Народные традиции воспитания в семье
план-конспект урока по окружающему миру по теме
В статье представлен конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста. Особое внимание обращено на дифференцированный, личностно ориентированный и интегративного походы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kutasova_dou50.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор. Кутасова Марина Петровна, воспитатель МБДОУ общеразвивающего вида детского сада № 50 «Гнёздышко»
Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста.
Тема: «Народные традиции воспитания в семье»
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Художественный труд».
Образовательные задачи:
- Расширять представления детей о семье и её истории, знать народные традиции русской семьи, формировать желание помогать членам своей семьи.
- Развивать диалогическую и монологическую речь детей на основе русских народных потешек и колыбельных.
- Развивать мелкую моторику рук, посредством техники смятия подручного материала. Воспитывать чувство коллективизма при выполнении творческих работ.
4. Продолжать развивать у детей музыкальное восприятие.
Материал к занятию: часть группы оборудована в виде старинной русской избы с детской колыбелькой; дети одеты в русские народные костюмы; младенчики - кукла Маша, кукла Ваня; глиняная Жбаньковская свистулька; настенные часы с кукушкой; на столах материал для ручного труда (ножницы, катушка ниток, лоскуток ткани d=6-10см, комочек ваты); музыкальное произведение «Колыбельная» С. Майкопара.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Воспитатель предлагает детям отправиться в гости к старинной русской семье. Дети осуществляют путешествие с помощью глиняной свистульки. Оказавшись в избе, дети здороваются с кукушкой в часах, рассматривают убранство избы и садятся на стульчики.
Беседа на тему: «Моя семья».
Что такое семья? ( Примерные ответы детей: семья - это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренки, которые всегда рядом с нами. Они живут в одном доме. Заботятся друг о друге. Оказывают внимание. Помогают внимание и помощь)
- У каждого из вас есть семейный альбом. И обычно на первой странице помещают фотографию главного члена семьи. Как вы думаете кого? (бабушки, дедушки)
- Чьи ещё есть фотографии в семейном альбоме? (фотографии мамы, папы, детей)
- Давайте заглянем в наш семейный альбом.
- Расскажите о своей семье (1 рассказ ребёнка в сопровождении фотографий из семейного альбома).
Мы уже рассматривали семейные альбомы.
- Нам очень интересно было слушать про ваши семьи. Из рассказов я поняла, что семьи у вас небольшие, совсем как в потешке:
Этот пальчик дедушка
Этот пальчик бабушка
Этот пальчик папа
Этот пальчик мама
Этот пальчик я
Вот и вся моя семья.
- Рассказ воспитателя о старинных семейных обычаях и традициях.
- В старину в семьях было по 6 – 12 детей. Трудно было маме. Нужно успеть и по хозяйству управиться, и за детьми присмотреть. Были у мамы помощники, как вы думаете? Какие? (маме помогали старшие дети). Мама обучала старших деток своим нехитрым играм, потешкам, и они нянчились с малышками. Я сегодня тоже вас научу, как потешать малышей. Но сначала мы поиграем в игру «У Меланьи, у старушки».
У Меланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей, семь дочерей
Ничего они не ели
Все на бабушку глядели
Все по лавочкам сидят
Разом делают вот так!
3 часть практическая. «Поиграем с куклой Машей»
Воспитатель показывает куклу.
- Это кто у нас проснулся?
Кто так сладко потянулся?
-Вот она, моя девочка,
Золотая белочка
Сладкая конфетка
Сиреневая ветка
Ротик – клюковки
Носик – пуговка,
Глазки – луковка
Дочка моя – куколка.
Хватит Машеньке спать, пора просыпаться, зарядкой заниматься.
Потягунюшки, порастунюшки!
Поперёк – толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки,
А в ручки – хватунюшки,
А в ротик – говорок,
А в головку – разумок.
Какие хорошие ласковые слова, верно?
И умные, учат малыша: следит Машенька глазками, где у неё ножки, где ручки, где роток.
