Народные традиции воспитания в семье
план-конспект урока по окружающему миру по теме

В статье представлен конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста. Особое внимание обращено на дифференцированный, личностно ориентированный и интегративного походы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kutasova_dou50.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Автор. Кутасова Марина Петровна, воспитатель МБДОУ общеразвивающего вида детского сада № 50 «Гнёздышко»

Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста.

Тема: «Народные традиции воспитания в семье»

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Художественный труд».

Образовательные задачи:

  1. Расширять  представления детей о семье и её истории, знать народные традиции русской семьи,  формировать желание помогать членам своей семьи.
  2. Развивать диалогическую и монологическую речь детей на основе русских народных потешек и колыбельных.
  3. Развивать мелкую моторику рук, посредством техники смятия подручного материала. Воспитывать чувство коллективизма при выполнении творческих работ.

4.   Продолжать развивать у детей музыкальное восприятие.

Материал к занятию: часть группы оборудована в виде старинной русской избы с детской колыбелькой; дети одеты в русские народные костюмы; младенчики - кукла Маша, кукла Ваня; глиняная Жбаньковская свистулька; настенные часы с кукушкой; на столах материал для ручного труда (ножницы, катушка ниток, лоскуток ткани d=6-10см, комочек ваты); музыкальное произведение «Колыбельная» С. Майкопара.

   

Ход занятия.

  1.  Организационный момент. Воспитатель предлагает детям отправиться в гости к старинной русской семье. Дети осуществляют путешествие с помощью глиняной свистульки.   Оказавшись в избе, дети здороваются с кукушкой в часах, рассматривают убранство избы и садятся на стульчики.

Беседа на тему: «Моя семья».

Что такое семья?  ( Примерные ответы детей: семья - это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренки, которые всегда рядом с нами. Они живут в одном доме. Заботятся друг о друге. Оказывают внимание. Помогают внимание и помощь)

- У каждого из вас есть  семейный альбом. И обычно на первой странице помещают фотографию главного члена  семьи. Как вы думаете кого? (бабушки, дедушки)

      - Чьи ещё есть фотографии в семейном  альбоме? (фотографии мамы, папы, детей)

      - Давайте  заглянем в наш семейный альбом.

      - Расскажите о своей семье (1 рассказ ребёнка в сопровождении фотографий из семейного альбома).

 Мы уже рассматривали семейные альбомы.

      - Нам  очень интересно было слушать про ваши семьи. Из рассказов я         поняла, что семьи у вас небольшие, совсем как  в потешке:

        Этот пальчик дедушка

Этот  пальчик бабушка

Этот пальчик папа

Этот пальчик  мама

Этот пальчик я

Вот и вся моя семья.

  1. Рассказ воспитателя о старинных семейных обычаях и традициях.

-  В старину в семьях было по 6 – 12 детей. Трудно было маме. Нужно успеть и по хозяйству управиться, и за детьми присмотреть. Были у мамы помощники, как вы думаете? Какие? (маме помогали старшие дети). Мама обучала старших деток своим нехитрым играм, потешкам, и они нянчились с малышками.  Я сегодня тоже вас  научу, как  потешать   малышей. Но сначала мы поиграем в игру «У Меланьи, у старушки».

У Меланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей, семь дочерей

Ничего они не ели

Все на бабушку глядели

Все по лавочкам сидят

Разом делают вот так!

3 часть практическая. «Поиграем с куклой Машей»

Воспитатель показывает  куклу.

- Это кто у нас проснулся?
 Кто так сладко потянулся?

-Вот  она,  моя девочка,
Золотая белочка

Сладкая конфетка
Сиреневая ветка

Ротик – клюковки

Носик – пуговка,

Глазки – луковка

Дочка моя – куколка.

Хватит Машеньке спать, пора просыпаться, зарядкой заниматься.

Потягунюшки, порастунюшки!

Поперёк – толстунюшки,

А в ножки – ходунюшки,

А в ручки – хватунюшки,

А в ротик – говорок,

А в головку – разумок.

Какие хорошие ласковые слова, верно?

И умные, учат малыша:  следит Машенька глазками, где у неё  ножки, где ручки, где роток.

