Тренинг "Борьба со страхом" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
методическая разработка
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_po_profilaktike_professionalnogo_vygoraniya_pedagogov_4.docx | 31.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
«Борьба со страхом»
«Личностный рост педагогов и механизмы защиты их
от профессионального выгорания»
Профилактика профессионального выгорания требует актуализации индивидуальных, личностных и профессиональных ресурсов педагогов.
Цель:
- создание условий для личностного роста педагогов,
- актуализации их личностных и профессиональных ресурсов,
- укрепления личностного и профессионального иммунитета.
Задачи:
- принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности;
- использование стрессовых ситуаций как возможности для приобретения личного опыта, возможности личностного роста;
- овладение технологией постановки и достижения желаемых целей;
- расширение собственного сознания, выход за пределы стереотипных установок;
- развитие педагогической рефлексии;
- овладение эффективными способами эмоционального и смыслового отреагирования и снятия психоэмоционального напряжения.
Структура тренингового занятия
Элемент тренинга | Цели, комментарии |
Блок 1 Ритуал приветствия | Самопрезентация, знакомство с правилами, сплочение, создание атмосферы группового доверия и принятия |
Блок 2 Разминка-воздействие на эмоциональное состояние, уровень активности | Выполняет функцию настройки на продуктивную индивидуальную и групповую деятельность. Упражнения на разогрев группы выбираются с учетом динамики развития группы |
Блок 3 Основное содержание занятия, совокупность психотехнических упражнений, приемов, направленных на решение задач данного занятия | Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным на актуализацию личностных, профессиональных ресурсов, динамику развития группы. Каждое упражнение заканчивается эмоциональным отреагированием и обсуждением. Важным моментом является акцент на то, Что мешало выполнять задание? Что помогало? Какой опыт получила? |
Блок 4 Рефлексия занятия - получение обратной связи | Получение обратной связи: во-первых, эмоциональной, во-вторых, смысловой (Что есть сегодняшний день для меня? Чему я научилась?) |
Ритуал прощания | Закрепление чувства группового доверия и сплочения. Поддержание атмосферы успешности. |
Тренинг
«Борьба со страхом»
Блок 1.
- Упражнение «Золотое правило» с добавлением новых версий.
Цель: Повторение правил тренинговой группы. Базовые правила групповой работы.
1.2. Упражнение «Ассоциации»
Цель: развитие эмпатиии, групповой сплоченности, эмоциональный разогрев группы и подготовка к групповой работе.
Проведение:
Один из участников выходит из комнаты, он становится водящим. Оставшиеся в круге выбирают участника, которого будут описывать.
Водящий возвращается, и его задача - угадать человека, которому дали словесное описание. У водящего есть три попытки для угадывания.
Для того чтобы описать выбранного участника ведущий тренер задает вопросы группе:
- Если бы этот человек был цветком, то каким (название и описание)?
- Если бы был животным, то каким?
- Если бы был геометрической фигурой, то какой? И т. д.
Участник, к которому обращается водящий, говорит свою ассоциацию. Например, «это нарцисс». Если водящий отгадывает, участник, которого описывали становится водящим.
Ведущему тренеру в этом упражнении важно следить, чтобы все участники в этой группе могли попробовать себя и в роли водящего, и в роли загаданного участника.
1.3. Обсуждение
Цель: обмен впечатлениями и переживаниями.
Блок 2.
2.1. Упражнение «Прогноз погоды»
Цель: осознание и проекция собственных эмоциональных состояний на лист бумаги.
Инструкция:
Ведущий тренер предлагает всем участникам взять лист бумаги, карандаши и нарисовать рисунок, который будет соответствовать их настроению.
Участники могут показать, что у них сейчас «плохая погода», или «штормовое предупреждение», а может быть, для них уже во всю светит «солнце» и т. д.
Блок 3.
3.1. Упражнение «Землетрясение»
Цель: развитие навыков эффективного взаимодействия и умений действовать сообща, осознание участниками своих целей и ценностей, выявление социометрической структуры группы и социальных позиций, нахождение конструктивных стратегий выхода из стрессовых ситуаций.
Инструкция:
Представьте себе, что наша группа оказалась в зоне землетрясения. Комната, в которой мы сейчас находимся, представляет реальную угрозу для жизни, так как в любой момент может обрушиться потолок. Что делать в такой обстановке. К сожалению, люди часто начинают паниковать, впадать истерику, все одновременно пытаются к выходу и тем самым губят себя.
Вам нужно принять решение о том, кто и в какой последовательности будет выходить из комнаты. При этом нужно помнить, что шансы первого человека остаться в живых составляют почти 100%, ведь у него достаточно времени, чтобы спокойно, но быстро, выйти из здания и перейти в безопасное место.
