План по самообразованию Тема: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр»
методическая разработка (младшая группа)

План по самообразованию

Тема: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр»

 

Актуальность: Дети в раннем возрасте нуждаются в непосредственной помощи взрослого. В освоении навыков самообслуживания, режимные моменты занимают большую часть времени бодрствования (прием пищи, сборы на прогулку и возвращение с неё, укладывание на сон, подъём, гигиенические процедуры). В процессе повседневной работы с детьми, надо стремиться к тому, чтобы навыки самообслуживания постепенно совершенствовались.
И если на данном этапе не поддержать, не дать и не закрепить определенные навыки самообслуживания, то впоследствии ребенок не приобретет такие качества как аккуратность, трудолюбие и бережное отношение к вещам.

Проблема: Дети раннего возраста, придя в детский сад впервые в жизни, не имеют элементарных навыков самообслуживания. Дети не умеют умываться, одеваться и раздеваться, не понимают особенности своего организма.
         Поэтому я решила углубленно работать над выявленной проблемой и выбрала тему по самообразованию «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста, посредством дидактических игр».
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
  На начальном этапе работы я выявила у детей низкий уровень развития навыков самообслуживания. Не все дети умеют одеваться и раздеваться, пить и есть самостоятельно, правильно держать ложку во время еды, не умеют мыть руки. У детей не  сформировано умение убирать за собой игрушки. Особенно беспомощны дети в адаптационный период.

Цель: Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста в процессе совместной деятельности взрослых и детей, посредством дидактических игр.

Задачи:  1. Изучить особенности развития

1.Обучить детей простейшим навыкам самообслуживания, учить проявлять самостоятельность;

2. Воспитывать желание у детей выполнять ежедневные задачи по самообслуживанию самостоятельно.

3. Разработать методический портфель дидактических игр по воспитанию навыков самообслуживания у детей.

4. Создать памятку методических рекомендаций для родителей, по освоению навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. 

5. Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей раннего возраста навыков самообслуживания, посредством методических рекомендаций.

 

 

Реализация плана по самообразованию 2021-2022 уч.г.

 

Раздел плана

Срок

План работы

Формы  работы

Практические выходы

Поиск информационных ресурсов по выбранной теме.
Диагностика уровня умений самообслуживания детей во время адаптации.
Знакомство с простейшими задачами по самообслуживанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сентябрь

Цель: выявить уровень знания и умения детей в самообслуживании.
Определить умение воспитанников самостоятельно одеваться, раздеваться, ходить в туалет, умываться, держать ложку и кушать.
Запоминаем - где мое полотенце, какой мой горшок, какой мой шкаф, где я сижу за столом.
 Повторяем каждое утро стишки-потешки-умывалочки.
  Чистая водичка

  Умоет Саше личико,

  Анечке – ладошки,

  А пальчики – Антошке!

                   Дмитриева В.Г

Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.

Родительское собрание. Обсуждение необходимости совместной работы воспитателей и родителей в обучении детей навыкам самообслуживания.
 


Учимся умываться и ходить в туалетную комнату правильно, запоминаем, где находится  горшок и полотенце.

 

 

 

 

октябрь

Цель: Совершенствование культурно-гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения во время умывания, одевания.
Учить детей пользоваться горшком. Продолжать учить самостоятельно снимать и одевать (трусики, шорты, колготки) в туалете. Находить своё полотенце и уметь им пользоваться. Приучать детей мыть руки после туалета. Научить детей складывать одежду в шкафчик.

 

Похвала детей при правильном выполнении гигиенических навыков, читаем потешки:

«Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.»

 Рассматривание картинок из книги «мойдодыр».
 

Создание папки -наглядного материала о правилах гигиены для детей младшего дошкольного возраста.

Поведение за столом, последовательность действий при приеме пищи.

 

 

 

 

ноябрь

Цель: продолжать учить детей самостоятельно и аккуратно есть. Держать ложку в правой руке правильно.

