Перспективное планирование физкультурно - оздоровительной работы с детьми 5-7 лет
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №14
607042, Нижегородская область, город Выкса,
с. Верхняя Верея , улица Школьная, здание 44.
Тел. 8 (83177) 77-4-24 77-4-25
Е-mail: detskiysadv14@mail.ru
Перспективное планирование физкультурно – оздоровительной
работы с детьми 5-7 лет
«Игровой самомассаж»
Подготовила: воспитатель Е.И. Баландина
2022-2023 уч.год
Введение
Здоровьесберегающие технологии — комплекс инструментов и методов по охране и стимулированию здоровья детей. В группе используем традиционные физкультурно-оздоровительные технологии: Физкультминутки — динамические паузы, утреннюю гимнастку, дыхательную гимнастику после сна, физические упражнения в течение дня, босохождение по ребристым дорожкам перед и после сна. Чтобы расширить оздоровительно-профилактическую работу с детьми, решено использовать самомассаж..
Самомассаж — тактильная гимнастика, для детей проводится в игровой форме. Дошкольники учатся осознанно относиться к своему телу, заботиться о нём. Ребята старшего возраста осваивают способы снятия мышечного напряжения. Тактильные упражнения построены на пробуждении множества рецепторов, которые активизируют работу внутренних органов. Самомассажу дети учатся под музыкальное и стихотворное сопровождение.
ВАЖНО: соблюдать меру и регулярность.
Задачи:
- обучать элементам различных видов игровых массажей.
- повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
- предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки.
- укрепить различные группы мышц
- способствовать развитию ритмичности, координации движений, ориентировки в пространстве
- формировать положительный эмоциональный настрой
- формирование навыков заботы о своем здоровье
Ожидаемые результаты:
- ребёнок имеет представления о закаливании своего организма и выполняет самостоятельно упражнения самомоссажа, знает активные точки на теле
- снижение заболеваемости в группе
- повышение уровня физического развития детей (итоги мониторинга)
_______________________________________________________________
Виды самомассажа, которые я использую в нашем ДОУ, указывая область воздействия и ожидаемые результаты:
- Кисти рук – выполняя массаж данной области, активизируются нервные окончания, расположенные на ладонях, что приводит к улучшению функционального состояния внутренних органов, согласованию центров речи, развитию чувства ритма и т.д.
- Лицо – способствует улучшению памяти, интеллектуальных способностей, абстрактного мышления и развитию речи.
- Ушные раковины – повышение работы иммунной системы организма, работоспособности, внимательности, сосредоточенности воспитанников.
Методика проведения сеанса самомассажа:
Для проведения самомассажа надо освоить основные приемы: поглаживание, выжимание, разминание, растирание, потряхивание, встряхивание, ударные приемы и пассивные движения.
- Поглаживание – самый распространенный прием. Выполняют его ладонной поверхностью, причем четыре пальца соединены вместе, а большой отведен. Ладонь плотно прижимается к массируемому участку, слегка обхватывая его. Поглаживание можно проводить как одной рукой, так и двумя попеременно: одна следует за другой, как бы повторяя движение.
- Выжимание выполняется ребром ладони, установленной поперек массируемого участка, или кистью со стороны большого пальца, причем кисть устанавливается также поперек. Проводят такой самомассаж энергично, поэтому он воздействует не только на поверхность кожи, но и на более глубокие слои.
- Разминание – это основной прием глубокой проработки мышечной системы, но разминание, особенно глубокие, оказывают стимулирующее влияние и на нервную систему. После интенсивной физической работы этот прием позволяет быстро восстановить тонус уставших мышц.
- Потряхивание непосредственно связано с разминанием и проводится после него. Прием способствует улучшению оттока лимфы, действует успокаивающе на нервную систему. Потряхивание оказывает влияние не только на поверхностные, но и на глубоко лежащие ткани. Применяют на расслабленных мышцах: икроножной, бедра, плеча, на ягодицах. Потряхивание выполняют мизинцем и большим пальцем.
