«Игровой самомассаж как одна из здоровьесберега-ющих технологий детей дошкольного возраста» А.А. Уманская
проект
«Игровой самомассаж как одна из здоровьесберегающих технологий детей дошкольного возраста»
А.А. Уманская
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovoy_samomassazh.docx | 22.56 КБ |
kartoteka_igrovoy_samomassazh.docx | 20.36 КБ |
konsultatsiya_dlya_pedagogov_igrovogo_samomassazh.docx | 17.63 КБ |
konsultatsiya_dlya_roditeley_igrovoy_samomassazh.docx | 17.96 КБ |
tehnologiya_igrovoy_samomassazh.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Московская область
Ленинский городской округ
Муниципальное автономное дошкольное
Образовательное
Учреждение
«Детский сад №22 «Город детства»
Адрес: 142718 Московская область, Ленинский городской округ, с/п Булатниковское, р.п. Дрожжино, ул. Южная, дом 11, корп. 1
Утверждаю
Заведующий МАДОУ
«Д/с №22 «Город детства»
________________________
Н. Я. Литвинова
«Игровой самомассаж как одна из здоровьесберегающих технологий детей дошкольного возраста» А.А. Уманская
Составитель
Инструктор по физической культуре
Глибчук С.А.
Дрожжино
2021-2022
«Игровой самомассаж по методу А. Уманской»
Актуальность:
Простудными заболеваниями чаще болеют дети, которые посещают детские сады. Детский садик – это коллективное место, и не болеть в нем практически невозможно.
До поступления в детский садик организм ребенка имел контакт с ограниченным кругом микроорганизмов, но в ДОУ ситуация резко меняется - многие детишки постоянно «цепляют» вирусы, заболевают вновь и вновь, едва успев восстановиться от предыдущего недуга. Осенью и весной в группе могут болеть одновременно несколько малышей — такова цена адаптации иммунитета. Когда многочисленные вирусы атакуют со всех сторон, многие задаются вопросом: какие способы борьбы с ними, а также профилактики являются наиболее эффективными и безвредными для организма? Существует масса препаратов, чья задача - поддержание и укрепление иммунной системы, но не стоит забывать про проверенные веками народные способы, в том числе, точечный самомассаж. Регулярный самомассаж повышает сопротивляемость организма различным вирусам, а во время течения болезни позволяют легче перенести ее и быстрее восстановиться. Точечный массаж является разновидностью рефлексотерапии и представляет собой лечение и профилактику заболеваний через давление на биоактивные точки тела. Одним из таких методов является точечный массаж биологически активных точек по системе профессора Аллы Алексеевны Уманской, разработанный в Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова.
Метод высоко эффективен для профилактики и лечения гриппа и ОРЗ, его эффект обусловлен усилением кровообращения в слизистых полости носа и ее пазух. При точечном массаже происходит стимуляция биоактивных зон и в кровь выбрасываются интерфероны и другие биологически активные вещества, усиливающие неспецифическую защиту организма.
Игровой массаж способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи. Дети с удовольствием включаются в процесс игрового массажа, одновременно получая представление о возможности укрепления здоровья. Забавные стихи привлекают внимание детей и позволяют не задумываться о терапевтическом значении упражнений.
Цель: Сохранение и укрепление здоровья воспитанников и приобщение к основам здорового образа жизни через игровой массаж.
Задачи:
-Познакомить детей с приемами игрового самомассажа по методу А. Уманской
- Обеспечить детям дошкольного возраста возможность сохранения здоровья.
-Сформировать у детей необходимые знания, умения, навыки по приобщению их к здоровому образу жизни;
-Научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.
Ожидаемые результаты:
-Усвоение детьми правил и приемов выполнения самомассажа.
- Снижение заболеваемости в группе и укрепление физического и психического здоровья;
Формы реализации:
-Беседы о здоровом образе жизни.
- Занятия из серии «Здоровье»
-Разучивание приемов игрового массажа.
-Применение игрового самомассажа на занятиях в качестве динамических пауз и на занятиях физической культуры.
Этапы
1 .Подготовительный этап.
-Изучение методических материалов, материалов из Интернет-ресурсов.
-Обозначение актуальности проекта.
-Постановка целей и задач.
-Подготовка картотеки самомассажа.
-Составление плана реализации.