Продолжать учить детей пользоваться салфетками при необходимости и после еды. Поощрять тех детей, кто пользуется салфеткой без напоминания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д/игра «В гостях у куклы Кати»-научить детей пользоваться предметами столовой посуды, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. Чтение потешек:    «Кастрюля-хитруля».
Славе кашку сварила»,  «Пошел котик на торжок».

 

 

Установка в раздевалке
буклета - гармошки
«Ребенок за столом»
Познакомить родителей с информацией в буклете.

 

 

Учимся одеваться правильно, последовательность надевания одежды. Запоминание  названий предметов одежды. Аккуратное отношение к одежде.
 

 

 

 

декабрь

 

Цель: закреплять у

детей знания о

предметах одежды,

порядке ее одевания.
Учить последовательно одеваться и раздеваться во время тихого часа, аккуратно вешать одежду на стульчик.
Продолжать учить одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

 

Дидактическая игра: Кукольный театр для детей: «Катя и Даша одеваются на прогулку».

Д/и «Подберем кукле одежду» по сезону (холодно-жарко)

Чтение потешек «Наша Маша маленька…»,

«В небе солнышко гуляет»

Д / упр.

«Туфельки

Поссорились подружились»-учить детей правильно

обуваться.

 

 

Консультация родителей: «Как научить малыша (одеваться)»

Плакат в раздевалке – одежда по сезонам.


Правила аккуратного приема пищи, в какой руке держим ложку, вежливость за столом,
запоминаем названия предметов посуды.

 

 

 

январь

Цель: Закрепить полученные навыки поведения за столом в игровой ситуации, Продолжать учить детей сидеть за столом прямо, не разговаривать, не крутиться, есть аккуратно. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, говорим вежливые слова. Закреплять представления об использовании предметов посуды, запоминаем название предметов посуды.

 

Дид. игра «Накормим куклу Машу», «Кукла Таня обедает»                                                                                 Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Мишки»,                                                                   Игровая ситуация: «Мы обедаем».                                                                                 Игры детей в кукольном уголке с предметами столовой посуды»

 

Показательная игра-занятие с детьми, в игровом уголке «кухня», по самообслуживанию и культурно гигиеническим навыкам
на тему «Обед для кукол»,
для воспитателей.

 

Отрабатывание навыков посещения туалетной комнаты. Беседы с детьми как мы моем ручки, чистым быть хорошо.

февраль

Цель: Учить детей смотреться в зеркало и любоваться своей чистой и опрятной одеждой.
Умываем лицо после обеда.
Продолжать учить последовательно по алгоритму мыть руки и пользоваться краном и водой.

 

 

Рассматривание сюжетных картинок: «Дети купаются».

Чтение потешки «Петушок – петушок»

Дид. упр-е «Причешем куклу»

Сюжетно ролевая игра: «Парикмахерская»

 

Подготовить промежуточный  отчет о приобретенных  навыках самообслуживания, культуры и гигиены детьми, в пройденный период времени.

 

 

 

 

 

 


Подготовка ко сну, сон, подъем. Одежда и спальные принадлежности.
Закрепляем навыки самостоятельного одевания/раздевания.
Навык поддержания порядка, аккуратное отношение к вещам.

 

март

 

Цель: продолжать учить одеваться и раздеваться в определённой последовательности, складывать вещи на место, вешать одежду на свой стульчик аккуратно. Самостоятельно обуваться. Закреплять основные цвета.

Развивать мелкую моторику; закрепить умения застегивать и расстегивать пуговицы.
Формируем представление о спальных принадлежностях –пижама, подушка, одеяло. Где что лежит, как мама заправляет кроватку.

