Статья на тему "Повышение двигательной активности детей как одна из целей внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс".
статья
Причины снижения уровня здоровья детей, оздоровление детей, формы деятельности здоровьесберегающих технологий, технологии сохранения стимулирования здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение двигательной активности детей как одна из целей внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Для гармоничного развития ребенка особо важным следует считать воспитание с самого раннего детства потребности в здоровом образе жизни. От того, какой уровень здоровья, физического развития будет достигнут к концу пребывания ребенка в дошкольном учреждении, зависят и его успехи в школе.
Дошкольные образовательные учреждения призваны создать основу для дальнейшего развития ребенка и обеспечить максимально благоприятные условия для формирования его здоровья, гармоничного физического, психического и социального развития. Решающими критериями качества дошкольного образования являются его здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая ориентация. Забота о повышении качества образования выражается в обновлении его содержания, попытке отойти от традиционной системы воспитания и поиске новых форм учебного процесса. При этом необходимо учитывать, что не все инновационные процессы и технологии, используемые в работе со здоровыми дошкольниками, могут быть использованы в коррекционной педагогике и однозначно определены как эффективные и безопасные для здоровья. Все больше и больше в современном образовании ощущается доминанта «интеллектуального» образования, в результате чего страдает здоровье детей.
Причиной резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста являются:
- падение уровня жизни;
- социальные потрясения;
- неблагоприятная экологическая обстановка;
- ухудшение состояние здоровья родителей;
- стрессы;
- дефицит двигательной активности;
- просто нежелание уделять этим вопросам внимание;
- массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- частичное разрушение служб врачебного контроля;
- неполноценное питание.
Фундаментом здоровья взрослого человека является его здоровье в раннем возрасте, от состояния которого будет зависеть выполнение им в дальнейшем присущих ему социальных задач, и, в конечном итоге, благополучие всего общества.
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста за последние десятилетия показывает, что уровень заболеваемости дошкольников увеличился более чем в два раза. По комплексу медицинских и психолого-педагогических критериев к учебе в школе не готовы до 20% детей шестилетнего возраста; у 40-50% таких детей выявляются функциональные отклонения, у 36% проявляется функциональная неполноценность кардиореспираторной системы. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка и реализация комплексных оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости; снижения уровня функциональной напряженности детей. Однако в настоящее время оздоровительная работа чаще всего носит бессистемный характер, слабо используются новые технологии оздоровления. В современных условиях, когда идет отставание физического и нервно-психического развития детей возрастает роль двигательной активности, возникает необходимость введения новых форм оздоровления.
Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движения – важное средство воспитания.
Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших детей – форма проявления этих важных человеческих качеств.
Движение – фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармонического физического развития. Это важнейшее условие и средство общего развития ребенка, формирования его психики, способностей, жизненной активности.
Двигательная активность, направленная на достижение цели любого действия, определяется уровнем развития интеллектуально-сенсорной, познавательной, а также эмоционально-сенсорной, познавательной, а также эмоционально-волевой и игровой сферы.
Внедрение здоровьесберегающих технологии в физкультурные занятия способствуют развитию согласованности движений рук, ног, туловища, скоординированности, ритмичности, ловкости, точности движений, внимания, развития равновесия, силы, выносливости, профилактики плоскостопия и правильной осанки, сенсомоторных и координационных функций у детей.
Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий в разных формах двигательной активности способствует развитию физических качеств и творческих способностей, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этим решаются задачи укрепления здоровья детей и их полноценного психофизического развития.
В процессе обучения элементам спортивных игр, а также спортивным упражнениям создается особая обстановка, требующая от детей умения согласованно решать задачи двигательного характера, подчиняться определенным правилам, а также находить самостоятельно разные способы выполнения задания.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.
Проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
В связи с резким снижением уровня здоровья детей дошкольного возраста в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Возникла необходимость применения новых технологий здоровьесбережения, направленных на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции.
Целью применения здоровьесберегающих технологий является поддержание и укрепление физического и психического здоровья дошкольников.
Здоровьесберегающие технологии осуществляются в различных формах деятельности:
- медико-профилактическая деятельность;
- физкультурно-оздоровительная деятельность;
- социально-психологическая деятельность;
- образовательная здоровьесберегающая деятельность;
- спортивно-досуговая деятельность;
- информационно-просветительская деятельность;
Рассмотрим подробнее те формы, которые связаны с двигательной активностью.
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Задачи этой деятельности: развитие физических качеств;
контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание; гимнастика; массаж и самомассаж; формирование правильной осанки; оздоровительные процедуры в водной среде и на тренажерах; воспитание привычки повседневной физической активности.
Спортивно-досуговая деятельность направлена на приобщение детей к спорту, включение и участие в районных, городских и пр. соревнованиях, посещение детьми спортивных кружков в свободное время и воспитание потребности в движении и активном образе жизни.