- Встряхивание применяется только на конечностях после массирования руки или ноги. Физиологическое влияние аналогично потряхиванию. Встряхивание руки выполняют стоя или сидя. При встряхивании мышц ноги центр тяжести переносят на другую ногу, освободив ту на которой проводился массаж, отрывают стопу этой ноги от пола и потряхивают ею, поворачивая то в одну, то в другую сторону.
- Растирание. Растирают суставы, сухожилья, пятки, подошвы, бедра. При помощи растирания можно усилить местное кровообращение, согреть ткань, ускорить рассасывание затвердений, добиться пластичности связочного аппарата, улучшения его подвижности и повышения работоспособности.
- Ударные приемы при самомассаже вызывают усиленный приток крови к массируемому участку, раздражают мышечные волокна, усиливая их сокращения. Будучи мощным механическим раздражителем, ударные приемы тонизируют нервную систему. Ударные приемы выполняют на предельно расслабленных мышцах.
- Поколачивание при самомассаже проводят кистью, пальцы слегка сжаты в кулак. Удар наносят со стороны мизинца.
- При массаже определенных точек носа можно предотвратить простудные заболевания. Главное правило в используемой технике – «не навреди».
Длительность сеанса в среднем составляет порядка 10 минут, что позволяет его в различных режимных моментах:
- Утренняя гимнастика
- Динамические паузы во время занятий
- Самостоятельная игровая деятельность
- Индивидуальная работа с детьми и т.д.
Варианты организации деятельности детей:
- Самомассаж
- Взаимомассаж (особый контроль взрослого)
Задачи:
-Воспитывать интерес к оздоровительному массажу.
-Обучать элементам массажа.
-Закреплять технику выполнения различных видов игроаого массажа.
-Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
-Предотвращать простудные заболевания
путём воздействия на активные точки.
-Развивать интеллектуальные функции.
-Развивать двигательную память.
-Воспитывать бережное отношение к своему телу.
-Развивать коммуникативные навыки и тактильное восприятие.
Перспективный план 2022-2023 уч.год)
(утренние, вечерние часы, организация физкультминуток)
Месяц\Область воздействия | Упражнения |
Предварительная работа СЕНТЯБРЬ | Анкетирование родителей, согласие на проведение занятий с детьми по саммомассажу (мастер-класс для взрослых) |
Октябрь –самомассаж ушных раковин «Поиграем с ушками» | «Найдём и покажем ушки» Дети находят свои ушки, показывают их взрослому · «Похлопаем ушками» Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок. «Потянем ушки» Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает. «Покрутим козелком» Ребёнок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течении 20-30 секунд. «Погреем ушки» Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину. 3. Заключительный момент Дети расслабляются и слушают тишину. Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависти от возраста детей. В среднем это сотавляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами: Подходи ко мне, дружок, «Взяли ушки за макушки» (самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади) Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон) Потянули… (несильно потянуть вверх) Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз) Вниз до мочек добежали. Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи) Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами) Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами) И к макушкам вновь придём. |
Ноябрь\декабрь - Самомассаж мышц головы, шеи, лица | 1. «Молодец я». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими. Молодец я, молодец! Съел всю кашу, наконец! 2. «Горка». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке. Мы на горку забрались, Л потом скатились вниз. 3. «Помощники». Движение пальцев от середины лба к вискам. По дорожкам мы пройдем И порядок наведем. 4. «Художники». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам. Достанем мы карандаши И все раскрасим от души. 5. «Иголочки для елочки». Движенияпальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали. Нарисуем елочке Колкие иголочки. 6. «Дождь». Пальчиковый «душ» (легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу). Барабанит дождь по крыше То погромче, то потише. 