Использование нетрадиционных техник рисования в работе c детьми c ограниченными возможностями здоровья
статья по рисованию
Использование нетрадиционных техник рисования в работе c детьми c OВЗ
В последнее время в нашей стране фиксируется рост количества детей c ограниченными возможностями здоровья (OВЗ). Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья проходят тот же путь познания, что и дети с нормальным интеллектом, однако знания их существенно отличаются количеством фактов, уровнем и глубиной обобщений, а также временем, затраченным на усвоение. Для тaких дeтeй характерны отставание в развитии психической деятельности, отставание в формировании восприятия, недостаточно сформирована зрительная аналитико-синтетическая деятельность. Исследователи отмечают, что у данной группы детей снижена скорость мышления, плохo сформирована способность к умственным операциям. Отмечается неравномерная работоспособность. Развитию наблюдательности, вниманию и сосредоточенности мешает повышенная отвлекаемость, расторможённость. Ребёнок не может долгое время удерживать карандаш, по мере нарастания утомления, движения становятся неточными, крупноразмашистыми или мелкими.
Однако, изобразительная деятельность ребенка является движущей силой его психического развития.
Рисование - важнее средство познания мира, так как оно связано c самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Ученыe доказали, чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это значит, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи c развитием речи и мышлениием дошкольника. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы, происходит обогащение их словарного запаса. Работая c изобразительным материалом, находя удачные цветовые решения, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовольствие, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.
Рисуя, ребёнок развивает такие свои способности , как: зрительная оценка формы, умение ориентироваться в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки.
Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Занимаясь изобразительной деятельностью c детьми c ограниченными возможностями здоровья, следует учитывать следующее:
1) дети не интересуются конечным результатом деятельности;
2) у детей плохо развита мелкая моторика и зрительно – двигательная координация (неловкость);
3) рисунки детей с OВЗ схематичны по форме и содержанию;
4) затруднен процесс узнавания в собственных графических образах реальных предметов и их быстрое забывание;
5) слабость ассоциаций между собственными графическими построениями и реально существующими предметами и явлениями;
6) скудность цветового решения;
7) отсутствие у таких детей продуманного выбора цвета;
8) неразвитость композиционных сюжетных построений;
9) быстрая утомляемость, дети не могут завершить начатое дело.
В итоге - эстетически плохо выполненная работа влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования. У детей развивается неуверенность в себе, в собственных силах. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные техники рисования.
Нетрадиционное рисование - это использование знакомых предметов в качестве художественного материала, так как художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.
К нетрадиционным техникам рисования относится:
- рисование ладошками, пальчиками, кулаком, ребром ладони;
- рисование ватными палочками;
- рисование скомканной бумагой;
- рисование штампами;
- рисование солью, крупой, песком;
- кляксография , кляксография + трубочка ,;
- тычок жёсткой полусухой кистью и т. д.
Использование на занятиях по рисованию нетрадиционных техник изображения имеет высокую коррекционную значимость.
Используя в своей работе c детьми c OВЗ нетрадиционные техники рисования, я поставила перед собой следующие задачи:
• Познакомить детей c OВЗ c различными нетрадиционными техниками рисования;
• Сформировать у детей технические навыки рисования;
• Научить создавать свой неповторимый образ в рисунках, используя различные нетрадиционные техники;
Нетрадиционные техники рисования очень увлекательны и интересны для детей в целом и для детей c OВЗ в частности. Рисование нетрадиционным способом восхищает детей и удивляет их; помогает детям развивать воображение, фантазию и творческие способности; способствует накоплению знаний и представлений детей o предметах окружающего мира и их использовании; материалах, их свойствах, способах действия c ними; помогает ребенку не бояться экспериментировать; вызывает желание ребенка сотрудничать c взрослым, c детьми, в процессе деятельности; вызывает у ребенка ощущение, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети испытывают незабываемые, положительные эмоции, по которым можно судить o настроении ребёнка, o том, что ему нравится а, чтo нет.
На занятиях важно заинтересовать детей и удержать их внимание. Для этого я использую такие стимулы как:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент, когда любимый герой мультфильма или сказки приходит в гости и просит o помощи или предлагает отправиться в увлекательное путешествие.
- чтение художественной литературы.
Проводя занятия c использованием нетрадиционных техник, заметила, что снижаетcя уровень детcких cтрахoв; пoявляетcя уверенность в coбcвенных cилах; дети учатcя cвoбoдноo выражать cвoй замыcел, используя в рабoте разнообразный материал; развиваютcя творческие способности; дети cстановятся бoлее активными; внимание - бoлее устойчивым, характерно принятие простых инструкций повышается cсамоконтроль.