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний, состояние здоровья и физического развития детей — дошкольников за последнее десятилетие значительно ухудшилось. К моменту поступления в школу наблюдается тенденция роста хронической заболеваемости у детей, ухудшения показателей физического и психологического здоровья.
Сущность здоровьесбережения состоит в том, чтобы найти возможности для улучшения физического и психологического здоровья детей еще до того, как оно будет нарушено.
Условно разделив работу по здоровьесбережению на два компонента, можно обозначить следующее их содержание:
- создание условий, при которых физическое воспитание, двигательная активность являются мощным стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка через активное включение дошкольника в систему занятий физическими упражнениями, которые обеспечивают устойчивый интерес к самопознанию и самосовершенствованию во всех видах физкультурно-оздоровительной работы.
- формирование здорового образа жизни на основе валеологического воспитания, включающего изучение своего организма, освоение гигиенических навыков, включение в процесс самопознания на личностном уровне у дошкольников, формирование представлений о способах обеспечения безопасности жизнедеятельности и др.;
К механизмам реализации здоровьесберегающих технологий, которые позволяют реализовать оба направления работы с детьми, можно отнести:
- специально подобранные физические упражнения во всех формах физкультурно-оздоровительной работы;
- интеграция данных физических упражнений и приемов здоровьесбережения в другие режимные моменты;
-дополнительные средства для обеспечения здорового ритма жизнедеятельности и осуществления разных видов двигательной активности группы воспитанников;
Естественно, что в первую очередь, при внедрении здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ, необходимо начинать с изменения подхода к организации двигательной активности детей и проведению физкультурных занятий.
Занятия по физической культуре обычно направлены на освоение определенного объёма двигательных навыков и мало способствуют оздоровлению и ещё меньше - здоровьесбережению, в связи с этим встает вопрос о поисках путей проведения профилактики нарушений физического и психологического здоровья. Любая здоровьесберегающая технология в процессе проведения физкультурных занятий в ДОУ:
- укрепляет физическое и психологическое здоровье детей;
- способствует гармоничному развитию всех частей опорно-двигательного аппарата и личности ребенка;
- формированию правильной осанки и эмоциональной стабильности;
- привычки к здоровому образу жизни и оптимизации процесса воспитания и обучения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
В технологию сохранения стимулирования здоровья входят:
стрейчинг;
ритмопластика;
динамические паузы;
подвижные спортивные игры;
релаксация;
технологии эстетической направленности;
пальчиковая гимнастика;
гимнастика для глаз;
дыхательная гимнастика;
гимнастика после дневного сна;
корригирующая гимнастика;
ортопедическая гимнастика.
В дошкольном учреждении на занятиях ИЗО, математика, лепка и т.д. – это виды деятельности, которые требуют от ребенка сложно координированных движений. Чтобы избежать утомления, необходимо использовать упражнения для кистей рук, ног, туловища на занятиях во время физкультурных минуток. В процессе занятий по развитию речи, математики необходимо применять физкультурные минутки.
Большое значение для профилактики утомления играет динамическая перемена. Это организованный отдых на открытом воздухе. Содержание динамической перемены должно быть разнообразным: подвижные игры, игры эстафеты, спортивные упражнения.
Правильное чередование физических, умственных и эмоциональных проявлений жизнедеятельности обеспечивают условия для оптимальной ритмичности процессов в организме, способствуют всестороннему и гармоническому развитию здорового человека.
Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет?
Все закономерно. Самой Природой заложено в детей такое поведение. Ребенок познает мир, развивается, организм растет, укрепляются мышцы, нарабатываются двигательные навыки и рефлексы. Достичь этого сидя на одном месте невозможно. Потому сами дети выбрали для себя наиболее физиологичный способ достижения этой цели - подвижные игры. Редко можно застать детей спокойно сидящими на лавочках с книжками - они предпочитают бегать, прыгать, шумно играть. Сознание ребенка нацелено на движение. Но просто бегать и прыгать, естественно скучно, потому вокруг них сформировались определенные правила, и просто двигательная активность переросла в игру.
У разных народов мира есть свои уникальные игры, не похожие на игры остальных народов, но есть и универсальные игры, хорошо известные детям всего мира.
Дети, чаще всего сами являются авторами игр. Буквально все — исторические факторы, география региона, особенности национальной культуры и быта, религия, общественные отношения и пр. может стать темой и сюжетом для игры.
Движение это жизнь. А для детей это еще и основа будущего здоровья.
Игра для взрослых и игра для детей совершенно разные вещи. И если для взрослых это чаще всего хобби или развлечение и отдых после работы, то для ребенка игра намного более важна.