7. «Улитки». Провести по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем. Целый день ползли улитки По дорожке до калитки. 8. «Очки». Указательным пальцем провести легко от виска по краюскуловой кости к переносице, затем поброви к вискам. Чтобы глазки не болели, Мы очки с тобой надели. 9. «Молочные усы». Движение указательными и средними пальцами в направлении от середины верхней губ к углам рта. Молоко с тобой мы пили И усищи отрастили. 10. «Весельчак». Движение указательными и средними пальцами внаправлении от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловойкости. Чтобы было веселей,Улыбнись друзьям скорей. 11. «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти. Клоун нас не веселит — У него печальный вид. 12. «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов рта к середине верхней губы, а затем от углов рта к середине нижней губы. Птенчик мамочку ждет - Тянет клювик вперед . 13. «Нарисуем кружочки». Круговые поглаживания кончиками пальцев по щекам. Кошка с мышкой друг за другом Быстро бегают по кругу. 14. «Пальчиковый ,,душ“». Надуть щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев. Чтобы щечки укрепить, Надо пальцами побить. самомассаж мышц лица: 1.«Рисуем дорожки» - движения пальцев от середины лба к вискам. 2.«Рисуем яблочки» - круговые движения от середин лба к вискам. 3. «Дождик» - легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу. 4.«Рисуем брови» - провести по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно, начиная с указательного. 5.«Наденем очки» - легким движение проводить легко от виска, по краю скуловой кости к переносице, а затем по брови к вискам. 6. «Нарисуем усы» - движение указательными средними пальцами от середины верхней губы к углам рта. 7.«Клювик» - движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине. 8.«Погладим подбородок» - тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам. 9. «Расческа» - поглаживание губ зубами. 10. «Молоточек» - постукивание губ зубами. 11 Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы. 12. «Пальцевый душ» - набрать воздух под верхнюю губу и легонько постукивать по ней кончиками пальцев, проделать тоже самое движение, набрав воздух под нижнюю губу. 13. «Нарисуем три дорожки» - движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам. 14. «Нарисуем кружочки» - круговые движения кончиками пальцев по щекам. 15 .«Погреем щечки» - растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях. 16. «Паровозики» - сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки, сопровождая словами: «чух – чух - чух». 17. «Пальцевый душ» - набрать воздух под щеки и легонько постукивать по ним кончиками пальцев. 18. «Испечем блинчики» - похлопать ладошками по щекам. 19. «Умыли личико» - ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку. |
Январь - самомассаж пальцев | Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, катая его на подушечке вправо-влево. На каждую строчку разминать один палец. Шел медведь к своей берлоге, Мизинец пр. Да споткнулся на пороге. Безымянный пр. «Видно, очень мало сил Средний пр. Я на зиму накопил»,- Указательный пр. Так подумал и пошел Большой пр. Он на поиск диких пчел. Большой лев. Все медведи – сладкоежки, Указательный лев. Любят есть медок без спешки, Средний лев. А наевшись, без тревоги Безымянный лев. До весны сопят в берлоге. Мизинец лев. «Гусь» Дети садятся на ковер и делают массаж пальцев
Где ладошка? Тут? Тут! Показывают правую ладошку. На ладошке пруд? Пруд! Гладят левой ладонью правую. Палец большой- Поочередно массируют Это гусь молодой, каждый палец. Указательный-поймал, Средний-гуся ощипал, Безымянный-суп варил, А мизинец-печь топил. Полетел гусь в рот, Машут кистями, двумя ладонями, А оттуда в живот. прикасаются ко рту, потом к животу Вот! Вытягивают ладошки вперед. Массаж пальцев «Умывалочка» Знаем, знаем — да-да-да, Где ты прячешься, вода! Выходи, водица, Мы пришли умыться! Лейся на ладошку По-нем-нож-ку. Поочередно массируют каждый палец. Нет, не понемножку — Посмелей! Будет умываться веселей! Массируют височные впадины большими пальцами правой и левой руки, совершая вращательные движения. |