2. Основной этап.
1-2 неделя | 3-4 неделя | 5 -6неделя | 7-8 неделя |
Беседа «Мое тело» (знакомство со строением тела человека) Занятие «Айболит спешит на помощь»(развитие понимания необходимости заботиться о своем здоровье) Обучение приемам самомассажа: - поглаживание; - растирание; - разминание; - вибрация.
| Массаж рук «Поиграем с ручками» Цель: Повышение функциональной деятельности головного мозга, оказание тонизирующего воздействия на нервную систему.
| Массаж волшебных точек ушей «Поиграем с ушками» Цель: Улучшение работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
| Закаливающее дыхание «Поиграем с носиком» Цель: Укрепление дыхательного тракта |
Циклограмма проведения самомассажа течении дня
Режимные моменты | Виды самомассажа |
Утро | Массаж рук |
Утренняя гимнастика | Массаж волшебных точек ушей, закаливающее дыхание. |
Проведение од фк | Массаж рук |
После сна | Массаж волшебных точек ушей, закаливающее дыхание. |
Работа с родителями
-Консультация «Игровой массаж по методу А. Уманской»
-Родительское собрание в форме викторины «Учимся быть здоровыми».
Работа с педагогами
-Консультация «Игровой массаж по методу А. Уманской»
-Мастер-класс «Точечный массаж (по методике А.А.Уманской) как одно из средств оздоровления детей в условиях ДОУ»
3. Заключительный этап.
Открытое занятие по познавательному развитию с использованием самомассажа «Быть здоровыми ? Легко!»
- Презентация проекта для педагогов ДОУ.
Вывод:
-Самомассаж позволяет усилить эффект занятия положительными эмоциями, вызвать интерес к заботе о своем здоровье. У воспитанников формируется привычка к здоровому образу жизни.
- Занятия игровым самомассажем способствует воспитанию сознанного отношения детей к укреплению своего здоровья.
-Метод высоко эффективен для профилактики и лечения гриппа и ОРЗ.
Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2—3 раза в день.
Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
Хорошо гулять в саду
И поет нос: «Ба-бо-бу».
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.
Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
Массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Поиграем с ручками»
Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну быстрей лови кураж
И начинай игру-массаж.
Дети растирают ладони до приятного тепла.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.
Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.
Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Переплетённые пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора
Дети встряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Массаж волшебных точек ушек
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
Количество повторений каждого упражнения зависти от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз.
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их вокруг.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок.
А теперь все тянем вниз
Ушко, ты не отвались!
Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.
Ушко кажется замёрзло
Отогреть его так можно.
Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ребёнок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течении 20-30 секунд.
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на!
Дети расслабляются и слушают тишину.
1. Для профилактики гриппа и ОРЗ точечный массаж рекомендуется делать 3-4 раз в день, последний раз за два часа до сна.
2. Точечный массаж выполняется кончиком указательного или среднего пальца. В профилактических целях производится слабое надавливание, в лечебных - максимальное надавливание. Воздействие на симметричные зоны можно проводить сразу двумя руками.
Предварительный просмотр:
Московская область
Ленинский городской округ
Муниципальное автономное дошкольное
Образовательное
Учреждение
«Детский сад №22 «Город детства»
Адрес: 142718 Московская область, Ленинский городской округ, с/п Булатниковское, р.п. Дрожжино, ул. Южная, дом 11, корп. 1
Утверждаю
Заведующий МАДОУ
«Д/с №22 «Город детства»
________________________
Н. Я. Литвинова
Картотека игровой самомассаж
Составитель
Инструктор по физической культуре
Глибчук С.А.
Дрожжино
2021-2022
«Игровой самомассаж по методике А.А.Уманской»
Комплексы массажа головы, рук, ушей
№ 1 Точечный массаж
Точечный массаж + пальчиковая гимнастика
Крылья носа разотри – раз, два, три
И под носом себе утри – раз, два, три
Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять
Вытри пот теперь со лба – раз, два
Серьги на уши повесь, если есть.
Заколкой волосы скрепи – раз, два, три
Сзади пуговку найди и застегни
Бусы надо примерять, примеряй и надевай.
А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.
А сюда браслетики, красивые манжетики.
Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.
Вот как славно потрудились и красиво нарядились
Осталось ноги растереть и не будем мы болеть
№ 2 Массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Поиграем с ручками»
1. Подготовительный этап.