В младшем возрасте это практически единственно занятие, доступное ребенку. Играя с малышом, взрослые «рассказывают» ему о мире. К примеру: «Дай мне красный шар, - просят ребенка. И тот должен среди игрушек выбрать именно шар, и именно красный, показывая взрослому, что он уже что-то умеет и чего-то достиг. Взрослея информации становиться больше, она усложняется, и вместе с ней усложняются игры. Бег, лазание, катание с горок, прыжки и прочее - характерный набор «уличных» игр для детского сада. По мере взросления ребенка к просто бегу или просто прыжкам добавляются правила и сам процесс становиться более осмысленным. Появляются ограничения, условия, делающие занятия более интересными и захватывающими. В подростковом возрасте на первый план выходит соперничество: кто дальше, кто больше, кто сильнее, быстрее и т.д. Так же появляется стимул и простор для творчества – не всегда для любимых игр можно найти инвентарь в магазине, а иногда такового и нет вовсе в продаже, и он делается своими руками.
Игры различных народов несут в себе черты национальной культуры и традиций. И некоторые составляющие жизни взрослой (такие, как охота, животноводство и пр.) нашли свое отражение в их правилах.
Несмотря на то, что инвентарь для ряда нижеописанных игр географически уникален, при желании дети других регионов сами смогут заменить подручными аналогами. Например, оленьи рога в игре «Охота на оленей» несложно сделать из веток и т.д. Существует несколько классификаций подвижных игр. Традиционно игры различают по наличию или отсутствию инвентаря, по количеству участников, по степени интенсивности и специфики физической подготовки, наличию или отсутствию ведущего, месту проведения (двор, комната, водоем), по элементам разметки пространства, по системе подсчета очков, по игровым прелюдиям и наказанию, по общему сюжету и т.д.
Игры-сцеплялки. Игры, в которых присутствует специфическое построение, сохраняющееся на протяжении всего игрового процесса.
Игры на реакцию.
Игры-перетягивания. Силовые игры, общей целью которых является необходимость перетянуть противника определенным образом.
Догонялки. Всевозможные игры с общей игровой механикой – водящему (или водящим) необходимо коснуться убегающих игроков.
Игры эстафеты.
Поисковые игры. Игры, игровой процесс которых построен на поиске участников или предметов.
Спортивные игры. Игры по мотивам популярных игровых видов спорта: футбола, хоккея и т.д.
Игры с мячом. Мяч – атрибут множества игр. Наиболее яркие их представители выделены в статье в отдельную группу.
Игры на меткость. Различные варианты «войнушки» и стрельбы по мишеням.
Игры на воде.
Прыгательные игры. Игры со скакалкой, резинкой и т.д.
Подвижная игра – способ трансформации детской энергии в навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни.
Сложные и разнообразные движения игровой деятельности вовлекают в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма и формированию здоровой осанки.
Индивидуальные подвижные игры вырабатывают у детей также бойцовский характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерские качества. Групповые учат сплоченности, товариществу, взаимовыручке. Так как для большинства подвижных игр необходимо достаточно большое количество играющих, то игровой процесс, кроме следования правилам игры как таковой, включает в себя и постоянное общение со сверстниками, а значит, создаются благоприятные условия для успешной социальной адаптации формирующейся личности в будущем.
Кроме того, что подвижные игры оказывают всесторонне развивающее воздействие на организм, они еще и очень увлекательны и разнообразны по содержанию. Если надоедает одна игра, всегда на выбор есть еще множество других.
Креативная гимнастика включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, свободного самовыражения.
Занятия носят игровой сюжетный характер. Например, на занятии по теме «Лечим дыхательную систему» (дети спешат на помощь русалке) используются упражнения дыхательной гимнастики («Парус», «Волны шипят»), общеразвивающие упражнения («Рыбка», «Русалочка», «Медуза»), подвижные игры («Цунами», «Невод», «Водяной»), танец «Раки», круговая тренировка «Матросы на корабле в шторм», и т. п. На таких занятиях ребенок с удовольствием подражает действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни. На занятиях работает эффект эмоциональной заразительности.
Пальчиковая гимнастика, служащая основой для ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на развитие памяти, мышления, воображения.
Одним из действенных средств коррекционной работы с детьми, страдающими нарушениями зрения, является зрительная гимнастика - гимнастика для глаз.
Совместно с общеукрепляющими упражнениями включаются дыхательные упражнения, которые классифицируются как общая дыхательная гимнастика – система упражнений в естественном ритмичном дыхании, а также в правильном использовании вдоха и выдоха при простых и более сложных гимнастических движения, причем ритм дыхания и движения образуют одно ритмическое целое. Кроме того, для детей с заболеваниями органов дыхания рекомендуется также специальная дыхательная гимнастика, которая представляет собой систему упражнений, сознательно воздействующих на нервно -мышечный механизм дыхания, что дает им возможность влиять на глубину, ритм и силу дыхания. К гимнастическим упражнениям, формирующим правильное дыхание, относятся упражнения для постановки правильного дыхания через нос, развития мышц грудной клетки для увеличения ее эластичности, на активное вытягивание позвоночника, маховые упражнения и сложные координированные упражнения. К спортивно-прикладным упражнениям, формирующим правильное дыхание, относятся: ходьба, бег, плавание. Все упражнения проводятся в собственном дыхательном ритме, медленно, следя за вдохом и выдохом и компенсаторной паузой после выдоха.
