«Аспекты формирования представлений об основах здорового образа жизни у детей старшей группы ДОУ»
статья (старшая группа)

Бутусова Мария Александровна

Бесспорно, вопрос сохранения, укрепления  здоровья подрастающего поколения  являлся  актуальным и  первостепенным во все времена. Именно поэтому вопросы  формирования основ, приобщения к  ЗОЖ  подрастающего поколения затрагиваются   в ряде нормативно-правовых документов   регламентирующих  и определяющих содержание дошкольного образования и воспитания. Прежде  всего это   Федеральный  закон РФ "Об образовании в Российской Федерации» и соответственно в Федеральный государственный  образовательный стандарт  дошкольного образования, которые ориентируют нас дошкольных работников на формирование        общей культуры личности детей, в том числе составляющей ее -ценностей здорового образа жизни.

   Задачи  Основной  образовательной  программы дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Вераксы Н.Е. ,Комаровой Т.С,  Васильевой М.А/ , в старшей  группе по образовательной области  «Физическое  развитие» раздел «Формирование  начальных представлений о здоровом образе жизни»  содержит  три блока  или направления работы с детьми  это :  здоровое питание;соблюдение  правил гигиены и режима дня; движение (занятия физической культурой и спортом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_butusova_.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Аспекты формирования представлений об основах здорового образа    жизни  у детей старшей группы ДОУ»

Бутусова  Мария  Александровна,

инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад № 10»

г. Дзержинск Нижегородская область

   Бесспорно, вопрос сохранения, укрепления  здоровья подрастающего поколения  являлся  актуальным и  первостепенным во все времена. Именно поэтому вопросы  формирования основ, приобщения к  ЗОЖ  подрастающего поколения затрагиваются   в ряде нормативно-правовых документов   регламентирующих  и определяющих содержание дошкольного образования и воспитания. Прежде  всего это   Федеральный  закон РФ "Об образовании в Российской Федерации» и соответственно в Федеральный государственный  образовательный стандарт  дошкольного образования, которые ориентируют нас дошкольных работников на формирование        общей культуры личности детей, в том числе составляющей ее -ценностей здорового образа жизни.

   Задачи  Основной  образовательной  программы дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Вераксы Н.Е. ,Комаровой Т.С,  Васильевой М.А/ , в старшей  группе по образовательной области  «Физическое  развитие» раздел «Формирование  начальных представлений о здоровом образе жизни»  содержит  три блока  или направления работы с детьми  это :  здоровое питание;соблюдение  правил гигиены и режима дня;

движение (занятия физической культурой и спортом.

  На мой взгляд, задачи в Программе представлены достаточно объемные, но у меня как у практического работника  возникают определенные проблемы по их реализации. Т.к  авторы программы «От рождения до школы»  по данному разделу   предлагают только пособие  Белой К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников» , в котором  содержится  несколько тематических бесед в старшей группе.    В соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования нашего ДОУ для решения этих задач нами  планируются и организуются следующие формы работы с детьми:

-организованная образовательная деятельность т.е занятия по физической культуре( в зале, на воздухе);

-утренняя гимнастика;

-гимнастика после сна;

-физкультминутки и пальчиковая гимнастика;

- подвижные игры и индивидуальная работа по развитию движений на прогулке;

-закаливающие процедуры;

-физкультурные праздники, развлечения и Дни здоровья.

 Предлагаю рассмотреть их подробнее  и  особенности их реализации .

1.Занятия по  физической культуре проводятся  по пособию  

Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду .Старшая группа»

В  данном пособие  предлагаются лишь основной ход занятия, в нем нет  мотивации к нему, сюжетной и тематической линии, они не содержат и не направлены на реализацию   задач по ЗОЖ. Поэтому мы  дорабатываем  эти занятия:  придаем  тематический характер , например: «Путешествие в страну Здоровья», «Поможем Незнайке разобраться  какая еда полезная, а какая вредная?»

   А также  к  занятиям  использую   мотивацию по тематике ЗОЖ, например:  «Чтобы быть в нашей группе не болели дети- будем заниматься физкультурой»

 2.Утренняя гимнастика по пособию   Л.И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика.Комплексы упражнений» -  с этим пособиям мы работаем аналогично. Придаем тематический характер  упражнениям в комплексе ОРУ. Например: «Полем грядки»-наклоны; «Собираем урожай»-приседание.

