Инновационный проект «Лесные приключения»
проект (старшая группа)

Физкультурно-познавательный проект по формированию у детей старшего возраста осознанного отношения к лесу, как к экосистеме и источнику творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ДЕТСКИЙ САД №3 «НЕЗАБУДКА»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«ЛЕСНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ»

Подготовили

Гирева Е.В., инструктор

по физической культуре,

Перевощикова О.В.,

воспитатель,

Шамайда О.Н.

воспитатель

Протвино

Инновационный проект «Лесные приключения»

Вид проекта: физкультурно-познавательный.

Участники проекта: дети старших и подготовительных групп, инструктор по физической культуре  и воспитатели.

Интегрируемые области:

  • познавательное развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • речевое развитие;
  • физическое развитие.

База проекта – МБДОУ «Детский сад № 3 «Незабудка» города Протвино Московской области.

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к лесу, как к экосистеме и источнику творчества.

Задачи:

- Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу.

- Разработать перспективное планирование мероприятий и видов детской деятельности. 

- Стимулировать потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

- Содействовать психомоторному развитию ребенка.

- Создать благоприятную творческую атмосферу и содействовать развитию инициативности у дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности, поддерживать интерес к деятельности художников-мультипликаторов

- Пополнять разносторонние сведения об окружающем мире природы, тесных экологических связях в лесной экосистеме, о влиянии деятельности человека на окружающую среду и мерах её охраны, прививать чувство ответственности и бережное отношение к природе.

- Пробуждать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

- Проанализировать результат.

Эффекты проекта 

В дошкольном возрасте движения и двигательная активность являются одним из важнейших условий и средств физического и психического развития ребенка, способствуют укреплению его здоровья. В школьные годы состояние психомоторики ребенка определяет его успешность в формировании многих учебных и трудовых навыков, в развитии специальных способностей, связанных с моторной ловкостью, а в дальнейшем влияет на выбор и возможность овладения профессией.

Психомоторное развитие ребенка является фундаментом для уникального развития личности, его дальнейшего психического развития (познавательного, эмоционального, социального). Совершенствование любых двигательных навыков предполагает востребованность психических функций - эмоций, восприятия, памяти, процессов саморегуляции, что составляет основу для полноценного участия этих процессов в развитии познавательной деятельности дошкольника.

Тренировочная детская туристическая площадка помогает совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт старших дошкольников (учиться простейшим упражнениям туристского многоборья, выполнять двигательные задания педагога на ориентировку в пространстве).

Развитие художественно-творческих способностей, умений, проявляющихся в создании выразительных образов в рисунке; развитии заинтересованности в конечном результате работы, в его соответствии с замыслом рисунка.

Созданная развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, организации образовательного пространства. Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в здании и на участке обеспечивает игровую, двигательную, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, способствует возможности самовыражения. Созданные условия для овладения культурными средствами деятельности способствуют развитию мышления, речи, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей.

Инновационность проекта заключена в организации детской тренировочной туристической площадки и создании мультстудии на базе МБДОУ «Детский сад № 3 «Незабудка».

Практическая значимость 

Данный проект способствует воспитанию экологической культуры детей и их родителей, направлен на развитие детского творчества. Продукт проекта (мультфильм «Лесные приключения») может быть использован в образовательных организациях общего и дополнительного образования, детских домах, детских больницах, реабилитационных центрах.

Актуальность

  1. Проект направлен на оздоровление детей старшего дошкольного возраста в связи с принятием Федерального закона от 29 июня 2015 года N 204-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (последняя редакция), который рассматривает физическую культуру и спорт как важнейшее средство укрепления здоровья, профилактики заболеваний, поддерживания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан.
  2. Проект предусматривает интеграцию познавательной и двигательной активности детей.
  3. Проект содействует психомоторному развитию ребёнка и направлен на автоматизацию движений, удержание двигательной программы, развитие художественно-творческих способностей, умений, проявляющихся в создании выразительных лепных образов и наделении их движениями в соответствии с текстом; развитии заинтересованности в конечном результате работы.
  4. Проект предполагает использование инновационных форм взаимодействия взрослого и ребёнка: туристических походов в лес, тренировочной туристической площадки на базе МБДОУ «Детский сад № 3 «Незабудка», деятельности в мультстудии «Незабудка».
  5. Проект направлен на повышение качества образовательного процесса в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Проблемы:

Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает тревогу в обществе. В феврале 2013 года в Москве состоялся XVII съезд педиатров России, на котором врачи выступили с инициативой о принятии в нашей стране специального закона об охране здоровья детей. Академик РАН и РАМН А.А. Баранов отметил, что только один ребёнок из пяти первоклассников здоров, хроническими заболеваниями страдают 70% выпускников школ, за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34%, а уровень физического развития ребят постоянно снижается.

