Минутки здоровья в народной традиции воспитания ребенка
консультация
Актуальность вопроса патриотического воспитания сегодня звучит везду и повсюду. Самое заветное желание мамы - папы - это растить здорового ребёнка. Традиционная педагогика народной культуры - кладезь творчества, мудрости и радости. В разработанном материале представлены 10 здоровьеформирующих ситуаций-игр в русле родной традиционной педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_zdorove_formiruyushchih.docx | 22.44 КБ |
Предварительный просмотр:
В традиционной педагогике нет-нет да и наткнёшься на интересную игру, необычную считалку, занимательную сказку или вдруг рассказанную байку….
Может быть, вам будет интересно узнать или вспомнить, что само слово «байка» произошло от глагола «баять», «баить» - говорить, а есть еще и такие значения как «шептать», «заговаривать».
Колыбельные байки-песенки – это еще и древние заговоры, «обереги», с помощью которых матери оберегали своих детей. Такого значение колыбельных песен про сон и дрёму, угомон.
С них мы и начнём разговор о здоровье формирующих играх, которые могут помочь в различных жизненных ситуациях ребенка.
- Провожая ребёнка из яви в сон, четверостишие колыбельной байки можно проинтонировать на любой близкий мотив, даже частушки:
Ходит сон по горе,
Носит дрёму в рукаве,
Всем детишкам продаёт,
Нашей Гале так даёт.
А детская песенка «Где ночует солнышко?» расскажет:
- Где ночует солнышко?
- У бабушки в постельке.
- А кто его бабушка?
- Синее Небо.
- А чем оно укроется?
- Шерстяною тучкой.
- А кто его укроет?
- Дедушка Ветер: Уу….Уу….
- Лаская ребёнка, сопровождать движение присловьем:
Тяни холсты – на покроичку. Медленно разводим руки в стороны.
Тяни холсты – на рубашечку. Медленно гладим «рубашечку» (от груди вниз)
Тяни-потягивай, Медленно разводим руки в стороны.
Поперёк покладывай. Собираем руки, обнимая ребёнка.
- Когда есть минуточка поиграть:
Игры в «Цапки» тренируют реакцию быстроту реакции, помогают развитию координации.
Игра «Папа-мама, есть хочу!» состоит в том, что ребёнок водит своим пальчиком по раскрытой ладони взрослого (можно крутить пальчиком в центре ладони), приговаривая:
Папа-мама, есть хочу
Хлеба с маслом не хочу,
А конфетку - ам!
Никому не дам!
На слове «ам!» взрослый «закрывает» ладонь и ловит пальчика малыша, если тот не успеет отдёрнуть его. Затем можно поменяться ролями.
Самый простой способ растормошить малыша - «пободать» его своей собственной головой. А игра в «Шило» помогает и сосредоточиться и вместе посмеяться.
Взрослый старается попасть своим указательным пальцем в вытянутый указательный пальчик ребёнка и при этом приговаривает:
Шило, шило,
Проскочило!
С последним словом палец взрослого намеренно соскальзывает, упирается в грудь ребёнка и щекочет его.
А игра в «Тюшки» доставит непременно удовольствие, а от взрослого определенную физическую выносливость.
Тюшки – тютюшки,
Весёлые все душки.
Подыму Ивана (говорится имя ребёнка)
На крутую горку.
Бух! Покатился! (с поднятых высоко колен, прокатить ребёнка вниз по выпрямленным ногам)
С горки свалился.
И, конечно, помочь встать ребёнку и пойти:
А лады, лады, лады,
Не посажены сады.
А мой Ванечка пойдёт,
Он посадит и польёт.
Топ, топ, топ, топ……….
- На прогулке, сидя на скамеечке вдвоём можно поиграть в «Баньку».
Взрослый складывает руки ладонями друг к другу, слегка согнув пальцы. Получается «домик» - «банька», сложенные большие пальцы - «труба». Ребёнок проводит указательным пальцем поочерёдно между пальцев взрослого, начиная с мизинца и безымянного ( с внешней стороны ладоней), и приговаривает:
Пусти в баньку!
Взрослый отвечает: Водички нет!
Затем ребёнок проводит пальцем между следущими - безымянным и средним пальцами взрослого:
Пусти в баньку!
Взрослый отвечает: Веничка нет!
Проводя между средним и указательным, ребёнок говорит:
Пусти в баньку!
Ответ: Мыла нет!
И наконец, проводя между указательным и большим:
Пусти в баньку!
Взрослый: Ну, теперь все есть - иди!
И тут малыш заходит в «баньку», просовывая палец между сложенными ладонями в отверстие и начинает тереть- растирать со словами:
Жарко, жарко, жарко!
Если, конечно, ребёнок не успевает выдернуть вовремя свой пальчик)))
А потом можно и ролями поменяться!
А на лавочке с друзьями в «Перстни» поиграть (вариант известной игры «Колечко»)
Дети садятся в ряд. Один,выбранный считалкой, становится ко всем спиной. Все складывают ладони «лодочкой». Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого участника игры. Одному из них он должен незаметно оставить «перстень» - колечко, камушек, орех, который зажат у него между ладонями. При этом он приговаривает:
Я по лавочке иду,
Золот перстень хороню -
В матушкин теремок,
Под батюшкин замок.
Вам не отгадать, не отгадать!
Мне вам не сказать, не сказать!
Сидящие отвечают:
Мы давно уже гадали,
Мы давно перстень искали -
Всё за крепкими замками,
За дубовыми дверями.
