«Игровой самомассаж как одна из здоровьесберегающих технологий детей дошкольного возраста» А.А. Уманская
проект

Карпухина Ольга Вячеславовна

Предварительный просмотр:

Московская область

Ленинский городской округ

Муниципальное автономное дошкольное

Образовательное

Учреждение

«Детский сад №22 «Город детства»

Адрес: 142718 Московская область, Ленинский городской округ, с/п Булатниковское, р.п. Дрожжино, ул. Южная, дом 11, корп. 1

Утверждаю

Заведующий МАДОУ

«Д/с №22 «Город детства»

________________________

Н. Я. Литвинова

«Игровой самомассаж как одна из здоровьесберегающих технологий детей дошкольного возраста» А.А. Уманская

Составитель

Инструктор по физической культуре

Карпухина О. В.

Дрожжино

2021-2022

«Игровой самомассаж по методу А. Уманской»

 Актуальность:

 Простудными заболеваниями чаще болеют дети, которые посещают детские сады. Детский садик – это коллективное место, и не болеть в нем практически невозможно.      
       До поступления в детский садик организм ребенка имел контакт с ограниченным кругом микроорганизмов, но в ДОУ ситуация резко меняется - многие детишки постоянно «цепляют» вирусы, заболевают вновь и вновь, едва успев восстановиться от предыдущего недуга. Осенью и весной в группе могут болеть одновременно несколько малышей — такова цена адаптации иммунитета. Когда многочисленные вирусы атакуют со всех сторон, многие задаются вопросом: какие способы борьбы с ними, а также профилактики являются наиболее эффективными и безвредными для организма? Существует масса препаратов, чья задача - поддержание и укрепление иммунной системы, но не стоит забывать про проверенные веками народные способы, в том числе, точечный самомассаж. Регулярный самомассаж  повышает сопротивляемость организма различным вирусам, а во время течения болезни позволяют легче перенести ее и быстрее восстановиться. Точечный массаж является разновидностью рефлексотерапии и представляет собой лечение и профилактику заболеваний через давление на биоактивные точки тела. Одним из таких методов является точечный массаж биологически активных точек по системе профессора Аллы Алексеевны Уманской, разработанный в Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова.

 

Метод высоко эффективен для профилактики и лечения гриппа и ОРЗ, его эффект обусловлен усилением кровообращения в слизистых полости носа и ее пазух. При точечном массаже происходит стимуляция биоактивных зон и в кровь выбрасываются интерфероны и другие биологически активные вещества, усиливающие неспецифическую защиту организма. 

 

Игровой массаж способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи. Дети с удовольствием включаются в процесс игрового массажа, одновременно получая представление о возможности укрепления здоровья. Забавные стихи привлекают внимание детей и позволяют не задумываться о терапевтическом значении упражнений.



Цель: Сохранение и укрепление здоровья воспитанников и приобщение к основам здорового образа жизни через игровой массаж.

Задачи:

-Познакомить детей с приемами игрового  самомассажа по методу А. Уманской

- Обеспечить детям дошкольного возраста возможность сохранения здоровья.

-Сформировать у детей необходимые знания, умения, навыки по приобщению их к здоровому образу жизни;

-Научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.

Ожидаемые результаты:

-Усвоение детьми правил и приемов выполнения самомассажа.

 

- Снижение заболеваемости в группе и укрепление физического и психического здоровья;

 

Формы реализации:

-Беседы о здоровом образе жизни.

- Занятия из серии «Здоровье»

-Разучивание приемов игрового массажа.

-Применение игрового самомассажа на занятиях в качестве динамических пауз и на занятиях физической культуры.

 

Этапы

 

1 .Подготовительный этап.

-Изучение методических материалов, материалов из Интернет-ресурсов.

-Обозначение актуальности проекта.

-Постановка целей и задач.

-Подготовка картотеки самомассажа.

-Составление плана реализации.

 

2. Основной этап.

 

1-2 неделя

3-4 неделя

5 -6неделя

7-8 неделя

Беседа «Мое тело» (знакомство со строением тела человека)

Занятие «Айболит спешит на помощь»(развитие понимания необходимости заботиться о своем здоровье)

Обучение приемам самомассажа:

- поглаживание;

- растирание;

- разминание;

- вибрация.

 

Массаж рук «Поиграем с ручками»

Цель: Повышение функциональной  деятельности головного мозга, оказание тонизирующего воздействия на нервную систему.

 

Массаж волшебных точек ушей «Поиграем с ушками»

Цель: Улучшение работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

 

Закаливающее дыхание «Поиграем с носиком»

Цель: Укрепление  дыхательного тракта

Циклограмма проведения самомассажа течении дня

Режимные моменты

Виды самомассажа

Утро

Массаж рук

Утренняя гимнастика

Массаж волшебных точек ушей, закаливающее дыхание.