2. Дети растирают ладони до приятного тепла.
3. Основная часть
o Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
o Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.
o Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
o Переплетённые пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
o Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
4. Заключительный этап. Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами.
Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну быстрей лови кураж
И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора
№ 3 Массаж волшебных точек ушек
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Является доступным для детей всех возростов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
«Поиграем с ушками»
1. Организационный момент.
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их вокруг.
2. Основная часть.
Упражнения с ушками.
«Найдём и покажем ушки»
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому
· «Похлопаем ушками»
Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок.
«Потянем ушки»
Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.
«Покрутим козелком»
Ребёнок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течении 20-30 секунд.
«Погреем ушки»
Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину.
3. Заключительный момент
Дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависти от возраста детей. В среднем это сотавляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушко кажется замёрзло
Отогреть его так можно.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на!
№ 4 Массаж рук.
Раз, два, три, четыре, пять!
№ 5 Массаж ушей.
№ 6 Самомассаж волосистой части головы.
Предварительный просмотр:
Московская область
Ленинский городской округ
Муниципальное автономное дошкольное
Образовательное
Учреждение
«Детский сад №22 «Город детства»
Адрес: 142718 Московская область, Ленинский городской округ, с/п Булатниковское, р.п. Дрожжино, ул. Южная, дом 11, корп. 1
Утверждаю
Заведующий МАДОУ
«Д/с №22 «Город детства»
________________________
Н. Я. Литвинова
Консультация для педагогов
Составитель
Инструктор по физической культуре
Глибчук С.А.
Дрожжино
2021-2022
Тема: «Игровой самомассаж»
Все родители мечтают вырастить своих детей здоровыми и счастливыми. Современные мамы и папы прекрасно знают, какое огромное влияние оказывают факторы окружающей среды на развитие маленького человека. Солнечный свет и тепло, свежий чистый воздух, полноценное и разнообразное питание, любовь и внимание взрослых- всё это та благодатная почва, на которой произрастает здоровье не только телесное, но и душевное.
Дошкольный возраст особенно важен в этом отношении, это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объёма информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребёнка как личности. К сожалению, многие недооценивают значение этого возраста, рассматривая его как переход от младенчества (когда ребёнку уделяется много внимания) к школьному периоду (когда внимание потребуется вновь, как своеобразный отдых, но именно сейчас формируются основные двигательные навыки, такие как ходьба, бег, прыжки, воспитывается осанка, умение управлять своим телом, проявляются такие черты характера как инициативность, настойчивость и самостоятельность. Именно в этом возрасте ребёнок ценит движение как способ самовыражения, способ познания окружающего мира, получая огромное удовольствие от новых умений и навыков.
Но как часто родители и педагоги, развивая детей интеллектуально и эстетически, забывают о физическом воспитании, относятся к нему как к чему-то второстепенному, происходящему само по себе.
Естественная потребность в активных движениях, свойственная детям этого возраста, подавляется взрослыми (не бегай, не шуми, не мешай, что самым отрицательным образом сказывается на настроении ребёнка, на его общем самочувствии.
Недостаток двигательной активности помогут восполнить специальные занятия. Игровой массаж и гимнастика на стульях прекрасно развивают все органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Кроме того, ласковые прикосновения рук, упражнения в виде игры доставляют большое удовольствие ребенку, укрепляют эмоциональную связь между детьми и взрослыми. В настоящее время большое внимание уделяется игровому массажу, который, как и гимнастика на стульях, является прекрасным средством профилактики и лечения различных заболеваний. Овладеть массажными приёмами может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта. В результате регулярных занятий массажем здоровый ребёнок станет более совершенным, а отстающий в развитии быстро догонит своих сверстников. Особую тревогу вызывает широкое распространение среди дошкольников дефектов и заболеваний опорно-двигательной системы, таких как плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз.
Игровой массаж обладает не только лечебным действием, проводить его можно и с профилактической и гигиенической целью.
Детский игровой массаж и гимнастика на стульях оказывают влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Так же стимулируют рост и развитие мышечной массы, способствуют поддержанию оптимального тонуса, являются своеобразным раздражителем рецепторов кожи глубже лежащих тканей. Укрепляя организм и содействуя общему развитию, массаж помогает предупредить заболевания.