 

 

Дид. игра «Положим куклу Олю спать» «Приведи куклу в порядок»

Чтение К. Чуковский «Мойдодыр»

Дид. игра: "Хитрые башмачки"

 «Научим Мишку складывать вещи в шкафчик»

Дид. игра «Каждой вещи свое место»

Музыкальное развлечение «Про то как Мишку спать укладывали»

 

 

 

Оформить памятки для

родителей на тему;

«Воспитание

Самостоятельности, как научить ребенка поддерживать порядок в комнате»

Прием пищи:
Кушаем аккуратно.
закрепляем навыки правильного поведения за столом. Ребенок знает что за чем кушать, где чья ложка, тарелка.
Обсуждаем пользу овощей и фруктов.

апрель

Цель: Закреплять умение детей есть аккуратно, отделяя небольшие кусочки от блюда, пережевывать пищу закрытым ртом.

Закреплять навыки вежливой культуры за столом, ребенок сам берет хлеб, ложку держит  в руке правильно, зачерпывает еду полной ложкой. Не капает на одежду. Сидит вплотную к столу, не вертится.

Обсуждаем какая еда полезная, зачем кушать полезную еду.

Д/И «Хрюша за столом»

Читаем «Муха-цокотуха» рассматриваем посуду из которой герои сказки.
Д/и в уголке «кухня» готовим суп из овощей, нарезаем фруктовый салат.

Круглый стол для воспитателей: «Использование дид. игр в воспитании навыков самообслуживания у детей»

 

Мониторинг освоения темы: « Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр.»

 

 

 

 

май

 

 

Цель: подведение итогов, составление отчета о проделанной работе,
Совершенствование навыков, полученных в течение года, путем повторения действий.

 

 

Игры, направленные на формирование навыков самообслуживания; Игры, направленные на формирование культурно - гигиенических навыков:

 

 Анкетирование родителей
« Обратная связь о полученных навыков самообслуживания у ребенка в детском саду»

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_sent-fevr._samoobr._horeva.docx37.19 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 86 Красносельского района Санкт-Петербурга

План по самообразованию

Тема: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр»

        Выполнила: Воспитатель Хорева Евангелина Александровна

г.Санкт-Петербург 2021 г.

Актуальность: Дети в раннем возрасте нуждаются в непосредственной помощи взрослого. В освоении навыков самообслуживания, режимные моменты занимают большую часть времени бодрствования (прием пищи, сборы на прогулку и возвращение с неё, укладывание на сон, подъём, гигиенические процедуры). В процессе повседневной работы с детьми, надо стремиться к тому, чтобы навыки самообслуживания постепенно совершенствовались.
И если на данном этапе не поддержать, не дать и не закрепить определенные навыки самообслуживания, то впоследствии ребенок не приобретет такие качества как аккуратность, трудолюбие и бережное отношение к вещам.

Проблема: Дети раннего возраста, придя в детский сад впервые в жизни, не имеют элементарных навыков самообслуживания. Дети не умеют умываться, одеваться и раздеваться, не понимают особенности своего организма.
        Поэтому я решила углубленно работать над выявленной проблемой и выбрала тему по самообразованию «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста, посредством дидактических игр».
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
  На начальном этапе работы я выявила у детей низкий уровень развития навыков самообслуживания. Не все дети умеют одеваться и раздеваться, пить и есть самостоятельно, правильно держать ложку во время еды, не умеют мыть руки. У детей не  сформировано умение убирать за собой игрушки. Особенно беспомощны дети в адаптационный период.

Цель: Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста в процессе совместной деятельности взрослых и детей, посредством дидактических игр.

Задачи:  1. Изучить особенности развития

1.Обучить детей простейшим навыкам самообслуживания, учить проявлять самостоятельность;

2. Воспитывать желание у детей выполнять ежедневные задачи по самообслуживанию самостоятельно.

3. Разработать методический портфель дидактических игр по воспитанию навыков самообслуживания у детей.

4. Создать памятку методических рекомендаций для родителей, по освоению навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.  

5. Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей раннего возраста навыков самообслуживания, посредством методических рекомендаций.

Реализация плана по самообразованию 2021-2022 уч.г.

Раздел плана

Срок

План работы

Формы  работы

Практические выходы

Поиск информационных ресурсов по выбранной теме.
Диагностика уровня умений самообслуживания детей во время адаптации.
Знакомство с простейшими задачами по самообслуживанию.