Гимнастика после дневного сна проводится ежедневно в сочетании с контрастными воздушными ваннами после подъема детей (7-10 минут). Эта форма помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус. Проводится при открытых фрамугах, дети занимаются в спальне или групповой комнате в трусиках и босиком. В течение года используются разные варианты гимнастики.
В целях лечения и профилактики нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия необходимо, чтобы дети с раннего возраста соблюдали режим дня, занимались в достаточном объёме физической культурой, закаливанием, использовали мебель по своему росту, правильно питались. В дошкольном образовании этому способствуют занятия физкультуры и занятия корригирующей гимнастики, которые проводят для детей с нарушениями осанки, сколиозами, плоскостопием.
Ортопедическая гимнастика. Гимнастика для стоп. Плоскостопие — наследственное заболевание, в основе которого лежит слабость связочного аппарата. Многие люди с детства имеют предрасположенность к плоскостопию. Работа по профилактике и коррекции плоскостопия, предусматривает комплексное использование средств физического воспитания, достаточно эффективна и позволяет добиться значительного снижения числа детей, имеющих деформацию стоп.
На занятиях используются комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп. Они могут применяться в различных частях занятия по физической культуре, а также в других формах работы по физическому воспитанию — в процессе утренней зарядки, гимнастики после дневного сна, в качестве домашних заданий и т.п. Наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются босиком.
Физкультурные занятия являются одной из основных форм организации двигательной деятельности ребенка в детском саду. Физкультурное занятие в зависимости от конкретных задач можно провести в следующих формах:
- традиционное (классическое) занятие, состоящее из вводно-подготовительной, основной и заключительной части;
- круговая тренировка;
- занятие тренировочного типа для отработки определенных движений или упражнений;
- комплексное занятие, объединенное одним игровым сюжетом и включающее задания по развитию речи и музыкальные номера;
- обучающее занятие, на котором разучиваются новые упражнения;
- занятия-соревнования, построенное на командных играх и играх-эстафетах;
- двигательные рассказы;
- сюжетно-игровые занятия;
- занятия ритмической гимнастикой;
- самостоятельное занятие по интересам;
- занятие с использованием тренажеров;
- контрольное занятие, направленное на выявление отставания в развитии моторики ребенка и пути их устранения.
Алгоритм классического занятия по физической культуре в детском саду:
Вводная часть:
а) корригирующая ходьба;
б) различные виды ходьбы;
в) построения и перестроения;
г) повороты;
д) различные виды бега;
е) упражнения в равновесии.
Основная часть (общеразвивающие упражнения с предметами или без них):
а) ритмические упражнения;
б) упражнения-имитации;
в) элементы йоги.
Основные виды движений:
а) метание;
б) лазание;
в) прыжки;
г) равновесие;
д) подвижная игра.
Заключительная часть:
а) различные виды ходьбы;
б) упражнения на восстановление дыхания;
в) малоподвижные развивающие игры;
г) игры на развитие творческого воображения;
д) телесно-тренировочные упражнения;
е) дыхательные упражнения с элементами йоги;
ж) хоровод.
Применение в работе ОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ОУ и родителей детей.
Основной целью, которую ставит перед собой коллектив ОУ - сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательной активности с внедрением здоровьесберегающих технологий и учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Организация двигательной активности является одним из самых важных компонентом здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе. Основная цель работы педагога не только образование, но и сохранение и укрепление здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ.
Учёными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний берут своё начало с до...
Работа по сохранению и укреплению здоровья детей в старшей-подготовительной группе. Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Технологии сохранения и стимулирования здоровья Технологии здоровому образу жизни Коррекционные технологии...
Статья "ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"
Содержание статьи раскрывает возможность внедрение, освоение и реализация инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, их как условие повышения качества образования....
«Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ»
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохр...
«Формирование алгоритмический способностей у детей среднего дошкольного возраста через внедрение цифровых технологий в образовательный процесс»
О необходимости цифровизации образования сегодня показывает время, говорят ученые и трактуют федеральные документы. Время диктует современным детям – цифровое детство. И чем раньше они будут с т...
Мастер- класс с родителями по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
При воспитании детей дошкольного возраста просто необходимо использование здоровьесберегающих технологий, так как это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических ...
МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ.
МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень н...