Тренинг "Борьба со страхом" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
методическая разработка

Ложкина Виктория Сергеевна

Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

«Борьба со страхом»

«Личностный рост педагогов и механизмы защиты их

от профессионального выгорания»

Профилактика профессионального выгорания требует актуализации индивидуальных, личностных и профессиональных ресурсов педагогов.

Цель: 

  • создание условий для личностного роста педагогов,
  • актуализации их личностных и профессиональных ресурсов,
  • укрепления личностного и профессионального иммунитета.

Задачи:

  • принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности;
  • использование стрессовых ситуаций как возможности для приобретения личного опыта, возможности личностного роста;
  • овладение технологией постановки и достижения желаемых целей;
  • расширение собственного сознания, выход за пределы стереотипных установок;
  • развитие педагогической рефлексии;
  • овладение эффективными способами эмоционального и смыслового отреагирования и снятия психоэмоционального напряжения.

Структура тренингового занятия

Элемент тренинга

Цели, комментарии

Блок 1

Ритуал приветствия

Самопрезентация, знакомство с правилами,  сплочение, создание атмосферы группового доверия и принятия

Блок 2

Разминка-воздействие на эмоциональное состояние, уровень активности

Выполняет функцию настройки на продуктивную индивидуальную и групповую деятельность. Упражнения на разогрев группы выбираются с учетом динамики развития группы

Блок 3

Основное содержание занятия, совокупность психотехнических упражнений, приемов, направленных на решение задач данного занятия

Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным на актуализацию личностных, профессиональных ресурсов, динамику развития группы. Каждое упражнение заканчивается эмоциональным отреагированием и обсуждением.

Важным моментом является акцент на то, Что мешало выполнять задание?

Что помогало? Какой опыт получила?

Блок 4

Рефлексия занятия - получение обратной связи

Получение обратной связи:

во-первых, эмоциональной,

во-вторых, смысловой

(Что есть сегодняшний день для меня?

Чему я научилась?)

Ритуал прощания

Закрепление чувства группового доверия и сплочения. Поддержание атмосферы  успешности.

Тренинг

 «Борьба со страхом»

Блок 1.

  1. Упражнение «Золотое правило» с добавлением новых версий.

Цель: Повторение правил тренинговой группы. Базовые правила групповой работы.

1.2. Упражнение «Ассоциации»

Цель: развитие эмпатиии, групповой сплоченности, эмоциональный разогрев группы и подготовка к групповой работе.

Проведение:

Один из участников выходит из комнаты, он становится водящим. Оставшиеся в круге выбирают участника, которого будут описывать.

Водящий возвращается, и его задача - угадать человека, которому дали словесное описание. У водящего есть три попытки для угадывания.

Для того чтобы описать выбранного участника ведущий тренер задает вопросы группе:

  • Если бы  этот человек был цветком, то каким (название и описание)?
  • Если бы был животным, то каким?
  • Если бы был геометрической фигурой, то какой? И т. д.

Участник, к которому обращается водящий, говорит свою ассоциацию. Например, «это нарцисс». Если водящий отгадывает, участник, которого описывали становится водящим.

Ведущему тренеру в этом упражнении важно следить, чтобы все участники в этой группе могли попробовать себя и в роли водящего, и в роли загаданного участника.

1.3. Обсуждение

Цель: обмен впечатлениями и переживаниями.

Блок 2.

2.1. Упражнение «Прогноз погоды»

Цель: осознание и проекция собственных эмоциональных состояний на лист бумаги.

Инструкция:

Ведущий тренер предлагает всем участникам взять лист бумаги, карандаши и нарисовать рисунок, который будет соответствовать их настроению.

Участники могут показать, что у них сейчас «плохая погода», или «штормовое предупреждение», а может быть, для них уже во всю светит «солнце» и т. д.

Блок 3.

3.1. Упражнение «Землетрясение»

Цель: развитие навыков эффективного взаимодействия и умений действовать сообща, осознание участниками своих целей и ценностей, выявление социометрической структуры группы и социальных позиций, нахождение конструктивных стратегий выхода из стрессовых ситуаций.

Инструкция:

Представьте себе, что наша группа оказалась в зоне землетрясения. Комната, в которой мы сейчас находимся, представляет реальную угрозу для жизни, так как в любой момент может обрушиться потолок. Что делать в такой обстановке. К сожалению,  люди часто начинают паниковать, впадать истерику, все одновременно пытаются к выходу и тем самым губят себя.