По данным зарубежных исследователей каждый шестой ребёнок имеет диагноз «нарушение развития», а также каждый шестой страдает ожирением. Связано это с увеличением продолжительности пребывания детей перед экранами телевизоров и мониторов, и сокращением пребывания детей на свежем воздухе.

Низкий уровень экологической культуры в современном обществе.

Наблюдается увеличение количества детей, не способных удерживать двигательную программу.

Наблюдается увеличение количества детей, незаинтересованных в качественном создании изображения в рисунке, лепке, конструировании. (Интересен лишь процесс деятельности).

Методы исследования:

  • Теоретический (изучение литературы, Интернет-ресурсов).
  • Эмпирический (наблюдение за деятельностью детей в процессе деятельности).

Методы и технологии работы с детьми:

  1. Словесный.
  2. Наглядный.
  3. Познавательно-исследовательский.
  4. Опытно-экспериментальный.
  5. Игровой.

Целевые ориентиры:

•        у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

•        ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены;

•        ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать;

•        проявляет уважение к жизни и заботу об окружающей среде;

•        эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведений народного и профессионального искусства;

•        проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, важнейших исторических событиях;

•        воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

Виды детской деятельности:

  • Наблюдения в природе, за окружающим.
  • Слушание литературы про лес.
  • Рассматривание иллюстраций, схем рисования животных в движении, репродукций картин художников.
  •     Опытно-экспериментальная деятельность в природе.
  • Дидактические игры (экологические, словесные, игры-путешествия, игры-загадки).
  • Подвижные, развивающие игры.
  • Рисование, лепка.
  • Выполнение двигательной программы: выполнение движений персонажами в соответствии с текстом.
  • Самообслуживание, труд в природе, ручной труд.
  • Конструирование.
  • Двигательная деятельность на тренировочной туристической площадке, детский туризм.

Этапы реализации проекта

Этап

Наименование мероприятия

Краткое конкретное содержание мероприятия

Предшествующие мероприятия

Исполнители

1.

П

О

Д

Г

О

Т

О

В

И

Т

Е

Л

Ь

Н

Ы

Й

Изучение литературы и Интернет-ресурсов по проблеме

Определение актуальности проблемы

Анкетирование

Воспитатели, инструктор по физической культуре, старший воспитатель

2.

Изучение нормативно-правовой базы

Выбор целевых ориентиров и приоритетов, не противоречащих нормативно-правовым документам

3.

План ресурсного обогащения тренировочной площадки

Рисование плана-схемы

Обследование территории

4.

П

Р

А

К

Т

И

Ч

Е

С

К

И

Й

Создание декораций и героев мультфильмов про туристов и по литературным произведениям о лесе

Подбор материала для изготовления атрибутов для мультфильмов

Выбор техник выполнения атрибутов, знакомство с литературными произведениями, рисование иллюстраций к произведению

5.

Работа на тренировочной площадке

Выполнение инструкций инструктора по физической культуре

Знакомство с тренажёрами

Инструктор по физической культуре

6.

З

А

К

Л

Ю

Ч

И

Т

Е

Л

Ь

Н

Ы

Й

Создание проекта «Лесные приключения»

Составление календарного плана по работе с детьми и педагогами

Создание модели проекта

Воспитатели, инструктор по физической культуре, старший воспитатель

7.

Создание мультфильмов

Фото и видеосъёмка, озвучивание мультфильма, монтаж

Изготовление атрибутов

8.

Экотуризм

Познавательная, опытно-экспериментальная деятельность, тематические походы, викторины, проектная деятельность, игровая деятельность

Составление конспектов мероприятий

Воспитатели, инструктор по физической культуре

9.

Ресурсное обогащение тренировочной площадки

Установка и закрепление новых тренажеров

Расстановка тренажеров

Инструктор по физической культуре

Итоговый поход

Квест «В поисках пропавшего мультфильма»

Содержание мероприятия

  1. Оргмомент, приветствие, постановка задач.
  2. Полоса препятствий на тренировочной туристической площадке, логическая цепочка «Карта путешественника», дидактическая игра «Правила поведения в лесу».
  3. Поход в лес, эковикторина, ориентирование на местности по карте и компасу, опыты с водой, сюрпризный момент.
  4. Просмотр найденного мультфильма.

