Тематическая неделя в старшей группе "Воспитание культурно-гигиенических навыков"
методическая разработка
Данная методическая разработка представляет собой планирование работы с детьми в режимных моментах и во время НОД по воспитанию КГН.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedelya_kgn.docx | 25.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическая неделя «Воспитание культурно-гигиенических навыков»
Беседы с детьми в ходе режимных моментов
Тема: «Личная гигиена»
Цель: развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Уточнить, какими принадлежностями пользуются дети при умывании. Учить эмоционально, четко читать чистоговорку.
Ход занятия:
1) Чтение отрывка из стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
2) Вопросы:
- Какой из мальчиков вам больше нравится?
- Почему вам понравился опрятный, аккуратный мальчик?
- А другой мальчик кому-нибудь понравился?
- Почему не понравился?
- Какие туалетные принадлежности нужны, чтобы смыть грязь и быть чистым?
- Что, кроме мыла и губки, необходимо для мытья?
Предложить детям показать, как нужно мыть руки и лицо (имитации движений)
3) Предложить выучить чистоговорку:
- Мама Милу
С мылом мыла…
Тема: «Как я буду заботиться о своем здоровье»
Цель: Закрепить понимания о здоровом образе жизни. Продолжать знакомить детей с профессиями врача и медицинской сестры, воспитывать уважение к людям этих профессий. Повторить пословицы о здоровье.
Ход занятия:
- Как вы себя сегодня чувствуете?
- Кто в детском саду заботится о вашем здоровье?
- Как вы сами можете помочь себе быть здоровыми?
- Быть здоровым хорошо или плохо?
Обобщить ответы детей, повторить знакомые пословицы о здоровье.
Конспект занятия.
Тема: Микробы – кто это?
Цель: Создание условий для формирования у детей гигиенических навыков.
Задачи:
- Формирование понимания важности заботы о собственном здоровье.
- Развитие познавательного интереса, воображения, творческой деятельности ребенка.
Ход занятия
На ковре стоит игрушечный столик, за ним сидит кукла с испачканными руками. На столе игрушечная посуда.
Воспитатель. Ребята, вам не кажется, что здесь что-то не так.
- У куклы испачканы руки.
Воспитатель. А как вы думаете, можно ли садиться за стол с испачканными руками?
- Нет!
Воспитатель. А почему, как вы думаете?
- Ребята, а что вы знаете о микробах?
Ответы детей.
Воспитатель. А хотите вы их увидеть и посмотреть какие они?
- Да.
Воспитатель. С помощью чего можно это сделать? Как вы думаете?
- С помощью микроскопа.
Воспитатель. Да, чтобы узнать побольше о микробах – вредителях нашего здоровья, мы должны вначале их увидеть. (Воспитатель на доске вывешивает рисунок микроскопа или лупу.)
Воспитатель. Ребята, посмотрите перед вами микроскоп. Кто-нибудь, видел его раньше? У микроскопа есть волшебное увеличительное стекло, с помощью которого мы можем увидеть очень маленькие частички. У нашей куклы очень грязные руки. Как вы думаете, а на них есть микробы? А как микробы выглядят?
А давайте теперь сядем за столы и зарисуем микробы. А вечером вы покажите рисунки своим родителям и расскажите, о чем же вы сегодня узнали.
Воспитатель. Кто же хочет показать свой рисунок и рассказать о микробах. Кто это? Какие они? Где они живут? Друзья ли, они нам? (Рассказ ребенка.)
Теперь вы поняли ,ребята, что руки обязательно нужно мыть? Давайте вместе припомним все случаи, когда нужно мыть руки с мылом.
Правильно! Когда вы приходите домой из детского сада, с прогулки, из магазина, поликлиники. Руки нужно мыть перед едой и после еды. Руки нужно обязательно хорошенько помыть с мылом после того, как вы поиграли с кошкой или собакой, хомячком, попугайчиком, другими животными. Не забывайте обязательно мыть руки после туалета!
Почаще стригите ногти. Ногти должны быть закругленными, короткими, а главное — под ними не должно быть грязи!
Поэтому, когда вы моете руки с мылом, тщательно почистите ногти щеточкой, удаляя из-под ногтей грязь.
Вечером перед сном обязательно вымойте ноги теплой водой, а потом облейте их прохладной водой. Это, во-первых, хорошая закалка, а во-вторых — прекрасное средство, помогающее быстро уснуть. А ведь глубокий, спокойный сон — непременное условие хорошего здоровья.
Консультация для родителей
КАК ПРИВИТЬ РЕБЁНКУ ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ
Обучение детей младшего возраста принципам личной гигиены — не такой уж сложный процесс. Малыши охотно подражают взрослым и очень любят делать всё, как папа и мама. Если подойти к учебе последовательно и с фантазией, ребёнок быстро подружится с мылом и зубной щёткой.
К гигиеническим процедурам малыша приучают с самых первых дней жизни: всё начинается с обыкновенного купания. А уже к трём годам ребёнок вполне в состоянии освоить простые навыки ухода за собой.
О ЧЕМ ГОВОРИТЬ
Малыш не всегда понимает, зачем надо мыть руки или умываться. Задача родителя — понятно и просто объяснить ему, почему не стоит ходить грязным. Маленькому человечку надо рассказывать не о страшных болезнях или абстрактном здоровье.
