Физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду
консультация по коррекционной педагогике на тему
Выстроенная работа по физическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду способствует укреплению здоровья и физическому развитию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5.docx | 16.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду
Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической ситуации в России, порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников сократилось в 5 раз и около 10% среди детей, поступающих в школу, распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний – 50%, физиологической незрелости – 60%, более 20% детей имеют дефицит массы тела.
В связи с экономическими и социальными изменениями в государстве и обществе приоритетным становится личностно ориентированный подход в обучении и воспитании. Создание педагогических условий на основе личностно-ориентированного подхода, оптимальных для каждого воспитанника, предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды. В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья уделяется значительное внимание. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.
Основной целью детского сада является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности каждого ребенка. Коррекцонно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. Одной из важнейших целей работы педагогов в детском саду по-прежнему является охрана и укрепление здоровья воспитанников. Основными задачами физкультурно-оздоровительной работы являются оздоровление ребенка, физическое развитие и совершенствование техники движений, а также воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни.
Реализация задачи физкультурно-оздоровительного блока предполагает:
-создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей.
-медицинский контроль и профилактику заболеваемости.
-включение оздоровительных технологий в педагогический процесс.
-обучение педагогов оздоровительным технологиям и методам коррекционного воздействия на психомоторное развитие ребенка.
-специально организованную работу по физическому воспитанию, формированию двигательных навыков у детей.
Формирование полноценных двигательных навыков, активная деятельность в процессе сюжетной игры, подвижной игры, овладение тонко координированными движениями рук – необходимые звенья в общей системе коррекционного обучения.
Коррекция особенностей моторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправления неправильных поз, развитие статической выносливости, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между речью и движениями, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие двигательной координации, необходимой для становления навыков письма.
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья особое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики пальцев рук. Этому служат следующие упражнения :
-сжимать резиновую грушу или теннисный мяч;
-разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака в кулак;
-отхлопывать ритм ладонями по столу, затем чередовать положение руки
ладонь-ребро (одной и двумя руками) ;
-поочередно каждым пальцем отстукивать ритм в заданном темпе по поверхности стола;
-воспроизводить различные движения правой и левой руки.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (речевые нарушения) часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе, для них часто характерна скованность, плохая переключаемость различных действий Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении. Поэтому многим из них вначале обучения непосильны требования, которые предъявляет программа по физическому воспитанию детей с нормальным развитием. В связи с этим важно в начале коррекционно-развивающей работы (первый период обучения) уделить серьезное внимание тем видам работы, которые помогли бы детям закрепить моторные навыки, догнать своих сверстников по физическому развитию Лучшее средство от гиподинамии – подвижная игра. Планируя работу, нужно четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка Подвижные игры, являющиеся составной частью физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на праздничных утренниках, прогулке.
Игры с движениями необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижная игра с ее выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников. Она должна быть правильно подобрана с учетом возможностей ребенка (как физических, так и речевых) .
Характер подвижной игры, ее содержание должно быть разнообразным. Это может быть сюжетная игра («Поезд», «Самолет»), может проходить по типу игр-инсценировок, бессюжетных игр, упражнений, игр с предметами (с мячом, бубном, прыгалками) . Эти игры дают возможность отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки) и постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируя игровые навыки, поощряют творческую активность детей. Одновременно помогают успешному формированию речи, способствуют развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психическое состояние детей.
У детей с речевыми нарушениями недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируется не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Прежде, чем предложить детям подвижную игру педагог должен заблаговременно познакомить их с элементами игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны. Сам педагог принимает активное участие в игре помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявлять терпимость к детям, которые не могут или не понимают, поэтому неправильно выполняют задание. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять действия вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.
Таким образом выстроенная работа по физическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду способствует укреплению здоровья и физическому развитию детей, закрепляет успехи ребенка, достигнутых в коррекционно-развивающей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Современная модель работы психолого-педагогической службы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"
Исходя из опыта работы мы сделали вывод о том, что наиболее результативным в формировании компетенций в рамках «познавательно- речевого» направления являются технологии, облегчающие, систематизирующие...
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Организация физкультурно - оздоровительной работы с детьми с ограниченыыми возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения...
Презентация "Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"
презентация...
Работа учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду.
Самое главное в работе логопеда с детьми с ОВЗ - это помочь, приласкать, посочувствовать и подойти к детям с душой....
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ...
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ...
Статья в сборнике по теме "Работа учителя-логопеда с ограниченными возможностями здоровья в детском саду".
Статья в сборнике XX Вишняковские чтения Вузовская наука: условия эффективности социально-экономического и культурного развития региона.23 марта 2017 г....