Проведение од фк

Массаж рук

После сна

Массаж волшебных точек ушей, закаливающее дыхание.

 

Работа с родителями

-Консультация «Игровой массаж по методу А. Уманской»

-Родительское собрание в форме викторины  «Учимся быть здоровыми».

Работа с педагогами

-Консультация «Игровой массаж по методу А. Уманской»

-Мастер-класс «Точечный массаж (по методике А.А.Уманской) как одно из средств оздоровления детей в условиях ДОУ»

3. Заключительный этап.

Открытое  занятие  по познавательному развитию с использованием самомассажа «Быть здоровыми ? Легко!»

- Презентация проекта для педагогов ДОУ.

Вывод:

-Самомассаж позволяет усилить эффект занятия положительными эмоциями, вызвать интерес к заботе о своем здоровье. У воспитанников формируется привычка к здоровому образу жизни.

- Занятия игровым самомассажем способствует воспитанию сознанного отношения детей  к укреплению своего здоровья.

-Метод высоко эффективен для профилактики и лечения гриппа и ОРЗ.

 

Закаливающее дыхание

  Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2—3 раза в день.

 

Надо носик очищать,  
На прогулку собирать.

Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.

На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.

Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

Хорошо гулять в саду
И поет нос: «Ба-бо-бу».

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».

Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.

Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.

Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

 

 

 Массаж рук

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

 

    Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну быстрей лови кураж
И начинай игру-массаж.

 Дети растирают ладони до приятного тепла.


Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.

     Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.


С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.

 Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.


Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.

    Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.


Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.

  Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.


Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.

Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.

Переплетённые пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.


Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора

Дети встряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

 

 

 Массаж волшебных точек ушек

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

 Количество повторений каждого упражнения зависти от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз.

 

Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их вокруг.

Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому.

Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.

Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок.

А теперь все тянем вниз

Ушко, ты не отвались!
Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.

 

Ушко кажется замёрзло
Отогреть его так можно.

Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину


А потом, а потом
Покрутили козелком.

Ребёнок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течении 20-30 секунд.


Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра, 
Наступила ти-ши-на!

Дети расслабляются и слушают тишину.

 

1. Для профилактики гриппа и ОРЗ точечный массаж рекомендуется делать 3-4 раз в день, последний раз за два часа до сна.
2. Точечный массаж выполняется кончиком указательного или среднего пальца. В профилактических целях производится слабое надавливание, в лечебных - максимальное надавливание. Воздействие на симметричные зоны можно проводить сразу двумя руками.

 



Предварительный просмотр:

Московская область

Ленинский городской округ

Муниципальное автономное дошкольное

Образовательное

Учреждение

«Детский сад №22 «Город детства»

Адрес: 142718 Московская область, Ленинский городской округ, с/п Булатниковское, р.п. Дрожжино, ул. Южная, дом 11, корп. 1

Утверждаю

Заведующий МАДОУ

«Д/с №22 «Город детства»

________________________

Н. Я. Литвинова

Консультация для педагогов

Составитель

Инструктор по физической культуре

Карпухина О. В.

Дрожжино

2021-2022

Тема:  «Игровой самомассаж»

Все родители мечтают вырастить своих детей здоровыми и счастливыми. Современные мамы и папы прекрасно знают, какое огромное влияние оказывают факторы окружающей среды на развитие маленького человека. Солнечный свет и тепло, свежий чистый воздух, полноценное и разнообразное питание, любовь и внимание взрослых- всё это та благодатная почва, на которой произрастает здоровье не только телесное, но и душевное.

Дошкольный возраст особенно важен в этом отношении, это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объёма информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребёнка как личности. К сожалению, многие недооценивают значение этого возраста, рассматривая его как переход от младенчества (когда ребёнку уделяется много внимания) к школьному периоду (когда внимание потребуется вновь, как своеобразный отдых, но именно сейчас формируются основные двигательные навыки, такие как ходьба, бег, прыжки, воспитывается осанка, умение управлять своим телом, проявляются такие черты характера как инициативность, настойчивость и самостоятельность. Именно в этом возрасте ребёнок ценит движение как способ самовыражения, способ познания окружающего мира, получая огромное удовольствие от новых умений и навыков.

Но как часто родители и педагоги, развивая детей интеллектуально и эстетически, забывают о физическом воспитании, относятся к нему как к чему-то второстепенному, происходящему само по себе.

Естественная потребность в активных движениях, свойственная детям этого возраста, подавляется взрослыми (не бегай, не шуми, не мешай, что самым отрицательным образом сказывается на настроении ребёнка, на его общем самочувствии.

