Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста.
статья (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Шамшурина Наталья Владимировна,
воспитатель
ГБДОУ детский сад №52
Колпинского района Санкт-Петербурга
Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании
детей дошкольного возраста.
Гигиеническое воспитание как раздел воспитательно-образовательной работы с детьми имеет свои задачи, содержание и методику. Рациональное использование условий внешней среды, сообщение детям элементарных гигиенических сведений и формирование на их основе навыков и привычек, способствующих укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитание культуры поведения - вот основные задачи этого раздела работы.
Решение этих задач тесно связано с другими направлениями воспитания: с физическим (укрепление здоровья), нравственным (воспитание культуры поведения, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью товарищей), трудовым и эстетическим воспитанием (соблюдение гигиенических требований, формирование навыков самообслуживания), а также с умственной подготовкой (обогащение представлениями и значениями). Начиная с раннего детства, в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется физическое, психическое, социальное здоровье, другие качества, необходимые для всестороннего развития личности.
Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья ребенка. Отделить одно состояние от другого невозможно. Физическое нездоровье приводит к психологическим проблемам, что в свою очередь может привести к ухудшению состояния здоровья. Известно, что в дошкольном и школьном детстве активно накапливаются физические и умственные ресурсы, и именно в этот период организм и мозг ребенка интенсивно развиваются.
Воспитатели в детском саду, родители дома должны постоянно учить ребенка правильному поведению в различных жизненных обстоятельствах, быть готовым к непредвиденным ситуациям. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья малышей. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его развития.
ФГОС дошкольного и начального общего образования направлен на достижение и решение ряда задач, таких как охрана и укрепление физического и психического здоровья детей в соответствии с их возрастными особенностями, развитие творческого потенциала каждого ребенка.
Главным критерием результативности здоровьесберегающих технологий считается их влияние на развитие ребенка, увеличение резервов его здоровья. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Что же включают в себя здоровьесберегающие технологии?
Это – пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, миогимнастика, самомассаж, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, логоритмические упражнения, использование аэрофитотерапии и ещё многое другое ( точечный массаж, элементы йоги, посещение сауны, фитобар, релаксация) и, конечно традиционное закаливание.
Но, все действия, направленные на укрепление здоровья ребенка не принесут результата, если будут преподноситься как скучное занятие. Известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому, все действия, направленные на развитие и воспитание детей, должны носить игровой характер. Если ребенку будет интересно, он с удовольствием будет выполнять любое предложенное действие, организм будет наполняться положительной энергией, и запуститься процесс оздоровления организма. В здоровом теле, здоровый дух. Здоровый ребенок – талантливый ребенок. Применение игровых здоровьесберегающих технологий способствует не только укреплению физического , но и психоэмоционального здоровья, помогает развивать речь, при отсутствии или нарушении которой, наблюдается нестабильное эмоциональное состояние. Так как это все способствует совершенствованию и закреплению двигательных навыков и умений и способностей ребенка, дает возможность развивать познавательный интерес. Помимо всего, разнообразные игровые действия развивают реакцию, быстроту, координацию движений, ловкость и достаточно благоприятно влияют на психологическое здоровье детей. Очень велика потребность ребенка дошкольного возраста в движениях, но не стоит забывать о том, что еще неокрепший детский организм очень чувствителен не только к недостатку, но и к переизбытку двигательной активности. Поэтому, при выборе разнообразных подвижных игр и игровых упражнений, следует соблюдать режим двигательной активности для каждого отдельного возраста.
Стоит обратить внимание на такую технологию, как су-джок терапию. Применение элементов су-джок терапии дает возможность на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми развить ряд способностей, в том числе и творческих. Су-джок в переводе с корейского означает: «су» - «кисть» и «джок» - «стопа». На кистях и стопах человека есть биоактивные точки,. Воздействуя на эти точки, можно поддерживать здоровье и предотвратить ряд заболеваний. Важно отметить, что образовательная организация не является медицинским центром, и главной задачей применения су-джок является организация видов деятельности, способствующих развитию речи, внимания, восприятия, мышления, памяти, физического и художественно-эстетического развития детей.
Достоинством применения этой терапии является то, что при применении шариков су-джок практически нет противопоказаний, за исключением повышенной температуры, гнойных заболеваний, порезов.
Здоровье человека, его физическая и умственная деятельность во многом зависит от правильного дыхания. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, осуществляют профилактику заболеваний органов дыхания. Медицинский факт, что детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё достаточно слабы, поэтому необходим специальный комплекс упражнений в естественном ритмичном дыхании, а также в правильном использовании вдоха и выдоха при простых и более сложных движениях. К гимнастическим упражнениям, формирующим правильное дыхание, можно отнести упражнения для постановки правильного дыхания через нос, развития мышц грудной клетки, на активное вытягивание позвоночника. Все упражнения проводятся медленно, следя за вдохом и выдохом и паузой после выдоха.
Пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, миогимнастика, самомассаж, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, логоритмические упражнения, очень широко используются в стихотворной форме. Эти упражнения превращаются в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию. Многократное повторение рифмованных текстов в соответствии с упражнениями благоприятно сказывается на развитии артикуляционного аппарата.
Следует выделить, что формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможно без тесного сотрудничества с семьей. Поэтому ознакомление родителей по данному направлению работы с дошкольниками позволяет заинтересовать взрослых возможностями их детей, показать достижения и результаты, знания о ЗОЖ, организовать совместные спортивные праздники, досуговые мероприятия, игровые программы и т. п.
Родители, бабушки и дедушки должны постоянно прививать малышу правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Это направление в воспитании дошкольника должно решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка
Список литературы
1. Игровые здоровьесберегающие технологии. Упражнения, гимнастики, сказки-пьесы в стихах. Занятия с детьми 3-7 лет/ Н.А. Деева. – Волгоград: Учитель
2. Нейропсихология. Игры и упражнения/ Ирина Праведникова. – М.: АЙРИС- пресс, 2020.
3. Интернет - ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль здоровьесберегающих технологий в развитии детей дошкольного возраста.
Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.В.А. Сухомлинский...
Статья "Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста"
Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: дети час...
Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста
Петрова М.Г., воспитатель ГБДОУ детский сад № 41 Адмиралтейского районаСанкт- Петербурга«Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста»....
Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей старшего дошкольного возраста
статья...
Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста
Статья "Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста"...
Тема; «Роль здоровьесберегающих технологий в воспитании детей дошкольного возраста».
В данной статье рассматривается вопрос о роли здоровьесберегающих технологий в воспитании дошкольников. Задачи здоровьесберегающих технологий: закладывание фундамента хорошего физического здоровья; пр...
РОЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
РОЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...