Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного средства в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка
Самомассаж является универсальным средством оздоровительного воздействия на организм. Его систематическое применение имеет целенаправленное, эффективное и безопасное воздействие на здоровье детей в целом, и в частности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samomassazh.docx | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного средства в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитатель Долженко О.В.
Дошкольный возраст является периодом интенсивного роста и развития ребенка. В это время закладываются основы его здоровья, гармоничного умственного и физического развития, формируется личность.
Двигательная активность является необходимой потребностью, поэтому особенно важно воспитывать у детей физическую культуру и бережное отношение к своему здоровью, поскольку здоровье – это то, что желает иметь каждый человек.
Самомассаж является универсальным средством оздоровительного воздействия на организм. Его систематическое применение имеет целенаправленное, эффективное и безопасное воздействие на здоровье детей в целом, и в частности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Самомассаж помогает естественно развиваться организму ребенка, функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам, способствует формированию осознанного отношения детей к своему здоровью и развитию навыков собственного оздоровления.
Игровой метод обучения самомассажу придает процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей детей.
Работа с детьми в группе компенсирующей направленности показала, что у детей с особенностями психофизического развития отмечается неловкость движений, слабое развитие мелкой моторики, выраженное в патологических состояниях кистей рук, недостаточность или отсутствие зрительно-моторной координации, хватания и манипулятивной деятельности. У многих детей нарушены тонкие дифференцированные движения пальцев, что мешает формированию навыков самообслуживания, изобразительной деятельности, письма. Из-за недостаточной двигательной активности часто наблюдаются проблемы в речевом развитии. Для коррекции этих недостатков моторики, необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус, расслаблять и напрягать определенные группы мышц.
Применение самомассажа как способа стимуляции коры головного мозга содействует снижению двигательной и эмоциональной расторможенности ребенка, нормализации мышечного тонуса, совершенствует навыки пространственной ориентации, развивает память, внимание.
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. А все виды самомассажа проводятся только в игровой форме и вызывают у дошкольников положительные эмоции, приучают к дисциплине и самоконтролю. Даже гиперактивные дети при проведении игрового самомассажа способны сосредоточиться на выполнении упражнений и гораздо меньше отвлекаются. А потому при правильном, грамотном руководстве со стороны педагога, самомассаж через игру способен творить чудеса.
Игровой самомассаж кистей рук является эффективным и универсальным средством реабилитации тонких движений у детей с нарушением в развитии, средством коррекции нарушений письменной речи у детей с локальными проблемами и развивающе-оздоровительным средством для нормально развивающихся детей. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны), оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Увеличиваются резервные возможности функционирования головного мозга. Настраивается работа полушарий, развиваются межполушарные интеграторы.
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Во время выполнения движений не должно быть ощущений дискомфорта, все движения самомассажа должны приносить ребенку только удовольствие, радость и хорошее настроение.
Для обучения детей приемам самомассажа необходимо придерживаться определенных принципов построения работы с детьми:
- игровая мотивация;
- от простого к сложному;
- учет индивидуального темпа детей;
- задания разного уровня сложности;
- по подражанию;
- по образцу;
- по речевой инструкции;
- по аутокомандам (проговаривание ребенком своих действий (упражнений), помогая речевыми командами).
Самомассаж кистей и пальцев рук состоит из трех типов упражнений:
- Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
- Самомассаж ладоней.
- Самомассаж пальцев рук.
Самомассаж кистей и пальцев рук является связующим звеном между развитием тонких движений пальцев рук и развитием речи, т. е. речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук, повышается тонус коры головного мозга. Так же самомассаж рук регулирует и работу всех внутренних органов (рефлекторных зон), согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи, развивает чувство ритма и координацию движений, подготавливает руку к письму, поднимает настроение ребенка. Выполнять его необходимо ежедневно.
При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, растирание, надавливание, пощипывание, сгибание и разгибание пальцев, похлопывание.
Самомассаж рекомендуется выполнять ежедневно в виде пятиминутного занятия, закаливающих процедур или в виде динамической паузы. Проводится он в игровой форме 2-3 раза в день по 5-10 минут. Начинать следует с прогревающих движений. Используя 3-5 упражнений, между которыми следует проводить расслабление мышц. Упражнение выполняется 8 раз: 4 раза для левой и 4 раза для правой руки. Все упражнения выполняются по направлению к лимфоузлам: от периферии к центру.