Игровой Самомассаж
«Кто пасется на лугу»
Дети выполняют массаж спины
Далеко, далеко
Встать друг за другом паровозиком, положить руки на
плечи впередистоящего ребенка и похлопать по плечам.
На лугу пасутся
Загнуть большой палец на правой руке и рисовать
четырьмя остальными пальцами змейку вдоль
позвоночника впередистоящего.
Ко…
Покачать плечами вперед-назад.
-Козы?
Наклонить голову вперед
Нет, не козы!
Покачать головой вправо-влево.
Далеко, далеко
Повернуться на 180 и повторить движения 1 куплета
На лугу пасутся
Ко…Кони? Нет, не кони!
Далеко, далеко
Опять повернуться на 180 и повторить те же движения
На лугу пасутся
Ко…Коровы?
Повернуться на 90, покачать головой, руки на поясе
Правильно, коровы!
Пейте, дети, молоко,
Постепенно присесть. На последний слог быстро встать
Будете здоровы! Поднять руки вверх.
«Пироги»
Дети выполняют самомассаж тела
За стеклянными дверями
Выполнять хлопки правой ладонью
по левой руке от кисти к плечу.
Ходит мишка с пирогами
То же по правой руке
Здравствуй, Мишенька-дружок,
Хлопки по груди
Сколько стоит пирожок?
Хлопки по бокам
Пирожок-то стоит три,
Хлопки по пояснице
А готовить будешь ты!
Хлопки по ногам сверху вниз
Напекли мы пирогов,
Выполнять последовательное поглаживание.
К празднику наш стол готов!
«Наши спинки»
Дети выполняют массаж спины
В колоночку в круг встали,
Движения соответствуют тексту
Ладошками по спинке застучали.
Выполнять в течение 40 - 50 секунд
Хлопаем по лопаточкам,
хлопки
Спинка радуется.
Нарисовать пальцами рук улыбку
Дети спинку подставляют,
постукивание,
Со спинками играют,
поглаживание
Здоровья спинкам добавляют.
«Массаж дружба»
Дети выполняют упражнения, стоя друг за другом.
Мы немножко отдохнем и массаж спины начнем.
Встанем ровно как осинки
И у нас прямые спинки
Мы по спинке пробежим
Пальчиками постучим.
А потом ее погладим.
Плечи дружно мы расправим.
И уж точно знаем мы нам болезни не страшны.
Комплекс упражнений «Гимнастика на стуле»
И. п. сидя на стуле
1. Руки за голову, локти в сторону, наклоны вправо влево.
2. Руки за голову, локти в сторону, повороты вправо, влево.
3. Руки за голову, локти в сторону, круг вправо, влево.
4. Руки за голову, локти в сторону, подтянуть локти вниз округлить спину, затем выпрямить спину и подтянуть локти назад.
5. Положить правую руку на левое бедро, левую руку вытянуть за голову.
6. Положить левую руку на правое бедро, правую руку вытянуть за голову.
7. Правый локоть прижать к левому бедру, левую руку вытянуть вверх, посмотреть на ладонь.
8. Левый локоть прижать к правому бедру, правую руку вытянуть вверх, посмотреть на ладонь.
Предварительный просмотр:
Московская область
Ленинский городской округ
Муниципальное автономное дошкольное
Образовательное
Учреждение
«Детский сад №22 «Город детства»
Адрес: 142718 Московская область, Ленинский городской округ, с/п Булатниковское, р.п. Дрожжино, ул. Южная, дом 11, корп. 1
Утверждаю
Заведующий МАДОУ
«Д/с №22 «Город детства»
________________________
Н. Я. Литвинова
Консультация для родителей
Составитель
Инструктор по физической культуре
Глибчук С.А.
Дрожжино
2021-2022
Консультация для родителей
Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду.
Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы его организма.
Дошкольный возраст особенно важен в этом отношении, это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объёма информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребёнка как личности.
Но как часто родители и педагоги, развивая детей интеллектуально и эстетически, забывают о физическом воспитании, относятся к нему как к чему - то второстепенному, происходящему само по себе, в результате, многие мальчики и девочки плохо бегают, неправильно ходят, боятся залезть на лесенку или гимнастическую стенку, не умеют ловко ловить и бросать мяч. Естественная потребность в активных движениях, свойственная детям этого возраста, подавляется взрослыми (не бегай, не шуми, не мешай), что самым отрицательным образом сказывается на настроении ребёнка, на его общем самочувствии.