Недостаток двигательной активности помогут восполнить специальные занятия. Игровой массаж и гимнастика на стульях прекрасно развивают все органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Кроме того, ласковые прикосновения рук, упражнения в виде игры доставляют большое удовольствие ребенку, укрепляют эмоциональную связь между детьми и взрослыми. В настоящее время большое внимание уделяется игровому массажу, который, как и гимнастика на стульях, является прекрасным средством профилактики и лечения различных заболеваний. Овладеть массажными приёмами может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта. В результате регулярных занятий массажем здоровый ребёнок станет более совершенным, а отстающий в развитии быстро догонит своих сверстников. Особую тревогу вызывает широкое распространение среди дошкольников дефектов и заболеваний опорно-двигательной системы, таких как плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз.

Игровой массаж обладает не только лечебным действием, проводить его можно и с профилактической и гигиенической целью.

Детский игровой массаж и гимнастика на стульях оказывают влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Так же стимулируют рост и развитие мышечной массы, способствуют поддержанию оптимального тонуса, являются своеобразным раздражителем рецепторов кожи глубже лежащих тканей. Укрепляя организм и содействуя общему развитию, массаж помогает предупредить заболевания.

Игровой Самомассаж

«Кто пасется на лугу»

Дети выполняют массаж спины

Далеко, далеко

Встать друг за другом паровозиком, положить руки на

плечи впередистоящего ребенка и похлопать по плечам.

На лугу пасутся

Загнуть большой палец на правой руке и рисовать

четырьмя остальными пальцами змейку вдоль

позвоночника впередистоящего.

Ко…

Покачать плечами вперед-назад.

-Козы?

Наклонить голову вперед

Нет, не козы!

Покачать головой вправо-влево.

Далеко, далеко

Повернуться на 180 и повторить движения 1 куплета

На лугу пасутся

Ко…Кони? Нет, не кони!

Далеко, далеко

Опять повернуться на 180 и повторить те же движения

На лугу пасутся

Ко…Коровы?

Повернуться на 90, покачать головой, руки на поясе

Правильно, коровы!

Пейте, дети, молоко,

Постепенно присесть. На последний слог быстро встать

Будете здоровы! Поднять руки вверх.

«Пироги»

Дети выполняют самомассаж тела

За стеклянными дверями

Выполнять хлопки правой ладонью

по левой руке от кисти к плечу.

Ходит мишка с пирогами

То же по правой руке

Здравствуй, Мишенька-дружок,

Хлопки по груди

Сколько стоит пирожок?

Хлопки по бокам

Пирожок-то стоит три,

Хлопки по пояснице

А готовить будешь ты!

Хлопки по ногам сверху вниз

Напекли мы пирогов,

Выполнять последовательное поглаживание.

К празднику наш стол готов!

«Наши спинки»

Дети выполняют массаж спины

В колоночку в круг встали,

Движения соответствуют тексту

Ладошками по спинке застучали.

Выполнять в течение 40 - 50 секунд

Хлопаем по лопаточкам,

хлопки

Спинка радуется.

Нарисовать пальцами рук улыбку

Дети спинку подставляют,

постукивание,

Со спинками играют,

поглаживание

Здоровья спинкам добавляют.

«Массаж дружба»

Дети выполняют упражнения, стоя друг за другом.

Мы немножко отдохнем и массаж спины начнем.

Встанем ровно как осинки

И у нас прямые спинки

Мы по спинке пробежим

Пальчиками постучим.

А потом ее погладим.

Плечи дружно мы расправим.

И уж точно знаем мы нам болезни не страшны.

Комплекс упражнений «Гимнастика на стуле»

И. п. сидя на стуле

1. Руки за голову, локти в сторону, наклоны вправо влево.

2. Руки за голову, локти в сторону, повороты вправо, влево.

3. Руки за голову, локти в сторону, круг вправо, влево.

4. Руки за голову, локти в сторону, подтянуть локти вниз округлить спину, затем выпрямить спину и подтянуть локти назад.

5. Положить правую руку на левое бедро, левую руку вытянуть за голову.

6. Положить левую руку на правое бедро, правую руку вытянуть за голову.

7. Правый локоть прижать к левому бедру, левую руку вытянуть вверх, посмотреть на ладонь.

8. Левый локоть прижать к правому бедру, правую руку вытянуть вверх, посмотреть на ладонь.



