СТАТЬЯ О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
статья (старшая группа) по теме

Хопова Юлия Николаевна

СТАТЬЯ О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретические аспекты формирования представлений о теле человека у детей 5-6 лет

1.1. Представление о теле человека как основа здорового образа жизни, закладываемая в дошкольном возрасте

Формирование представлений о теле человека у детей старшего дошкольного возраста является основой здорового образа жизни, закладываемая в детском возрасте. Важнейшей задачей физического воспитания в дошкольных учреждениях является охрана и укрепление здоровья детей. Для ее решения используются как организованные формы, так и самостоятельная активность детей, по формированию представлений о теле человека.

Убеждением для обоснованного выдвижения проблемы приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни на осознанном уровне являются работы психологов и педагогов. По данным психологов (В.В.Давыдова, М.М.Лисиной, А.И.Сильвестру и др.) четкая  и уверенная конкретная самооценка - важнейшее достижение детей 5-6 лет. Без самооценки невозможно построение у детей учебных действий и рефлексии. Исследования педагогов (С.В.Петериной, Т.А.Марковой, В.Г.Нечаевой и др.) свидетельствуют о возможности формирования осознанного отношения к своим поступкам у дошкольников 5-6 лет.

Если нет оценки себя и своего тела как субъекта собственного здоровья, то в дальнейшем мотивация к сохранению, укреплению и развитию своего здоровья будет низкой.

Главным препятствием и является, по нашему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье, через формирование знаний о теле человека. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное - помочь детям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, осознать ответственность за свое здоровье и за свое тело.

Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную среду, формирующую представления об организме человека, полученные опытным путем. Для этого важно суметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях и в игре.        

Приобщение к здоровому образу жизни на основе осознанного отношения к своим действиям нуждается в создании продуманного цикла познавательных занятий, в которых знания являлись бы  руководством к поведению, служили бы базой для формирования необходимых умений и навыков, полезных привычек у детей и обеспечивали оценку и самоконтроль поведения для сохранения и укрепления своего здоровья.

1.2 Проблема формирования представлений о теле  человека детей 5-6 лет

Формирование представлений о теле человека в настоящее время требует обращения к вопросу о том, что же понимается под представлением.

Представление - 1 - воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий.

2 - знание, понимание чего-нибудь. Представление - это чувственный образ предметов и явлений действительности, ранее воздействовавших на органы чувств.

Исключительная роль представлений в процессе познания состоит в том, что с их помощью мысленно воссоздается действительность тогда, когда ее непосредственное восприятие не возможно. Однако представление не проникает в сущность предмета.

Для формирования и функционирования представлений необходимо слаженное взаимодействие первой и второй сигнальных систем, без чего представление не может быть выражено.

Представления - образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или же продуктивного воображения, могут носить обобщенный характер, и относится к настоящему, прошлому и будущему. Могут быть, зрительными, слуховыми, обонятельными, тактильными.

Представления - наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти и воображении.

Поскольку представления возникают, в отсутствие относящихся к ним объектов, они обычно менее ярки и менее детальны, чем восприятия, но в то же время более схематизированы и обобщены: в них отражаются наиболее характерные наглядные особенности, свойственные целому классу сходных объектов.

Представление - форма отражения в виде наглядно-образного знания, одно из проявлений памяти, следовой образ ранее бывшего ощущения или восприятия.

В структуру представления наряду с образом входят, помимо внешних признаков, такие, которые открываются не непосредственно, а только при детальном умственном и физическом анализе предметов в их отношении друг к другу и к человеку.

Итак, можно сказать что представление - это образы, возникающие на основе данных ощущений, восприятий, припоминания или продуктивного воображения, носящие обобщённый характер.

Приобщение ребенка к миру взрослых, к их деятельности, чувствам и переживаниям - задача, которую решает человечество с того времени, как стало осознаваться необходимость передачи последующему поколению опыта предыдущего.

Однако можно наблюдать как, начиная уже с педагогической теории Яна Амоса Каменского и кончая современной педагогикой, менялось отношение к проблеме формирования представлений о теле человека.  В русской педагогике вопрос о возможности приобщения детей, к социальной действительности начиная с дошкольного возраста, решался неоднозначно.

Прогрессивные деятели того времени Ушинский и Толстой считали, что воспитание ребенка должно быть насыщено содержанием жизни взрослых людей. И в основе позиции по вопросу формирования представлений о теле человека у детей.                                                       Однако на русскую педагогику сильное влияние оказывала педагогика запада, в частности распространенные в начале века теории Ф. Фребеля и М. Монтессори.

В своих теориях они придерживались позиции ограничения социального мира для ребенка его ближайшим окружением миром детей и ближайших взрослых и их взаимоотношениями.

Таким образом, Фребель и Монтессори считали важным и необходимым формирование представления о теле человека у детей.

Н.К. Крупская подчеркивала большое значение детей с наиболее значимыми факторами окружающей действительности, с общественной и трудовой жизнью взрослых.

Таким образом, можно сказать, что работа по формированию представлений о теле человека была на протяжении всего периода развития педагогики, но было в недостаточной мере или узконаправленно.

1.3 Представления о теле человека у детей 5-6 лет

По  мнению Козловой С.А. формирование представлений о теле человека начинается у детей в первую очередь с осознания самого себя.

Процесс самопознания, утверждает Козлова, происходит интенсивно и в определенной последовательности: от изучения себя, как существа физического к изучению себя, как существа социального.

И для того чтобы начать процесс ознакомления с человеком, как существом физическим и социальным необходимо чтобы ребенок осознавал свою принадлежность к человеческому роду, чтобы знал свои человеческие возможности и умел управлять свои телом, чувствами и поступками, а так же месте среди других людей.

Все это поможет ребенку составить представление о себе и о своем теле как о человеке. Целью работы по утверждению Козловой С.А. является формирование элементарных знаний о своем организме, закладываются основы гуманного отношения к людям.  Внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей, способствует тому, что через осознание себя научиться видеть других людей, понимать их.

Формируя представления о теле человека, считают Куликова Т.А., и Козлова С.А. одновременно формируются нравственные представления.

То есть, формирование представлений о теле человека рассматривает в рамках нравственного воспитания, как формирование отношений к людям.

Таким образом, можно сказать, что формирование представлений о теле человека предполагается в нескольких направлениях, которые знакомят детей с различными аспектами представлений о человеке.

Это формирование представлений как о социальном и физиологическом существе; осознание самого себя, как человека; развитие представлений о людях своей и других стран. То есть предполагается формирование представлений о человеке как многогранном существе.

Таким образом, через понимание себя, своей человеческой сущности, постепенного осознания себя и окружающих людей, понимание их, формируется представления о человеке.

Итак, можно сказать, что процесс становления проблемы формирования представлений о теле человека представлял собой достаточно длительный процесс, который не завершился до сих пор. Он представляет собой достаточно сложную структуру, состоящую из нескольких направлений по формированию представлений о теле человека: осознание себя как человека, как существа биологического и социального, познание человеческой сущности, понимание других людей, представления о них.

В науке в качестве мер, направленных на формирование представлений о теле человека у дошкольников, рассматривается целесообразный подбор физических упражнений и создание условий для предупреждения травматизма и развития двигательной активности детей. Регуляция поведения осуществляется через ориентировку дошкольников на замечания взрослых. Вопросы включения детей дошкольного возраста в сознательное управление своим поведением для охраны и укрепления здоровья, приобщения к здоровому образу жизни мало разработаны.

Основополагающей теорией для данного исследования является положение о том, что воспитание и образование должно строиться на активности самого ребенка, так как он участвует в своем становлении. Поведение -  это сложная цепь действий, формирование которой может быть направлено сначала на усвоение основных компонентов, а в дальнейшем содействовать расширению с учетом индивидуальности проявления личности.        

Однако необходимо, чтобы ребенок из объекта для проведения мероприятий по формированию представлений о теле человека  превратился в активного участника этого процесса, т.е. научился понимать важность этих процедур для здоровья и осознанно и активно их использовал в повседневной жизни не только в ДОУ, но и дома, а в будущем и в школе.

И на основе полученных знаний будет более эффективным формирование у детей практических умений.

  

  1. Проектная деятельность как условие формирования представлений дошкольников о теле человека

Деятельностный подход основывается на  том, что в качестве основной цели ставится развитие ребенка, понимаемое как возможность самостоятельно решать новые задачи (интеллектуальные, практические, личностные). Решать задачи развития ребенка средствами и способами, адекватными законам его физического и психического развития.
        Во многих детских садах педагоги организовывают деятельность детей, стараясь направить детскую жажду к исследованиям в нужное русло. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.

Проектная деятельность внедряется в практику воспитателей детского сада. Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию воспитателя. Требования к работе над проектом – совершенно особые.

1Неообходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы. Эта проблема может быть обозначена и воспитателем, и самими детьми.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, т.е. определения вида продукта и формы презентации.

3. Каждый проект требует исследовательской работы детей, т.е. поиска информации, которая затем будет обработана, осмыслена и предоставлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проекта для разрешения поставленной проблемы.

Результаты проекта не возникают сами по себе. Основная цель, какая ставится в любом вопросе, –  развитие творческой личности. Помимо этой цели на каждом этапе ставятся и другие задачи: воспитание у ребенка нравственной, коммуникативной, интеллектуальной и информационной, художественной, экологической культуры.

Проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что–либо изучать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.

Еще раз подчеркнем: только личная заинтересованность ребенка в получении результата может поддержать его самостоятельность и целеустремленность, упорство и настойчивость, помогать преодолевать возникающие по ходу трудности и проблемы.

Результаты обучения на проектной основе:

Самый важный результат – создание настоящего сообщества детей; детей и воспитателей; детей, воспитателей и родителей.

Дети развивают свой собственный характер естественным образом. Проекты учат верить в свои силы.

Проекты помогают детям использовать и развивать свой внутренний потенциал, помогают действовать в зоне ближайшего развития.

Проекты позволяют использовать знания, идеи, навыки тогда, когда у ребенка в этом действительно возникает необходимость.

Ребенок может научиться: аргументировать свою позицию, оппонировать мнение собеседников, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, анализировать, самостоятельно работать с информацией и источниками; быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника, быть руководителем или исполнителем, занимать творческую позицию.

Педагог становится соучастником образования ребенка, создателем условий, обеспечивающих выбор; при необходимости – советчиком, организатором деятельности, помогающим выбрать правильные пути решения различных задач.

Таким образом, формирование представлений о теле человека лучше всего будет проходить при организации проектной деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Теоретические аспекты формирования правового сознания дошкольников"

Методический семинар для воспитателей по правовому воспитанию...

Формирование представлений о первобытном человеке у детей старшего дошкольного возраста посредством "погружения" в исторический образ

Вашему вниманию представляю тему «Формирование представлений о первобытном человеке  у детей старшего дошкольного возраста посредством «погружения» в образ». Выбор мною данной темы обусловлен тем...

Статья о теоретических аспектах адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

1.1 Адаптация – понятие и сущность1.2 Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста1.3 Организация художественной деятельности в период адаптации детей к ДОУ...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ВПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Научная статья об исследуемой проблеме.Современные условия общественного развития, связанные с реформированием и модернизацией системы образования, делают особенно ценным проявление активного познават...

Статья Тема: "Теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей с ОВЗ"

В настоящее время актуальным для многих исследователей остаются вопросы сенсорного развития детей дошкольного возраста. Важнейшей задачей воспитания и обучения дошкольников является развитие сенсорных...

Консультация «Теоретические аспекты формирования сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста»

Сюжетно – ролевая игра – подлинная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников...