Планирование физкультурно-оздоровительной работы с детьми в течение дня. Анкетирование родителей
учебно-методический материал

Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_fiz-ozdorov.raboty_v_techenie_dnya.docx31.49 КБ

Предварительный просмотр:

Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Для достижения целей значение имеют:

  • Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитием каждого ребенка;
  • Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • Творческая организация (креативность) процесса воспитания и обучения;
  • Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • Уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
  • Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;

С целью снижения заболеваемости в детском саду разработана и успешно применяется система закаливающих мероприятий в повседневной жизни и специально организованная. Используются все природные факторы: вода, воздух, солнце. Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.

Обширная профилактическая работа включает в себя:

  • облегченную одежду для детей в детском саду
  • соблюдение сезонной одежды детей на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья.
  • соблюдение температурного режима в течение дня
  • дыхательную гимнастику после сна
  • мытье прохладной водой рук по локоть
  • правильную организацию прогулки и ее длительность
  • неспецифическую профилактику респираторных заболеваний(фитотерапия и отвары шиповника).
  • Во время адаптационного периода для детей создается  щадящий режим:

  В детском саду выполняются все виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

​Элементы медико-профилактической технологии

  • организация мониторинга здоровья дошкольников
  • разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  • организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,
  • физического развития дошкольников,
  • закаливания;
  • организация профилактических мероприятий в детском саду;
  • организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН;
  • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Элементы физкультурно-оздоровительной технологии

  • развитие физических качеств, двигательной активности
  • становление физической культуры дошкольников,
  • дыхательная гимнастика,
  • массаж и самомассаж,
  • профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
  • воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье

Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год:

  1. Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/
  2. Гимнастика после сна /ежедневно в течении года/
  3. Дыхательная гимнастика
  4. Точечный массаж
  5. Физкультурные занятия /3 раза в неделю/
  6. Пальчиковая гимнастика
  7. Витаминизация: соки, напитки, сиропы
  8. Профилактические прививки
  9. Закаливание солнцем, водой /в летний период/
  10. Профилактика плоскостопия /ежедневно/
  11. Профилактика осанки детей /ежедневно/
  12. Физкультминутки /ежедневно/
  13. Подвижные игры /ежедневно/
  14. Прогулки
  15. Проводить работу с родителя по профилактике оздоровительных мероприятий в течении года

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой, музыкальным руководителем, психологом. Предварительно составляется план работы совместной деятельности на год, включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах. Планируются медико-педагогические совещания.

В своей работе воспитатели детского сада используют различные виды образовательной деятельности, среди которых преобладают:

  • сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
  • занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;
  • занятия-тренировки основных видов движений;

Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы она действительно давала эффект, необходимо менять последовательность видов деятельности детей на прогулке в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятий, на котором дети сидели, прогулка должна начинаться с пробежки, подвижной игры; в теплое время или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр и т.д.

Необходимо учить педагогов определять признаки утомления у детей по изменению окраски кожи, выражению лица, частоте дыхания, появлению потливости и своевременно регулировать характер их деятельности, переключая на более спокойный или, наоборот, интенсивный. Для того, чтобы дети не перегревались и не простужались, необходим правильный подбор одежды в соответствии с состоянием здоровья и погодными условиями, регулирование ее длительности в зависимости от сезона, возраста детей и их здоровья.

Воспитатель делает подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;

  • оборудование физкультурного уголка;
  • организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
  • оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.

В систему оздоровительной работы, проводимой в нашем детском саду, включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика, профилактика нарушений осанки и плоскостопия.

Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в зале и на воздухе. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей.

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

  • повышение педагогической культуры родителей.
  • вовлечение родителей в деятельность ДОУ,
  • совместная работа по обмену опытом.

Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
  • Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада. 
  • Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
  • Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях

В  ДОУ мы проводим работу с родителями с дифференцированным подходом, учитываем микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышаем культуру педагогической грамотности семьи.

Семья и детский сад взаимодействуя друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта.

Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Мы всеми возможными способами объясняем родителям, что дошкольник не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания и взаимодействия между детским садом и семьёй.

Мы используем разные формы работы:

  •  совместные праздники, досуги, развлечения
  •  участие родителей в семейных конкурсах, выставках,
  • оказание дополнительных образовательных услуг,
  •  организация совместной трудовой деятельности,
  • наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки,
  •  консультации,
  • анкетирование,
  • индивидуальные беседы  и др.