Предварительный просмотр:

Московская область

Ленинский городской округ

Муниципальное автономное дошкольное

Образовательное

Учреждение

«Детский сад №22 «Город детства»

Адрес: 142718 Московская область, Ленинский городской округ, с/п Булатниковское, р.п. Дрожжино, ул. Южная, дом 11, корп. 1

Утверждаю

Заведующий МАДОУ

«Д/с №22 «Город детства»

________________________

Н. Я. Литвинова

Картотека игровой самомассаж

Составитель

Инструктор по физической культуре

Карпухина О. В.

Дрожжино

2021-2022

«Игровой самомассаж по методике А.А.Уманской»

Комплексы массажа головы, рук, ушей

 № 1 Точечный массаж

Точечный массаж + пальчиковая гимнастика

Крылья носа разотри – раз, два, три

И под носом себе утри – раз, два, три

Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять

Вытри пот теперь со лба – раз, два

Серьги на уши повесь, если есть.

Заколкой волосы скрепи – раз, два, три

Сзади пуговку найди и застегни

Бусы надо примерять, примеряй и надевай.

А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.

А сюда браслетики, красивые манжетики.

Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.

Вот как славно потрудились и красиво нарядились

Осталось ноги растереть и не будем мы болеть

№ 2 Массаж рук

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

1.     Подготовительный этап.

2.     Дети растирают ладони до приятного тепла.

3.     Основная часть

o        Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

o        Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.

o        Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

o        Переплетённые пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

o        Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

4.     Заключительный этап. Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

 Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами.

Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну быстрей лови кураж
И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора

 

№ 3   Массаж волшебных точек ушек

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возростов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

«Поиграем с ушками»

1. Организационный момент.

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их вокруг.

2. Основная часть.

Упражнения с ушками.

 «Найдём и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому

· «Похлопаем ушками»

Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок.

«Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.

 «Покрутим козелком»

Ребёнок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течении 20-30 секунд.

 «Погреем ушки»

Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину.

3. Заключительный момент

Дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависти от возраста детей. В среднем это сотавляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушко кажется замёрзло
Отогреть его так можно.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра, 
Наступила ти-ши-на!

№ 4   Массаж рук.

    Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистил стол,

Этот – резал,

Этот – ел,

Ну, а этот лишь глядел!

Соединить пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца; растирание ладоней друг о друга, растирание тыльной поверхности кисти кругообразными движениями; массаж концевых фаланг пальцев рук: зажать указательным и большим пальцем, делая вращательные движения с нажимом.

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы вернулись отдыхать!

Тонизация точки в центре ладошки большим пальцем другой руки.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик раз зевнул,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Массаж концевых фаланг пальцев другой руки; тонизация точки в центре ладошки.

Встали пальчики: «Ура!»

В детский сад идти пора.

Сжимать и разжимать пальцы рук.

№ 5  Массаж ушей.

    Теперь к ушам мы перейдем,

Их мы немного разотрем,

И лучше слышать мы начнем.

Ухо зажимаем между указательным и большим пальцем

Сначала сверху, посередке,

Мы мочку нежно разотрем.

Давайте уши мы потянем,

И убедимся, что же станет;

Вращательными движениями массируем каждую складку

Сначала вверх, как обезьянки,

И вниз, как у слона.

Вот здорово!

Еще немного покрутить,

И уши можно отпустить!

Мягко и медленно потянуть вверх, вниз, в сторону. Кругообразные движения вперед, назад.

 

  № 6    Самомассаж волосистой части головы.

 Хорошо всем слонам,

Носорогам и моржам,

И китам, посмотри!

У них самая толстая кожа.

Что хорошего? - скажешь мне ты.

Не страшны им порезы, занозы,

И царапины, и синяки.

Пожалей свою тонкую кожу

И начни со своей головы.

                               

Подушечками 10 пальцев сдвигаем кожу головы относительно черепа: от уха к центру, ото лба к центру, от шеи к центру, двумя руками навстречу друг другу.



Предварительный просмотр:

Московская область

Ленинский городской округ

Муниципальное автономное дошкольное

Образовательное

Учреждение

«Детский сад №22 «Город детства»

Адрес: 142718 Московская область, Ленинский городской округ, с/п Булатниковское, р.п. Дрожжино, ул. Южная, дом 11, корп. 1

Утверждаю

Заведующий МАДОУ

«Д/с №22 «Город детства»

________________________

Н. Я. Литвинова

Консультация для родителей

Составитель

Инструктор по физической культуре

Карпухина О. В.

Дрожжино

2021-2022

Консультация для родителей

Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду.

Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы его организма.

Дошкольный возраст особенно важен в этом отношении, это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объёма информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребёнка как личности.

