План работы по самообразованию на тему "Воспитание культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"
материал (младшая группа)
Годовой план работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_16-17_g._abdrazakova.docx | 29.49 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Сказка»
План работы по самообразованию
за 2015-2016 учебный год
воспитателя Абдразаковой Елены Рахимзяновны
на тему
«Формирование культурно- гигиенических навыков у младших дошкольников»
г.Мегион.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает в себя не только отсутствие заболеваний, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.
«Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры
Работая с детьми с детьми младшей группы детского сада, я заметила, что у детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма.
Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.
Цель: повысить свой профессиональный уровень по теме, создать в группе предметно-развивающую среду
Успешное формирование культурно - гигиенических навыков решается через следующие задачи:
- формировать умение овладевать культурно- гигиеническими навыками и навыками самообслуживания;
- побуждать детей к самостоятельности;
- оснастить предметно - развивающую среду учебно- дидактическим комплексом пособий по воспитанию культурно гигиенических навыков у детей дошкольного возраста;
- разработать методические рекомендации по воспитанию культурно гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
- повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей дошкольного возраста культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
В работе с детьми я использовала разнообразные формы работы в образовательной деятельности, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности:
период | Содержание | Цель | Методы и приемы |
Сентябрь- октябрь | Игры на внимание «Угадай, чей шкафчик», «Чья картинка», «Лото», «Что сначала, что потом». Игра «Умоем куклу Машу», педагогическая ситуация «Покажи чистые ладошки». Рассказывание истории про Машу и Мишу «Как вести себя за столом». | Учить детей знать и находить свои картинки, символизирующие место его вещей, подворачивать рукава одежды перед умыванием и мытьём рук с помощью взрослого. Учить правильно сидеть за столом - не ставить локти на стол, ноги под прямым углом. Формировать навык аккуратной еды, правильно пользоваться ложкой. Знакомство с предметами личной гигиены (мыло полотенце, расческа, носовой платок). Учить замечать неполадки в одежде, с помощью взрослого устранять их. | Показ, объяснения, образец взрослых, словесные указания, помощь взрослых |
Ноябрь | Использование потешки «Водичка-водичка», стихотворение «Я под краном руки мыла…» Занятие «Мыльные перчатки», чтение стихотворения Г.Ладонщиков «Приятного аппетита» В.Берестов, рассказывание истории про Машу и Мишу «Как Витю учили есть ложкой». Занятие «Уложим куклу спать», стихотворение «Спать пора» П.Воронько, чтение К.Чуковского «Федорино горе», чтение «Что взяла, клади на место» З.Александрова | Учить детей следить за чистотой своих рук и мыть их при необходимости, учить подставлять руки под струю воды, делать круговые движения ладошками. Учить детей принимать правильное положение за столом во время еды держать хлеб в левой, а ложку в правой руке (дети-левши наоборот). Воспитывать желание всегда быть аккуратным и опрятным. Учить снимать одежду в определённой последовательности вешать на стул. Учить детей помогать в уборке игрушек.
| Словесные указания, объяснения, упражнения, похвала, пример взрослых, помощь взрослых, совместная деятельность с воспитателем. |
Декабрь | Чтение «Мойдодыр» К.Чуковского; использование потешки «ой лады, лады, лады не боимся мы воды…», Занятие «Такие разные носочки», Чтение стихотворений И.Горюновой «Этикет для карапузов», рассматривание картинок на тему «Посуда». Пед. ситуация «Кукла учится у ребят аккуратно кушать»: визит куклы на обед, полдник, ужин. Чтение Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо». | Учить самостоятельно брать мыло, намыливать руки, учить пользоваться носовым платком, учить детей самостоятельно одевать колготки, шорты (юбки), просить о помощи взрослых, при раздевании вешать вещи аккуратно на стульчик, воспитывать самостоятельность. Учить с помощью взрослых ставить стулья к столам, стелить на стол салфетки, ставить вазочки, продолжать приучать убирать игрушки на места. Совершенствовать навыки аккуратной еды, учить благодарить после еды. | Словесные указания, объяснения, помощь взрослых, похвала, показ, рассказ, игровые упражнения, индивидуальная работа. |
Январь | Потешки «Кран-откройся…» Рассказывание истории про Машу и Мишу «Как Маша и Миша учились мыть руки», чтение «Вежливые слова» Е.Кузьмин, Дид. игра «Кукла Маша идёт на прогулку», Разучивание стихов А.Барто «Игрушки», Игра «Поможем кукле раздеться». | Учить отжимать воду с рук,не капать на пол, пользоваться своим полотенцем, своевременно пользоваться туалетом, учить детей не крошить хлеб, есть с закрытым ртом; совершенствовать навыки культурной еды. Учить детей складывать и убирать одежду в шкаф после прогулки; учить вежливо выражать свою просьбу, пользоваться словами «спасибо», «пожалуйста», «извините» Продолжать приучать детей убирать игрушки на свои места, поддерживать порядок в группе | Словесные указания, поощрения, упражнения, напоминания, похвала, показ, помощь, одобрение. |
Февраль | Занятие на тему «Про маленькую капельку», чтение стихотворения А.Барто «Резиновая Зина», игра «Кукла заболела», стих «Приятного аппетита» Ю.Кушак, наст. игры «Весёлые шнурочки»,«Волшеб-ные верёвочки», стих «На прогулку» О.Кригер, игра «Парикмахерская», использование потешки «Расти коса…» | Формировать представления о воде, как важном средстве поддержания чистоты, совершенствовать навык мытья рук, самостоятельно подворачивать рукава и опускать после умывания; Учить детей тщательно пережевывать пищу, откусывать хлеб, заедать супом; совершенствовать навык культурной еды. Учить одеваться в определённой последовательности, начиная с ног, а раздеваться сверху; учить завязывать шнурки. Учить детей пользоваться расчёской с помощью воспитателя, пользоваться зеркалом, носовым платком, выполнять трудовые поручения по поддержанию порядка | Показ, помощь, пример воспитателя, словесные указания, похвала, пример других ребят, просьбы, похвала, поощрения. |
