«Русские народные традиции воспитания детей»
консультация (старшая группа) на тему
Помощь в воспитании и развитии ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_narodnye_traditsii_vospitaniya_detey.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Русские народные традиции воспитания детей»
Савенко А.А.,
воспитатель, МБДОУ №7 «Незабудка»
Сегодня модно заниматься ранним развитием ребенка. Родители изучают методики раннего развития различных авторов, стараются отдать ребенка в ясли-детский сад-школу, преподаватели которой применяют ту или иную методику, наиболее полезную с точки зрения родителей. Но при этом забывается, что в русской народной традиции существовал свой подход к воспитанию детей. Этот подход ни в чем не уступает современным методикам раннего развития иностранных и отечественных авторов. А в некоторых моментах даже превосходит их.
В чем же заключались основные моменты народного воспитания детей?
Во-первых, это вовлеченность в жизнь семьи с весьма раннего возраста. Трудиться ребенок начинал с ранних лет. В семье каждый ребенок имел свои трудовые обязанности в зависимости от своего возраста. Так ребенок не только постепенно получал необходимые для жизни навыки, но и чувствовал свою необходимость в семье.
Во-вторых, обучение через песни, сказки и игры. Разумеется, мамы, напевая колыбельные своим малышам, не думали о том, что это элемент методики раннего развития, но фактически это так и было.
Краткое описание некоторых наиболее известных элементов педагогической народной культуры:
1. Колыбельные
Колыбельные песни – это первые песни, которые слышит малыш от самого близкого ему человека. Колыбельные это самый начальный элемент воспитания. Под влиянием колыбельных песен малыш познает звуки родной речи, начинает понимать обращения к нему матери, узнавать ее голос.
2. Пестушки и потешки
Пестушки и потешки – короткие стихи, которыми бабушки и мамы сопровождали движения ребенка в первые месяцы жизни. Так, при потягивании ребенка говорили:
Потягунушки, потягунушки!
Поперек толстонушки,
А в ножки ходонушки,
А в ручки хватанушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Пестушки являются средством развития у детей раннего возраста речи, эмоциональных свойств, эстетических чувств, ориентировочной особенности детского сознания и самосознания.
3. Сказки
Рассказывать или читать сказки вместе с ребенком - это одна из традиций народной педагогической культуры, сохранившаяся до наших дней.
Сказки не так просты, как кажутся. Это не обычные истории. В каждой сказке заложены определенные нормы поведения, отступление от которых ведет к трагическим последствиям. И наоборот, следование этим нормам позволяет добиться желаемой цели. Так, например, в сказке Морозко одна сестра была вознаграждена за свои вежливость и трудолюбие, а вторая сестра наказана за грубость и хамство.
В сказках всегда изображается красивый, таинственный мир, живущий согласно своим сказочным законам, где действуют необыкновенные герои, где свет, правда и справедливость при помощи существ, обладающих фантастической силой и добротой, побеждают зло, несправедливость, ложь. В сказке, возможно, все - говорящие птицы и звери, летающие ступы, поворачивающиеся избушки, самоходные сани или печи и т.д.
Таким образом, сказки помогают развить воображение ребенка, его предметно-образное мышление. Сказки способствовают усвоению ребенком основных норм поведения и взаимодействия в социуме.
4. Игрушки
Игрушки - одно из самых важных средств воспитания детей. Незаметно для ребенка, в живой и увлекательной форме игрушки помогали в умственном, физическом и эстетическом воспитании, они развивали его фантазию и воображение, помогали осмыслить окружающую действительность.
Игрушки в воспитании детей занимали настолько важное место, что были специальные мастерские по изготовлению детских игрушек. При археологических раскопках находят детские игральные косточки, свистелки, погремушки, игрушки-куклы (глиняные лошадки, собачки, барашки, птички, фигурки человечков).
Игрушки издревле использовались, что бы научить ребенка различать форму, величину, цвет, оттенки, усваивать соотношения величин (маленькие – большие), а со временем дети начинали сами играться в игрушки, придумывать ситуации и т.д.
5. Загадки
Загадки - средство умственного развития ребенка. Отгадывание загадок требует усиленной мыслительной деятельности, напряжения ума, всестороннего мысленного охвата тех или иных явлений природы, предметов, сравнений и т. п.
Подбор загадок соответствовал возрасту детей. С их ростом загадки из предмета развлечения и развития речи начинали выполнять новую функцию – источника знаний. Подбирались более сложные по содержанию загадки, которые расширяли представления детей об окружающем мире. Воспитательной функции содействовала яркость, конкретность факта или предмета, лежащего в основе загадки, что соответствовало особенностям детского мышления.
Особое место занимали загадки-задачи. Такие загадки начинались, например, словами: «Летело стадо гусей...» Для подсчета количества птиц требовалось проведение в уме или при помощи подручных средств счетных операций, смекалка, логическое рассуждение. Удачная отгадка считалась признаком ума и сообразительности. Загадки развивали пытливость у детей. Чтобы вызвать интерес к загадкам, им придавали ритмичность, вид умной игры и забавы.
6. Скороговорки
Скороговорка – короткое изречение с повторением трудновыговариваемых отдельных звуков, которые предназначались для детей с дефектами речи с целью устранения этого недостатка. В детских играх быстрое произношение скороговорок становилось источником смеха и веселья. Благодаря скороговоркам дети учились быстро, четко и правильно говорить.
7. Считалки
Как определить, кому водить в игре? Ну, конечно же - с помощью считалки! Дети используют считалки до сих пор. Считалки тренируют память и помогают обучению счету.
8. Игры
Игры-хороводы, игры-догонялки, интеллектуальные игры и т.д. - в зависимости от вида игры помогали развивать воображение, память, силу, ловкость, и т.д.
Кстати, нашим предкам была хорошо известна такая настольная игра как шахматы - в нее играли даже небогатые люди, которые сами мастерили доску и фигурки из подручных материалов.
Разумеется, наследие наших предков в вопросах воспитания и педагогики не ограничивается приведенными данными. Но и их достаточно, чтобы оценить всё многообразие и многогранность такого наследия. И многие, если не все описанные элементы, можно использовать и сейчас при занятиях или общении с ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитание детей в русских народных традициях"
Консультация для воспитателей...
Семинар для педагогов "Основы русских народных традиций их классификация и значение в воспитании детей старшего дошкольного возраста"
Большинство детей очень поверхностно знакомы с народной культурой. В основе человеческой культуры лежит духовное начало....
Конспект развлечения для детей подготовительной группы по духовно – нравственному воспитанию:приобщение детей к русским народным традициям «Зимний вечер на Николу»
Развлечение поготовлено и проведено при участии музыкального руководителя Филипповой Натальи Сергеевны....
"Русские народные традиции как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине".
Всем вместе надо "зародить" в детях то зёрнышко, которое даст ростки уважения, любви, чувства гордости за свой народ, свою страну....
Русские народные традиции воспитания детей.
В русской народной традиции существовал свой подход к воспитанию детей. Этот подход ни в чём не уступает современным методикам раннего развития иностранных и отечественных авторов, а в некоторых момен...
Консультация для родителей "Народные традиции воспитании детей"
Народные традиции - это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение.Трудовые традиции духовно...
Консультация "Приобщение детей к русским народным традициям и художественно-эстетическое воспитание детей"
Приобщение детей к русским народным традициям и художественно-эстетическое воспитание детей...