Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста.
методическая разработка (подготовительная группа)
Детство- это период человеческого развития , когда человек учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. Детство – не просто фаза человеческого развития , а понятие, имеющее в разные эпохи и у разных народов неодинаковое социальное и культурное содержание.
Детство – период жизни человека , в котором формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется потом всю жизнь. Поэтому основная задача воспитателя- обучить детей способам сохранения своего здоровья, создав специальную систему работы детского сада по здоровьесбережению дошкольников. Гигиеническое воспитание как раздел воспитательно- образовательной работы с детьми имеет свои задачи, содержание и методику. Рациональное использование внешней среды, сообщение детям элементарных гигиенических сведений и формирование на их основе навыков и привычек, способствующих укреплению здоровья, физческому и психическому развитию, а также воспитание культуры поведения – вот осноные задачи разделы работы. Решение этих задач тесно связано с другими направлениями воспитания: с физическим (укрепление здоровья), нравственным( воспитание культуры поведения, сознательного отношения к своему здоровью и своих товарищей,) ,трудовым и эстетическим воспитанием ( соблюдения гигиенических требовании, формирование навыков самообслуживания), а также с умственной подготовкой (обогащение представлениями и значениями.) Начиная с раннего детства, в результате целеноправленного педагогического взаимодействия формируется физическое , психическое, социальное здоровье.
ФГОС дошкольного и начального общего образования направлен на достижение и решение ряда задач , таких как охрана и укрепление физического и психического здоровья детей в соответствии с их возрастными особенностями, развитие творческого потенциала каждого ребенка. Главным критерием результативности здоровьесберегающих технологий считается их влияние на развитие ребенка, увеличение резервов его здоровья. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Что же включают в себя здоровьесберегающие технологии?
Это пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения , динамические паузы , занятия физической культурой , ритмическая гимнастика , гимнастика после сна , спортивные игры , артикуляционная гимнастика, звуковая гимнастика, гимнастика для глаз, самомассаж, использование аэрофитотерапии, и еще многое другое ( точечный массаж, элементы йоги, посещение сауны , фитобар, релаксация) ,и конечно же традиционное закаливание и прогулки.
- Динамические паузы – помогают снять утомляемость детей о время занятий и после них, здесь включаются дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
- Ритмическая гимнастика- помогает укреплять физическое здоровье у детей. Выравнивает осанку .
- Гимнастика после сна- имеет большое значение для профилактики заболеваний.
- Пальчиковая гимнастика- помогает развить мелкую моторику.
- «Гимнастика маленьких волшебников»- помогает сохранить и укрепить здоровье детей, имеет значение для профилактики заболеваний. В гимнастику после сна включаются элементы йоги, дыхательной и звуковой гимнастики.
Снять повышенное нервно- психическое напряжение, нормализовать эмоциональное состояние, речевую активность детей помогают расслабляющие игры на релаксацию. В результате использования релаксационных игр отмечено снижение уровня тревожности у дошкольников.
Но все действия , направленные на укрепление здоровья ребенка не принесут результата если будут преподноситься как скучное занятие. Известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. А мы знаем , что игра- неотьемлемая часть дошкольного детства. Игра – вид деятельности, который наиболее доступен ребенку, это своеобразный способ переработать полученные впечатления. К игре детей побуждает стремление знакомится с окружающим миром , активно действовать общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. Поэтому все действия направленные на развитие и воспитание детей, должны носит игровой характер. Если ребенку будет интересно, то он с удовольствием будет выполнять любое предложенное действие, организм будет наполняться положительной энергией, и запуститься процесс оздоровления организма. В здоровом теле , здоровый дух. Применение игровых здоровьесберегающих технологий способствуют не только укреплению физического , но и психоэмоционального здоровья, помогает развивать речь, при отсутствии или нарушений которой, наблюдается нестабильное эмоциональное состояние. Так как это все способствует совершенствоанию и закреплению дигательных навыков и умений и способностей ребенка, дает возможность развивать познавательный интерес. Так же разнообразные игровые действия развивают реакцию, быстроту , координацию движений, ловкость и достаточно благоприятно влияют на психологическое здоровье детей. Очень велика потребность ребенка дошкольного возраста в движениях, но не стоит забывать о том , что еще неокрепший детский организм очень чувствителен не только к недостатку, но и переизбытку двигательной активности. Поэтому , при выборе разнообразных подвижных игр и игровых упражнений, следует соблюдать режим двигательной активности для каждого отдельного возраста.