Для каждой семьи история про грязь своя. Кто-то может рассказать, что это некрасиво, кто-то сошлётся на пример взрослых, а более продвинутые родители могут простыми словами поведать о микробах. Главное — ребёнка заинтересовать и не напугать.
Дети должны обязательно видеть положительный пример взрослых. Мало просто рассказывать о том, что мыть руки полезно, или загонять ребёнка в ванную после прогулки. Родители сами должны подавать положительный пример своим малышам и идти мыть руки вместе с ними.
В ГОСТИ К МОЙДОДЫРУ
Малыш в этом возрасте и сам хочет быть самостоятельным. Поэтому надо дать ему возможность делать всё так же, как и взрослые.
• К умывальнику можно подставить скамейку, позволяющую малышу самостоятельно дотягиваться до крана.
• Ребёнку надо повесить собственное яркое полотенце, до которого он сможет дотянуться сам.
• Поможет в приучении к умыванию и специальное детское мыло в виде маленьких забавных фигурок с приятным запахом.
Приучать малыша умываться самостоятельно надо постепенно. Хорошо, если первое время ребёнок может наблюдать, как папа или мама моет руки и лицо, рассказывая и показывая, как это правильно делать. Потом родитель может сам умыть ребёнка и предложить ему воспользоваться полотенцем.
• В присутствии взрослого и при его помощи малыш постепенно учится правильно брать мыло, намыливать руки и смывать пену под краном.
• Следующий шаг — научить ребёнка закрывать глаза при умывании лица. И тогда мыло не будет щипать!
Хвалите малыша за правильные действия и никогда не ругайте, если он облился водой или уронил мыло — вы тоже когда-то печатали на клавиатуре одним пальцем. Пусть малыш всё делает сам: медленно, неуклюже, но самостоятельно.
Дети любят сами открывать краны. Но, если температуру воды нельзя сделать фиксированной, родителям придётся открывать и закрывать краны, чтобы малыш случайно не обжёгся, открыв горячую воду.
В любом случае, родителям ещё какое-то время придётся наблюдать за тем, как ребёнок умывается и вытирается полотенцем, помогая ему исправить возникающие ошибки.
ПОД ДУШ
Приучать ребёнка к душу можно, когда он научится уверенно стоять на ножках. Многим детям нравятся струи воды, падающие сверху, но некоторых малышей придётся приучать к душу постепенно.
• Включите душ в присутствии ребёнка, предложить «поймать» воду руками, побрызгаться и понять, что эта шумная штука — сплошное удовольствие.
• Не делайте слишком сильный напор, чтобы льющаяся вода не напугала.
• Под ножки малышу лучше положить резиновый коврик, чтобы тот не поскользнулся.
• Купите яркую мягкую мочалку, детский гель для душа, шампунь для волос и купальный халат, чтобы всё было так же, как у взрослых.
Как и при умывании, учите ребёнка постепенно: намыливаться и смывать мыльную пену, включать и выключать душ, задёргивать занавеску и вытираться. Процесс, который пока кажется игрой, со временем станет для ребёнка важным ритуалом.
ЧИСТИМ ЗУБКИ
Некоторые родители считают, что молочные зубы «и так выпадут», и чистить их не надо. Но это опасное заблуждение. Они болят также сильно, как и постоянные, а инфекция, которая селится в полости рта из-за нечищенных зубов, способна вызвать заболевание десен и перекинуться на свежевыросшие постоянные зубы.
Научить малыша чистить зубы не так трудно, как кажется. Когда первые зубки начинают резаться и доставляют младенцу неприятные ощущения, его можно приучить к специальным прорезывателям или «пальчиковой» зубной щётке — пластиковому колпачку с бугорками, надевающемуся на палец, при помощи которого мама может массировать малышу десны.
Для самых первых зубов педиатры разработали щётку с мягкими резиновыми щетинками. А когда зубов становится 8-12, можно купить щёточку с мягкой щетиной и приучать малыша к ежедневной чистке зубов.
К полутора годам двигательные навыки ребёнка развиты уже неплохо, и ему можно предложить самому подержать зубную щётку, повозить ею по зубам — всё под присмотром родителей и во время их утреннего туалета.
Лучше показывать, как правильно чистить зубы, на собственном примере — малышу приятнее делать всё вместе с родителями.
Специальная детская щётка — с толстой нескользкой ручкой, которая хорошо сохраняет положение в руке малыша. Нужна и специальная детская зубная паста. Вот только ещё несколько лет дозировать количество зубной пасты на щётке придется родителям, ведь малышей очень трудно уговорить не съедать сладкую и ароматную субстанцию.
Научите ребёнка полоскать рот после чистки зубов — «пускать пузыри» и плеваться водой в раковину нравиться почти всем детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет
Перспективное планирование на год воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...
тематическая неделя старшая группа "Подводный мир"
тематическая неделя старшая группа "Подводный мир"...
Отчёт о проведении тематической недели по формированию культурно-гигиенических навыков
Неделя была посвящена формированию и закреплению у детей культурно-гигиенических навыков....
Отчет о проведении тематической недели «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей старшей и подготовительной к школе группы»
Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, ...
Коррекционная работа по тематическим неделям (старшая группа)
Коррекционная работа по тематическим неделям...
Тематическая неделя старшей группы №5 Масленица.
Тематическая неделя старшей группы №5Масленица....
Тематическое планирование по формированию культурно-гигиенических навыков (группа раннего возраста)
Тематическое планирование по формированию культурно-гигиенических навыков(группа раннего возраста)...