3.Гимнастика  после  сна по пособию Т.Е. Харченко «Бодрящая гимнастика для дошкольников» - это пособие содержит несколько тематических комплексов .  

4.Физкультминутки  мы подобрали   по блокам задач из двух пособий:

-Нищева Н.В. «Картотека подвижныхигр, упражнений, физкультминуток, пальчиковых гимнастик.»

-И.А.Помораева, В.А.Позина«Занятия по ФЭМП .Старшая  группа

Составили картотеку из 18 комплексов на учебный год.

5.Пальчиковая гимнастика- планируем по пособию Нищевой, в которые носят сюжетный характер, несколько из решают задачи ЗОЖ, например : «Корзина с овощами», «Компот»

6.Подвижные игры, индивидуальная работа по развитию движений на прогулке- планируем по пособию Степаненковой. В данном пособии  хорошо представлены под.игры по  блоку «Движение», например: «Два Мороза», «Веселые ребята» и др. Но нет игр которые по своей тематике подходили бы к задачам ЗОЖ по блокам «Здоровое питание», «Гигиена и режим», поэтому мы берем  в течении года 5-6 игр  не изменяя их основных движений изменяем их тематику. например:  в игра «Мышеловка» превращается в игру «Мы микробов не боимся»

7. Закаливание - проводится по пособию С.Н.Агаджановой .здесь задачи ЗОЖ решаются  через  мотивацию, мы закаляемся чтобы быть здоровым, не болеть. «Как микробы надоели, развелось их просто страх все чихают, и хондрят , берегитесь же, микробы, доберемся мы до вас. Будем руки мы мыть часто, и  не будет вас у нас!»

8. Физкультурные праздники, развлечения, Дни здоровья-  в течение года два  проводится по два развлечения  по тематике каждого блока. Например:

«Школа правильного питания», «Уроки доктора Айболита», «Зов джунглей» и др.

9.ООД в ходе режимных моментов-  это тематические беседы, чтение художест. литературы; дидактические игры; проблемные ситуации и т.п.

   И конечно частью системы по формированию представлений о ЗОЖ у детей , является приобщение воспитанников к участию в городских мероприятиях. Воспитанники  нашего детского сада является активным участником городских физкультурно-оздоровительных  акций, мероприятий  организуемых для воспитанников детских садов.Это : «Вода+движение», «Растим здоровое поколение», «На одной лыжне» . А также для обеспечения преемственности  взаимодействия с детьми родителей  и ДОУ, по формированию  и овладению детьми основ ЗОЖ , нами  организуется работа  семейного группового клуба «Здоровичок». Его участники являлись активными участниками не только детсадовских мероприятий но и городских.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

СТАТЬЯ О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ...

Сценический конспект мероприятия по формированию культуры здоровья для детей старшей группы совместно с родителями "Путешествие в страну здоровья"

Цель: привлечь внимание родителей на проблему воспитания в детях здорового образа жизни. Задачи: пропагандировать здоровый образ жизни; формировать желание быть здоровыми, бережно относиться...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений по теме "Космос" (для детей старшей группы (5 - 6 лет))

В данном материале представлен конспект НОД по ФЭМП по теме "Космос" для детей старшей группы 5 - 6 лет и материалы к данному конспекту...

Конспект образовательной деятельности по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни "Поездка в город здоровья", для детей старшей группы

Цель: систематизировать знания детей о здоровом образе жизни Ссылка на видео образовательной деятельности  https://cloud.mail.ru/public/2Qz6/2jkLPKQdM...

Представление педагогического опыта на тему: «Формирование ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста в процесс игровой деятельности»

Актуальность и перспективность опыта. Проблема формирования ценностного отношения к здоровью у  подрастающего поколения рассматривалась во все периоды развития общества как зарубежными так и отеч...

Лингвистический аспект формирования синтаксиса простого распространенного предложения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Лингвистический аспект формирования синтаксиса простого распространенного предложения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Речь принято понимать, как форму сознательной деятельн...