Для эффективной работы с родителями в новых условиях мы начинаем с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи ведется последовательно, системно. Мы воспользовались наиболее распространёнными методами изучения семьи:  анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей, посещение семьи,  Все эти действия помогают нам правильно выстроить работу с родителями,  сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. 

Метод анкетирования позволяет собрать  данные, интересующие нас как педагогов о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Что  дает возможность учесть ее индивидуальные особенности. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.      

Здоровые дети - надёжное будущее.

В систему физкультурно-оздоровительных мероприятий включили День здоровья как эффективную и активную форму работы с детьми и, что очень важно, с их родителями. Родители помогают в изготовлении своими руками интересных для детей игровых тренажеров, атрибутов для игры. Мы приглашаем родителей принять участие в спортивных соревнованиях: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Весёлые старты», «Ловкие, сильные, смелые!».

Эмоции, возникающие после мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких. Происходит приобщение к здоровому образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку; приобщаются родители к активному образу жизни и оздоровлению детей. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к семье.

Предлагаем несколько вариантов анкетирования родителей.

 Варианты ответов: «да», «нет», «иногда».

1. Формирование культурно-гигиенических навыков

  • Знает ли Ваш ребенок названия частей тела?
  • Умывается ли Ваш ребенок самостоятельно?
  • Чистит ли Ваш ребенок регулярно зубы (2 раза в день)?
  • Причесывается ли Ваш ребенок самостоятельно?
  • Рассказываете ли Вы ребенку о значимости утренних процедур?
  • Выполняет ли ребенок утреннюю гимнастику?
  • Контролируете ли Вы осанку ребенка во время ходьбы и когда ребенок спит?
  • Достаточно ли освещена игровая зона вашего ребенка?
  • Рассказываете ли Вы своему ребенку об основных правилах ухода за зубами?
  • Вы посещаете со своим ребенком стоматолога?
  • Имеет ли ребенок знания о значении санитарно-гигиенических процедур?

2. Соблюдение режима питания

  • Питание Вашего ребенка соответствует его возрасту?
  • Вы знаете, что можно и что чего нельзя употреблять в пищу вашему ребенку?
  • Вы кормите ребенка в одно и тоже время?
  • Ваш ребенок употребляет в пищу чипсы, колу, сухарики?
  • Ваш ребенок принимает пищу между завтраком, обедом, полдником, ужином?
  • Ваш ребенок каждый день ест овощи и фрукты в достаточном количестве?
  • Вы даете вашему ребенку витамины?
  • При покупке продуктов обращаете ли Вы внимание содержание продукта
  • (состав, срок годности, наличие ГМО)?
  • Вы объясняете ребенку, какие продукты полезны, а какие нет?
  • Склонен ли Ваш ребенок к аллергическим реакциям?
  • Ваш ребенок ориентируется в значении различных видов продуктов для
  • здоровья человека?

3. Физическое воспитание

  • Соблюдаете ли Вы дома воздушно-тепловой режим (поддержание
  • определенной t C, режим проветривания)?
  • Закаливаете ли Вы своего ребенка в домашних условиях?
  • Приручаете ли Вы своего ребенка к прогулкам пешком?
  • Разрешаете ли Вы своему ребенку ходить босиком в летний период?
  • Знакомы ли Вы с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами по
  • организации здоровьесберегающей среды в домашних условиях?
  • Соблюдаете ли Вы требования к организации режима дня вашего ребенка?
  • Считаете ли Вы, что уделяете должное внимание здоровью ребенка дома?
  • Имеется ли у Вас дома спортивный уголок?
  • Пользуется ли Ваш ребенок спортивным уголком?

4. Формирование основ безопасности поведения детей

  • Имеются ли у ребенка знания по ПДД?
  • Соблюдаете ли Вы правила дорожного движения?
  • Есть ли у Вас необходимая литература, игры по данной теме (ПДД)?
  • Разрешаете ли Вы детям купаться в летнее время столько, сколько они захотят?
  • Умеет ли Ваш ребенок плавать?
  • Всегда ли Вы находитесь рядом с ребенком на отдыхе?
  • Гуляете ли Вы с детьми зимой по льду водоема?
  • Знает ли ребенок правила поведения на водоемах в летний и зимний периоды?
  • В доступном ли месте в доме находятся спички, зажигалка?
  • Проводите ли дома беседы об опасности электроприборов?
  • Знает ли ребенок правила поведения в случае возникновения пожара?
  • Позволяете ли Вы ребенку смотреть телевизор более 1 часа в день?
  • Привык ли ваш ребенок засыпать в одно и тоже время?
  • Соблюдаете ли Вы режим прогулки?
  • Открывает ли Ваш ребенок дверь незнакомым людям?
  • Знает ли ребенок свой домашний адрес, телефон, имена, отчества, фамилии
  • родных и свои?
  • Проводите ли Вы беседы о том, что нельзя никуда идти с незнакомыми
  • людьми?

Оценка полученного результата:

За каждый ответ «да» - 2 очка, «нет» - 0, «иногда» -1.

Подсчитайте полученные очки ___________баллов

80-100 очков. У вас большие способности к правильному пониманию собственного

ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники в решении вопросов,

касающихся сохранения здоровья вашего ребенка. Если этому на практике

сопутствует подобное открытое поведение, вас можно признать примером

достойным для подражания.

40-79 очков. Вы находитесь на правильной дороге, ведущей к сохранению

здоровья вашего ребенка. Все нерешенные вопросы и временные трудности вы

можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени

и натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние,

поэтому постарайтесь это использовать.

0-39 очков. Кажется, можно больше сочувствовать вашему ребенку, чем Вам,

поскольку он не попал к родителям – доброму дрогу и помощнику на трудной

дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы

действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе.

Может, вы найдете кого-то, кто вам в этом поможет.

«Физкультурно-оздоровительная деятельность» (по М. Мусановой)

В целях повышения качества физкультурно-оздоровительной деятельности детского сада просим

Вас ответить на вопросы (нужное подчеркнуть)

1. Знакомы ли Вы с возрастными особенностями физического развития Вашего ребенка?

Да         нет         мне это не нужно

2.Считаете ли Вы необходимым удовлетворять потребности ребенка в движении?

да         нет         мне это не нужно

3. В вашей семье созданы все условия для полноценного физического воспитания Вашего

ребенка?

да хотелось бы, но не хватает времени                средств мне это не нужно

4.Испытываете ли Вы потребность в обогащении знаний в области физкультурно-оздоровительной деятельности?

Да         нет         мне это не нужно

5. У Вас или членов Вашей семьи имеются вредные привычки?

Да         нет

6. Оцениваете ли Вы питание Вашего ребенка как регулярное и полноценное?

Да         не совсем         нет

7. Принято ли в Вашей семье систематически заниматься спортом, подвижными играми на

улице?

да скорее,         иногда нет

8. Как Вы оцениваете психологический климат в Вашей семье?

Благоприятный         удовлетворительный         неудовлетворительный

9. Имеете ли Вы желание и готовность участвовать в совместных детско-родительских

мероприятиях в детском саду?

да хотелось бы, но нет времени                 мне это не нужно

«Физкультурно-оздоровительная деятельность» (по М. Мусановой)

Группа_______________________________________________________________________

Количество детей___________________ Количество анкет__________________________

1. Знакомы ли Вы с возрастными особенностями физического развития Вашего ребенка?

Да        Нет        Мне это не нужно

2.Считаете ли Вы необходимым удовлетворять потребности ребенка в движении?

Да        Нет                Мне это не нужно

3.В вашей семье созданы все условия для полноценного физического воспитания Вашего ребенка?

Да        Хотелось бы, но не хватает времени/средств        Мне это не нужно

4.Испытываете ли Вы потребность в обогащении знаний в области физкультурно оздоровительной деятельности?

Да        Нет         Мне это не нужно

5.У Вас или членов Вашей семьи имеются вредные привычки?

Да        Нет

6.Оцениваете ли Вы питание Вашего ребенка как регулярное и полноценное?

Да        Не совсем        Нет

7.Принято ли в Вашей семье систематически заниматься спортом, подвижными играми на улице?

Да        Скорее, иногда        Нет

8.Как Вы оцениваете психологический климат в Вашей семье?

Благоприятный        Удовлетворительный        Неудовлетворительный

8.Имеете ли Вы желание и готовность участвовать в совместных детско-родительских мероприятиях в детском

саду?

Да        Хотелось бы, но нет времени        Нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗAПИСКА Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и развивается личность. Цель современного дошкольного образования – ...

презентация "Планирование физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с учетом ФГТ" "

опыт работы в рамках городского методического объединения...

Перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы с детьми 5-6 лет

Это планирование разработано в детском саду присмотра и оздоровления. Физкультурные занятия и подвижные игры взяты из книг Пензулаевой....

Перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы с детьми 6-7 лет

Разработано для воспитателей детских садов присмотра и оздоровления....

Планирование физкультурно-оздоровительной работы с детьми в течение дня

Планирование физкультурно-оздоровительной работы с детьми подготовительной группы «Солнышко»Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Систем...