Вам нужно принять решение о том, кто и в какой последовательности будет выходить из комнаты. При этом нужно помнить, что шансы первого человека остаться в живых составляют почти 100%, ведь у него достаточно времени, чтобы спокойно, но быстро, выйти из здания и перейти в безопасное место.

Шансы второго человека уже немного меньше, так как время идет и угроза возрастает.  У третьего по очереди человека, шанс уменьшается еще на какой- то процент и так далее. Вы прекрасно понимаете, что у человека, который будет последним в этой очереди, шансов практически нет, скорее всего, что он погибнет под развалинами. Так что речь идет о жизни и смерти.

Вам нужно принять, за очень ограниченное время ответственное решение, установить очередность выхода из этой комнаты, потолок которой может обрушиться с минуты на минуту. Для этого вам нужно взять лист бумаги, переписать имена всех присутствующих, а затем справой стороны напротив записи поставить номер по порядку, соответствующий очередности выхода этого человека из комнаты, рассуждая примерно так: «Первым должен выходить Игорь, так как он самый молодой из нас,  второй пойдет Аня, так как она…».

Принимая решение, имейте в виду, что вы должны определить очередь для всех членов группы до последнего человека.

Когда вы примите индивидуальное решение, можно собраться в круг и приступить к выработке группового решения, помня, что решение принимается, когда за него проголосуют все члены группы без исключения.  

Время, которое есть в распоряжение группы ограниченно. Главное – остаться в живых. Если вы не сможете договориться, вы погибните все, если договоритесь – останетесь в живых.

3.2. Обсуждение

Цель: эмоциональное и смысловое отреагирование, снятие психоэмоционального напряжения, тревожных состояний, осознание тех внешних и внутренних характеристик, которые мешали и которые помогали в работе, поиск и использование собственных ресурсов при решении той или иной ситуации.

3.3. Упражнение «Добрые руки»

Цель: Развитие чувства уверенности, доверия другим людям, осознание собственной ответственности за других людей и их физическая и эмоциональная поддержка, повышение сплоченности  группы, снятие эмоциональных и телесных зажимов.

Проведение: 

Ведущий тренер объясняет правила выполнения упражнения. Упражнение делается с закрытыми глазами и молча, следуя инструкциям тренера. Все ходят с закрытыми глазами по комнате по типу «броуновского движения» (беспорядочно). Затем находят себе партнера и берутся за руки. После чего по команде тренера, участники создают скульптуры-состояния: «Забота, поддержка, неприятие, нежность, любовь».

3.4. Обсуждение в группе

Цель: эмоциональное и смысловое отреагирование, снятие психоэмоционального напряжения, тревожных состояний, осознание тех внешних и внутренних характеристик, которые мешали и которые помогали в работе, поиск и использование собственных ресурсов при решении той или иной ситуации.

Блок 4.

4.1. Упражнение «Коллаж»

Цель: рефлексия собственного выбора стратегии поведения, вызываемого определенными эмоциональными состояниями, а также поиск возможных альтернатив отреагирования.

Проведение:

Ведущий тренер раздает участникам материалы для работы:

  • листы бумаги, с началом предложений: «Что было бы, если…»,
  • стикеры,
  • ручки,
  • ножницы,
  • клей,
  • журналы.

Листы с началом предложений раскладываются на столе или на полу, участники выбирают для себя тему и делают по ней коллаж. Можно работать в группе над одной темой. Готовые коллажи служат основой для мини-презентации и обсуждения.

Вариант проведения: Предложить участникам написать историю или же закончить предложение вслух. Возможные начала предложений:

  • Если я в ярости, то …
  • Если я в печали, то…
  • Если я боюсь, то…
  • Если у меня нет желания что-либо делать, то…
  • Если я кого-то не выношу, то…
  • Если я горжусь собой, то…
  • Если я что-то преодолел, то…
  • Если я вдруг разочаруюсь, то...
  • Если я  в стрессовом состоянии, то …
  • Если я одинок(а), то…
  • Если я завидую, то…
  • Если мне скучно, то…
  • Если я не уверен в себе, то…
  • Если мной кто-то восхищается, то…

4.2. Обсуждение

Цель: эмоциональное и смысловое отреагирование, снятие психоэмоционального напряжения, тревожных состояний, осознание тех внешних и внутренних характеристик, которые мешали и которые помогали в работе, поиск и использование собственных ресурсов при решении той или иной ситуации.

4.3. Рефлексия дня

Цель: Получение обратной связи, эмоциональное и смысловое отреагирование, осознание полученного опыта.

4.4. Ритуал прощания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты