Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста.
статья
Главным критерием результативности здоровьесберегающих технологий считается их влияние на развитие ребенка, увеличение резервов его здоровья. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Никитаева Любовь Владимировна,
Воспитатель,
ГБДОУ детский сад №5
Красногвардейского района
г. Санкт -Петербург
Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста
Гигиеническое воспитание как раздел воспитательно-образовательной работы с детьми имеет свои задачи, содержание и методику. Рациональное использование условий внешней среды, сообщение детям элементарных гигиенических сведений и формирование на их основе навыков и привычек, способствующих укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитание культуры поведения — вот основные задачи этого раздела работы. Решение этих задач тесно связано с другими направлениями воспитания: с физическим (укрепление здоровья), нравственным (воспитание культуры поведения, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью товарищей), трудовым и эстетическим воспитанием (соблюдение гигиенических требований, формирование навыков самообслуживания), а также с умственной подготовкой (обогащение представлениями и значениями). Начиная с раннего детства, в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется физическое, психическое, социальное здоровье, другие качества, необходимые для всестороннего развития личности. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья ребенка. Отделить одно состояние от другого невозможно. Физическое нездоровье приводит к психологическим проблемам, что в свою очередь может привести к ухудшению состояния здоровья. Известно, что в дошкольном и школьном детстве активно накапливаются физические и умственные ресурсы, и именно в этот период организм и мозг ребенка интенсивно развиваются. Воспитатели в детском саду, родители дома должны постоянно учить ребенка правильному поведению в различных жизненных обстоятельствах, быть готовым к непредвиденным ситуациям. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья малышей. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его развития. ФГОС дошкольного и начального общего образования направлен на достижение и решение ряда задач, таких как охрана и укрепление физического и психического здоровья детей в соответствии с их возрастными особенностями, развитие творческого потенциала каждого ребенка.
Главным критерием результативности здоровьесберегающих технологий считается их влияние на развитие ребенка, увеличение резервов его здоровья. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
В современном обществе здоровых детей становится меньше, что связано со стабильной тенденцией нарушения здоровья. Причин этому много: генетика, экология, медицина, социальные (состав семьи, особенности воспитания, не соблюдение режимных моментов, наличие вредных привычек). Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; воспитание культурно-гигиенических навыков.
Основа здоровой среды пребывания малышей в группе - прежде всего это создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки.
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Включение здоровьесберегающих технологий не только в образовательную работу, но и в домашнюю, необходимое условие для полноценного развития детей, их социальной адаптации, формирования как физической, так и психологической культуры. В работе дошкольного учреждения активно внедряются такие здоровьесберегающие технологии как:
• технологии сохранения и стимулирования здоровья: пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастика, дорожки здоровья, гимнастика для глаз, фитбол, ритмика, стретчинг, динамические паузы, релаксация, подвижные и спортивные игры и т. д. ;
• коррекционные технологии: арт-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, психогимнастика, и т. д.
Но, все действия, направленные на укрепление здоровья ребенка не принесут результата, если будут преподноситься как скучное занятие. Известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому, все действия, направленные на развитие и воспитание детей, должны носить игровой характер. Если ребенку будет интересно, он с удовольствием будет выполнять любое предложенное действие, организм будет наполняться положительной энергией, и запуститься процесс оздоровления организма. В здоровом теле, здоровый дух. Здоровый ребенок – талантливый ребенок. Применение игровых здоровьесберегающих технологий способствует не только укреплению физического , но и психоэмоционального здоровья, помогает развивать речь, при отсутствии или нарушении которой, наблюдается нестабильное эмоциональное состояние. Так как это все способствует совершенствованию и закреплению двигательных навыков и умений и способностей ребенка, дает возможность развивать познавательный интерес. Помимо всего, разнообразные игровые действия развивают реакцию, быстроту, координацию движений, ловкость и достаточно благоприятно влияют на психологическое здоровье детей. Очень велика потребность ребенка дошкольного возраста в движениях, но не стоит забывать о том, что еще неокрепший детский организм очень чувствителен не только к недостатку, но и к переизбытку двигательной активности. Поэтому, при выборе разнообразных подвижных игр и игровых упражнений, следует соблюдать режим двигательной активности для каждого отдельного возраста.
Следует выделить, что формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможно без тесного сотрудничества с семьей. Поэтому ознакомление родителей по данному направлению работы с дошкольниками позволяет заинтересовать взрослых возможностями их детей, показать достижения и результаты, знания о ЗОЖ, организовать совместные спортивные праздники, досуговые мероприятия, игровые программы и т. п.
В домашних условиях можно использовать следующие здоровьесберегающие технологии:
1) Валеологические песенки – распевки
2) Дыхательная гимнастика
3) Артикуляционная гимнастика.
4) Пальчиковые игры.
5) Музыкотерапия.
Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Прививать гигиенические навыки детям должны и воспитатели, и родители. Все заинтересованные в проведении данной работы лица должны действовать в тесном контакте друг с другом, дополнять один другого. Всегда аккуратный, подтянутый, опрятный, строго выполняющий все правила личной гигиены воспитатель (родитель) является хорошим примером для подражания.
Работая с маленькими детьми, впервые пришедшими в детский сад, первоочередной задачей (после адаптации) является воспитание у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Малыши должны научиться различать хорошее и плохое поведение; закрепить умение соблюдать установленные социумом правила и нормы; следить за чистотой тела (самостоятельно умываться, закрепить навык переодевания; формировать навык аккуратно складывать вещи, игрушки, пользоваться столовыми приборами, следить за культурой поведения за столом.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
На первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука – освоение и применение культурно-гигиенических навыков.
С первого дня пребывания детей в группе начинается работа по воспитанию навыков одевания (раздевания). То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков. Этому способствует пальчиковая гимнастика, игры на развитие крупной и мелкой моторики, упражнения на развитие координации движения.
Очень сложно научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Обучению детей умыванию помогут дидактические игры, потешки.
Культурно-гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности - самообслуживание.
Здесь важна постепенность: по мере овладения простыми, вводить новые, более сложные составляющие навыка. При обучении использовать показ самого действия, знакомить со способами его выполнения. Дети до трех лет испытывают удовольствие, что они сначала выполняют действия со взрослым, а потом самостоятельно. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий.
Следующее условие - единство требований со стороны взрослых.
Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали. И еще одно условие, необходимое для успешного культурно-гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, помощником воспитателя и, конечно, в семье.
Подводя итог: повторять усваиваемые умения следует регулярно. Например, ребенок неукоснительно должен мыть руки после прогулки и перед едой в садике, после посещения туалета. Воспитателю в процессе работы над формированием КГН в группе следует применять индивидуальный подход.
Прививая гигиенические навыки детям, мы тем самым развиваем у них эстетическое чувство и вкус.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста
Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста...
Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста
Статья - Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста...
Статья "Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста"
Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: дети час...
Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста
Петрова М.Г., воспитатель ГБДОУ детский сад № 41 Адмиралтейского районаСанкт- Петербурга«Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста»....
Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста.
В современном обществе здоровых детей становится меньше, что связано со стабильной тенденцией нарушения здоровья. Причин этому много: генетика, экология, медицина, социальные (состав семьи, особенност...
Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего дошкольного возраста
Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение, поддержание и обогащение здоровья ребен...