«Аспекты формирования представлений об основах здорового образа жизни у детей старшей группы ДОУ»
статья (старшая группа)
Бесспорно, вопрос сохранения, укрепления здоровья подрастающего поколения являлся актуальным и первостепенным во все времена. Именно поэтому вопросы формирования основ, приобщения к ЗОЖ подрастающего поколения затрагиваются в ряде нормативно-правовых документов регламентирующих и определяющих содержание дошкольного образования и воспитания. Прежде всего это Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации» и соответственно в Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, которые ориентируют нас дошкольных работников на формирование общей культуры личности детей, в том числе составляющей ее -ценностей здорового образа жизни.
Задачи Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Вераксы Н.Е. ,Комаровой Т.С, Васильевой М.А/ , в старшей группе по образовательной области «Физическое развитие» раздел «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» содержит три блока или направления работы с детьми это : здоровое питание;соблюдение правил гигиены и режима дня; движение (занятия физической культурой и спортом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_butusova_.docx | 25.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Аспекты формирования представлений об основах здорового образа жизни у детей старшей группы ДОУ»
Бутусова Мария Александровна,
инструктор по физической культуре
МБДОУ «Детский сад № 10»
г. Дзержинск Нижегородская область
Бесспорно, вопрос сохранения, укрепления здоровья подрастающего поколения являлся актуальным и первостепенным во все времена. Именно поэтому вопросы формирования основ, приобщения к ЗОЖ подрастающего поколения затрагиваются в ряде нормативно-правовых документов регламентирующих и определяющих содержание дошкольного образования и воспитания. Прежде всего это Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации» и соответственно в Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, которые ориентируют нас дошкольных работников на формирование общей культуры личности детей, в том числе составляющей ее -ценностей здорового образа жизни.
Задачи Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Вераксы Н.Е. ,Комаровой Т.С, Васильевой М.А/ , в старшей группе по образовательной области «Физическое развитие» раздел «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» содержит три блока или направления работы с детьми это : здоровое питание;соблюдение правил гигиены и режима дня;
движение (занятия физической культурой и спортом.
На мой взгляд, задачи в Программе представлены достаточно объемные, но у меня как у практического работника возникают определенные проблемы по их реализации. Т.к авторы программы «От рождения до школы» по данному разделу предлагают только пособие Белой К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников» , в котором содержится несколько тематических бесед в старшей группе. В соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования нашего ДОУ для решения этих задач нами планируются и организуются следующие формы работы с детьми:
-организованная образовательная деятельность т.е занятия по физической культуре( в зале, на воздухе);
-утренняя гимнастика;
-гимнастика после сна;
-физкультминутки и пальчиковая гимнастика;
- подвижные игры и индивидуальная работа по развитию движений на прогулке;
-закаливающие процедуры;
-физкультурные праздники, развлечения и Дни здоровья.
Предлагаю рассмотреть их подробнее и особенности их реализации .
1.Занятия по физической культуре проводятся по пособию
Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду .Старшая группа»
В данном пособие предлагаются лишь основной ход занятия, в нем нет мотивации к нему, сюжетной и тематической линии, они не содержат и не направлены на реализацию задач по ЗОЖ. Поэтому мы дорабатываем эти занятия: придаем тематический характер , например: «Путешествие в страну Здоровья», «Поможем Незнайке разобраться какая еда полезная, а какая вредная?»
А также к занятиям использую мотивацию по тематике ЗОЖ, например: «Чтобы быть в нашей группе не болели дети- будем заниматься физкультурой»
2.Утренняя гимнастика по пособию Л.И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика.Комплексы упражнений» - с этим пособиям мы работаем аналогично. Придаем тематический характер упражнениям в комплексе ОРУ. Например: «Полем грядки»-наклоны; «Собираем урожай»-приседание.
3.Гимнастика после сна по пособию Т.Е. Харченко «Бодрящая гимнастика для дошкольников» - это пособие содержит несколько тематических комплексов .