А братишка сажает  Машеньку на ножку и приговаривает:

Поехали, поехали

С орехами,  с орехами

Поскакали, поскакали

С калачами, с калачами,

По кочкам, по кочкам,

По ровненькой дорожке

В ямку – бух!

Ребятки, а вы знаете, потешки или какие нибудь игры для таких маленьких?

Дети играют в игры:

«Идет  коза рогатая», «Ладушки, ладушки», «Сорока – ворона».

Ну вот, вы не только с  Машенькой поиграли, но и кашкой её накормили. Вот так с приговорками маленький и съедал  всю кашку. Смотрите глазки у нашей девочки закрываются, спать она хочет. Мама укладывает спать младенца и поёт колыбельную песенку.

              Ложись Машенька в колыбельку

Подушечка мягонькая,

Перинка пуховая

Одеяльце тепленькое

- А вас мамы убаюкивают?

Девочки, спойте колыбельную для Машеньки.

Баю- баю, баюшок

Ложись Маша на бочок

На пуховую кровать

Будет Маша крепко спать.

Мальчики, а вы спойте колыбельную для Ванечки:

Баю – баю баиньки

Купим сыну валенки

Наденем на ноженьки

Пустим по дороженьке

Будет наш сынок ходить

Новы валенки носить

Колыбельная песня – это  ниточка любви, которая связывает мать и дитя.  Почему дети спят спокойно  под колыбельную песню?

4. Прослушивание музыкального произведения «Колыбельная» музыка С. Майкопара

Послушаем колыбельную.

- Похожа эта музыка на колыбельную? Как музыка звучала? (медленно, спокойно, нежно, ласково). Можно под эту музыку убаюкивать?

5. Изготовим кукле подарок

-Вот и уснула Машенька

-Устали нянчиться? (нет)

Ну, тогда, сделаем Машеньке подарок, пока она спит.

Во что любят играть малыши? (В погремушки.)

- Вот  такую тряпичную погремушку  - Лапушку мы сделаем для Машеньки.

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Как у нас семья большая,

Да весёлая:

Два у лавки стоят

Два учиться хотят

Два Степана у  сметаны объедаются

Две Даши у кашки питаются,

Две Ульки в люльке качаются

Одна Маша не наша, да и та хороша

Дети изготавливают детали для погремушки. Материал подбирается дифференцированно: ткань или бумажная салфетка. Из готовых деталей воспитатель собирает  коллективную композицию «Погремушка – лапушка»

6. Итог занятия

Проснётся наша Маша, а над люлечкой погремушка висит. Маша будет довольна много нянек с ней сегодня нянчилось.

-  Что вы нового узнали на занятии?

-Как мы можем показать близким, что мы их любим?

-Что ты будешь делать, если в семье появится младший братик или сестрёнка?

Список используемой литературы:

  1. Пальчиковая гимнастика. Пособие для занятия с детьми дошкольного возраста. Тимофеева Е.Ю, Чернова Е.И.
  2. Программа воспитания и обучения в д/с «От рождения до школы». Научные редакторы Н.Е Веракса, Т.С. Комарова, М.Н. Васильева и др., 2010, «Мозайка – синтез», 2010
  3. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Конспекты занятий и сценарии праздников под ред. А.В. Орловой, Владимир 1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол. Тема доклада:"Приобщение детей к народным традициям в условиях семьи".

Издревле огромное значение придавалось народным традициям, которые чтились и всегда отмечались. У каждой народности почитался свой праздник и являлся  престольным....

«Русские народные традиции воспитания детей»

Помощь в воспитании и развитии ребенка....

Русские народные традиции воспитания детей.

В русской народной традиции существовал свой подход к воспитанию детей. Этот подход ни в чём не уступает современным методикам раннего развития иностранных и отечественных авторов, а в некоторых момен...

Анкета для родителей"Народные традиции в вашей семье"

В документе предложена анкета и анализ анкетирования по теме"Народные традиции в вашей семье"...

Консультация для родителей «Народные традиции в жизни семьи»

Консультация для родителей«Народные традиции в жизни семьи»...

Консультация для родителей "Народные традиции воспитании детей"

Народные традиции - это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение.Трудовые традиции духовно...