Здоровье человека , его физическая и умственная деятельность во многом зависит от правильного дыхания. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию и кровообращение в легких, тренируют умение произвольно управлять дыханием, осуществляют профилактику заболеваний органов дыхания. Медицинский факт, что детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще достаточно слабы, поэтому необходим специальный комплекс упражнений в естественном ритмичном дыхании, а так же одно из самых главных условий воспитания здоровых детей – это прогулки. Закаливающее действие колебания температур, свежий воздух, открытое пространство, общение с природой – все это благотворно сказывается на растущем организме, укрепляет физическое и психическое состояние ребенка. Для полноценного физического развития и укрепления детей используются различные формы двигательной активности. В зависимости от решаемых задач возрастных особенностей детей и других условий определяются формы деятельности детей. Так, в теплый период года , предпочтение отдается обучение детей элементами игры в бадминтон, настольный теннис, городки, кольцеброс, катание на велосипеде и самокате. Зимой дети катаются на санках, лыжах осваивают скольжение по ледяным дорожкам , с горки , играют в хоккей. Подвижные игры, физические упражнения на прогулке способствуют развитию сердечнососудистой , дыхательной, мышечной , и других важнейших систем организма детей. Научные исследования показали, что под влиянием физических упражнений и игр дети быстрее и лучше растут. Это легко обьяснимо. Благодаря усилению обмена веществ кровью доставляется больше « строительного материала», а кости быстрее увеличиваются в длину, так и в ширину. Еще заметнее увеличивается обьем мышц. Соразмерно увеличиваются и развиваются в результате занятий физическими упражнениями и играми также все внутренние органы. Сердце ребенка нуждается в постоянной нагрузке иначе его мышечная система прорастает жиром, становится вялой, рыхлой, неспособной к сильным сокращениям, плохо обеспечивает ткани, особенно перифирических органов кислородом. Регулярные занятия физическими упражнениями и играми укрепляют мышцы человека, в том числе и сердечную мышцу. Сердечная мышца тренированного человека с каждым ударом посылает в кровеносные сосуды значительно больше крови, чем у лиц не занимающихся физическими упражнениями. Кровь омывает ткани всего тела и хорошо снабжает кислородом. В промежутке между двумя сильными сокращениями тренированное сердце дольше отдыхает . Таким образом, оно работает более экономно, меньше устает , становится выносливым. Чем лучше тренированное сердце , тем относительно реже пульс. Человек с детских лет ведущий малоподвижный образ жизни, ослабляет свою сердечнососудистую систему , поэтому он тяжело переносит физические нагрузки . Влияние физических упражнений и игр на легкие также чрезвычайно благотворно, особенно если занятия проодятся на свежем воздухе. Также , прогулки , физические упражнения и игры являются хорошим средством восстановления умственной работоспособности. Правильно поставленное физическое воспитание детей- основа здоровой жизни, успехов в любой области общественной деятельности .Подвижные игры и физические упражнения на свежем воздухе укрепляют здоровье ребенка.
В результате использования здоровьесберегающих технологий:
- у дошкольников формируются потребности заботиться о своем здоровье,
- снижается заболеваемость верхних дыхательных путей,
- физическое развитие ребенка повышается благодаря здоровьесберегающим технологиям.
Таким образом, используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_gigienicheskom_vospitanii_doshkolnikov.docx | 19.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Никулина Олеся Сергеевна,
Воспитатель
ГБДОУ детский сад №67
комбинированного вида
Красносельского района
Санкт-Петербурга
«Волшебник.»
Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании дошкольного возраста.