Февраль - самомассаж рук и ног | Массаж рук «Зимняя разогревалочка». Если замерзают руки, начинаем их тереть, Дети медленно растирают одну Быстро мы сумеем руки, как на печке, разогреть. ладонь о другую. Сначала ладошки, совсем как ледышки, Растирают ладони в продольном Потом как лягушки, направлениисначала медленно, Потом как подушки, затем все быстрее и быстрее. Но вот понемножку согрелись ладошки. Я горю, как от огня, Прикасаются ладонями к щекам. Вот, потрогайте меня! Самомассаж рук. Разотру ладошки сильно, Растирание ладоней; Каждый пальчик покручу, Захватить пальчик у основания и выкручивающим Поздороваюсь с ним сильно движением дойти до ногтевой фаланги; И вытягивать начну. После руки я помою, «Моют» руки Пальчик в пальчик я вложу, Пальцы в «замок» На замочек их закрою И тепло поберегу. Выпущу я пальчики, Пальцы расцепить и перебирать ими Пусть бегут как зайчики. Самомассаж рук «Шишка». Сосновую шишку возьму я в ладошку, Катаем между ладоней. В ладошке ее покатаю немножко. Кручу и катаю, катаю - кручу, Ладошки и пальчики ей щекочу. Я шишкой своей проведу по ладошке, Проводим шишкой вдоль ладони. И сразу на ней появились дорожки. Я шишку легонько сжимаю, сжимаю – Аккуратно сжимаем шишку одной рукой, Так пальчики я свои разминаю! а затем другой. Массаж ног «Божьи коровки». Божьи коровки, папа идет, Сидя, поглаживать ноги сверху донизу Следом за папой мама идет, Разминать ноги За мамой следом детишки идут, Похлопывать ладошками Вслед за ними малышки бредут Поколачивать кулачками Юбочки с точками черненькими. Постукивать пальцами На солнышко они похожи, Поднять руки вверх и скрестить кисти, Встречают дружно новый день. широко раздвинув пальцы А если будет жарко им, Поглаживать ноги ладонями и спрятать То спрячутся все вместе в тень. Руки за спину. |
Март – самомассаж спины | Массаж спины «Дождик». Дети встают друг за другом, кладут руки на плечи и выполняют массажные движения. Педагог стоит за последним ребенком. После выполнения дети поворачиваются на 180 градусов и выполняют массаж снова. Дождь, дождь, дождь Надо нам расходиться по домам! ( Похлопывание по спине всей ладонью) Гром , гром как из пушек (Постукивание по спине кулачками) Нынче праздник у лягушек Град, град, сыплет град (Постукивание по спине подушечками пальцев) Все под крышами стоят. Только мой братишка в луже (Ребро ладони растирают поверхность спины) Ловит рыбку нам на ужин! Самомассаж спины «Рельсы» Рельсы-рельсы, граблевидные движения вдоль спины ребенка Шпалы-шпалы граблевидные движения поперек спины Ехал поезд запоздалый. щекочущие движения Из последнего вагона поколачивание подушеч. пальцев копчиков.обл. Вдруг посыпался горох. точечный массаж по всей спине Пришли гуси – щипцеобразные движения пощипали-пощипали, Пришли куры – точечный массаж поклевали-поклевали, Пришел слон – поколачивание кулаком потоптал-потоптал, Пришел дворник – всё подмел, поглаживание по всей спине Поставил стол, поколачивание кулаком Поставил стул, поколачивание кулаком, но уже с меньшим давлением И начал печатать письмо. точечный массаж
Массаж спины «Суп» Чики-чики-чики-ща, вот капустка для борща! (постукивают ладонями) Покрошу картошки, свёколки, морковки (постукивают рёбрами ладоней) Полголовки лучку, да зубок чесночку. (покалачивают кулачками) Чики-чок, чики-чок, и готов борщичок. (поглаживают ладонями)
Массаж спины «Кто пасётся на лугу» Далеко, далеко (Встать друг за другом паровозиком, положить руки на плечи впередистоящего ребенка и похлопать по плечам.) На лугу пасутся (Загнуть большой палец на прав.руке и рисовать че-тырьмя остальными пальцами змейку вдоль позвоночника впередистоящего.) Ко… (Покачать плечами вперед-назад. -Козы? Наклонить голову вперед Нет, не козы! Покачать головой вправо-влево.) Далеко, далеко (Повернуться на 180 и повторить движения) На лугу пасутся Ко…Кони? Нет, не кони! Далеко, далеко (Опять повернуться на 180 и повторить те же движения) На лугу пасутся Ко…Коровы? (Повернуться на 90, покачать головой, руки на поясе) Правильно, коровы! Пейте, дети, молоко, (Постепенно присесть и на послед.слог быстро встать Будете здоровы! и поднять руки вверх.) Массаж спины «Паровоз» Дети выполняют массаж спины, встав друг за другом и положив друг другу на плечи ладони.
Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу, Похлопывание по спине ладонями Стоять на месте не хочу! Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу, Поворот на 180, поколачивание ку- Стоять на месте не хочу! лачками Колесами стучу, стучу, Поворот на 180, постукивание паль- Колесами стучу, стучу, цами Колесами стучу, стучу, Поворот на 180, поглаживание ладо- Садись скорее, прокачу! нями
Чу, чу, чу! Легкое поглаживание пальцами Массаж спины «Дятел». Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил, как долотом. похлопывают ладонями по спине. Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Поколачивают пальцами. Долбит дятел крепкий сук. Клювом, клювом он стучит, Дятел ствол уже долбит. Дятел в дуб всё тук да тук… Дуб скрипит: «Что там за стук?» Постукивают кулачками и ребром ладоней. Дятел клювом постучал, постучал и замолчал, Потому что он устал. Поглаживают ладонями.
Массаж спины «Пау-паучина». Пау-паучина паутину шил. (Круговые движения по спине впереди стоящего косточками пальцев кулачка.) Вдруг закапал дождик, Стук пальчиков по спине. Паутину смыл. Поглаживание ладонью по спине Выглянуло солнце, Рисуем лучики на спине. Стало припекать. Похлопывание ладонью по спине. Пау-паучина начал всё плести опять. Круговые движения. |
Апрель – самомассаж тела | Самомассаж тела «Черепаха» Шла купаться черепаха ( Дети выполняют легкое пощипывание И кусала всех со страха пальцамирук груди, ног. Кусь! Кусь! Кусь! Кусь! Никого я не боюсь Черепаха Рура! (Дети поглаживают себя ладонями, В озеро нырнула, выполняя круговые движения и С вечера нырнула приговаривают.) И пропала… Э-эй, Черепашка Рура, Выгляни скорей! Массаж тела «Пироги». За стеклянными дверями (Выполнять хлопки правой ладонью по левой руке от кисти к плечу.) Ходит мишка с пирогами (То же по правой руке) Здравствуй, Мишенька-дружок, (Хлопки по груди) Сколько стоит пирожок? (Хлопки по бокам) Пирожок-то стоит три, (Хлопки по пояснице) А готовить будешь ты! (Хлопки по ногам сверху вниз) Напекли мы пирогов, (Выполнять последовательное поглаживание рук, корпуса, ног) К празднику наш стол готов |
Список используемой литературы
- Александрова Е. Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе "Остров здоровья" / Е. Ю. Александрова. - Волгоград : Учитель, 2007
- Картушина М.Ю. Зелёный огонёк здоровья: программа оздоровления дошкольников.-М.:ТЦ Сфера, 2009, 2-еизд
- Ятьяева Н. М. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО // Молодой ученый. – 2018. –№2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗAПИСКА Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и развивается личность. Цель современного дошкольного образования – ...
Перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы с детьми 5-6 лет
Это планирование разработано в детском саду присмотра и оздоровления. Физкультурные занятия и подвижные игры взяты из книг Пензулаевой....
Перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы с детьми 6-7 лет
Разработано для воспитателей детских садов присмотра и оздоровления....
Перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ № 9
Для педагогов, инструкторов по физкультуре...
Перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы во второй младшей группе
Перспективное планирование по физо во второй младшей группе...
Перспективное планирование физкультурно - оздоровительной работы детей второй младшей группы
Данный материал содержит материал для осуществления физкультурно - оздоровительной работы во второй младшей группе: комплексы утренних гимнастих, пальчиковых гимнастик, дыхательных гимнастик и др....
Перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы во второй группе раннего возраста
Перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы во второй группе раннего возрастаЗадачи воспитания и обучения:1. Создавать условия, побуждающие детей к двигатель...