Оптимальная двигательная активность детей во время утренней гимнастики достигается путем подбора упражнений разной степени интенсивности, определенного количества повторений их выполнения.
В технологии Ю.Ф. Змановского не предлагаются конкретные комплексы, поэтому утреннюю гимнастику можно проводить с использованием разных танцевальных комплексов, ритмических упражнений.
Принципы технологии Ю.Ф. Змановского
гимнастические комплексы построены на основе повторяющихся циклических упражнений и сопровождаются музыкальным оформлением, что способствует улучшению эмоционального состояния детей.
Со средней группы внедряем оздоровительный бег. Самое главное в управлении процессом оздоровительного бега — постоянное уравновешивание программы введения режима нагрузок с состоянием и возможностями организма ребенка. Чтобы режим установленной нагрузки был максимально точным, необходим ежедневный экспресс – анализ. В этом залог эффективности занятия.
При реализации 3-го раздела технологии мы придерживаемся принципам эффективного закаливания, предложенным Ю.Ф. Змановским. Он рассматривает закаливание как систему оздоровительно-профилактических воздействий, реализуемая таким образом, чтобы каждый момент пребывания ребенка в детском саду (и желательно - в домашней обстановке) характеризовался как благоприятный для становления аппарата физической терморегуляции.
Обязательным условием эффективного закаливания по методике Ю.Ф. Змановского является:
-наличие не перегревающей одежды на открытом воздухе и в помещениях. Ребенок, находящийся на открытом воздухе, должен быть одет так, чтобы при отсутствии движений он испытывал ощущение зябкости. Одежда должна быть легкой, позволяющей двигаться без затруднений.
-поддерживание определенной температуры воздуха в помещениях, не превышающей +18-+20градусов Цельсия, так как при более высокой сверхкомфортной температуре механизмы физической терморегуляции не развиваются и создаются условия для возникновения респираторных заболеваний.
Кроме этого применяем специальные температурные закаливающие процедуры. Автор предлагает 2 основных метода контрастного закаливания:
-контрастные воздушные ванны с постепенно увеличивающейся разницей температур воздуха в двух помещениях, когда дети перебегают из одной комнаты в другую.
- контрастный душ, его методика близка вышеуказанной.
В реализации задач по решению проблемы воспитания здорового ребенка важно тесное взаимодействие и сотрудничество с семьей и социумом, это одно из условий эффективного оздоровления по технологии Ю.Ф. Змановского.
Целенаправленная, системная работа педагогического коллектива по технологии «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановского дает положительные результаты. Мониторинг состояния здоровья воспитанников показал, что к концу дошкольного возраста прослеживается положительная тенденция снижения заболеваемости: число часто болеющих детей снизилось, не было случаев заболевания пневмоний и хроническим тонзиллитом за последние 3 года. Индекс здоровья повышается. Кроме того, дети научились владеть своим телом, стали пластичнее, проявляют осознанное отношение к физическим упражнениям, к выпускной группе появляется саморегуляция физической нагрузки на занятиях.
Ю.Ф.Змановский в методике контрастного воздушного закаливания рекомендует
К концу дневного сна в одной из комнат (спальне, игровой или раздевалке) снизить температуру воздуха (по схеме)
Под звуки музыки, что создает радостный эмоциональный фон, лежа в постели поверх одеяла, дети выполняют в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения., охватывающие все группы мышц типа: подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками и последующим выпрямлением, перекрестное и параллельное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно, покачивание согнутых колен в правую и в левую стороны с противоположным движением рук, а также различные упражнения в положении лежа на боку, сидя, лежа на животе.
Затем дети встают с постели, выполняют в течение 1-1,5 мин циклические движения умеренной интенсивности (бег, ходьба, танцевальные элементы, нетрадиционные физические упражнения) попеременно в «холодном» и «теплом» помещениях, т.е. принимают общую воздушно- контрастную ванну.
По методике закаливания Ю.Ф.Змановского температура в «теплом» помещении сначала +23 +26 градусов, а в «холодном» - на +1+5 градусов ниже.
Разница температур увеличивается в течение 1,5 – 2 месяцев до +5+6 градусов за счет снижения температуры в «холодной» комнате.
Перебежек из одной комнаты в другую с пребыванием в каждой из них по 1,5 – 2 мин за время занятий (12-15мин) должно быть не менее шести.
Заканчивается процедура быстрыми перебежками из «холодной» комнаты в «теплую».
В это время дети играют в «Самолеты», «Перелетных птиц», «Спутники планет».
Прмечание:
После перенесенного респираторного заболевания процедура закаливания в первые 5-7 дней не проводится.
Имеющиеся исследования педагогов, опыт работы многих детских садов подтверждают высокий результат таких систематических занятий: у детей укрепляется здоровье, снижаются простудные и инфекционные заболевания, вырабатывается выносливость
Закаливание детей I группы нужно начинать с индифферентных раздражителей. Для воздушных ванн – это комфортные показатели температуры воздуха, для местных и общих водных процедур – температура кожи в состоянии теплового комфорта.
Для детей II и III групп начальная и конечная температура воздействующих факторов должна быть на 2-4°С выше, чем для детей I группы, а темп её снижения более медленным [5].
«Танцевальная физкультура» - так назвал ритмическую гимнастику профессор Ю.Ф.Змановский. Как и все занятия, ритмическая гимнастика имеет традиционную структуру: подготовительную часть, основную часть и заключительную.
Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, повышение частоты пульса, дыхания. Сюда входят упражнения для формирования правильной осанки и несложные упражнения для разных групп мышц, танцевальные шаги.
Основная часть направлена на развитие физических качеств, силы, гибкости, выносливости. Интенсивная нагрузка высокая. Упражнения силового характера должны предшествовать упражнениям на растягивание. Упражнения выполняются из различных положений: сидя, лежа на полу, сидя на пятках, лежа на животе и т.д.
Заключительная часть предусматривает постепенное снижение нагрузки. Для этого выполняются дыхательные упражнения, упражнения на расслабление в медленном темпе. Физическую нагрузку можно определять по-разному. Во-первых, методом пульсометрии: -высокая интенсивность ЧСС – 160-180 ударов в мин, -средняя интенсивность – 140-160 ударов в мин, -низкая – 120-140 ударов в мин. Во-вторых, физическая нагрузка определяется визуально: -нарушение координации движения, осанки, -изменение цвета лица, -дыхание, -потоотделение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития
В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...
Презентация на тему "Оптимизация физического развития детей дошкольного возраста через интегрированную деятельность"
Презентация на тему "Оптимизация физического развития детей дошкольного возраста через интегрированную деятельность"...
Авторская программа по физическому развитию детей дошкольного возраста с использованием технологии фитбол-аэробики и степ-аэробики «Играй-ка»
В программе описана организация образовательного процесса по развитию физических качеств детей посредством использования технологий: фитбол-аэробики и степ-аэробики «Детская аэробика»...
Статья "ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА"
Формирование речи ребенка – одна из основных задач дошкольного образования. Анализ данных результатов обследования речи за последние годы свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкол...
"Здоровые дети- здоровое будущее!" (физическое развитие детей дошкольного возраста с 0ВЗ )
Современные принципы и подходы к здоровью детей дошкольного возраста - презентация...
«Оптимизация здоровья и физического развития детей в условиях дошкольного учреждения»
Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Детский возраст – это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и псих...
Консультация для педагогов. «Оптимизация здоровья и физического развития детей в условиях дошкольного учреждения»
Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Детский возраст – это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и псих...