Шансы второго человека уже немного меньше, так как время идет и угроза возрастает. У третьего по очереди человека, шанс уменьшается еще на какой- то процент и так далее. Вы прекрасно понимаете, что у человека, который будет последним в этой очереди, шансов практически нет, скорее всего, что он погибнет под развалинами. Так что речь идет о жизни и смерти.
Вам нужно принять, за очень ограниченное время ответственное решение, установить очередность выхода из этой комнаты, потолок которой может обрушиться с минуты на минуту. Для этого вам нужно взять лист бумаги, переписать имена всех присутствующих, а затем справой стороны напротив записи поставить номер по порядку, соответствующий очередности выхода этого человека из комнаты, рассуждая примерно так: «Первым должен выходить Игорь, так как он самый молодой из нас, второй пойдет Аня, так как она…».
Принимая решение, имейте в виду, что вы должны определить очередь для всех членов группы до последнего человека.
Когда вы примите индивидуальное решение, можно собраться в круг и приступить к выработке группового решения, помня, что решение принимается, когда за него проголосуют все члены группы без исключения.
Время, которое есть в распоряжение группы ограниченно. Главное – остаться в живых. Если вы не сможете договориться, вы погибните все, если договоритесь – останетесь в живых.
3.2. Обсуждение
Цель: эмоциональное и смысловое отреагирование, снятие психоэмоционального напряжения, тревожных состояний, осознание тех внешних и внутренних характеристик, которые мешали и которые помогали в работе, поиск и использование собственных ресурсов при решении той или иной ситуации.
3.3. Упражнение «Добрые руки»
Цель: Развитие чувства уверенности, доверия другим людям, осознание собственной ответственности за других людей и их физическая и эмоциональная поддержка, повышение сплоченности группы, снятие эмоциональных и телесных зажимов.
Проведение:
Ведущий тренер объясняет правила выполнения упражнения. Упражнение делается с закрытыми глазами и молча, следуя инструкциям тренера. Все ходят с закрытыми глазами по комнате по типу «броуновского движения» (беспорядочно). Затем находят себе партнера и берутся за руки. После чего по команде тренера, участники создают скульптуры-состояния: «Забота, поддержка, неприятие, нежность, любовь».
3.4. Обсуждение в группе
Цель: эмоциональное и смысловое отреагирование, снятие психоэмоционального напряжения, тревожных состояний, осознание тех внешних и внутренних характеристик, которые мешали и которые помогали в работе, поиск и использование собственных ресурсов при решении той или иной ситуации.
Блок 4.
4.1. Упражнение «Коллаж»
Цель: рефлексия собственного выбора стратегии поведения, вызываемого определенными эмоциональными состояниями, а также поиск возможных альтернатив отреагирования.
Проведение:
Ведущий тренер раздает участникам материалы для работы:
- листы бумаги, с началом предложений: «Что было бы, если…»,
- стикеры,
- ручки,
- ножницы,
- клей,
- журналы.
Листы с началом предложений раскладываются на столе или на полу, участники выбирают для себя тему и делают по ней коллаж. Можно работать в группе над одной темой. Готовые коллажи служат основой для мини-презентации и обсуждения.
Вариант проведения: Предложить участникам написать историю или же закончить предложение вслух. Возможные начала предложений:
- Если я в ярости, то …
- Если я в печали, то…
- Если я боюсь, то…
- Если у меня нет желания что-либо делать, то…
- Если я кого-то не выношу, то…
- Если я горжусь собой, то…
- Если я что-то преодолел, то…
- Если я вдруг разочаруюсь, то...
- Если я в стрессовом состоянии, то …
- Если я одинок(а), то…
- Если я завидую, то…
- Если мне скучно, то…
- Если я не уверен в себе, то…
- Если мной кто-то восхищается, то…
4.2. Обсуждение
Цель: эмоциональное и смысловое отреагирование, снятие психоэмоционального напряжения, тревожных состояний, осознание тех внешних и внутренних характеристик, которые мешали и которые помогали в работе, поиск и использование собственных ресурсов при решении той или иной ситуации.
4.3. Рефлексия дня
Цель: Получение обратной связи, эмоциональное и смысловое отреагирование, осознание полученного опыта.
4.4. Ритуал прощания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг "Свои и чужие" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
Тренинг "Попробуй сделать шаг - получится" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
Тренинг "Давайте познакомимся" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания...
Тренинг "Путешествие" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по пофилактике профессионального выгорания...
Тренинг "Прошлое. Настоящее. Будущее" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания.
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
Тренинг "Уникальность" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания...
Тренинг "Все в твоих руках" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального вагорания...