Детство- это период человеческого развития , когда человек учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. Детство – не просто фаза человеческого развития , а понятие, имеющее в разные эпохи и у разных народов неодинаковое социальное и культурное содержание.
Детство – период жизни человека , в котором формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется потом всю жизнь. Поэтому основная задача воспитателя- обучить детей способам сохранения своего здоровья, создав специальную систему работы детского сада по здоровьесбережению дошкольников. Гигиеническое воспитание как раздел воспитательно- образовательной работы с детьми имеет свои задачи, содержание и методику. Рациональное использование внешней среды, сообщение детям элементарных гигиенических сведений и формирование на их основе навыков и привычек, способствующих укреплению здоровья, физческому и психическому развитию, а также воспитание культуры поведения – вот осноные задачи разделы работы. Решение этих задач тесно связано с другими направлениями воспитания: с физическим (укрепление здоровья), нравственным( воспитание культуры поведения, сознательного отношения к своему здоровью и своих товарищей,) ,трудовым и эстетическим воспитанием ( соблюдения гигиенических требовании, формирование навыков самообслуживания), а также с умственной подготовкой (обогащение представлениями и значениями.) Начиная с раннего детства, в результате целеноправленного педагогического взаимодействия формируется физическое , психическое, социальное здоровье.
ФГОС дошкольного и начального общего образования направлен на достижение и решение ряда задач , таких как охрана и укрепление физического и психического здоровья детей в соответствии с их возрастными особенностями, развитие творческого потенциала каждого ребенка. Главным критерием результативности здоровьесберегающих технологий считается их влияние на развитие ребенка, увеличение резервов его здоровья. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Что же включают в себя здоровьесберегающие технологии?
Это пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения , динамические паузы , занятия физической культурой , ритмическая гимнастика , гимнастика после сна , спортивные игры , артикуляционная гимнастика, звуковая гимнастика, гимнастика для глаз, самомассаж, использование аэрофитотерапии, и еще многое другое ( точечный массаж, элементы йоги, посещение сауны , фитобар, релаксация) ,и конечно же традиционное закаливание и прогулки.
- Динамические паузы – помогают снять утомляемость детей о время занятий и после них, здесь включаются дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
- Ритмическая гимнастика- помогает укреплять физическое здоровье у детей. Выравнивает осанку .
- Гимнастика после сна- имеет большое значение для профилактики заболеваний.
- Пальчиковая гимнастика- помогает развить мелкую моторику.
- «Гимнастика маленьких волшебников»- помогает сохранить и укрепить здоровье детей, имеет значение для профилактики заболеваний. В гимнастику после сна включаются элементы йоги, дыхательной и звуковой гимнастики.
Снять повышенное нервно- психическое напряжение, нормализовать эмоциональное состояние, речевую активность детей помогают расслабляющие игры на релаксацию. В результате использования релаксационных игр отмечено снижение уровня тревожности у дошкольников.
Но все действия , направленные на укрепление здоровья ребенка не принесут результата если будут преподноситься как скучное занятие. Известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. А мы знаем , что игра- неотьемлемая часть дошкольного детства. Игра – вид деятельности, который наиболее доступен ребенку, это своеобразный способ переработать полученные впечатления. К игре детей побуждает стремление знакомится с окружающим миром , активно действовать общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. Поэтому все действия направленные на развитие и воспитание детей, должны носит игровой характер. Если ребенку будет интересно, то он с удовольствием будет выполнять любое предложенное действие, организм будет наполняться положительной энергией, и запуститься процесс оздоровления организма. В здоровом теле , здоровый дух. Применение игровых здоровьесберегающих технологий способствуют не только укреплению физического , но и психоэмоционального здоровья, помогает развивать речь, при отсутствии или нарушений которой, наблюдается нестабильное эмоциональное состояние. Так как это все способствует совершенствоанию и закреплению дигательных навыков и умений и способностей ребенка, дает возможность развивать познавательный интерес. Так же разнообразные игровые действия развивают реакцию, быстроту , координацию движений, ловкость и достаточно благоприятно влияют на психологическое здоровье детей. Очень велика потребность ребенка дошкольного возраста в движениях, но не стоит забывать о том , что еще неокрепший детский организм очень чувствителен не только к недостатку, но и переизбытку двигательной активности. Поэтому , при выборе разнообразных подвижных игр и игровых упражнений, следует соблюдать режим двигательной активности для каждого отдельного возраста.
