План по самообразованию Тема: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр»
методическая разработка (младшая группа)
План по самообразованию
Тема: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр»
Актуальность: Дети в раннем возрасте нуждаются в непосредственной помощи взрослого. В освоении навыков самообслуживания, режимные моменты занимают большую часть времени бодрствования (прием пищи, сборы на прогулку и возвращение с неё, укладывание на сон, подъём, гигиенические процедуры). В процессе повседневной работы с детьми, надо стремиться к тому, чтобы навыки самообслуживания постепенно совершенствовались.
И если на данном этапе не поддержать, не дать и не закрепить определенные навыки самообслуживания, то впоследствии ребенок не приобретет такие качества как аккуратность, трудолюбие и бережное отношение к вещам.
Проблема: Дети раннего возраста, придя в детский сад впервые в жизни, не имеют элементарных навыков самообслуживания. Дети не умеют умываться, одеваться и раздеваться, не понимают особенности своего организма.
Поэтому я решила углубленно работать над выявленной проблемой и выбрала тему по самообразованию «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста, посредством дидактических игр».
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
На начальном этапе работы я выявила у детей низкий уровень развития навыков самообслуживания. Не все дети умеют одеваться и раздеваться, пить и есть самостоятельно, правильно держать ложку во время еды, не умеют мыть руки. У детей не сформировано умение убирать за собой игрушки. Особенно беспомощны дети в адаптационный период.
Цель: Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста в процессе совместной деятельности взрослых и детей, посредством дидактических игр.
Задачи: 1. Изучить особенности развития
1.Обучить детей простейшим навыкам самообслуживания, учить проявлять самостоятельность;
2. Воспитывать желание у детей выполнять ежедневные задачи по самообслуживанию самостоятельно.
3. Разработать методический портфель дидактических игр по воспитанию навыков самообслуживания у детей.
4. Создать памятку методических рекомендаций для родителей, по освоению навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
5. Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей раннего возраста навыков самообслуживания, посредством методических рекомендаций.
Реализация плана по самообразованию 2021-2022 уч.г.
Раздел плана | Срок | План работы | Формы работы | Практические выходы |
Поиск информационных ресурсов по выбранной теме.
|
сентябрь | Цель: выявить уровень знания и умения детей в самообслуживании. Умоет Саше личико, Анечке – ладошки, А пальчики – Антошке! Дмитриева В.Г | Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме. | Родительское собрание. Обсуждение необходимости совместной работы воспитателей и родителей в обучении детей навыкам самообслуживания. |
|
октябрь | Цель: Совершенствование культурно-гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения во время умывания, одевания.
| Похвала детей при правильном выполнении гигиенических навыков, читаем потешки: «Теплою водою Руки чисто мою. Кусочек мыла я возьму И ладошки им потру.» Рассматривание картинок из книги «мойдодыр». | Создание папки -наглядного материала о правилах гигиены для детей младшего дошкольного возраста. |
Поведение за столом, последовательность действий при приеме пищи. |
ноябрь | Цель: продолжать учить детей самостоятельно и аккуратно есть. Держать ложку в правой руке правильно. Продолжать учить детей пользоваться салфетками при необходимости и после еды. Поощрять тех детей, кто пользуется салфеткой без напоминания.
| Д/игра «В гостях у куклы Кати»-научить детей пользоваться предметами столовой посуды, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. Чтение потешек: «Кастрюля-хитруля».
| Установка в раздевалке |
Учимся одеваться правильно, последовательность надевания одежды. Запоминание названий предметов одежды. Аккуратное отношение к одежде. |
декабрь |
Цель: закреплять у детей знания о предметах одежды, порядке ее одевания. |
Дидактическая игра: Кукольный театр для детей: «Катя и Даша одеваются на прогулку». Д/и «Подберем кукле одежду» по сезону (холодно-жарко) Чтение потешек «Наша Маша маленька…», «В небе солнышко гуляет» Д / упр. «Туфельки Поссорились подружились»-учить детей правильно обуваться.
|
Консультация родителей: «Как научить малыша (одеваться)» Плакат в раздевалке – одежда по сезонам. |
|
январь | Цель: Закрепить полученные навыки поведения за столом в игровой ситуации, Продолжать учить детей сидеть за столом прямо, не разговаривать, не крутиться, есть аккуратно. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, говорим вежливые слова. Закреплять представления об использовании предметов посуды, запоминаем название предметов посуды.
| Дид. игра «Накормим куклу Машу», «Кукла Таня обедает» Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Мишки», Игровая ситуация: «Мы обедаем». Игры детей в кукольном уголке с предметами столовой посуды»
| Показательная игра-занятие с детьми, в игровом уголке «кухня», по самообслуживанию и культурно гигиеническим навыкам
|
Отрабатывание навыков посещения туалетной комнаты. Беседы с детьми как мы моем ручки, чистым быть хорошо. | февраль | Цель: Учить детей смотреться в зеркало и любоваться своей чистой и опрятной одеждой.