сентябрь

Цель: выявить уровень знания и умения детей в самообслуживании.
Определить умение воспитанников самостоятельно одеваться, раздеваться, ходить в туалет, умываться, держать ложку и кушать.
Запоминаем - где мое полотенце, какой мой горшок, какой мой шкаф, где я сижу за столом.
Повторяем каждое утро стишки-потешки-умывалочки.
  Чистая водичка

  Умоет Саше личико,

  Анечке – ладошки,

  А пальчики – Антошке!

                   Дмитриева В.Г

Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.

Родительское собрание. Обсуждение необходимости совместной работы воспитателей и родителей в обучении детей навыкам самообслуживания.


Учимся умываться и ходить в туалетную комнату правильно, запоминаем, где находится  горшок и полотенце.

октябрь

Цель: Совершенствование культурно-гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения во время умывания, одевания.
Учить детей пользоваться горшком.
 Продолжать учить самостоятельно снимать и одевать (трусики, шорты, колготки) в туалете. Находить своё полотенце и уметь им пользоваться. Приучать детей мыть руки после туалета. Научить детей складывать одежду в шкафчик. 

Похвала детей при правильном выполнении гигиенических навыков, читаем потешки:

«Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.»

 Рассматривание картинок из книги «мойдодыр».

Создание папки -наглядного материала о правилах гигиены для детей младшего дошкольного возраста.

Поведение за столом, последовательность действий при приеме пищи.

ноябрь

Цель: продолжать учить детей самостоятельно и аккуратно есть. Держать ложку в правой руке правильно.

Продолжать учить детей пользоваться салфетками при необходимости и после еды. Поощрять тех детей, кто пользуется салфеткой без напоминания.

Д/игра «В гостях у куклы Кати»-научить детей пользоваться предметами столовой посуды, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. Чтение потешек:    «Кастрюля-хитруля».
Славе кашку сварила»,  «Пошел котик на торжок».

Установка в раздевалке
буклета - гармошки
«Ребенок за столом»
Познакомить родителей с информацией в буклете.

Учимся одеваться правильно, последовательность надевания одежды. Запоминание  названий предметов одежды. Аккуратное отношение к одежде.

декабрь

Цель: закреплять у

детей знания о

предметах одежды,

порядке ее одевания.
Учить последовательно одеваться и раздеваться во время тихого часа, аккуратно вешать одежду на стульчик.
Продолжать учить одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

Дидактическая игра: Кукольный театр для детей: «Катя и Даша одеваются на прогулку».

Д/и «Подберем кукле одежду» по сезону (холодно-жарко)

Чтение потешек «Наша Маша маленька…»,

«В небе солнышко гуляет»

Д / упр.

«Туфельки

Поссорились подружились»-учить детей правильно

обуваться.

Консультация родителей: «Как научить малыша (одеваться)»

Плакат в раздевалке – одежда по сезонам.


Правила аккуратного приема пищи, в какой руке держим ложку, вежливость за столом,
запоминаем названия предметов посуды.

 

январь

Цель: Закрепить полученные навыки поведения за столом в игровой ситуации, Продолжать учить детей сидеть за столом прямо, не разговаривать, не крутиться, есть аккуратно. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, говорим вежливые слова. Закреплять представления об использовании предметов посуды, запоминаем название предметов посуды.

Дид. игра «Накормим куклу Машу», «Кукла Таня обедает»                                                                                 Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Мишки»,                                                                   Игровая ситуация: «Мы обедаем».                                                                                 Игры детей в кукольном уголке с предметами столовой посуды»

Показательная игра-занятие с детьми, в игровом уголке «кухня», по самообслуживанию и культурно гигиеническим навыкам
на тему «Обед для кукол»,
для воспитателей.

Отрабатывание навыков посещения туалетной комнаты. Беседы с детьми как мы моем ручки, чистым быть хорошо.

