Планирование физкультурно-оздоровительной работы с детьми в течение дня. Анкетирование родителей
учебно-методический материал
Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_fiz-ozdorov.raboty_v_techenie_dnya.docx | 31.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
Для достижения целей значение имеют:
- Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитием каждого ребенка;
- Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
- Творческая организация (креативность) процесса воспитания и обучения;
- Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- Уважительное отношение к результатам детского творчества;
- Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
- Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
С целью снижения заболеваемости в детском саду разработана и успешно применяется система закаливающих мероприятий в повседневной жизни и специально организованная. Используются все природные факторы: вода, воздух, солнце. Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.
Обширная профилактическая работа включает в себя:
- облегченную одежду для детей в детском саду
- соблюдение сезонной одежды детей на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья.
- соблюдение температурного режима в течение дня
- дыхательную гимнастику после сна
- мытье прохладной водой рук по локоть
- правильную организацию прогулки и ее длительность
- неспецифическую профилактику респираторных заболеваний(фитотерапия и отвары шиповника).
- Во время адаптационного периода для детей создается щадящий режим:
В детском саду выполняются все виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Элементы медико-профилактической технологии
- организация мониторинга здоровья дошкольников
- разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,
- физического развития дошкольников,
- закаливания;
- организация профилактических мероприятий в детском саду;
- организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Элементы физкультурно-оздоровительной технологии
- развитие физических качеств, двигательной активности
- становление физической культуры дошкольников,
- дыхательная гимнастика,
- массаж и самомассаж,
- профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
- воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье
Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год:
- Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/
- Гимнастика после сна /ежедневно в течении года/
- Дыхательная гимнастика
- Точечный массаж
- Физкультурные занятия /3 раза в неделю/
- Пальчиковая гимнастика
- Витаминизация: соки, напитки, сиропы
- Профилактические прививки
- Закаливание солнцем, водой /в летний период/
- Профилактика плоскостопия /ежедневно/
- Профилактика осанки детей /ежедневно/
- Физкультминутки /ежедневно/
- Подвижные игры /ежедневно/
- Прогулки
- Проводить работу с родителя по профилактике оздоровительных мероприятий в течении года
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой, музыкальным руководителем, психологом. Предварительно составляется план работы совместной деятельности на год, включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах. Планируются медико-педагогические совещания.
В своей работе воспитатели детского сада используют различные виды образовательной деятельности, среди которых преобладают:
- сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
- занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;
- занятия-тренировки основных видов движений;
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы она действительно давала эффект, необходимо менять последовательность видов деятельности детей на прогулке в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятий, на котором дети сидели, прогулка должна начинаться с пробежки, подвижной игры; в теплое время или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр и т.д.
Необходимо учить педагогов определять признаки утомления у детей по изменению окраски кожи, выражению лица, частоте дыхания, появлению потливости и своевременно регулировать характер их деятельности, переключая на более спокойный или, наоборот, интенсивный. Для того, чтобы дети не перегревались и не простужались, необходим правильный подбор одежды в соответствии с состоянием здоровья и погодными условиями, регулирование ее длительности в зависимости от сезона, возраста детей и их здоровья.
Воспитатель делает подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;
- оборудование физкультурного уголка;
- организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
- оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.
В систему оздоровительной работы, проводимой в нашем детском саду, включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика, профилактика нарушений осанки и плоскостопия.
Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в зале и на воздухе. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей.
Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
- повышение педагогической культуры родителей.
- вовлечение родителей в деятельность ДОУ,
- совместная работа по обмену опытом.
Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
- Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.
- Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
- Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях
В ДОУ мы проводим работу с родителями с дифференцированным подходом, учитываем микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышаем культуру педагогической грамотности семьи.
Семья и детский сад взаимодействуя друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта.
Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Мы всеми возможными способами объясняем родителям, что дошкольник не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания и взаимодействия между детским садом и семьёй.
Мы используем разные формы работы:
- совместные праздники, досуги, развлечения
- участие родителей в семейных конкурсах, выставках,
- оказание дополнительных образовательных услуг,
- организация совместной трудовой деятельности,
- наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки,
- консультации,
- анкетирование,
- индивидуальные беседы и др.
Для эффективной работы с родителями в новых условиях мы начинаем с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи ведется последовательно, системно. Мы воспользовались наиболее распространёнными методами изучения семьи: анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей, посещение семьи, Все эти действия помогают нам правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Метод анкетирования позволяет собрать данные, интересующие нас как педагогов о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Что дает возможность учесть ее индивидуальные особенности. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Здоровые дети - надёжное будущее.
