Минутки здоровья в народной традиции воспитания ребенка
консультация

Денисова Анна Сергеевна

Актуальность вопроса патриотического воспитания сегодня звучит везду и повсюду. Самое заветное желание мамы - папы - это растить здорового ребёнка. Традиционная педагогика народной культуры - кладезь творчества, мудрости и радости. В разработанном материале представлены 10 здоровьеформирующих ситуаций-игр в русле родной традиционной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_zdorove_formiruyushchih.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

В традиционной педагогике нет-нет да и наткнёшься на интересную игру, необычную считалку, занимательную сказку или вдруг рассказанную байку….

Может быть, вам будет интересно узнать или вспомнить, что само слово «байка» произошло от глагола «баять», «баить» - говорить, а есть еще и такие значения как «шептать», «заговаривать».

Колыбельные байки-песенки – это еще и древние заговоры, «обереги», с помощью которых матери оберегали своих детей. Такого значение колыбельных песен про сон и дрёму, угомон.

С них мы и начнём разговор о здоровье формирующих играх, которые могут помочь в различных жизненных ситуациях ребенка.

  1. Провожая ребёнка из яви в сон, четверостишие колыбельной байки можно проинтонировать на любой близкий мотив, даже частушки:

Ходит сон по горе,

Носит дрёму в рукаве,

Всем детишкам продаёт,

Нашей Гале так даёт.

А детская песенка «Где ночует солнышко?» расскажет:

- Где ночует солнышко?

- У бабушки в постельке.

- А кто его бабушка?

- Синее Небо.

- А чем оно укроется?

- Шерстяною тучкой.

- А кто его укроет?

- Дедушка Ветер: Уу….Уу….

  1. Лаская ребёнка, сопровождать движение присловьем:

Тяни холсты – на покроичку.     Медленно разводим руки в стороны.

Тяни холсты – на рубашечку.    Медленно гладим «рубашечку» (от груди вниз)

Тяни-потягивай,                            Медленно разводим руки в стороны.

Поперёк покладывай.                 Собираем руки, обнимая ребёнка.

  1. Когда есть минуточка поиграть:

Игры в «Цапки» тренируют реакцию быстроту реакции, помогают развитию координации.

Игра «Папа-мама, есть хочу!»  состоит в том, что ребёнок водит своим пальчиком по раскрытой ладони взрослого (можно крутить пальчиком в центре ладони), приговаривая:

Папа-мама, есть хочу

Хлеба с маслом не хочу,

А конфетку - ам!

Никому не дам!

На слове «ам!» взрослый «закрывает»  ладонь и ловит пальчика малыша, если тот не успеет отдёрнуть его. Затем можно поменяться ролями.

Самый простой способ растормошить малыша - «пободать» его своей собственной головой. А игра в «Шило» помогает и сосредоточиться и вместе посмеяться.

Взрослый старается попасть своим указательным пальцем в вытянутый указательный пальчик ребёнка и при этом приговаривает:

Шило, шило,

Проскочило!

С последним словом палец взрослого намеренно соскальзывает, упирается в грудь ребёнка и щекочет его.

А игра в «Тюшки»  доставит непременно удовольствие, а от взрослого определенную физическую выносливость.

Тюшки – тютюшки,

Весёлые все душки.

Подыму Ивана     (говорится имя ребёнка)

На крутую горку.

Бух! Покатился! (с поднятых высоко колен, прокатить ребёнка вниз по выпрямленным ногам)

С горки свалился.  

И, конечно, помочь встать ребёнку и пойти:

 А лады, лады, лады,

Не посажены сады.

А мой Ванечка пойдёт,

Он посадит и польёт.

Топ, топ, топ, топ……….

  1. На прогулке, сидя на скамеечке вдвоём можно поиграть в «Баньку».

Взрослый складывает руки ладонями друг к другу, слегка согнув пальцы. Получается «домик» - «банька», сложенные большие пальцы - «труба». Ребёнок проводит указательным пальцем поочерёдно между пальцев взрослого, начиная с мизинца и безымянного ( с внешней  стороны ладоней), и приговаривает:

Пусти в баньку!

Взрослый отвечает: Водички нет!

Затем ребёнок проводит пальцем между следущими - безымянным и средним пальцами взрослого:

Пусти в баньку!

Взрослый отвечает: Веничка нет!

Проводя между средним и указательным, ребёнок говорит:

Пусти в баньку!

Ответ: Мыла нет!

И наконец, проводя между указательным и большим:

Пусти в баньку!

Взрослый: Ну, теперь все есть - иди!

И тут малыш заходит в «баньку», просовывая палец между сложенными ладонями в отверстие и начинает тереть- растирать со словами:

Жарко, жарко, жарко!

Если, конечно, ребёнок не успевает выдернуть вовремя свой пальчик)))

А потом можно и ролями поменяться!

 А на лавочке с друзьями в «Перстни» поиграть (вариант известной игры «Колечко»)

Дети садятся в ряд. Один,выбранный считалкой, становится ко всем спиной. Все складывают ладони «лодочкой». Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого участника игры. Одному из них он должен незаметно оставить «перстень» - колечко, камушек, орех, который зажат у него между ладонями. При этом он приговаривает:

Я по лавочке иду,

Золот перстень хороню -

В матушкин теремок,

Под батюшкин замок.

Вам не отгадать, не отгадать!

Мне вам не сказать, не сказать!

Сидящие отвечают:

Мы давно уже гадали,

Мы давно перстень искали -

Всё за крепкими замками,

За дубовыми дверями.

Стоящий спиной поворачивается, а ему приговаривают: «Покатилось колечко с красного крылечка - по овинам, по клетям, по амбарам, по сеням. Найди золотое колечко!» Если он найдёт, у кого из играющего спрятано кольцо, они встают спинами к другу и по команде: «Раз, два, три! Беги!» бегут в разные стороны, обегаю лавку. Кто первым сядет на свободное место, тот водящий. Он и прячет снова кольцо.

  1. Если вдруг заплакал:

- Рёва – корова, дай молочка!

  Сколько стоит?

- Три пятачка! (ответы могут быть неожиданными)

Ай, не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач!

Если будешь плакать –

Куплю худой лапоть (или: Начну лягушкой квакать: ква,ква,ква...)

Если ребёнок ушибся и плачет, то для утешения можно применить испытанный способ отвлечь от боли:

У волка боли,

У лисы боли,

А Петенькины боли

Уйдите за горы.

  1. Когда темнеет и пора с улицы домой возвращаться:

Вася, Васенька – дружок,

Ты не бегай на лужок,

Не прокладывай следок –

Тебя рыбка съест

Либо ящерка;

Либо деревце падёт,

Тее ножку расшибёт.

А для самых смелых малышей возможно и такую страшилку проговорить:

Не ходи за селом,

Там Яга с помелом.

Не ходи во потьмах,

Ходит страх во кустах.

  1. Время почитать, удивиться количеству героев и богатству интонаций:

Жил – был козёл,

Завсегда развесёл.

Он и по воду ходил,

Он и печку топил,

Он и кашу варил,

Деда с бабкою кормил.

Захотелось козлу

В поле-лес погулять,

Серых зайцев повидать.

Не ходи, козёл, гулять,

А то станем поминать:

Схватит волк тебя за хвост,

Да и бросит на мост.

Схватит он тебя за спинку

Да и бросит об осинку.

Схватит он тебя за рожки

Да и бросит об дорожку.

Схватит он тебя за нос

Да и бросит об овёс.

Не ходи, козёл, гулять,

Станем тебя веливать,

Всю родню собирать:

Козелка – Микитку,

Кошку – Степанидку,

Курочку – Маланью,

Бычка – Романьку,

Кобылку – Маринку,

Жеребка – Гаврилку,

Овечку – Дуняшу,

Барашка – Игнашку,

Свинку – Аксиньку,

Порося – Максимку,

Утку – Анютку,

Гусёнка – Матютку,

Индюшку – Феклушу,

Петушка – Митюшу.

Кто у нас старший?!

Кто у нас больший?!

Слава козлу! Слава!

Потренировать долготу выдоха можно попробовать, прочитав перечисление родни на одном дыхании.

  1. Помогать лень победить

- Что делаешь?                                          - Лень, отвори дверь, сгоришь!

- Ничего.                                                     – Хоть сгорю, да не отворю.

- А она что?

- Помогать пришла.

  1. Когда времени не хватает, а рассказать надо. Помогут докучные сказочки:

Жила-была бабка                                    

У самой речки.

Захотелось бабке                                          

Искупаться в речке.                  или        Сел медведь на колоду и -

И купила бабка                                          бултых! – прямо в воду!

Себе мочало-                                             Уж он мок, мок, мок,

Эта сказка хороша,                                   Уж он кис, кис, кис.

Начинай сначала!                                     Вымок, выкис, вылез, высох!

                                                                       (и с начала))))

  1.   А чистоговорки помогут речи стать красивой, грамотной и ясной:

Батон, бублик, баранку –

Пекарь испёк спозаранку.

Роса на траве, траве во дворе.

В нашей покупке-

Крупы и крупки.

Пошла Поля полоть в поле.

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Ворона воровала цыплят,

А Варвара караулила.

Маленькая болтунья

Молоко болтала

Да не выболтала.

Коси, коса,

Пока роса.

Роса долой,

И мы домой.

Пей, пей, Еремей –

Не болотная вода,

Из колодца она!

Литература:

Чудесный короб: Русские народные песни, сказки, игры, загадки / Сост., запись и обработ. Г. М. Науменко. - М.: Дет. лит., 1988. - 206 с.

Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей: Методическое пособие / Е.И. Якубовская, Н. В. Еремина, Л. Н. Иванищенко; под общ. Ред. Е. И. Якубовской. Ч.1 - СПбАППО, 2008. - 108 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные традиции воспитания в семье

В статье представлен конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста. Особое внимание обращено на дифференцированный, личностно ориентированный и интегративного походы....

«Русские народные традиции воспитания детей»

Помощь в воспитании и развитии ребенка....

Русские народные традиции воспитания детей.

В русской народной традиции существовал свой подход к воспитанию детей. Этот подход ни в чём не уступает современным методикам раннего развития иностранных и отечественных авторов, а в некоторых момен...

Презентация педагогического проекта "К здоровью через народные традиции"

В презентации представлен опыт работы МАДОУ "Детский сад №250" г.Барнаул по формированию у детей дошкольного возраста мотивации и навыков здорового образа жизни через традиции и ценности рус...

Проект « Здоровье и народные традиции»

Проект «  Здоровье  и  народные  традиции» Проект составлен на основе педагогической технологии "метод проектов". Проект способствует повышен...

Консультация для родителей "Народные традиции воспитании детей"

Народные традиции - это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение.Трудовые традиции духовно...

НОД по здоровьесбережению "К здоровью через народные традиции"

Быть здоровыми, красивыми, полными сил хотят и взрослые и дети. А что для этого нужно делать? Всего лишь знать и выполнять правила здорового образа жизни. А дети нашего детского сада учаться быть здор...