А братишка сажает Машеньку на ножку и приговаривает:
Поехали, поехали
С орехами, с орехами
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами,
По кочкам, по кочкам,
По ровненькой дорожке
В ямку – бух!
Ребятки, а вы знаете, потешки или какие нибудь игры для таких маленьких?
Дети играют в игры:
«Идет коза рогатая», «Ладушки, ладушки», «Сорока – ворона».
Ну вот, вы не только с Машенькой поиграли, но и кашкой её накормили. Вот так с приговорками маленький и съедал всю кашку. Смотрите глазки у нашей девочки закрываются, спать она хочет. Мама укладывает спать младенца и поёт колыбельную песенку.
Ложись Машенька в колыбельку
Подушечка мягонькая,
Перинка пуховая
Одеяльце тепленькое
- А вас мамы убаюкивают?
Девочки, спойте колыбельную для Машеньки.
Баю- баю, баюшок
Ложись Маша на бочок
На пуховую кровать
Будет Маша крепко спать.
Мальчики, а вы спойте колыбельную для Ванечки:
Баю – баю баиньки
Купим сыну валенки
Наденем на ноженьки
Пустим по дороженьке
Будет наш сынок ходить
Новы валенки носить
Колыбельная песня – это ниточка любви, которая связывает мать и дитя. Почему дети спят спокойно под колыбельную песню?
4. Прослушивание музыкального произведения «Колыбельная» музыка С. Майкопара
Послушаем колыбельную.
- Похожа эта музыка на колыбельную? Как музыка звучала? (медленно, спокойно, нежно, ласково). Можно под эту музыку убаюкивать?
5. Изготовим кукле подарок
-Вот и уснула Машенька
-Устали нянчиться? (нет)
Ну, тогда, сделаем Машеньке подарок, пока она спит.
Во что любят играть малыши? (В погремушки.)
- Вот такую тряпичную погремушку - Лапушку мы сделаем для Машеньки.
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Как у нас семья большая,
Да весёлая:
Два у лавки стоят
Два учиться хотят
Два Степана у сметаны объедаются
Две Даши у кашки питаются,
Две Ульки в люльке качаются
Одна Маша не наша, да и та хороша
Дети изготавливают детали для погремушки. Материал подбирается дифференцированно: ткань или бумажная салфетка. Из готовых деталей воспитатель собирает коллективную композицию «Погремушка – лапушка»
6. Итог занятия
Проснётся наша Маша, а над люлечкой погремушка висит. Маша будет довольна много нянек с ней сегодня нянчилось.
- Что вы нового узнали на занятии?
-Как мы можем показать близким, что мы их любим?
-Что ты будешь делать, если в семье появится младший братик или сестрёнка?
Список используемой литературы:
- Пальчиковая гимнастика. Пособие для занятия с детьми дошкольного возраста. Тимофеева Е.Ю, Чернова Е.И.
- Программа воспитания и обучения в д/с «От рождения до школы». Научные редакторы Н.Е Веракса, Т.С. Комарова, М.Н. Васильева и др., 2010, «Мозайка – синтез», 2010
- Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Конспекты занятий и сценарии праздников под ред. А.В. Орловой, Владимир 1995г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол. Тема доклада:"Приобщение детей к народным традициям в условиях семьи".
Издревле огромное значение придавалось народным традициям, которые чтились и всегда отмечались. У каждой народности почитался свой праздник и являлся престольным....
«Русские народные традиции воспитания детей»
Помощь в воспитании и развитии ребенка....
Русские народные традиции воспитания детей.
В русской народной традиции существовал свой подход к воспитанию детей. Этот подход ни в чём не уступает современным методикам раннего развития иностранных и отечественных авторов, а в некоторых момен...
Анкета для родителей"Народные традиции в вашей семье"
В документе предложена анкета и анализ анкетирования по теме"Народные традиции в вашей семье"...
Консультация для родителей «Народные традиции в жизни семьи»
Консультация для родителей«Народные традиции в жизни семьи»...
Консультация для родителей "Народные традиции воспитании детей"
Народные традиции - это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение.Трудовые традиции духовно...