Но как часто родители и педагоги, развивая детей интеллектуально и эстетически, забывают о физическом воспитании, относятся к нему как к чему - то второстепенному, происходящему само по себе, в результате, многие  мальчики и девочки плохо бегают, неправильно ходят, боятся залезть на лесенку или гимнастическую стенку, не умеют ловко ловить и бросать мяч. Естественная потребность в активных движениях, свойственная детям этого возраста, подавляется взрослыми (не бегай, не шуми, не мешай), что самым отрицательным образом сказывается на настроении ребёнка, на его общем самочувствии.

Недостаток двигательной активности помогут восполнить специальные занятия. Игровой самомассаж в сочетании с гимнастикой прекрасно развивают все органы и системы, оказывают общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Кроме того, ласковые прикосновения рук, упражнения в виде игры доставляют большое удовольствие ребенку, укрепляют эмоциональную связь между ним и взрослыми.

В настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. Овладеть приёмами игрового самомассажа может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта или специального образования.

В практике работы дошкольных учреждений сложилась тенденция к использованию традиционных методов проведения физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками, таких как гимнастика, физкультурные занятия, закаливающие мероприятия. Мы решили отступить от обычных методов и в целях укрепления и сохранения психического и физического здоровья, приобщения детей к основам здорового образа жизни внедрить в практику физкультурно - оздоровительной работы ДОУ игровой самомассаж. Под игровым самомассажем понимается следующее:

имитационные упражнения;

мимические упражнения;

упражнения для стоп, рук, спины;

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Общеизвестно, что основным видом деятельности дошкольника является игра. Соответственно, для успешного развития физических качеств, формирования навыков и умений в выполнении физических упражнений, активизации и совершенствовании основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности дошкольников, широко применяем игровой самомассаж.

Делая игровой самомассаж для определенной части тела, ребенок, как в голографическом оттиске, воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, развивает у ребенка позитивное ценностное отношению к собственному телу.

Обучение игровому самомассажу происходит на физкультурных занятиях, закрепляется материал в повседневной деятельности, во время закаливания (гимнастика после сна), физкультминуток, динамических пауз и т.д. Дети, выполняя упражнения, представляют себя разными персонажами: лисонькой, снеговиком, петушком или веселым лягушонком.

При проведении игрового самомассажа детей обучаем не надавливать с силой на указанные части тела, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая.          

Массаж ног

Божьей коровки папа идёт.

Сидя, гладить ноги сверху донизу

Следом за папой мама идёт.

Разминать их.

За мамой следом детишки идут.

Похлопать их ладошками

Следом за ними малышки бредут.

«Шагать» пальчиками

Красные юбочки носят они,

Поколачивать кулачками

Юбочки с чёрными точечками.

Постукивать пальчиками

На солнышко они похожи,

Встречают дружно новый день.

Поднять руки вверх, скрестить, раздвинуть пальцы.

А если будет жарко им,

То прячутся все вместе в тень.

Погладить ноги ладонями, спрятать руки.

Массаж тела «Пироги»

За стеклянными дверями

Стоит мишка с пирогами.

Хлопки по левой руке от кисти к плечу.

Хлопки по правой руке так же.

Здравствуй мишенька – дружок.

Сколько стоит пирожок?

Хлопки по груди.

Хлопки по бокам.

Пирожок – то стоит три,

А лепить их будешь ты!

Хлопки по ногам сверху вниз.

Напекли мы пирогов

К празднику и стол готов!

Поглаживание в той же последовательности.

Массаж рук

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередно соединять мизинцы, потом безымянные пальцы и т. д.)

Вышли пальцы погулять.

(хлопки в ладоши)

Этот пальчик самый сильный,

(массаж правого большого пальца)

Самый толстый и большой.

(массаж левого большого пальца)

Этот пальчик для того,

(массаж правого указательного пальца)

Чтоб показывать его.

(массаж левого указательного пальца)

Этот пальчик самый длинный

(массаж правого среднего пальца)

И стоит он в середине.

(массаж левого среднего пальца)

Этот пальчик безымянный,

(массаж правого безымянного пальца)

Избалованный он самый.

(массаж левого безымянного пальца)

А мизинчик хоть и мал,

(массаж правого мизинца)

Очень ловок и удал.

(массаж левого мизинца).

Массаж лица «Хомячок".

Поглаживающие движения щеки от носа до ушей.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок,

 Хомка рано встает,

Щечки моет, щечки трет.

Щечки гладим, носик трем,

Губки улыбаются, у нас все получается.

Массаж рук и ног «Черепаха».

Пощипывание поочерёдное рук от кисти к плечу

Шла купаться черепаха

И кусала всех от страха.

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь!

Поглаживание рук ладонями от кисти к плечу.

Черепаха – дом ходячий!

Голову под панцирь прячет.