Заключение

Детский туризм – это эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья; обогатить двигательный опыт, пополнить объём знаний в области экологии и творчества. Проведение разнообразных игр в лесу проходит с наиболее полным погружением в игровую ситуацию и эмоциональным откликом на происходящее действие; более полно происходит восприятие окружающего мира благодаря тому, что можно понюхать, потрогать, погладить, послушать, понаблюдать.

Психомоторное развитие создает потенциал для развития двигательной и познавательной деятельности дошкольника. А основные сенсомоторные координации (зрительно-моторная, слухомоторная, вестибулярно-ритмическая) являются базовыми развивающими техниками и решают не только задачи развития опорно-двигательного аппарата, но и задачи развития головного и спинного мозга, анализаторов организма ребенка. Согласованность двигательных действий стимулирует развитие речевых и интеллектуальных способностей дошкольника, его эмоциональной отзывчивости и способов общения, влияет на социальное благополучие ребенка, его физическое и психическое развитие, содействует сохранению и укреплению здоровья дошкольника.

Современных дошкольников трудно чем-то удивить, заинтересовать, отвлечь от игровых приставок и компьютерных игр, поэтому приходится постоянно искать новые стимулы, которые оказывали бы действенное влияние на желание детей выдумывать, сочинять, изображать. Этим стимулом является инновационная, необычная форма работы с детьми - создание пластилинового мультфильма. Просмотр мультфильма – это любимое занятие всех детей, а язык мультипликации понятен и доступен им. Мультфильм является каналом интенсивного познания окружающей жизни, человеческих отношений, создания целостной картины мира, важным средством обучения, воспитания и развития детей при помощи движений, слова, музыки, образов. А процесс оживления персонажей, их озвучивание и съёмка являются увлекательной игрой.

Список литературы

  1. Анисимова, Т.Г. Физическое развитие детей 5 – 7 лет/Т.Г. Анисимова, Е.Б. Савинова. – Волгоград:Учитель, 2009. - 144 с.

2. Белавина, И.Г.Учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников Планета наш дом /И.Г. Белавина, Н.Г.Найденская. – М.: Лайда, 1995. –228с.  

3. Бочарова Н.И. Организация краеведо-туристской деятельности старших дошкольников / Н.И. Бочарова. – Метод. реком. – М.: ЦДЮТ РФ, 1992. – 44 с.

4. Бочарова, Н.И. Туристские прогулки в детском саду: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Н.И. Бочарова. - М.: АРКТИ, 2004. – 114 с. 

5. Бочкарева О.И. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Подготовительная группа. Волгоград. Корифей. 2009.

6. Боякова Е.В. Особенности развития современного ребенка. // Педагогика искусства // [Текст] // Е.В. Боякова, № 1. 20011. http: // www.art-education.ru/AE-magazine.

7. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2004. – 352 с.

8. Воробьева Е.А. Материалы межведомственной научно-практической конференции. Роль и место работы телесно-ориентированных методов в работе с детьми // [Текст] // Е.А. Воробьева, М. 2004.Воронов, Ю.С. Методика обучения юных ориентировщиков технико-тактическим действиям и навыкам: Учебное пособие / Ю.С. Воронов, М.В. Николин, Г.Ю. Малахова. - Смоленск: СГИФК, 1998. - 23 с.

9. Воробьева Е.А., Гатина С.В. Сенсорная интеграция и мы. Двигательная коррекция детей с отклоняющимся развитием. // [Текст] // Е.А. Воробьева, С.В. Гатина, http://sensoricinru.wordpress.com

10. Воробьева Е.А., Никитина В.А., Вачков И.В. Психомоторное развитие как основное направление психолого-педагогического сопровождения младших школьников. Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. // [Текст] // Е.А Воробьева, В.А. Никитина, И.В. Вачков, 2009. Вып. 5.