февраль

Цель: Учить детей смотреться в зеркало и любоваться своей чистой и опрятной одеждой.
Умываем лицо после обеда.
Продолжать учить последовательно по алгоритму мыть руки и пользоваться краном и водой.

Рассматривание сюжетных картинок: «Дети купаются».

Чтение потешки «Петушок – петушок»

Дид. упр-е «Причешем куклу»

Сюжетно ролевая игра: «Парикмахерская»

Подготовить промежуточный  отчет о приобретенных  навыках самообслуживания, культуры и гигиены детьми, в пройденный период времени.


Подготовка ко сну, сон, подъем. Одежда и спальные принадлежности.
Закрепляем навыки самостоятельного одевания/раздевания.
Навык поддержания порядка, аккуратное отношение к вещам.

март

Цель: продолжать учить одеваться и раздеваться в определённой последовательности, складывать вещи на место, вешать одежду на свой стульчик аккуратно. Самостоятельно обуваться. Закреплять основные цвета.

Развивать мелкую моторику; закрепить умения застегивать и расстегивать пуговицы.
Формируем представление о спальных принадлежностях –пижама, подушка, одеяло. Где что лежит, как мама заправляет кроватку.

Дид. игра «Положим куклу Олю спать» «Приведи куклу в порядок»

Чтение К. Чуковский «Мойдодыр»

Дид. игра: "Хитрые башмачки"

 «Научим Мишку складывать вещи в шкафчик»

Дид. игра «Каждой вещи свое место»

Музыкальное развлечение «Про то как Мишку спать укладывали»

Оформить памятки для

родителей на тему;

«Воспитание

Самостоятельности, как научить ребенка поддерживать порядок в комнате»

Прием пищи:
Кушаем аккуратно.
закрепляем навыки правильного поведения за столом. Ребенок знает что за чем кушать, где чья ложка, тарелка.
Обсуждаем пользу овощей и фруктов.

апрель

Цель: Закреплять умение детей есть аккуратно, отделяя небольшие кусочки от блюда, пережевывать пищу закрытым ртом.

Закреплять навыки вежливой культуры за столом, ребенок сам берет хлеб, ложку держит  в руке правильно, зачерпывает еду полной ложкой. Не капает на одежду. Сидит вплотную к столу, не вертится.

Обсуждаем какая еда полезная, зачем кушать полезную еду.

Д/И «Хрюша за столом»

Читаем «Муха-цокотуха» рассматриваем посуду из которой герои сказки.
Д/и в уголке «кухня» готовим суп из овощей, нарезаем фруктовый салат.

Круглый стол для воспитателей: «Использование дид. игр в воспитании навыков самообслуживания у детей»

Мониторинг освоения темы: « Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр.»

май

Цель: подведение итогов, составление отчета о проделанной работе,
Совершенствование навыков, полученных в течение года, путем повторения действий.

Игры, направленные на формирование навыков самообслуживания; Игры, направленные на формирование культурно - гигиенических навыков:

 Анкетирование родителей
« Обратная связь о полученных навыков самообслуживания у ребенка в детском саду»

Список литературы:

1.Примерная образовательная программа ДОУ.

2.Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования.

3.Рабочая программа педагога первой младшей группы.

4.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду .-М.Просвещение, 1991

5. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. М.: Теревинф, 2006.

6. Урунтаева Г.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию: Пособие для воспитателей дет. сада и родителей / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997.

7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на родительском собрании тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)»

В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математики и языкам чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее н...

Методическая разработка (младшая группа) на тему: Доклад на родительском собрании тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)» Янпольская Есения Валерьевна

Методическая разработка (младшая группа) на тему: Доклад на родительском собрании тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)» Я...

Выступление на родительском собрании тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)»

Выступление  на родительском собрании тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)»...

Педагогический проект «Использование фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» «Чистота залог здоровья»

Педагогический проект «Использование фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»  «Чистота  залог здоровья&ra...

Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».

Консультация для родителей на тему:«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»....