Недостаток двигательной активности помогут восполнить специальные занятия. Игровой самомассаж в сочетании с гимнастикой прекрасно развивают все органы и системы, оказывают общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Кроме того, ласковые прикосновения рук, упражнения в виде игры доставляют большое удовольствие ребенку, укрепляют эмоциональную связь между ним и взрослыми.
В настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. Овладеть приёмами игрового самомассажа может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта или специального образования.
В практике работы дошкольных учреждений сложилась тенденция к использованию традиционных методов проведения физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками, таких как гимнастика, физкультурные занятия, закаливающие мероприятия. Мы решили отступить от обычных методов и в целях укрепления и сохранения психического и физического здоровья, приобщения детей к основам здорового образа жизни внедрить в практику физкультурно - оздоровительной работы ДОУ игровой самомассаж. Под игровым самомассажем понимается следующее:
имитационные упражнения;
мимические упражнения;
упражнения для стоп, рук, спины;
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.
Общеизвестно, что основным видом деятельности дошкольника является игра. Соответственно, для успешного развития физических качеств, формирования навыков и умений в выполнении физических упражнений, активизации и совершенствовании основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности дошкольников, широко применяем игровой самомассаж.
Делая игровой самомассаж для определенной части тела, ребенок, как в голографическом оттиске, воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, развивает у ребенка позитивное ценностное отношению к собственному телу.
Обучение игровому самомассажу происходит на физкультурных занятиях, закрепляется материал в повседневной деятельности, во время закаливания (гимнастика после сна), физкультминуток, динамических пауз и т.д. Дети, выполняя упражнения, представляют себя разными персонажами: лисонькой, снеговиком, петушком или веселым лягушонком.
При проведении игрового самомассажа детей обучаем не надавливать с силой на указанные части тела, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая.
Массаж ног
Божьей коровки папа идёт.
Сидя, гладить ноги сверху донизу
Следом за папой мама идёт.
Разминать их.
За мамой следом детишки идут.
Похлопать их ладошками
Следом за ними малышки бредут.
«Шагать» пальчиками
Красные юбочки носят они,
Поколачивать кулачками
Юбочки с чёрными точечками.
Постукивать пальчиками
На солнышко они похожи,
Встречают дружно новый день.
Поднять руки вверх, скрестить, раздвинуть пальцы.
А если будет жарко им,
То прячутся все вместе в тень.
Погладить ноги ладонями, спрятать руки.
Массаж тела «Пироги»
За стеклянными дверями
Стоит мишка с пирогами.
Хлопки по левой руке от кисти к плечу.
Хлопки по правой руке так же.
Здравствуй мишенька – дружок.
Сколько стоит пирожок?
Хлопки по груди.
Хлопки по бокам.
Пирожок – то стоит три,
А лепить их будешь ты!
Хлопки по ногам сверху вниз.
Напекли мы пирогов
К празднику и стол готов!
Поглаживание в той же последовательности.
Массаж рук
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередно соединять мизинцы, потом безымянные пальцы и т. д.)
Вышли пальцы погулять.
(хлопки в ладоши)
Этот пальчик самый сильный,
(массаж правого большого пальца)
Самый толстый и большой.
(массаж левого большого пальца)
Этот пальчик для того,
(массаж правого указательного пальца)
Чтоб показывать его.
(массаж левого указательного пальца)
Этот пальчик самый длинный
(массаж правого среднего пальца)
И стоит он в середине.
(массаж левого среднего пальца)
Этот пальчик безымянный,
(массаж правого безымянного пальца)
Избалованный он самый.
(массаж левого безымянного пальца)
А мизинчик хоть и мал,
(массаж правого мизинца)
Очень ловок и удал.
(массаж левого мизинца).
Массаж лица «Хомячок".
Поглаживающие движения щеки от носа до ушей.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок,
Хомка рано встает,
Щечки моет, щечки трет.
Щечки гладим, носик трем,
Губки улыбаются, у нас все получается.
Массаж рук и ног «Черепаха».
Пощипывание поочерёдное рук от кисти к плечу
Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха.
Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!
Никого я не боюсь!