| Рассматривание сюжетных картинок: «Дети купаются». Чтение потешки «Петушок – петушок» Дид. упр-е «Причешем куклу» Сюжетно ролевая игра: «Парикмахерская»
| Подготовить промежуточный отчет о приобретенных навыках самообслуживания, культуры и гигиены детьми, в пройденный период времени.
|
|
март |
Цель: продолжать учить одеваться и раздеваться в определённой последовательности, складывать вещи на место, вешать одежду на свой стульчик аккуратно. Самостоятельно обуваться. Закреплять основные цвета. Развивать мелкую моторику; закрепить умения застегивать и расстегивать пуговицы.
|
Дид. игра «Положим куклу Олю спать» «Приведи куклу в порядок» Чтение К. Чуковский «Мойдодыр» Дид. игра: "Хитрые башмачки" «Научим Мишку складывать вещи в шкафчик» Дид. игра «Каждой вещи свое место» Музыкальное развлечение «Про то как Мишку спать укладывали»
|
Оформить памятки для родителей на тему; «Воспитание Самостоятельности, как научить ребенка поддерживать порядок в комнате» |
Прием пищи: | апрель | Цель: Закреплять умение детей есть аккуратно, отделяя небольшие кусочки от блюда, пережевывать пищу закрытым ртом. Закреплять навыки вежливой культуры за столом, ребенок сам берет хлеб, ложку держит в руке правильно, зачерпывает еду полной ложкой. Не капает на одежду. Сидит вплотную к столу, не вертится. Обсуждаем какая еда полезная, зачем кушать полезную еду. | Д/И «Хрюша за столом» Читаем «Муха-цокотуха» рассматриваем посуду из которой герои сказки. | Круглый стол для воспитателей: «Использование дид. игр в воспитании навыков самообслуживания у детей»
|
Мониторинг освоения темы: « Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр.»
|
май
| Цель: подведение итогов, составление отчета о проделанной работе,
| Игры, направленные на формирование навыков самообслуживания; Игры, направленные на формирование культурно - гигиенических навыков:
| Анкетирование родителей |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_sent-fevr._samoobr._horeva.docx | 37.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 86 Красносельского района Санкт-Петербурга
План по самообразованию
Тема: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр»
Выполнила: Воспитатель Хорева Евангелина Александровна
г.Санкт-Петербург 2021 г.
Актуальность: Дети в раннем возрасте нуждаются в непосредственной помощи взрослого. В освоении навыков самообслуживания, режимные моменты занимают большую часть времени бодрствования (прием пищи, сборы на прогулку и возвращение с неё, укладывание на сон, подъём, гигиенические процедуры). В процессе повседневной работы с детьми, надо стремиться к тому, чтобы навыки самообслуживания постепенно совершенствовались.
И если на данном этапе не поддержать, не дать и не закрепить определенные навыки самообслуживания, то впоследствии ребенок не приобретет такие качества как аккуратность, трудолюбие и бережное отношение к вещам.
Проблема: Дети раннего возраста, придя в детский сад впервые в жизни, не имеют элементарных навыков самообслуживания. Дети не умеют умываться, одеваться и раздеваться, не понимают особенности своего организма.
Поэтому я решила углубленно работать над выявленной проблемой и выбрала тему по самообразованию «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста, посредством дидактических игр».
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
На начальном этапе работы я выявила у детей низкий уровень развития навыков самообслуживания. Не все дети умеют одеваться и раздеваться, пить и есть самостоятельно, правильно держать ложку во время еды, не умеют мыть руки. У детей не сформировано умение убирать за собой игрушки. Особенно беспомощны дети в адаптационный период.
Цель: Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста в процессе совместной деятельности взрослых и детей, посредством дидактических игр.
Задачи: 1. Изучить особенности развития
1.Обучить детей простейшим навыкам самообслуживания, учить проявлять самостоятельность;
2. Воспитывать желание у детей выполнять ежедневные задачи по самообслуживанию самостоятельно.
3. Разработать методический портфель дидактических игр по воспитанию навыков самообслуживания у детей.
4. Создать памятку методических рекомендаций для родителей, по освоению навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
5. Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей раннего возраста навыков самообслуживания, посредством методических рекомендаций.
Реализация плана по самообразованию 2021-2022 уч.г.
Раздел плана | Срок | План работы | Формы работы | Практические выходы |
Поиск информационных ресурсов по выбранной теме. | сентябрь | Цель: выявить уровень знания и умения детей в самообслуживании. Умоет Саше личико, Анечке – ладошки, А пальчики – Антошке! Дмитриева В.Г | Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме. | Родительское собрание. Обсуждение необходимости совместной работы воспитателей и родителей в обучении детей навыкам самообслуживания. |
| октябрь | Цель: Совершенствование культурно-гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения во время умывания, одевания. | Похвала детей при правильном выполнении гигиенических навыков, читаем потешки: «Теплою водою Руки чисто мою. Кусочек мыла я возьму И ладошки им потру.» Рассматривание картинок из книги «мойдодыр». | Создание папки -наглядного материала о правилах гигиены для детей младшего дошкольного возраста. |
Поведение за столом, последовательность действий при приеме пищи. | ноябрь | Цель: продолжать учить детей самостоятельно и аккуратно есть. Держать ложку в правой руке правильно. Продолжать учить детей пользоваться салфетками при необходимости и после еды. Поощрять тех детей, кто пользуется салфеткой без напоминания. | Д/игра «В гостях у куклы Кати»-научить детей пользоваться предметами столовой посуды, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. Чтение потешек: «Кастрюля-хитруля». | Установка в раздевалке |
Учимся одеваться правильно, последовательность надевания одежды. Запоминание названий предметов одежды. Аккуратное отношение к одежде. | декабрь | Цель: закреплять у детей знания о предметах одежды, порядке ее одевания. | Дидактическая игра: Кукольный театр для детей: «Катя и Даша одеваются на прогулку». Д/и «Подберем кукле одежду» по сезону (холодно-жарко) Чтение потешек «Наша Маша маленька…», «В небе солнышко гуляет» Д / упр. «Туфельки Поссорились подружились»-учить детей правильно обуваться. | Консультация родителей: «Как научить малыша (одеваться)» Плакат в раздевалке – одежда по сезонам. |
|
январь | Цель: Закрепить полученные навыки поведения за столом в игровой ситуации, Продолжать учить детей сидеть за столом прямо, не разговаривать, не крутиться, есть аккуратно. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, говорим вежливые слова. Закреплять представления об использовании предметов посуды, запоминаем название предметов посуды. | Дид. игра «Накормим куклу Машу», «Кукла Таня обедает» Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Мишки», Игровая ситуация: «Мы обедаем». Игры детей в кукольном уголке с предметами столовой посуды» | Показательная игра-занятие с детьми, в игровом уголке «кухня», по самообслуживанию и культурно гигиеническим навыкам |
Отрабатывание навыков посещения туалетной комнаты. Беседы с детьми как мы моем ручки, чистым быть хорошо. | февраль | Цель: Учить детей смотреться в зеркало и любоваться своей чистой и опрятной одеждой. | Рассматривание сюжетных картинок: «Дети купаются». Чтение потешки «Петушок – петушок» Дид. упр-е «Причешем куклу» Сюжетно ролевая игра: «Парикмахерская» | Подготовить промежуточный отчет о приобретенных навыках самообслуживания, культуры и гигиены детьми, в пройденный период времени. |
| март | Цель: продолжать учить одеваться и раздеваться в определённой последовательности, складывать вещи на место, вешать одежду на свой стульчик аккуратно. Самостоятельно обуваться. Закреплять основные цвета. Развивать мелкую моторику; закрепить умения застегивать и расстегивать пуговицы. | Дид. игра «Положим куклу Олю спать» «Приведи куклу в порядок» Чтение К. Чуковский «Мойдодыр» Дид. игра: "Хитрые башмачки" «Научим Мишку складывать вещи в шкафчик» Дид. игра «Каждой вещи свое место» Музыкальное развлечение «Про то как Мишку спать укладывали» | Оформить памятки для родителей на тему; «Воспитание Самостоятельности, как научить ребенка поддерживать порядок в комнате» |
Прием пищи: | апрель | Цель: Закреплять умение детей есть аккуратно, отделяя небольшие кусочки от блюда, пережевывать пищу закрытым ртом. Закреплять навыки вежливой культуры за столом, ребенок сам берет хлеб, ложку держит в руке правильно, зачерпывает еду полной ложкой. Не капает на одежду. Сидит вплотную к столу, не вертится. Обсуждаем какая еда полезная, зачем кушать полезную еду. | Д/И «Хрюша за столом» Читаем «Муха-цокотуха» рассматриваем посуду из которой герои сказки. | Круглый стол для воспитателей: «Использование дид. игр в воспитании навыков самообслуживания у детей» |
Мониторинг освоения темы: « Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр.» | май | Цель: подведение итогов, составление отчета о проделанной работе, | Игры, направленные на формирование навыков самообслуживания; Игры, направленные на формирование культурно - гигиенических навыков: | Анкетирование родителей |
Список литературы:
1.Примерная образовательная программа ДОУ.
2.Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования.
3.Рабочая программа педагога первой младшей группы.
4.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду .-М.Просвещение, 1991
5. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. М.: Теревинф, 2006.
6. Урунтаева Г.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию: Пособие для воспитателей дет. сада и родителей / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997.
7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на родительском собрании тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)»
В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математики и языкам чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее н...
Методическая разработка (младшая группа) на тему: Доклад на родительском собрании тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)» Янпольская Есения Валерьевна
Методическая разработка (младшая группа) на тему: Доклад на родительском собрании тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)» Я...
Выступление на родительском собрании тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)»
Выступление на родительском собрании тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)»...
Педагогический проект «Использование фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» «Чистота залог здоровья»
Педагогический проект «Использование фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» «Чистота залог здоровья&ra...
Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».
Консультация для родителей на тему:«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»....