НОД "Органы чувств - нос"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Образовательная ситуация :расскажем Незнайке о значении носа, позволит познакомить детей со строением и функциями носа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Орган чувств - нос»
Образовательная ситуация «Расскажем Незнайке о значении носа»
Задачи:
- сформировать у детей первичные представления о строении носа, основных функциях носа (очищение и согревание воздуха, улавливание запахов - обоняние);
- актуализировать знания детей о правилах безопасности и элементарных правилах личной гигиены и ухода за носом,
- расширять словарный запас детей в процессе знакомства с многозначностью слова «нос», на основе углубления знаний о носе;
- формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
- способствовать развитию познавательной активности детей;
- воспитывать бережное отношение к своему организму, желание познавать его строение и функции.
Оборудование: картинки: животные, птицы, пароход, самолет, обувь, чайник; непрозрачные контейнеры с различными запахами и соответствующие им картинки на каждого ребенка; фильтр из ваты и марли (5 шт.), 5 пустых стаканов, 5 стаканов с грязной водой; пульверизатор, носовой платок, снежинки на каждого ребенка, картинки с правилами гигиены и безопасности, плакат.
Ход образовательной ситуации
Мотивационно-ориентировочный этап
- Упражнение «С добрым утром!» (Слайд 1)
С добрым утром, глазки! Указательными пальцами поглаживать глаза.
Вы проснулись? Сделать из пальцев "бинокль" посмотреть в него.
С добрым утром, ушки! Ладонями поглаживать уши.
Вы проснулись? Приложить ладони к ушам "Чебурашка"
С добрым утром, ручки! Поглаживать то одну, то другую ручки.
Вы проснулись? Хлопки в ладоши.
С добрым утром, ножки! Поглаживание коленок.
Вы проснулись? Потопать ногами.
С добрым утром, солнце! Поднять руки вверх, посмотреть на солнце
Я - проснулся! (проснулась) обнять себя
2. Введение в образовательную ситуацию
(Слайд 2) Воспитатель сообщает детям, что Незнайка обращается к ним с просьбой: помочь разобраться в споре. Незнайка, когда хотел стать художником, нарисовал портрет Пилюлькина. Но портрет Пилюлькину не понравился. Он говорит, что такой портрет нельзя вешать в рамке на стену, потому что он какой-то странный. Ребята, а вам не кажется, что в нем что – то не так? (ответы детей)
-Да, я согласна с вами, на портрете Пилюлькина не хватает носа. Но Незнайка говорит, что нос Пилюлькину совсем не нужен, что можно обойтись и без него. А вы, ребята, как думаете, кто прав - Незнайка или Пилюлькин? (ответы детей)
- Целеполагание
- Я предлагаю доказать Незнайке, что без носа нельзя обойтись. Тем самым мы поможем Незнайке узнать, кто из них прав.
- Вы хотите помочь Незнайке?
Поисковый этап
Планирование предстоящих действий
-Как вы думаете, что мы должны рассказать Незнайке о носе?
Схематическое изображение плана размещается на доске.
- Для чего нужен нос.
- Правила гигиены.
- Правила безопасности.
Практический этап
- Для начала я вам предлагаю определить, кому и для чего нужен нос.
Дидактическая игра «Кому и для чего нужен нос»
- Нос нужен Слайд (показываю картинку животных), для чего - чтобы находить по запаху пищу;
- Нос нужен Слайд (птица), для чего - клевать пищу;
- Нос нужен Слайд (пароходу), для чего - рассекать волну;
- Нос нужен Слайд (самолету), для чего – лететь;
- Нос нужен Слайд (чайнику), для чего - наливать кипяток;
- Нос нужен Слайд (обуви), для чего - для защиты пальцев ног.
- Молодцы, вы справились с этим заданием. Человеческому носу мы уделим особое внимание. И для начала проведем небольшой эксперимент. Слайд Зажмите нос руками и скажите слово «нос».
- Что происходит со звуками?
- Правильно, они изменились. Речь стала нечеткой, голос гнусавым, глухим, неприятным.
- Так для чего нам нужен нос? Какой вывод можно сделать? (Нос нужен нам для того, чтобы красиво разговаривать.)
Дидактическая игра «Угадай по запаху»
- Что мы делаем, если нам нужно определить запах предмета или вещества? (подносим к носу, нюхаем).
Я предлагаю поиграть в игру «Угадай по запаху».
В контейнерах с дырочками находятся различные продукты. Надо взять один контейнер и определить по запаху, какой продукт находится в нем, затем выбрать соответствующую картинку. (в непрозрачных контейнерах находятся различные продукты, имеющие яркий запах.)
- Трудно было угадать?
- Молодцы! Ваши носики очень хорошо умеют различать запахи.
- Как называется функция носа, помогающая угадывать запах? (обоняние)
Иногда нос предупреждает нас об опасности. Запахнет в воздухе дымом, газом – нос сразу сообщит об этом. Запах помогает определить качество продуктов.
Знакомство с функцией носа – дыхание.
- Сейчас следующий этап эксперимента. Закройте рот и зажмите нос, не дышите. Ох, я больше не могу. Может ли человек долго не дышать?
- Ребята, дыхание имеет важное значение, и, если воздух не поступает, это опасно не только для наших лёгких, но и для головного мозга.
Без дыханья – жизни нет,
Без дыханья – меркнет свет,
Дышат птицы и цветы,
Дышат он и я и ты.
