Статья "Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста"
статья (младшая группа)
Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: дети часто и тяжело болеют. В связи с этим появляется необходимость профилактических мероприятий по охране и укреплению здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Шорохова Е.Л.,воспитатель
ГБДОУ детский сад №28 Невского района
Санкт-Петербурга
Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста
Я хочу сегодня поделится своим опытом работы, тема которого «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста».
Почему я выбрала именно это направление?
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Эта проблема волновала выдающиеся умы не одно столетие. Еще в 18 веке французский писатель Ж. Руссо, говорил: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым:пусть работает,
действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении…
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. В настоящее время в детские сады приходит большое количество детей, с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими и хроническими заболеваниями.
Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: дети часто и тяжело болеют. В связи с этим появляется необходимость профилактических мероприятий по охране и укреплению здоровья детей.
Комплекс таких мероприятий получил название «здоровьесберегающие технологии».
Ранний возраст — это в буквальном смысле — начало. Ребенок только входит в мир отношений, он не опытен и очень доверчив. Моя задача — помочь ему сохранить эту доверчивость, полюбить тех, кто неустанно заботится о нем, создать бодрое, жизнерадостное настроение — все это необходимо для всестороннего и гармоничного развития в последующие годы.
Цель моей работы: заложить основы здорового образа жизни используя различные формы работы.
Поставив цель, я определила следующие задачи:
- Подобрать и систематизировать материал по физкультурно-оздоровительной работе с детьми раннего возраста;
- Организовать предметно - развивающую среду для проведения занятий с детьми;
- Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения у малышей;
- Сформировать необходимые знания для здорового образа жизни;
- Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
- Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок материалы для родителей.
Свою работу строю в тесном взаимодействии с воспитателями, узкими специалистами нашего детского сада, социальными институтами и родителями.
Являясь участником этого общего процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике различные методы , приемы и технологии.
Рассмотрим подробнее, что это за технологии и как я их применяю.
технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- Закаливающие мероприятия – например «Кран откройся, нос умойся», «Водичка, водичка…», организую ходьбу босиком по мокрой солевой дорожке, ребристой доске после дневного сна, обязательное проветривание групповой комнаты и спальни.
- Динамические паузы – применяю комплексы мини упражнений «Зоркие глазки», «Где же наши ручки», «Рыбки плавают в пруду», «Пальчики гуляют» и др.
- Подвижные и спортивные игры - подбираю в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения, например на прогулке «Воробышки и автомобиль», «Мой веселый звонкий мяч», «Кто быстрее», в группе «Солнышко и дождик», «Лохматый пес», «Вышла курочка гулять» и тд.
- Пальчиковая гимнастика - темы упражнений самые разнообразные: «Веселая мышка», «Паучки», «Домик на елке», «Крокодилы», идр.
- Гимнастика для глаз – стараюсь проводить в стихах, например:
Всю неделю по — порядку, Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту.
А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто
Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя!
- Дыхательная гимнастика – очень детям нравится упражнения с мыльными пузырями, «Насос», «Волшебные бутылочки», «Каша кипит», «Чей шарик быстрее» и т.д.
- Гимнастика пробуждения – стараюсь включать спокойную музыку и сначала делаю упражнения на кроватках «Мы проснулись», «Котята», «Веселая зарядка». Для профилактических целей каждым родителем был изготовлен коврик - дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.
- Использованием массажного Шарика су-джок малыши с удовольствием повторяют движения, стараюсь проводить упражнения в стихах:
Я мячом круги катаю взад-вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку, а потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну.
Детям моей группы очень нравятся массажи с использованием нетрадиционного материала: шарики су-джок, кисточки, пёрышки, шишки, поролоновые палочки. Также игровой массаж способствует установлению эмоционального контакта, сплочению детского коллектива, если проводить его в парах или по кругу.
- Арт-терапия - С помощью художественного творчества помогаю ребенку погасить отрицательные эмоции, отвлечь и успокоить ребенка. В течение дня включаю в работу «Рисование пальчиками», «Рисование ладошками», «Рисование на большом листе бумаги», «Рисование пластилином».