В систему физкультурно-оздоровительных мероприятий включили День здоровья как эффективную и активную форму работы с детьми и, что очень важно, с их родителями. Родители помогают в изготовлении своими руками интересных для детей игровых тренажеров, атрибутов для игры. Мы приглашаем родителей принять участие в спортивных соревнованиях: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Весёлые старты», «Ловкие, сильные, смелые!».
Эмоции, возникающие после мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких. Происходит приобщение к здоровому образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку; приобщаются родители к активному образу жизни и оздоровлению детей. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к семье.
Предлагаем несколько вариантов анкетирования родителей.
Варианты ответов: «да», «нет», «иногда».
1. Формирование культурно-гигиенических навыков
- Знает ли Ваш ребенок названия частей тела?
- Умывается ли Ваш ребенок самостоятельно?
- Чистит ли Ваш ребенок регулярно зубы (2 раза в день)?
- Причесывается ли Ваш ребенок самостоятельно?
- Рассказываете ли Вы ребенку о значимости утренних процедур?
- Выполняет ли ребенок утреннюю гимнастику?
- Контролируете ли Вы осанку ребенка во время ходьбы и когда ребенок спит?
- Достаточно ли освещена игровая зона вашего ребенка?
- Рассказываете ли Вы своему ребенку об основных правилах ухода за зубами?
- Вы посещаете со своим ребенком стоматолога?
- Имеет ли ребенок знания о значении санитарно-гигиенических процедур?
2. Соблюдение режима питания
- Питание Вашего ребенка соответствует его возрасту?
- Вы знаете, что можно и что чего нельзя употреблять в пищу вашему ребенку?
- Вы кормите ребенка в одно и тоже время?
- Ваш ребенок употребляет в пищу чипсы, колу, сухарики?
- Ваш ребенок принимает пищу между завтраком, обедом, полдником, ужином?
- Ваш ребенок каждый день ест овощи и фрукты в достаточном количестве?
- Вы даете вашему ребенку витамины?
- При покупке продуктов обращаете ли Вы внимание содержание продукта
- (состав, срок годности, наличие ГМО)?
- Вы объясняете ребенку, какие продукты полезны, а какие нет?
- Склонен ли Ваш ребенок к аллергическим реакциям?
- Ваш ребенок ориентируется в значении различных видов продуктов для
- здоровья человека?
3. Физическое воспитание
- Соблюдаете ли Вы дома воздушно-тепловой режим (поддержание
- определенной t C, режим проветривания)?
- Закаливаете ли Вы своего ребенка в домашних условиях?
- Приручаете ли Вы своего ребенка к прогулкам пешком?
- Разрешаете ли Вы своему ребенку ходить босиком в летний период?
- Знакомы ли Вы с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами по
- организации здоровьесберегающей среды в домашних условиях?
- Соблюдаете ли Вы требования к организации режима дня вашего ребенка?
- Считаете ли Вы, что уделяете должное внимание здоровью ребенка дома?
- Имеется ли у Вас дома спортивный уголок?
- Пользуется ли Ваш ребенок спортивным уголком?
4. Формирование основ безопасности поведения детей
- Имеются ли у ребенка знания по ПДД?
- Соблюдаете ли Вы правила дорожного движения?
- Есть ли у Вас необходимая литература, игры по данной теме (ПДД)?
- Разрешаете ли Вы детям купаться в летнее время столько, сколько они захотят?
- Умеет ли Ваш ребенок плавать?
- Всегда ли Вы находитесь рядом с ребенком на отдыхе?
- Гуляете ли Вы с детьми зимой по льду водоема?
- Знает ли ребенок правила поведения на водоемах в летний и зимний периоды?
- В доступном ли месте в доме находятся спички, зажигалка?
- Проводите ли дома беседы об опасности электроприборов?
- Знает ли ребенок правила поведения в случае возникновения пожара?
- Позволяете ли Вы ребенку смотреть телевизор более 1 часа в день?
- Привык ли ваш ребенок засыпать в одно и тоже время?
- Соблюдаете ли Вы режим прогулки?
- Открывает ли Ваш ребенок дверь незнакомым людям?
- Знает ли ребенок свой домашний адрес, телефон, имена, отчества, фамилии
- родных и свои?