- Человек не может жить без воздуха, а, чтобы он попадал в организм, природа создала дыхательную систему, где нос играет главную роль. Давайте рассмотрим схему носа. (Слайд)
- Попадая в нос, воздух проходит через два коридора – это ноздри, стенки их покрыты волосками. Вы можете спросить, зачем они в носу. Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. (Слайд)Далее воздух проходит через лабиринт - носовые ходы. Лабиринт играет важную роль для того, чтобы воздух, проходя по носовым ходам, согревался и попадал в наши лёгкие уже тёплым. Поэтому на морозе надо дышать только носом. Стенки лабиринта покрыты липкой жидкостью – слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться в наш организм. Поэтому нос называют - фильтром. (Слайд)
- А вы знаете, что такое фильтр? Ответы детей.
- Фильтр – это механизм для очистки чего-то. Например, воды или воздуха. Посмотрим, как работает простой фильтр из ваты и марли.
Опыт с фильтром.
У вас по два стакана. Один стакан пустой, а другой с грязной водой. В пустой стакан вставим фильтр из марли и выливаем через него грязную воду. (Работа в парах. Один ребенок держит стакан с фильтром, второй - с грязной водой).
- Посмотрите, вода стала чистая, а фильтр – грязный.
- Что делает фильтр? Ответы детей.
- Нос очищает воздух от микробов. Поэтому нос надо чаще мыть. Когда слизи с налипшими в ней микробами становится слишком много, мы чихаем, и нос очищается от микробов.
- Ребята, а что нужно делать, когда мы чихаем? (ответы детей: прикрывать нос платком).
А для чего это нужно? (ответы детей)
Демонстрационный опыт о необходимости платка при чихании.
- Я проведу небольшой опыт. Для этого понадобится пульверизатор, он будет выполнять роль носа. Когда в носу много слизи и микробов, человек часто чихает. Что же будет, если он не будет прикрывать нос и рот платком во время чихания? (провожу опыт).
- Посмотрите, без платка микробы разлетаются на большое расстояние и заражают здоровых людей. А вот что произойдет, если прикрывать нос и рот носовым платком (провожу опыт). Все микробы остались на платке и никому не угрожают. Вот поэтому так важно всегда иметь носовой платок. Важным гигиеническим правилом является ежедневное очищение и мытье носа во время утреннего умывания.
Дыхательная гимнастика «Сдуем снежинку»
- Давайте подышим носом. Возьмите снежинки и выполним упражнение.
Маленькая снежинка села на ладошку – (Дети показывают снежинку)
Я ее поймаю, посиди немножко. (Накрывают одну ладошку другой)
Раз, два, три, четыре, пять (Медленно открывают)
Отпускаю полетать.
Снежинка лежит на ладошке. (Держат снежинку на ладошке)
На эту снежинку подуем немножко.
Подули тихонько − снежинка лежит, (Дуют потихоньку)
Подули сильнее – снежинка летит. (Дуют сильно)
- Молодцы. Я думаю, что в нашей лаборатории вы узнали очень много интересного.
Создание плаката «правила для носа»
- А теперь я хочу узнать, знаете ли вы правила гигиены и безопасности носа.
Вам нужно назвать правило гигиены или безопасности носа и приклеить соответствующую картинку на плакат.
- Нельзя ковыряться пальцем в носу и тем более острым предметом.
- Нельзя засовывать в нос посторонние предметы.
- При насморке нельзя сильно сморкаться, а также втягивать слизь в себя. Это может привести к заболеванию среднего уха.
- Нельзя пользоваться чужим носовым платком. Носовой платок должен быть личным для каждого члена семьи.
Рефлексивно-оценочный этап
Подведение итога
- Теперь мы с вами поняли, как важен для нас нос (ответы детей). (Слайд)
- Что мы расскажем Незнайке о значении носа? (Нос очищает и согревает воздух, а еще он улавливает запахи, помогает нам красиво разговаривать.)
- Как вы думаете, наш рассказ и то, что мы узнали смогут убедить Незнайку в необходимости носа для человека и других живых существ?
- Незнайка теперь обязательно исправит портрет Пилюлькина и нарисует ему настоящий нос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей:"Шестое чувство- чувство природы"
Консультация для родителей:"Шестое чувство- чувство природы"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/26/picture-637786-1432660051.jpg)
Практико-ориентированный проект «Чувства разные нужны, чувства разные важны». Развитие эмоциональной компетентности как фактор успешной подготовки детей 6-7 лет к жизни в современном обществе.
Одной из главных причин неэффективного сотрудничества и общения во взрослой жизни является отсутствие умений выстраивать отношения, которые приобретаются ребёнком уже в дошкольном возрасте. В подготов...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/21/picture-759501-1456087415.jpg)
Сценарий спортивного развлечения посвящённого 23 февраля. Такие мероприятия развивают у детей двигательные навыки, силу, скорость, выносливость, координацию, воспитывают чувства патриотизма, дружелюбие, чувство сопереживания, стремление к взаимовыручке.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9886854","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"313","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9886868","at...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/01/picture-440924-1675266904.jpg)
Программа групповых развивающих занятий "Чувства всякие важны, чувства всякие нужны"
В последние годы в системе дошкольного образования стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное вниман...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/20/picture-834258-1476944855.jpg)
Особенности чувств дошкольника, основные направления развития чувств
Краткая презентация о психологических и педагогических аспектах развития чувств младших дошкольников и условиях их развития....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/27/picture-555582-1419656525.jpg)
Занятие в рамках проекта"Чувства разные нужны, чувства разные важны"
Проведение целенаправленной работы по ознакомлению детей с миром чувств благоприятно сказывается на формировании их личностного развития. Дети учатся понимать себя и окружающих, жить в ладу с собой и ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-567446-1421593787.jpg)
«Ознакомление дошкольников с картинами Ставропольских художников: воспитываем в детях чувство прекрасного, чувства патриотизма».
«Ознакомление дошкольников с картинами Ставропольских художников: воспитываем в детях чувство прекрасного, чувства патриотизма»....