Стоящий спиной поворачивается, а ему приговаривают: «Покатилось колечко с красного крылечка - по овинам, по клетям, по амбарам, по сеням. Найди золотое колечко!» Если он найдёт, у кого из играющего спрятано кольцо, они встают спинами к другу и по команде: «Раз, два, три! Беги!» бегут в разные стороны, обегаю лавку. Кто первым сядет на свободное место, тот водящий. Он и прячет снова кольцо.
- Если вдруг заплакал:
- Рёва – корова, дай молочка!
Сколько стоит?
- Три пятачка! (ответы могут быть неожиданными)
Ай, не плачь, не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач!
Если будешь плакать –
Куплю худой лапоть (или: Начну лягушкой квакать: ква,ква,ква...)
Если ребёнок ушибся и плачет, то для утешения можно применить испытанный способ отвлечь от боли:
У волка боли,
У лисы боли,
А Петенькины боли
Уйдите за горы.
- Когда темнеет и пора с улицы домой возвращаться:
Вася, Васенька – дружок,
Ты не бегай на лужок,
Не прокладывай следок –
Тебя рыбка съест
Либо ящерка;
Либо деревце падёт,
Тее ножку расшибёт.
А для самых смелых малышей возможно и такую страшилку проговорить:
Не ходи за селом,
Там Яга с помелом.
Не ходи во потьмах,
Ходит страх во кустах.
- Время почитать, удивиться количеству героев и богатству интонаций:
Жил – был козёл,
Завсегда развесёл.
Он и по воду ходил,
Он и печку топил,
Он и кашу варил,
Деда с бабкою кормил.
Захотелось козлу
В поле-лес погулять,
Серых зайцев повидать.
Не ходи, козёл, гулять,
А то станем поминать:
Схватит волк тебя за хвост,
Да и бросит на мост.
Схватит он тебя за спинку
Да и бросит об осинку.
Схватит он тебя за рожки
Да и бросит об дорожку.
Схватит он тебя за нос
Да и бросит об овёс.
Не ходи, козёл, гулять,
Станем тебя веливать,
Всю родню собирать:
Козелка – Микитку,
Кошку – Степанидку,
Курочку – Маланью,
Бычка – Романьку,
Кобылку – Маринку,
Жеребка – Гаврилку,
Овечку – Дуняшу,
Барашка – Игнашку,
Свинку – Аксиньку,
Порося – Максимку,
Утку – Анютку,
Гусёнка – Матютку,
Индюшку – Феклушу,
Петушка – Митюшу.
Кто у нас старший?!
Кто у нас больший?!
Слава козлу! Слава!
Потренировать долготу выдоха можно попробовать, прочитав перечисление родни на одном дыхании.
- Помогать лень победить
- Что делаешь? - Лень, отвори дверь, сгоришь!
- Ничего. – Хоть сгорю, да не отворю.
- А она что?
- Помогать пришла.
- Когда времени не хватает, а рассказать надо. Помогут докучные сказочки:
Жила-была бабка
У самой речки.
Захотелось бабке
Искупаться в речке. или Сел медведь на колоду и -
И купила бабка бултых! – прямо в воду!
Себе мочало- Уж он мок, мок, мок,
Эта сказка хороша, Уж он кис, кис, кис.
Начинай сначала! Вымок, выкис, вылез, высох!
(и с начала))))
- А чистоговорки помогут речи стать красивой, грамотной и ясной:
Батон, бублик, баранку –
Пекарь испёк спозаранку.
Роса на траве, траве во дворе.
В нашей покупке-
Крупы и крупки.
Пошла Поля полоть в поле.
У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Ворона воровала цыплят,
А Варвара караулила.
Маленькая болтунья
Молоко болтала
Да не выболтала.
Коси, коса,
Пока роса.
Роса долой,
И мы домой.
Пей, пей, Еремей –
Не болотная вода,
Из колодца она!
Литература:
Чудесный короб: Русские народные песни, сказки, игры, загадки / Сост., запись и обработ. Г. М. Науменко. - М.: Дет. лит., 1988. - 206 с.
Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей: Методическое пособие / Е.И. Якубовская, Н. В. Еремина, Л. Н. Иванищенко; под общ. Ред. Е. И. Якубовской. Ч.1 - СПбАППО, 2008. - 108 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные традиции воспитания в семье
В статье представлен конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста. Особое внимание обращено на дифференцированный, личностно ориентированный и интегративного походы....
«Русские народные традиции воспитания детей»
Помощь в воспитании и развитии ребенка....
Русские народные традиции воспитания детей.
В русской народной традиции существовал свой подход к воспитанию детей. Этот подход ни в чём не уступает современным методикам раннего развития иностранных и отечественных авторов, а в некоторых момен...
Презентация педагогического проекта "К здоровью через народные традиции"
В презентации представлен опыт работы МАДОУ "Детский сад №250" г.Барнаул по формированию у детей дошкольного возраста мотивации и навыков здорового образа жизни через традиции и ценности рус...
Проект « Здоровье и народные традиции»
Проект « Здоровье и народные традиции» Проект составлен на основе педагогической технологии "метод проектов". Проект способствует повышен...
Консультация для родителей "Народные традиции воспитании детей"
Народные традиции - это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение.Трудовые традиции духовно...
НОД по здоровьесбережению "К здоровью через народные традиции"
Быть здоровыми, красивыми, полными сил хотят и взрослые и дети. А что для этого нужно делать? Всего лишь знать и выполнять правила здорового образа жизни. А дети нашего детского сада учаться быть здор...