Предлагаемый материал лучше усваивается в стихотворной форме. Это даёт возможность войти в ритм движения. Ритм речи, особенно стихотворной, способствует развитию координации и произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.
Яркие образы, обыгрывающие массажные движения, простота и доступность, возможность проведения их в любой обстановке, изменение дозировки в зависимости от самочувствия – всё это гарантия успеха коррекционной и развивающей работы. Самомассаж можно выполнять индивидуально, с группой детей, как в условиях ДОУ, так и в семье.
Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями, благотворно влияющими на детскую психику, помогает педагогу развить в детях интерес к сохранению своего здоровья, повысить двигательную активность детей. Нетрадиционные приемы самомассажа просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, поэтому рекомендованы к использованию всем.
Комплекс упражнений для самомассажа кистей рук
Потирать руки друг о друга | Мы ладошки трем-трем, Мы им спать не даем. |
Энергично зажимать кулаки, делаем захватывающие движения | Все моё! Моё! Моё! Ты хватай, хватай, хватай, Никому не отдавай. |
Разминать каждый палец от ногтя к ладони | Пальчик нёс большой багаж И, конечно же, устал. Пальцу сделаем массаж, Чтоб быстрее отдыхал. Нам он помогал! |
Растирать большим пальцем центр ладони другой руки | Чо-чо-чо, Скоро будет горячо! |
Растирать ребром ладони ладонь другой руки, имитируя движение пилы | Пилим-пилим, пилим-пилим! Быстро мы бревно осилим. |
Выполнять вибрационные движения на ладони ребром своей руки в разных направлениях, имитируя движения топора | Рубим-рубим, рубим-рубим! Топором работать будем. |
Пощипывать тыльную сторону ладони одной руки пальцами другой | Вышла курочка гулять Свежей травки пощипать. |
Поглаживать поочередно руки от кончиков пальцев к локтю | Мягкой кисточкой покрашу Стульчик, стол и кошку нашу. |
Упражнения с использованием простых атрибутов
Катать шестигранный карандаш между прямыми ладонями вперед- назад | Я – малютка карандашик. Исписал я сто бумажек, А когда я начинал, То с трудом влезал в пенал. |
Катать между ладонями шарик су-джок или массажный мячик прямыми или круговыми движениями. Делать перехватывающие движения пальцами | Что ж ты ёж такой колючий? Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Волки, лисы и медведи. |
Катать между ладонями шишку. Покатать шишку по тыльной стороне ладони | Прыг да скок, бежит зайчишка. Прилетела с ветки шишка, Зайку «щёлк» по голове, Сразу шишек стало две. |
Перекатывать в ладони между пальцами два ореха или каштаны | Я орех в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик Быть послушным научу. |
Прищипывать прищепкой каждый пальчик по очереди | Шел купаться крокодил, Каждый пальчик прикусил. Кусь! Кусь! Кусь! Кусь! Никого я не боюсь! |
Делать поглаживающие движения по колючему коврику (щетке) | Гладила мама-ежиха ежат: Что за пригожие детки лежат! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду
Выстроенная работа по физическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду способствует укреплению здоровья и физическому развитию детей....
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Организация физкультурно - оздоровительной работы с детьми с ограниченыыми возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения...
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...
Применение песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Игры на песке одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с ис...
Дыхательная гимнастика как эффективное средство коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Вырастить здоровых, социально адаптированных, психически и физически развитых детей, пожалуй, самая важная задача современного общества. Здоровье - важный фактор р...
Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как качество повышения мотивации к обучению и социализации детей.
дети с ограниченными возможностями здоровья, мотивация, интерес, нетрадиционные методики, игра, песок, каплеграфия....
Использование нетрадиционных техник рисования в работе c детьми c ограниченными возможностями здоровья
Использование нетрадиционных техник рисования в работе c детьми c OВЗВ последнее время в нашей стране фиксируется рост количества детей c ограниченными возможностями здоровья (OВЗ). ...