Поглаживание рук ладонями от кисти к плечу.
Черепаха – дом ходячий!
Голову под панцирь прячет.
Крепкий панцирь у неё
И защита и жильё.
При повторении стихотворения массируют ноги щиколоток вверх.
Массаж ушек «Ушки на макушке»
(выполнять движения по тексту)
Взяли ушки мы за мочки,
вниз потянем их,
А теперь потрем немножко
раз, два, три.
Взяли ушки за макушки,
вверх потянем их.
Вниз по ушкам побежали,
хорошенько все размяли.
Предварительный просмотр:
Московская область
Ленинский городской округ
Муниципальное автономное дошкольное
Образовательное
Учреждение
«Детский сад №22 «Город детства»
Адрес: 142718 Московская область, Ленинский городской округ, с/п Булатниковское, р.п. Дрожжино, ул. Южная, дом 11, корп. 1
Утверждаю
Заведующий МАДОУ
«Д/с №22 «Город детства»
________________________
Н. Я. Литвинова
«Игровой самомассаж как одна из здоровьесберегающих технологий детей дошкольного возраста»
А.А. Уманская
Составитель
Инструктор по физической культуре
Глибчук С.А.
Дрожжино
2021-2022
«Игровой самомассаж по методу А. Уманской»
Актуальность:
Простудными заболеваниями чаще болеют дети, которые посещают детские сады. Детский садик – это коллективное место, и не болеть в нем практически невозможно.
До поступления в детский садик организм ребенка имел контакт с ограниченным кругом микроорганизмов, но в ДОУ ситуация резко меняется - многие детишки постоянно «цепляют» вирусы, заболевают вновь и вновь, едва успев восстановиться от предыдущего недуга. Осенью и весной в группе могут болеть одновременно несколько малышей — такова цена адаптации иммунитета. Когда многочисленные вирусы атакуют со всех сторон, многие задаются вопросом: какие способы борьбы с ними, а также профилактики являются наиболее эффективными и безвредными для организма? Существует масса препаратов, чья задача - поддержание и укрепление иммунной системы, но не стоит забывать про проверенные веками народные способы, в том числе, точечный самомассаж. Регулярный самомассаж повышает сопротивляемость организма различным вирусам, а во время течения болезни позволяют легче перенести ее и быстрее восстановиться. Точечный массаж является разновидностью рефлексотерапии и представляет собой лечение и профилактику заболеваний через давление на биоактивные точки тела. Одним из таких методов является точечный массаж биологически активных точек по системе профессора Аллы Алексеевны Уманской, разработанный в Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова.
Метод высоко эффективен для профилактики и лечения гриппа и ОРЗ, его эффект обусловлен усилением кровообращения в слизистых полости носа и ее пазух. При точечном массаже происходит стимуляция биоактивных зон и в кровь выбрасываются интерфероны и другие биологически активные вещества, усиливающие неспецифическую защиту организма.
Игровой массаж способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи. Дети с удовольствием включаются в процесс игрового массажа, одновременно получая представление о возможности укрепления здоровья. Забавные стихи привлекают внимание детей и позволяют не задумываться о терапевтическом значении упражнений.
Цель: Сохранение и укрепление здоровья воспитанников и приобщение к основам здорового образа жизни через игровой массаж.
Задачи:
-Познакомить детей с приемами игрового самомассажа по методу А. Уманской и К. Динейки.
- Обеспечить детям дошкольного возраста возможность сохранения здоровья.
-Сформировать у детей необходимые знания, умения, навыки по приобщению их к здоровому образу жизни;
-Научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.
Формы реализации:
-Беседы о здоровом образе жизни.
- Занятия из серии «Здоровье»
-Разучивание приемов игрового массажа.
-Применение игрового самомассажа на занятиях в качестве динамических пауз и на занятиях физической культуры.
Этапы проекта
1 .Подготовительный этап.
-Изучение методических материалов, материалов из Интернет-ресурсов.
-Обозначение актуальности проекта.
-Постановка целей и задач.
-Подготовка картотеки самомассажа.
-Составление плана реализации.
2. Основной этап.
