Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста
статья

Чернышова Юлия Александровна

Статья - Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чернышова Юлия Александровна,

воспитатель

ГБДОУ детский сад №78

 Калининского района Санкт-Петербурга

Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста

     Главной задачей дошкольного образования является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; воспитание культурно-гигиенических навыков.

     Эта проблема волновала педагогов не одно столетие. Еще в 18 веке французский писатель Ж. Руссо, говорил: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть работает,

действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении…»

В современном обществе здоровых детей становится меньше, что связано со стабильной тенденцией нарушения здоровья.

     В настоящее время в детские сады приходит большое количество детей, с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими и хроническими заболеваниями. Причин этому много: генетика, экология, медицина, социальные (состав семьи, особенности воспитания, не соблюдение режимных моментов, наличие вредных привычек). Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна.

     Основа здоровой среды пребывания малышей в группе - прежде всего это создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки.

     Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: дети часто и тяжело болеют. В связи с этим появляется необходимость профилактических мероприятий по охране и укреплению здоровья детей.

    Комплекс таких мероприятий получил название «здоровьесберегающие технологии».

Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Включение здоровьесберегающих технологий не только в образовательную работу, но и в домашнюю, необходимое условие для полноценного развития детей, их социальной адаптации, формирования как физической, так и психологической культуры. В работе дошкольного учреждения активно внедряются такие здоровьесберегающие технологии как:

К технологии сохранения и стимулирования здоровья :

  • Закаливающие мероприятия – например «Кран откройся, нос умойся», «Водичка, водичка…», ходьба по ребристой доске после дневного сна, обязательное проветривание групповой комнаты и спальни.
  • Динамические паузы – комплексы мини упражнений «Зоркие глазки», «Где же наши ручки», «Рыбки плавают в пруду», «Пальчики гуляют» и др.
  • Подвижные и спортивные игры – игры подбираются  в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения, например на прогулке «Воробышки и автомобиль», «Мой веселый звонкий мяч», «Кто быстрее», в группе «Солнышко и дождик», «Лохматый пес», «Вышла курочка гулять» и тд.
  • Пальчиковая гимнастика - темы упражнений самые разнообразные: «Веселая мышка», «Паучки», «Домик на елке», «Крокодилы», идр.
  • Гимнастика для глаз – желательно проводить в стихах, например:

Всю неделю по — порядку, Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту.

А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто

Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя!

  • Дыхательная гимнастика –детям очень нравится упражнения с мыльными пузырями, «Насос», «Волшебные бутылочки», «Каша кипит», «Чей шарик быстрее» и тд.
  • Гимнастика пробуждения.
  • Использование массажного Шарика су-джок - малыши с удовольствием повторяют движения, упражнения лучше подбирать  в стихах:

Я мячом круги катаю взад-вперед его гоняю

Им поглажу я ладошку, а потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну.

К технологии обучения здоровому образу жизни относятся:

  • Утренняя гимнастика 
  • Физкультурные занятия 

К коррекционным технологиям относятся:

  • Артикуляционная гимнастика 
  • Музыкотерапия
  • Сказкотерапию
  • Арт-терапия

      Здоровьесберегающая деятельность охватывает все сферы деятельности, в том числе и взаимодействие с родителями.

 В домашних условиях можно использовать следующие здоровьесберегающие технологии: 1)валеологические песенки – распевки, 2)дыхательная гимнастика, 3)артикуляционная гимнастика, 4)пальчиковые игры, 5)музыкотерапия.

       Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Прививать гигиенические навыки детям должны и воспитатели, и родители. Все заинтересованные в проведении данной работы лица должны действовать в тесном контакте друг с другом, дополнять один другого. Всегда аккуратный, подтянутый, опрятный, строго выполняющий все правила личной гигиены воспитатель (родитель) является хорошим примером для подражания.

       Работая с маленькими детьми, впервые пришедшими в детский сад, первоочередной задачей (после адаптации) является воспитание у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Малыши должны научиться различать хорошее и плохое поведение; закрепить умение соблюдать установленные социумом правила и нормы; следить за чистотой тела (самостоятельно умываться), закрепить навык переодевания; формировать навык аккуратно складывать вещи, игрушки, пользоваться столовыми приборами, следить за культурой поведения за столом.

       Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

На первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука – освоение и применение культурно-гигиенических навыков.

     С первого дня пребывания детей в группе начинается работа по воспитанию навыков одевания (раздевания). То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков. Этому способствует пальчиковая гимнастика, игры на развитие крупной и мелкой моторики, упражнения на развитие координации движения.

     Очень сложно научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Обучению детей умыванию помогут дидактические игры, потешки.

     Культурно-гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности - самообслуживание.

Здесь важна постепенность: по мере овладения простыми, вводить новые, более сложные составляющие навыка. При обучении использовать показ самого действия, знакомить со способами его выполнения. Дети до трех лет испытывают удовольствие, что они сначала выполняют действия со взрослым, а потом самостоятельно. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий.

     Следующее условие - единство требований со стороны взрослых.

Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали. И еще одно условие, необходимое для успешного культурно-гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, помощником воспитателя и, конечно, в семье.

     Подводя итог: повторять усваиваемые умения следует регулярно. Например, ребенок неукоснительно должен мыть руки после прогулки и перед едой в садике, после посещения туалета. Воспитателю в процессе работы над формированием КГН в группе следует применять индивидуальный подход.
    Прививая гигиенические навыки детям, мы тем самым развиваем у них эстетическое чувство и вкус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста

Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста...

Статья "Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста"

Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: дети час...

Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста

Петрова М.Г.,  воспитатель ГБДОУ детский сад № 41 Адмиралтейского районаСанкт- Петербурга«Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста»....

Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста.

Главным критерием результативности здоровьесберегающих технологий считается их влияние на развитие ребенка, увеличение резервов его здоровья. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных ...

Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста.

В современном обществе здоровых детей становится меньше, что связано со стабильной тенденцией нарушения здоровья. Причин этому много: генетика, экология, медицина, социальные (состав семьи, особенност...

Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего дошкольного возраста

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение, поддержание и обогащение здоровья ребен...