Здоровье человека , его физическая и умственная деятельность во многом зависит от правильного дыхания. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию и кровообращение в легких, тренируют умение произвольно управлять дыханием, осуществляют профилактику заболеваний органов дыхания. Медицинский факт, что детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще достаточно слабы, поэтому необходим специальный комплекс упражнений в естественном ритмичном дыхании, а так же одно из самых главных условий воспитания здоровых детей – это прогулки. Закаливающее действие колебания температур, свежий воздух, открытое пространство, общение с природой – все это благотворно сказывается на растущем организме, укрепляет физическое и психическое состояние ребенка. Для полноценного физического развития и укрепления детей используются различные формы двигательной активности. В зависимости от решаемых задач возрастных особенностей детей и других условий определяются формы деятельности детей. Так, в теплый период года , предпочтение отдается обучение детей элементами игры в бадминтон, настольный теннис, городки, кольцеброс, катание на велосипеде и самокате. Зимой дети катаются на санках, лыжах осваивают скольжение по ледяным дорожкам , с горки , играют в хоккей. Подвижные игры, физические упражнения на прогулке способствуют развитию сердечнососудистой , дыхательной, мышечной , и других важнейших систем организма детей. Научные исследования показали, что под влиянием физических упражнений и игр дети быстрее и лучше растут. Это легко обьяснимо. Благодаря усилению обмена веществ кровью доставляется больше « строительного материала», а кости быстрее увеличиваются в длину, так и в ширину. Еще заметнее увеличивается обьем мышц. Соразмерно увеличиваются и развиваются в результате занятий физическими упражнениями и играми также все внутренние органы. Сердце ребенка нуждается в постоянной нагрузке иначе его мышечная система прорастает жиром, становится вялой, рыхлой, неспособной к сильным сокращениям, плохо обеспечивает ткани, особенно перифирических органов кислородом. Регулярные занятия физическими упражнениями и играми укрепляют мышцы человека, в том числе и сердечную мышцу. Сердечная мышца тренированного человека с каждым ударом посылает в кровеносные сосуды значительно больше крови, чем у лиц не занимающихся физическими упражнениями. Кровь омывает ткани всего тела и хорошо снабжает кислородом. В промежутке между двумя сильными сокращениями тренированное сердце дольше отдыхает . Таким образом, оно работает более экономно, меньше устает , становится выносливым. Чем лучше тренированное сердце , тем относительно реже пульс. Человек с детских лет ведущий малоподвижный образ жизни, ослабляет свою сердечнососудистую систему , поэтому он тяжело переносит физические нагрузки . Влияние физических упражнений и игр на легкие также чрезвычайно благотворно, особенно если занятия проодятся на свежем воздухе. Также , прогулки , физические упражнения и игры являются хорошим средством восстановления умственной работоспособности. Правильно поставленное физическое воспитание детей- основа здоровой жизни, успехов в любой области общественной деятельности .Подвижные игры и физические упражнения на свежем воздухе укрепляют здоровье ребенка.
В результате использования здоровьесберегающих технологий:
- у дошкольников формируются потребности заботиться о своем здоровье,
- снижается заболеваемость верхних дыхательных путей,
- физическое развитие ребенка повышается благодаря здоровьесберегающим технологиям.
Таким образом, используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста
Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста...
Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста
Статья - Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста...
Статья "Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста"
Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: дети час...
Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста
Петрова М.Г., воспитатель ГБДОУ детский сад № 41 Адмиралтейского районаСанкт- Петербурга«Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста»....
Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей старшего дошкольного возраста
статья...
Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста.
Главным критерием результативности здоровьесберегающих технологий считается их влияние на развитие ребенка, увеличение резервов его здоровья. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных ...
- Мне нравится (1)