1-2 неделя | 3-4 неделя | 5 -6неделя | 7-8 неделя |
Беседа «Мое тело» (знакомство со строением тела человека) Занятие «Айболит спешит на помощь»(развитие понимания необходимости заботиться о своем здоровье) Обучение приемам самомассажа: - поглаживание; - растирание; - разминание; - вибрация.
| Массаж рук «Поиграем с ручками» Цель: Повышение функциональной деятельности головного мозга, оказание тонизирующего воздействия на нервную систему.
| Массаж волшебных точек ушей «Поиграем с ушками» Цель: Улучшение работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
| Закаливающее дыхание «Поиграем с носиком» Цель: Укрепление дыхательного тракта |
Циклограмма проведения самомассажа течении дня
Режимные моменты | Виды самомассажа |
Утро | Массаж рук |
Утренняя гимнастика | Массаж волшебных точек ушей, закаливающее дыхание. |
Проведение ОД фк | Массаж рук |
После сна | Массаж волшебных точек ушей, закаливающее дыхание. |
Работа с родителями
-Консультация «Игровой массаж по методу А. Уманской»
-Родительское собрание в форме викторины «Учимся быть здоровыми».
Работа с педагогами
-Консультация «Игровой массаж по методу А. Уманской»
-Мастер-класс «Точечный массаж (по методике А.А.Уманской) как одно из средств оздоровления детей в условиях ДОУ»
3. Заключительный этап.
Открытое занятие по познавательному развитию с использованием самомассажа «Быть здоровыми ? Легко!»
- Презентация для педагогов ДОУ.
Вывод:
-Самомассаж позволяет усилить эффект занятия положительными эмоциями, вызвать интерес к заботе о своем здоровье. У воспитанников формируется привычка к здоровому образу жизни.
- Занятия игровым самомассажем способствует воспитанию сознанного отношения детей к укреплению своего здоровья.
-Метод высоко эффективен для профилактики и лечения гриппа и ОРЗ.
Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2—3 раза в день.
Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
Хорошо гулять в саду
И поет нос: «Ба-бо-бу».
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.
Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
Массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Поиграем с ручками»
Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну быстрей лови кураж
И начинай игру-массаж.
Дети растирают ладони до приятного тепла.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.
Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.
Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Переплетённые пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора
Дети встряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Массаж волшебных точек ушек
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
Количество повторений каждого упражнения зависти от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз.
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их вокруг.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок.
А теперь все тянем вниз
Ушко, ты не отвались!
Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.
Ушко кажется замёрзло
Отогреть его так можно.
Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ребёнок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течении 20-30 секунд.
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на!
Дети расслабляются и слушают тишину.
1. Для профилактики гриппа и ОРЗ точечный массаж рекомендуется делать 3-4 раз в день, последний раз за два часа до сна.
2. Точечный массаж выполняется кончиком указательного или среднего пальца. В профилактических целях производится слабое надавливание, в лечебных - максимальное надавливание. Воздействие на симметричные зоны можно проводить сразу двумя руками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме «Информационно-коммуникационные технологии, как одно из средств познавательного развития детей дошкольного возраста»
Система работы со всеми участниками образовательного процесса....
«Игровой самомассаж как одна из форм здоровьесберегающих технологий»
laquo;От жизнерадостности, бодрости детейзависит их духовная жизнь, мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний,вера в свои силы».В. А. СухомлинскийОсновы здоровья и гармоничного развит...
Мастер – класс на тему: «Игровой самомассаж как одна из инновационных форм оздоровления детей дошкольного возраста».
Мастер - класс...
Консультация для родителей «Игровой самомассаж как одна из здоровьесберегающих технологий детей дошкольного возраста»
Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли здоровыми и физически крепкими, не страдали от лишнего веса и проблем с позвоночником. Сейчас, когда дети большую часть свободного времени п...
«Игровой самомассаж как одна из здоровьесберегающих технологий детей дошкольного возраста» А.А. Уманская
Игровой массаж...
консультация для родителей "«Игровой самомассаж как одна из здоровьесберегающих технологий детей дошкольного возраста»
Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли здоровыми и физически крепкими, не страдали от лишнего веса и проблем с позвоночником. Сейчас, когда дети большую часть свободного времени п...
Игровые технологии, как одно из условий формирования у детей дошкольного возраста основ правовой культуры.
Большое значение в педагогическом процессе воспитания правовой культуры отводится игровой деятельности. В игре дети в увлекательной форме закрепляют систему элементарных правил и обязанностей детей в ...