4.Физкультминутки мы подобрали по блокам задач из двух пособий:
-Нищева Н.В. «Картотека подвижныхигр, упражнений, физкультминуток, пальчиковых гимнастик.»
-И.А.Помораева, В.А.Позина«Занятия по ФЭМП .Старшая группа
Составили картотеку из 18 комплексов на учебный год.
5.Пальчиковая гимнастика- планируем по пособию Нищевой, в которые носят сюжетный характер, несколько из решают задачи ЗОЖ, например : «Корзина с овощами», «Компот»
6.Подвижные игры, индивидуальная работа по развитию движений на прогулке- планируем по пособию Степаненковой. В данном пособии хорошо представлены под.игры по блоку «Движение», например: «Два Мороза», «Веселые ребята» и др. Но нет игр которые по своей тематике подходили бы к задачам ЗОЖ по блокам «Здоровое питание», «Гигиена и режим», поэтому мы берем в течении года 5-6 игр не изменяя их основных движений изменяем их тематику. например: в игра «Мышеловка» превращается в игру «Мы микробов не боимся»
7. Закаливание - проводится по пособию С.Н.Агаджановой .здесь задачи ЗОЖ решаются через мотивацию, мы закаляемся чтобы быть здоровым, не болеть. «Как микробы надоели, развелось их просто страх все чихают, и хондрят , берегитесь же, микробы, доберемся мы до вас. Будем руки мы мыть часто, и не будет вас у нас!»
8. Физкультурные праздники, развлечения, Дни здоровья- в течение года два проводится по два развлечения по тематике каждого блока. Например:
«Школа правильного питания», «Уроки доктора Айболита», «Зов джунглей» и др.
9.ООД в ходе режимных моментов- это тематические беседы, чтение художест. литературы; дидактические игры; проблемные ситуации и т.п.
И конечно частью системы по формированию представлений о ЗОЖ у детей , является приобщение воспитанников к участию в городских мероприятиях. Воспитанники нашего детского сада является активным участником городских физкультурно-оздоровительных акций, мероприятий организуемых для воспитанников детских садов.Это : «Вода+движение», «Растим здоровое поколение», «На одной лыжне» . А также для обеспечения преемственности взаимодействия с детьми родителей и ДОУ, по формированию и овладению детьми основ ЗОЖ , нами организуется работа семейного группового клуба «Здоровичок». Его участники являлись активными участниками не только детсадовских мероприятий но и городских.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
СТАТЬЯ О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ...
Тематическое планирование по развитию патриотических чувств и формированию представлений о малой Родине у детей старшей группы
Тематическое планирование на первую неделю мая на тему: "День Победы"...
Сценический конспект мероприятия по формированию культуры здоровья для детей старшей группы совместно с родителями "Путешествие в страну здоровья"
Цель: привлечь внимание родителей на проблему воспитания в детях здорового образа жизни. Задачи: пропагандировать здоровый образ жизни; формировать желание быть здоровыми, бережно относиться...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений по теме "Космос" (для детей старшей группы (5 - 6 лет))
В данном материале представлен конспект НОД по ФЭМП по теме "Космос" для детей старшей группы 5 - 6 лет и материалы к данному конспекту...
Конспект образовательной деятельности по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни "Поездка в город здоровья", для детей старшей группы
Цель: систематизировать знания детей о здоровом образе жизни Ссылка на видео образовательной деятельности https://cloud.mail.ru/public/2Qz6/2jkLPKQdM...
Представление педагогического опыта на тему: «Формирование ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста в процесс игровой деятельности»
Актуальность и перспективность опыта. Проблема формирования ценностного отношения к здоровью у подрастающего поколения рассматривалась во все периоды развития общества как зарубежными так и отеч...
Лингвистический аспект формирования синтаксиса простого распространенного предложения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Лингвистический аспект формирования синтаксиса простого распространенного предложения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Речь принято понимать, как форму сознательной деятельн...