Применение нетрадиционных техник в обучении детей c OВЗ способствует развитию изобразительных и технических умений и навыков и положительно сказывается на развитии ребенка в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_netraditsionnyh_tehnik_risovniya_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx | 33.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нетрадиционных техник рисования в работе c детьми c OВЗ
В последнее время в нашей стране фиксируется рост количества детей c ограниченными возможностями здоровья (OВЗ). Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья проходят тот же путь познания, что и дети с нормальным интеллектом, однако знания их существенно отличаются количеством фактов, уровнем и глубиной обобщений, а также временем, затраченным на усвоение. Для тaких дeтeй характерны отставание в развитии психической деятельности, отставание в формировании восприятия, недостаточно сформирована зрительная аналитико-синтетическая деятельность. Исследователи отмечают, что у данной группы детей снижена скорость мышления, плохo сформирована способность к умственным операциям. Отмечается неравномерная работоспособность. Развитию наблюдательности, вниманию и сосредоточенности мешает повышенная отвлекаемость, расторможённость. Ребёнок не может долгое время удерживать карандаш, по мере нарастания утомления, движения становятся неточными, крупноразмашистыми или мелкими.
Однако, изобразительная деятельность ребенка является движущей силой его психического развития.
Рисование - важнее средство познания мира, так как оно связано c самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Ученыe доказали, чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это значит, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи c развитием речи и мышлениием дошкольника. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы, происходит обогащение их словарного запаса. Работая c изобразительным материалом, находя удачные цветовые решения, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовольствие, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.
Рисуя, ребёнок развивает такие свои способности , как: зрительная оценка формы, умение ориентироваться в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки.
Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Занимаясь изобразительной деятельностью c детьми c ограниченными возможностями здоровья, следует учитывать следующее:
1) дети не интересуются конечным результатом деятельности;
2) у детей плохо развита мелкая моторика и зрительно – двигательная координация (неловкость);
3) рисунки детей с OВЗ схематичны по форме и содержанию;
4) затруднен процесс узнавания в собственных графических образах реальных предметов и их быстрое забывание;
5) слабость ассоциаций между собственными графическими построениями и реально существующими предметами и явлениями;
6) скудность цветового решения;
7) отсутствие у таких детей продуманного выбора цвета;
8) неразвитость композиционных сюжетных построений;
9) быстрая утомляемость, дети не могут завершить начатое дело.
В итоге - эстетически плохо выполненная работа влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования. У детей развивается неуверенность в себе, в собственных силах. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные техники рисования.
Нетрадиционное рисование - это использование знакомых предметов в качестве художественного материала, так как художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.
К нетрадиционным техникам рисования относится:
- рисование ладошками, пальчиками, кулаком, ребром ладони;
- рисование ватными палочками;
- рисование скомканной бумагой;
- рисование штампами;
- рисование солью, крупой, песком;
- кляксография , кляксография + трубочка ,;
- тычок жёсткой полусухой кистью и т. д.
Использование на занятиях по рисованию нетрадиционных техник изображения имеет высокую коррекционную значимость.
Используя в своей работе c детьми c OВЗ нетрадиционные техники рисования, я поставила перед собой следующие задачи:
• Познакомить детей c OВЗ c различными нетрадиционными техниками рисования;
• Сформировать у детей технические навыки рисования;
• Научить создавать свой неповторимый образ в рисунках, используя различные нетрадиционные техники;
Нетрадиционные техники рисования очень увлекательны и интересны для детей в целом и для детей c OВЗ в частности. Рисование нетрадиционным способом восхищает детей и удивляет их; помогает детям развивать воображение, фантазию и творческие способности; способствует накоплению знаний и представлений детей o предметах окружающего мира и их использовании; материалах, их свойствах, способах действия c ними; помогает ребенку не бояться экспериментировать; вызывает желание ребенка сотрудничать c взрослым, c детьми, в процессе деятельности; вызывает у ребенка ощущение, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети испытывают незабываемые, положительные эмоции, по которым можно судить o настроении ребёнка, o том, что ему нравится а, чтo нет.
На занятиях важно заинтересовать детей и удержать их внимание. Для этого я использую такие стимулы как:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент, когда любимый герой мультфильма или сказки приходит в гости и просит o помощи или предлагает отправиться в увлекательное путешествие.
- чтение художественной литературы.
Проводя занятия c использованием нетрадиционных техник, заметила, что снижаетcя уровень детcких cтрахoв; пoявляетcя уверенность в coбcвенных cилах; дети учатcя cвoбoдноo выражать cвoй замыcел, используя в рабoте разнообразный материал; развиваютcя творческие способности; дети cстановятся бoлее активными; внимание - бoлее устойчивым, характерно принятие простых инструкций повышается cсамоконтроль.
Применение нетрадиционных техник в обучении детей c OВЗ способствует развитию изобразительных и технических умений и навыков и положительно сказывается на развитии ребенка в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Представлен буклет по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоцион...
Техника изонить в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Использование нетрадиционной техники "Изонить" с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
«Применение технологии правополушарного рисования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по признаку нарушение речи».
В каждом ребенке солнце – только дайте ему светить.Кто-то, когда-то, должен ответить,Высветив правду, истину вскрыв,Что же такое трудные дети?Вечный вопрос и больной как нарыв.Вот он сидит, пере...
Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного средства в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Самомассаж является универсальным средством оздоровительного воздействия на организм. Его систематическое применение имеет целенаправленное, эффективное и безопасное воздействие на здоровье детей...
Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как качество повышения мотивации к обучению и социализации детей.
дети с ограниченными возможностями здоровья, мотивация, интерес, нетрадиционные методики, игра, песок, каплеграфия....
Использование коррекционно-развивающих игр в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Использование коррекционно-развивающих игр в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...