Крепкий панцирь у неё

И защита и жильё.

При повторении стихотворения массируют ноги щиколоток вверх.

Массаж ушек «Ушки на макушке»

(выполнять движения по тексту)

Взяли ушки мы за мочки,

вниз потянем их,

А теперь потрем немножко

раз, два, три.

Взяли ушки за макушки,

вверх потянем их.

Вниз по ушкам побежали,

хорошенько все размяли.



Предварительный просмотр:

Московская область

Ленинский городской округ

Муниципальное автономное дошкольное

Образовательное

Учреждение

«Детский сад №22 «Город детства»

Адрес: 142718 Московская область, Ленинский городской округ, с/п Булатниковское, р.п. Дрожжино, ул. Южная, дом 11, корп. 1

Утверждаю

Заведующий МАДОУ

«Д/с №22 «Город детства»

________________________

Н. Я. Литвинова

Конспект по плаванию

Составитель

Инструктор по физической культуре

Карпухина О. В.

Дрожжино

2021-2022

Конспект сюжетно - игрового занятия по плаванию

 для воспитанников 6 года жизни

«В гостях у солнышка здоровья»

Образовательная область: «Физическое развитие»

Вид деятельности: плавание

Тип занятия: сюжетно-игровое

 

         Цель: Повышать мотивацию к занятию и приобщать детей к здоровому образу жизни через обучение детей плавательным способностям.

Задачи:

Оздоровительные:

  • Повышать через самомассаж защитные силы детского организма
  • Оздоровлять детей с помощью закаливающих мероприятий
  • Формировать правильную осанку

Обучающие:

  • Продолжать учить плавать кролем на груди при помощи движений ног, с доской в руках
  • Упражнять в скольжении на груди в положении «Стрела»
  • Закреплять умение выполнять продолжительный непрерывный выдох в воду
  • Продолжать закреплять умение принимать положение "лежа на груди" в игровом упражнении "Фонтан»; в упражнениях «Звездочка» и «Стрела»
  • Совершенствовать навыки погружения в воду с открыванием глаз

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей самостоятельность, умение действовать в команде, работать согласованно, умение творчески использовать приобретенные навыки

Предварительная работа

  • Познавательные беседы о здоровом образе жизни
  • Ознакомление с правилами закаливания  
  • Рассматривание иллюстраций, картинок о закаливании; карточек с изображением упражнений на воде
  • Цикл занятий в области «Физическая культура» (плавание)  
  • Разучивание специальных имитационных упражнений на суше
  • Игровые упражнения: «Насос», «Покажи пятки», «Медуза», «Проплыви в тоннель», «Слушай внимательно», «Заведи мотор», «Бегемотики», «Стрелочка»
  • Презентация дидактических игр: «Наше здоровье в наших руках», «Если хочешь быть здоров – закаляйся»
  • Чтение художественной литературы, пословиц и поговорок о закаливание, отгадывание загадок, заучивание стихотворения
  • Разучивание музыкально – ритмической гимнастики

Методы и приемы

  • Словесныебеседа, художественное слово, вопросы к детям, указания к действию, показ, объяснение, команды.
  • Наглядные: показ упражнений, зрительные и звуковые ориентиры, демонстрация картинок и цифр, мультимедийная презентация
  • Практические: повторение упражнений
  • Игровые: проблемно – игровая ситуация, игры и игровые упражнения
  • Стимулирующие: похвала, поощрение, подчеркивание достижений, ситуация успеха

Оборудование и инвентарь

  • Мультимедийное оборудование
  • Магнитофон с фонограммой детских песен и гимнастических упражнений.
  • Резиновые шапочки, надувные игрушки, резиновые шайбы, тонущие игрушки, обруч, плавательные доски
  • Массажные мячи, массажеры, корригирующие дорожки
  • Карточка с изображением цифр в пределах от 5 до 10 и изображением упражнений на воде
  • Звезды разного цвета
  • Витамины и фрукты

Форма организации

  • Фронтальная
  • Групповая
  • Индивидуальная

Виды деятельности

  • Игровая: игровая ситуация, игровые упражнения
  • Коммуникативная: отгадывание загадки, ответы на вопросы, проговаривание пословиц
  • Двигательная: музыкально-ритмическая гимнастика, танец, упражнения в воде и элементы техники плавания
  • Познавательная: рассказ педагога, демонстрация презентации о закаливании, счет в пределах десяти

Ход занятия

Организационный этап

(игровая ситуация – введение персонажа Вани Заболейкина)

Ведущий:  Здравствуйте ребята!
Я услышала громкий плач,  кто-то звал на помощь!
Что случилось у вас ребята? (обращается к детям)
Ребенок:  Да, это  Ваня Заболейкин, ему нужна помощь.
Ваня: Заболейкин Ваня я,
    Только болен я, друзья.
    У меня унылый вид,
    Очень голова болит.
    Ломит спину, колет бок,
    Нужен врач, он мне б помог.
Ведущий:
Хватит охать и реветь. Стыдно мальчику болеть.
Ты пришел к нам в детский сад. Здесь узнаешь от ребят:
Как здоровым, сильным быть. Как без грусти день прожить.
Правда, дети, мы ведь сможем? Заболейкину поможем?