Март | Чтение Н.Найдёнова «Наши полотенца», дид. игры. «Причешем куклу Машу», «Купание куклы», стих «Про ложку» В.Берестов. дид.игры «Застёжки-шнурочки»,«Волшеб-ные пуговки», Пед.ситуация «Потерялись игрушки», Занятие «Носики-курносики». | Учить детей самостоятельно пользоваться развёрнутым полотенцем в процессе умывания, совершенство-вать навыки культуры еды, учить пользоваться салфеткой после приёма пищи, учить застёгивать и расстегивать пуговицы на одежде с помощью взрослого, застёгивать и расстегивать «липучки», учить самостоятельно убирать игрушки после игры в группе. | Словесные указания, показ, похвала, игровые упражнения, поручения, одобрения, пример других детей, индивидуальная работа с детьми по формированию навыков самообслуживания. |
Апрель | Чтение Е.Благининой «Девочка чумазая», Рассматривание картин: «Петя собирается на прогулку», «Катя пришла в гости», поручения «Помоги другу», дид.игры «Что лишнее», «Найди и назови», игры «Семья», «Кукла ждет гостей», «Накормим куклу обедом». | Учить детей мыть лицо сверху вниз, совершенствовать навыки умывания, пользования полотенцем, носовым платком. Учить детей правильно сидеть за столом, наклонять голову над тарелкой, кушать аккуратно, закреплять навыки одевания и раздевания, соблюдать последовательность. Учить помогать друг другу. Выворачивать одежду на правую сторону, закреплять знания о предметах личной гигиены, названий одежды, учить поддерживать порядок в своих вещах и группе | Поручения, напоминания, показ, похвала, просьбы. |
Май | Различные игры на закрепление навыков самообслуживания и культурной гигиены. | Совершенствовать навык умывания и мытья рук. Учить быть последовательными в умывании и мытье рук. Продолжать развивать самостоятельность в соблюдении навыков. Совершенствовать навыки опрятной еды. Совершенствовать и закреплять навыки одевания и раздевания. Поощрять желание детей убирать игрушки на места и поддерживать порядок в группе | Режимные процессы, напоминания, контроль, похвала поощрения. помощь, словесные указания, упражнения. |
Компетентность родителей в вопросах воспитания культурно- гигиенических навыков зависит от их систематического и целенаправленного самообразования и саморазвития. С целью педагогического и психологического просвещения родителей по данному вопросу, оформляются информационные стенды, на родительских собраниях производится обмен опытом по воспитанию детей, проводится индивидуальное психологическое консультирование.
Работа с родителями.
Сентябрь
Папка-передвижка: Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка»
Октябрь
Консультация «Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности»
Ноябрь
Советы родителям «Как правильно одевать ребёнка на прогулку»
Декабрь
Консультация «Формирование навыков поведения за столом у детей раннего возраста»
Январь
Рекомендации по использованию дидактических игр в воспитании культурно-гигиенических навыков у детей.
Февраль
Памятка: «Организация режима дня дома»
Март-Апрель
Родительское собрание "Родителям о воспитании культурно-гигиенических навыков у детей".
Май
Анкета «Насколько сформированы культурно-гигиенические навыки у детей к концу учебного года".
При изучении темы самообразования я использовала следующую литературу:
- Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.:Просвещение,1991.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,1991.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение,1985.
- Буре Р.С., Островская А.Ф. Воспитатель и дети. – М.: Просвещение, 2006.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: 1991.
- Воспитателю о работе с семьёй / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
- Запорожец А.В. Психология и педагогика игры дошкольника. М.,1966.
- Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: Сфера, 2007.
- Игра дошкольника / Под ред. С.А. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1989.
- Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. – М .: 2005/
- Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – М.: Просвещение, 1973.
- Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. – М: ТЦ Сфера, 2006. – (Программа развития).
- Лихачёва А.А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 – 2004. с.56
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком – М., Педагогика, 1990.
- Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
- Печора А.В. Развивающие игры для дошкольников. М.: ВАКО, 2008.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 1997.
- Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника – М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя по теме: "Воспитание культурно -гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"
Материал предназначен для воспитателей групп раннего и младшего дошкольного возраста...
Тема по самообразованию :"Культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста «Будь здоров, малыш!»
«Будь здоров, малыш!» - творческий проект по здоровье сбережению детей младшего дошкольного возраста.Данный проект по формированию культурно-гигиенических навыков содержит методические рекомендации, п...
План работы по самообразованию. Тема: "Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр" на 2018-2019 учебный год
Самообразование на тему: "Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр" на 2018-2019 учебный год...
Самообразование по теме «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
1 младшая группа...
План по самообразованию «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».
Воспитание культурно-гигиенических навыков направленно на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу воспитание культуры поведения. Необходимость опрятности, п...
План по самообразованию на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
План по самообразованию «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»...
План по самообразованию Тема: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр»
План по самообразованиюТема: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр» Актуальность: Д...