- Проводите ли Вы беседы о том, что нельзя никуда идти с незнакомыми
- людьми?
Оценка полученного результата:
За каждый ответ «да» - 2 очка, «нет» - 0, «иногда» -1.
Подсчитайте полученные очки ___________баллов
80-100 очков. У вас большие способности к правильному пониманию собственного
ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники в решении вопросов,
касающихся сохранения здоровья вашего ребенка. Если этому на практике
сопутствует подобное открытое поведение, вас можно признать примером
достойным для подражания.
40-79 очков. Вы находитесь на правильной дороге, ведущей к сохранению
здоровья вашего ребенка. Все нерешенные вопросы и временные трудности вы
можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени
и натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние,
поэтому постарайтесь это использовать.
0-39 очков. Кажется, можно больше сочувствовать вашему ребенку, чем Вам,
поскольку он не попал к родителям – доброму дрогу и помощнику на трудной
дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы
действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе.
Может, вы найдете кого-то, кто вам в этом поможет.
«Физкультурно-оздоровительная деятельность» (по М. Мусановой)
В целях повышения качества физкультурно-оздоровительной деятельности детского сада просим
Вас ответить на вопросы (нужное подчеркнуть)
1. Знакомы ли Вы с возрастными особенностями физического развития Вашего ребенка?
Да нет мне это не нужно
2.Считаете ли Вы необходимым удовлетворять потребности ребенка в движении?
да нет мне это не нужно
3. В вашей семье созданы все условия для полноценного физического воспитания Вашего
ребенка?
да хотелось бы, но не хватает времени средств мне это не нужно
4.Испытываете ли Вы потребность в обогащении знаний в области физкультурно-оздоровительной деятельности?
Да нет мне это не нужно
5. У Вас или членов Вашей семьи имеются вредные привычки?
Да нет
6. Оцениваете ли Вы питание Вашего ребенка как регулярное и полноценное?
Да не совсем нет
7. Принято ли в Вашей семье систематически заниматься спортом, подвижными играми на
улице?
да скорее, иногда нет
8. Как Вы оцениваете психологический климат в Вашей семье?
Благоприятный удовлетворительный неудовлетворительный
9. Имеете ли Вы желание и готовность участвовать в совместных детско-родительских
мероприятиях в детском саду?
да хотелось бы, но нет времени мне это не нужно
«Физкультурно-оздоровительная деятельность» (по М. Мусановой)
Группа_______________________________________________________________________
Количество детей___________________ Количество анкет__________________________
1. Знакомы ли Вы с возрастными особенностями физического развития Вашего ребенка?
Да Нет Мне это не нужно
2.Считаете ли Вы необходимым удовлетворять потребности ребенка в движении?
Да Нет Мне это не нужно
3.В вашей семье созданы все условия для полноценного физического воспитания Вашего ребенка?
Да Хотелось бы, но не хватает времени/средств Мне это не нужно
4.Испытываете ли Вы потребность в обогащении знаний в области физкультурно оздоровительной деятельности?
Да Нет Мне это не нужно
5.У Вас или членов Вашей семьи имеются вредные привычки?
Да Нет
6.Оцениваете ли Вы питание Вашего ребенка как регулярное и полноценное?
Да Не совсем Нет
7.Принято ли в Вашей семье систематически заниматься спортом, подвижными играми на улице?
Да Скорее, иногда Нет
8.Как Вы оцениваете психологический климат в Вашей семье?
Благоприятный Удовлетворительный Неудовлетворительный
8.Имеете ли Вы желание и готовность участвовать в совместных детско-родительских мероприятиях в детском
саду?
Да Хотелось бы, но нет времени Нет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗAПИСКА Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и развивается личность. Цель современного дошкольного образования – ...
презентация "Планирование физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с учетом ФГТ" "
опыт работы в рамках городского методического объединения...
Перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы с детьми 5-6 лет
Это планирование разработано в детском саду присмотра и оздоровления. Физкультурные занятия и подвижные игры взяты из книг Пензулаевой....
Перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы с детьми 6-7 лет
Разработано для воспитателей детских садов присмотра и оздоровления....
Перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ № 9
Для педагогов, инструкторов по физкультуре...
Планирование физкультурно-оздоровительной работы с детьми в течение дня
Планирование физкультурно-оздоровительной работы с детьми подготовительной группы «Солнышко»Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Систем...