Для эмоционального развития детей использую
- Технологию воздействия цветом. Цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях. Сколько удивления и восторга вызывают у ребят эксперименты с красками, нетрадиционные способы рисования по мятой бумаге. В своей работе использьзую такие игры с цветом, как, «Цветная водичка», игры с атласными лентами, игры с султанчиками, игра «Карусель».
К технологии обучения здоровому образу жизни относятся:
- Утренняя гимнастика - я разработала на каждую неделю комплекс упражнений и подобрала к ним музыкальное сопровождение: «Курочка Ряба», «Погремушки», «Веселые Петрушки», «Самолетики» и др.
- Физкультурные занятия - стараюсь проводить интегрированные занятия с элементами изобразительной деятельности, конструирования, с музыкальным сопровождением. Использую нетрадиционное оборудование, такое как «Сенсорные мешочки», «Волшебные прищепки», «Сенсорный цветок», «Сенсорное панно».
К коррекционным технологиям относятся:
- Артикуляционная гимнастика – изготовила разрезную картотеку упражнений для губ, щек, языка.
- Музыкотерапия — помогает снять напряжение, повысить эмоциональный настрой ребенка. И я Широко использую ее в течении дня , в зависимости от вида деятельности.
- Сказкотерапию - Ни для кого не секрет, что поступление ребенка в детский сад, нередко бывает сопряжено с тяжелыми эмоциональными переживаниями. И именно сказка облегчает ребенку вхождение в детский сад, а так же положительно влияет на его здоровье. Каждый день я сталкиваюсь с большими и маленькими проблемами. Надо умываться, а дети не любят, надо кушать, а они не хотят, надо одеваться, убирать игрушки, а они не желают. Как же с ними справиться? И вот тут на помощь приходят стихи, сказки, песенки, потешки, одним словом – элементы сказкотерапии.
Здоровьесберегающая деятельность охватывает все сферы деятельности, в том числе и взаимодействие с родителями.
Совместно с родителями я создала клуб «Малыши-крепыши», где провожу консультации и беседы: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Значение режима дня в жизни дошкольника» и др.
Использую папки – передвижки («Растим здорового малыша», «Подвижные игры для детей раннего возраста», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Как одевать ребенка в зимнее время», «Не ленись, на зарядку становись», «Как обучать малыша культурно – гигиеническим навыкам» и т. д.).
Рекомендую родителям занимательно-игровые формы работы с интересными сказочными сюжетами, привлекающими внимание детей. Это комплексы:
- психогимнастик «Веселые пчелки», «Путешествия котят», «Дождевые червячки» и др., цель которых дать возможность ребенку испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога, тренируя их в направлении и задержании внимания на своих ощущениях;
- имитационные игры, игровые упражнения «Мы-волшебники», «Разноцветные карточки», «Волшебные крючочки» и др., способствующие развитию творческих способностей и навыков общения, снятию проблем, сопутствующих «кризису трех лет».
В рамках проектной деятельности провожу с родителями различные конкурсы: «Моя спортивная семья», «Я люблю зарядку», изготовление книжек-малышек, например «Волшебная фея», «Как приучить ребенка чистить зубки» и др.
Результаты моей работы:
Данные показатели говорят о положительной динамике. Прослеживается достаточно хорошая результативность по усвоению программного материала в области физического воспитания детей. Сравнительный анализ данных диагностики показал положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования внедряемой системы и современных программ, технологий в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ. Мои воспитанники гармонично физически развиваются, с желанием двигаются, им интересно выполнять разнообразные физические упражнения, они научились действиям с физкультурными пособиями. В соответствии с возрастными возможностями у них развивается координация движений, способны быстро реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое. Научились выполнять задания, действовать, в общем, для всех темпе. С большим желанием вступают в игровые действия с другими детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста
Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста...
Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста
Петрова М.Г., воспитатель ГБДОУ детский сад № 41 Адмиралтейского районаСанкт- Петербурга«Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста»....
Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста
Статья "Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста"...
Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста.
Детство- это период человеческого развития , когда человек учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. Детство – не ...
Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических ...
Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста
Формирование у ребенка здорового образа жизни на основе здоровьесберегающих технологий должно стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения, особенно для детей дош...