  1. Голицина Н.С. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников/ Н.С. Голицина. М.: Москва, 2006. -104с.                                                                                                                                              
  2. Горбатенко, О.Ф. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия / О.Ф. Горбатенко, Т. А. Кардаильская, Г.П. Попова. - Волгоград: Учитель, 2008 - 157с.
  3. Горячева Т.Г. Программа групповой работы с детьми при проведении сенсомоторной коррекции // [Текст] // Т.Г. Горячева, Психолог в детском саду, № 3.2006.
  4. Кочетова, Н.П. Активный отдых дошкольников/ Н.П.Кочетова, И.Ю.  Фролова, А.Е. Яблокова. - Н.: Новгород, 2000. -83 с.
  5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение. 1985.
  6. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Москва. Мозаика-Синтез.2008.
  7. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И., Милова О.И. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Москва. Педагогическое общество России. 2000.
  8. Кузнецова, С. В.  Туризм в детском саду/ С.В.  Кузнецова.  - М.:Обруч,  2013.-208 с.  11.   Куприн А.М. Занимательно об ориентировании/А.М.Куприн -М.: “Просвещение”, 1980. – С. 108.                                                                                                                                                                                                                                                                                        
  9. Никанорова, Т. С. Здоровячок.  Система оздоровления дошкольников/Т. С. Никанорова, Е.М. Сергиенко. -Воронеж. ЧП Лакоценин,  2007. -96с.13.  Остапец А.А. Концептуальные положения программы "Школа - окружающий мир" //Краеведо-туристская работа с дошкольниками: Матер. науч.-практ. конф. М., 1995, с.7-9.                                                                                          
  10. Огородников Б.И. Туризм и спортивное ориентирование/Б.И. Огородников. - М: Физкультура и спорт, 1983. – 112 с.        
  11. Полтавцева, Н. В.Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 3-4 лет / Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. - Москва: Просвещение, 2007. - 176 с.
  12. Ришман Л.Н. Технология сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. // [Текст] // Л.Н.  Ришман, http://festival.1september.ru
  13. Семенович А.В., Воробьева Е.А. Комплексная методика психомоторной коррекции. МГПУ Факультет коррекционной педагогики Психолого-медико-социальный центр помощи детям и подросткам. // [Текст] // А.В. Семенович, Е.А. Воробьева, Москва. 1998.
  14. Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений // [Текст] // Ю.Р. Силкин, М. ВЛАДОС. 2001.
  15. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. // [Текст] // А.Л. Сиротюк, М. 2002.
  16. Скорынина Г. Юный турист //Дошкольное воспитание. 1999, № 6, с. 61-64.    
  17. Султанова А.С. Психологические основы сенсомоторной коррекции. // [Текст] // А.С. Султанова, http://centercep.ru
  18. Удалова Э.Я., Метиева Л.А.  Развитие психомоторики и сенсорных процессов. Программа курса коррекционных занятий и серия методических рекомендаций. // [Текст] // Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева.
  19. Цыпленкова О.А. Личностно-ориентированное и здоровьеформирующее двигательное развитие ребенка. // [Текст] // О.А.  Цыпленкова, Справочник педагога-психолога. № 08. 2012.
  20. http:// www.ilogoped.ru/razvitie poznavatelnyh funkcij.php
  21.  http://sites.google.com/site/logopedonlai
  22.  Энциклопедия туриста / Редкол.: Е.И. Тамм (гл. ред.). А.X. Абуков, Ю.Н. Александров и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 607 с.
  23. http://festival.1september.ru/articles/653046/
  24. http://www.fizkult-ura.ru/sci/tourism/14
  25. http://tyrzo.narod.ru/met/met_tur.htmlhttp://www.maam.ru/detskijsad/-detskii-turizm-kak-zdorovesberegayuschaja-tehnologija-v-dou.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летний праздник."Лесные приключения

Летнее театрализованное развлечение приключенческого характера в уголке леса. Экология...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ (2 мл. группа) ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ программа «Детство» «ЛЕСНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ»

Занятие будет интересно воспитателям использующих в своей работе метод моделирования....

"Лесное приключение"

1 младшая группа.Цель:закреплять знания по пропорциям предметов(большой,маленький)....

Конспект физкультурного занятия "Лесные приключения" (старшая группа)

Тематическое физкультурное занятие с использованием музыкально-ритмических композиций (прграмма по ритмической пластике, автор А.И. Буренина )....

Интегрированное занятие по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста "Лесные приключения - детям в наставление!"

Цели:1.Закрепить представление детей об опасных для жизни и здоровья людей предметах и ситуациях, с которыми они встречаются в жизни.2.Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незн...

Лесные приключения Колобка

материал по закреплению  знаний по теме "Дикие животные"...

Конспект открытого занятия по плаванию в подготовительной группе, рамках реализации регионального инновационного проекта «Образовательная паутина Лабытнанги +» (подпроект «Сотрудничество: от увлечения к профессии») «Морские приключения»

Тема: Закрепление техники выполнения скольжения на груди с работой ног способом кроль.Задачи:1.Закреплять умения лежать и скользить на воде, ориентироваться под водой, плавать с плавательной доской пр...