 Дети: Да!

Ведущий: Какая у тебя странная фамилия, Заболейкин!
Ваня: А мне нравится моя фамилия, она мне как раз подходит, потому что я постоянно болею.
Ведущий: Иногда бывает так, что дети болеют, но надо стараться быть здоровым. Дети, а что надо делать, чтобы быть здоровым?
Дети: Заниматься спортом, делать зарядку, закаляться, кушать полезные продукты.
Ведущий: Действительно, каждый человек может сам себе укрепить здоровье. Недаром говорится:
«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

А сейчас, Ваня, ребятами как надо закаляться зимой и летом.

Дидактическая игра (презентация): «Закаливание зимой и летом»

Ведущий:  Давайте расскажем Заболейкину, как мы с вами закаляемся в бассейне.
Дети: 
Сначала мы раздеваемся до трусиков, выполняем упражнения, ходим по разным  дорожкам, моемся в душе, а затем плаваем в бассейне.
Ведущий: А закалять свой организм надо постепенно. Мы знаем правило, которого следует придерживаться при закаливании.  «Крепким стать нельзя мгновенно, закаляйся постепенно».

 Ваня, мы предлагаем тебе отправиться в «путешествие к Солнышку – здоровья»

Ведущий: Встанем смирно, без движенья, начинаем упражнения!

Проводится музыкально-ритмическая гимнастика («СА-ФИ-ДАНСЕ») под музыку «Солнышко лучистое»

Упражнение на дыхание: «Ветерок»

Основной этап

(Создание – проблемно - игровой ситуации)

Солнышко из-за занавеси: Здравствуйте, дети! Добро пожаловать в мою солнечную страну. Я рада видеть вас!

Мотивация деятельности:

Ведущий: Ребята, я открою вам маленький секрет! Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков, эти лучики живут в каждой клеточке вашего организма. Наше Солнышко спрятало свои лучики здоровья, и мы с вами сегодня постараемся собрать все эти лучики. Но для того, чтобы собрать эти лучики, надо правильно выполнить задания, которые для нас приготовило Солнышко. Ребята, вы согласны помочь Солнышку найти лучики здоровья?

Дети: да, согласны.

Солнышко:

  Ребята все мы знаем:

  Без дыханья жизни нет,                                                            

  Без дыханья меркнет свет.

  Дышат птицы и цветы                                                                                            

  Дышим он, и я, и ты.

  Чтобы лучше нам дышать будем пузыри пускать.

1. Игровое упражнение "Веселые пузыри"
(упражнение выполняется вдоль бортика) По сигналу сделать вдох, присесть, погрузиться под воду и выполнить через приоткрытый рот продолжительный непрерывный выдох в воду. Посмотреть, у кого окажется больше пузырей.

Ведущий: Все ребята молодцы, первый лучик вы нашли.

Солнышко: Следующее задание на задержку дыхания.

2. Игровое упражнение «Фонтан»

Дети по сигналу делают глубокий вдох, задерживают дыхание, ложатся на воду, выпрямляют руки и ноги. Выполняют ритмичные движения ногами вверх и вниз.

Ведущий: все ребята правильно справились с заданием.

Ведущий находит второй лучик здоровья.

Ведущий: Солнышко, наши ребята умеют делать «морские фигуры». Сейчас они будут их тебе показывать, а ты постарайся угадать, что это за морская фигура.

Солнышко: Морская фигура поверьте, друзья помочь позвоночнику рада всегда.

3. Игра «Сделай морскую фигуру».  Дети по карточкам выполняют поплавок, стрелочку, звездочку.

Солнышко: Молодцы, красивые фигуры у вас получились.

Ведущий находит третий лучик здоровья.

Солнышко: Укрепляя мышцы ног, вы на лодках сможете проплыть вперед?

4. Игровое упражнение «Лодочки плывут»

Дети выполняют упражнение кроль на груди с доской в руках.

Ведущий находит четвертый лучик здоровья.

Солнышко:

Игрушки, зверюшки попрятались на дно, но вы их ребятишки

достаньте все равно. Поглубже ныряйте, игрушки доставайте.

