ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
методическая разработка на тему
Организация физкультурно - оздоровительной работы с детьми с ограниченыыми возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ns.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
© 2016
Савенкова Л.В. - инструктор по физической культуре СП ГБОУ СОШ Детский сад «Светлячок» с. Алексеевка
Аннотация: В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Статистические данные показывают, что наиболее распространенной проблемой у дошкольников является недоразвитие речи.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально - волевой сферы детей. У них отмечается неустойчивость внимания, снижение психической работоспособности, низкий уровень мимических функций, в особенности вербальной памяти [3,с.27;6,с54; 7,с.8].
Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в выполнении двигательного задания по пространственно - временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья; общее недоразвитие речи.
Основная коррекционно-развивающая и оздоровительная работа педагогов нашего учреждения с детьми с ОВЗ, решается в комплексе и направлена на социальную адаптацию, всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями. Для оказания медико - психолого - педагогической помощи детям с ОВЗ мы составляем индивидуальную программу развития ребенка, которая основывается на полученных результатах диагностики и системном подходе в коррекционной работе.
Каждый педагог в непрерывной непосредственно образовательной и свободной деятельности учитывает особенности нарушения и решает коррекционно - развивающие задачи. У детей с общим недоразвитием речи изменен мышечный тонус, поэтому я, как инструктор по физической культуре особое внимание уделяю упражнениям на осанку и активное расслабление, и напряжение мышц. Разная амплитуда и скорость движений помогают регулировать мышечный тонус и частоту дыхания, а исполнение ребенком упражнений со стихами стимулирует развитие речи, артикуляции и силы голоса. При выполнении физических упражнений организму требуется больше кислорода, однако дети с общим недоразвитием речи при выполнении даже сравнительно легких движений нередко задерживают дыхание. Для таких детей дыхательные упражнения особенно важны, так как наряду с работой над физиологическим дыханием происходит коррекция речевого дыхания: короткий вдох длительный выдох. Слабое развитие мелкой моторики, пространственно - временной ориентировки и зрительно - моторной координации могут стать причиной моторной и оптической дисграфии. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы овладения речью и письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта [2,с.34]. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно - коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, логоритмику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления).
Я использую следующие коррекционно - развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии:
Виды | Время в режиме дня | Значимость проведения |
1 | 2 | 3 |
Технологии сохранения и стимулирования здоровья | ||
Ритмопластика | В процессе непосредственно - образовательной деятельности | В ритмические упражнения включается речь, движения со словом, жестом и музыкой |
Пальчиковая гимнастика | С младшего дошкольного возраста | Игры - являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияют на центры развития речи, развивают ручную умелость, помогают снять напряжение: - пальчиковые игры с мелкими предметами; - пальчиковые игры со стихами, потешками, скороговорками |
Дыхательная гимнастика | В процессе непосредственно - образовательной деятельности | Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а так же продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо – эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет |
Корригирующая гимнастика | В различных формах физкультурно - оздоровительной работы | Виды гимнастики зависят от поставленной задачи и особенностей здоровья ребенка |
Релаксация | В процессе непосредственно - образовательной деятельности | Релаксация, помогающая расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища, успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение. |
Технологии обучения здоровому образу жизни | ||
Непосредственно - образовательная деятельность | 2- раза в неделю в музыкально спортивном зале, 1 - раз в неделю на спортивной площадке | Специально организованное, развивающееся во времени и в рамках образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогощения |
Оздоровительные праздники и развлечения совместно с родителями | 1 раз в квартал | Поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду |
Проектная деятельность | По мере планирования | Процесс направлен на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка |
Коррекционные технологии | ||
Кинезиологи-ческая гимнастика | В процессе непосредственно - образовательной деятельности | Активизирует межполушарное взаимодействие, различные отделы коры головного мозга. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. |
Психогимнастика | В процессе непосредственно - образовательной деятельности | Мимика тесно связаня с артикуляцией. Стимулируя изображать на лице ребенка различные эмоции, способствует у него развитию не только мимической, но и артикуляционной моторики. |
Мнемотехника | В процессе непосредственно - образовательной деятельности | Мнемотехника обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи. |
Фонетическая ритмика | В процессе непосредственно - образовательной деятельности | Соединение работы речедвигательного и слухового анализаторов. Формирование естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной. Развитие слухового восприятия и использование его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков |
Элементы логоритмики | В процессе непосредственно - образовательной деятельности | Элементы логоритмики, способствуют развитию рече-двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению. |
Для реализации коррекционно - развиающих и здоровьесберегающих технологий используемых мною в работе наш музыкально - спортивный зал оснащен всем необходимым оборудованием в соответствии с ФГОС ДО. Вместе с родителями и детьми мы изготовили много интересного нестандартного оборудования, такое оборудование вносит в каждое занятие элемент новизны. Работе с родителями детей с ОВЗ уделяю достаточно большое внимание. Разработала систему мероприятий, к которым относятся: физкультурные досуги, праздники, беседы, а так же открытые просмотры, консультативные встречи, интерактивное общение на форуме, проектная деятельность, совместные мастер-классы. Такие формы работы позволяют детям с особыми возможностями здоровья и их родителям полноценно адаптироваться в обществе.
Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, непосредственно образовательная деятельность по физическому воспитанию планируется с учетом физических индивидуальных особенностей детей, а так же при тесном контакте медецинской сестры и логопеда. Одним из звеньев неразрывной цепи коррекционно-образовательного процесса является взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре, которое определяет следующие формы работы:
- перспективное планирование коррекционной работы по физическому воспитанию с учетом ведущего дефекта;
- адаптирование логопедом речевого материала для спортивных праздников, вечеров развлечений, досугов в зависимости от этапа коррекционной работы;
- разработка и проведение логоритмических занятий, направленных на коррекцию и профилактику речевых нарушений.
Применение в моей работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысило результативность воспитательно - образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: Аркти,1993. 87с.
2. Волкова Г.А.Логопедическая ритмика. М.,1985. 191с.
3.Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. М.,2006. 144с.
4. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Ярославль: Академия Развития, 2006. 120с.
5. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: ТЦ «Сфера»,2004.126с.
6. Логопедия. Учебник для студентов дефектол. Фак. Пед. Вузов/ под ред. Л. С.Волковой, С.Н. Шаховской. М., 1998. 680с.
7. Теория и организация адаптивной физической культуры. Учеб. В 2 т./Под ред. С.П.Евсеева. М., 2002.296с.
8. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М.: АСТ, Астрель, 2007.128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья, как подготовка к школе
У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата есть ограничения в двигательной сфере, а также наблюдается отставание в развитии двигательной сферы, замедленность...
Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения
В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...
Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения
Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нару...
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ...
Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения
Cегодня ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной адаптации детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой...
ГАРДЕНОТЕРАПИЯ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (статья)
Статья. Гарденотерапия как одна из инновационных форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организацииАвтор: Радионова Людмила ВладимировнаОрган...
Описание практики "Модель взаимодействия педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной организации"
Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, художественно-эстетического развития ребенка. Реа...