5. Игровое упражнение "Водолазы"

Ведущий: Я буду показывать карточку с цифрой, а вы будете доставать столько же игрушек со дна.  А солнышко будет проверять, правильно ли вы выполнили задание. Согласны? Сделав глубокий вдох и задержав дыхание, погрузиться под воду с открытыми глазами. Захватив предмет, лежащий на дне бассейна, вынести его на бортик.

Ведущий находит пятый лучик здоровья.

Солнышко: Чтобы ловкими нам быть, надо в обруч стрелочкой проплыть.

6. Игровое упражнение "Нырни в круг" повторяется 2 раза. Стоя в воде, преподаватель держит перед собой обруч. Ребенок проплывает в него стрелочкой.

Ведущий находит шестой лучик здоровья.

Солнышко: Ребята, вы любите отгадывать загадки? Я знаю очень трудную загадку и хочу сейчас загадать ее вам. Слушайте внимательно.
    Кинешь в речку - не тонет,
    Бьешь о стенку - не стонет,
    Будешь оземь кидать -
    Станет кверху летать!
Дети:  Мяч
Солнышко: Правильно мяч. Я думаю, вы все любите играть с мячом. Давайте поиграем в одну очень интересную игру.

Игра называется: «Наведи порядок»

Цель: развитие ловкости, выносливости, активности.

Дети разделены на 2 команды - «Ловкие» и «Умелые». Команды находятся у противоположных бортиков. Посередине бассейна натянута разделительная дорожка. На каждой половине бассейна плавает по 5-6 надувных игрушек и мячей. Под музыку дети начинают перекидывать мячи на сторону соперника, стараясь очистить свою площадку. Когда музыка остановится, игра заканчивается. Побеждает та команда, которой удалось «навести порядок».

Солнышко дарит лучик здоровья.

Заключительный этап

После игры проводится дыхательная гимнастика «Волны шумят».
Ведущий: Посмотрите, сколько плавает морских ежей. А эти ежи могут помочь сделатьсамомассаж.

Мы тебе, Ваня, сейчас это покажем. Возьмите дети по ежу, встаньте в круг, покатайте его между ладошками, по груди, по животу, а теперь повернитесь направо и покатайте ежиком круговыми движениями по спине соседа.

Ведущий: Ваня, тебе понравилось путешествие по солнечной стране? Теперь ты знаешь, что нужно делать, чтобы не болеть, ведь мы не только играли, но и закалялись.

Выходит, из – за занавеси Солнышко и говорит:

Спасибо вам ребята, что помогли собрать мне все лучики здоровья.
Ребята, а вам что понравилось больше всего? Какие задания или упражнения вам было трудно выполнять? Кто считает, что справился со всеми заданиями правильно, возьмет красную звезду, а у кого возникли трудности, возьмет синюю звезду. Вот какие молодцы ребята. Все успешно справились с заданиями. А чтобы вы всегда были здоровыми и сильными, я приготовила для вас «Волшебные пилюли» и фрукты (дарит витамины). И в заключении я приглашаю вас на 
танец «Дорога к солнцу».

Путешествие наше закончилось и напоследок вам просто необходимо пройти под «Водопадом здоровья», которое я вам приготовила.

Выход из воды

В раздевалке дети после душа растирают полотенцами свое тело, начиная с плечевого пояса, заканчивая ногами.

Дети проходят по «тропе здоровья» и после сушки волос делают массаж стопы и спины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрально-игровая деятельность как одна из форм развития детей дошкольного возраста

Материал из опыта работы воспитателя, в котором подробно рассматриваются все аспекты развития детей дошкольного возраста с использованием театрально-игровой деятельности....

Методические рекомендации ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Консультация для родителей «Игровой самомассаж как одна из здоровьесберегающих технологий детей дошкольного возраста»

Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли здоровыми и физически крепкими, не страдали от лишнего веса и проблем с позвоночником. Сейчас, когда дети большую часть свободного времени п...

«Игровой самомассаж как одна из здоровьесберегающих технологий»

laquo;Игровой самомассаж как одна изздоровьесберегающих технологий»Консультация для родителей...

«Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей дошкольного возраста»

    Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только ...

«Игровой самомассаж как одна из здоровьесберега-ющих технологий детей дошкольного возраста» А.А. Уманская

laquo;Игровой самомассаж как одна из здоровьесберегающих технологий детей дошкольного возраста» А.А. Уманская...

консультация для родителей "«Игровой самомассаж как одна из здоровьесберегающих технологий детей дошкольного возраста»

Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли здоровыми и физически крепкими, не страдали от лишнего веса и проблем с позвоночником. Сейчас, когда дети большую часть свободного времени п...