Инновационный проект «Лесные приключения»
проект (старшая группа)
Физкультурно-познавательный проект по формированию у детей старшего возраста осознанного отношения к лесу, как к экосистеме и источнику творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
физкультурно-познавательный проект для детей старшего возраста | 39.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ДЕТСКИЙ САД №3 «НЕЗАБУДКА»
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«ЛЕСНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ»
Подготовили
Гирева Е.В., инструктор
по физической культуре,
Перевощикова О.В.,
воспитатель,
Шамайда О.Н.
воспитатель
Протвино
Инновационный проект «Лесные приключения»
Вид проекта: физкультурно-познавательный.
Участники проекта: дети старших и подготовительных групп, инструктор по физической культуре и воспитатели.
Интегрируемые области:
- познавательное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- физическое развитие.
База проекта – МБДОУ «Детский сад № 3 «Незабудка» города Протвино Московской области.
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к лесу, как к экосистеме и источнику творчества.
Задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу.
- Разработать перспективное планирование мероприятий и видов детской деятельности.
- Стимулировать потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
- Содействовать психомоторному развитию ребенка.
- Создать благоприятную творческую атмосферу и содействовать развитию инициативности у дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности, поддерживать интерес к деятельности художников-мультипликаторов
- Пополнять разносторонние сведения об окружающем мире природы, тесных экологических связях в лесной экосистеме, о влиянии деятельности человека на окружающую среду и мерах её охраны, прививать чувство ответственности и бережное отношение к природе.
- Пробуждать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
- Проанализировать результат.
Эффекты проекта
В дошкольном возрасте движения и двигательная активность являются одним из важнейших условий и средств физического и психического развития ребенка, способствуют укреплению его здоровья. В школьные годы состояние психомоторики ребенка определяет его успешность в формировании многих учебных и трудовых навыков, в развитии специальных способностей, связанных с моторной ловкостью, а в дальнейшем влияет на выбор и возможность овладения профессией.
Психомоторное развитие ребенка является фундаментом для уникального развития личности, его дальнейшего психического развития (познавательного, эмоционального, социального). Совершенствование любых двигательных навыков предполагает востребованность психических функций - эмоций, восприятия, памяти, процессов саморегуляции, что составляет основу для полноценного участия этих процессов в развитии познавательной деятельности дошкольника.
Тренировочная детская туристическая площадка помогает совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт старших дошкольников (учиться простейшим упражнениям туристского многоборья, выполнять двигательные задания педагога на ориентировку в пространстве).
Развитие художественно-творческих способностей, умений, проявляющихся в создании выразительных образов в рисунке; развитии заинтересованности в конечном результате работы, в его соответствии с замыслом рисунка.
Созданная развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, организации образовательного пространства. Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в здании и на участке обеспечивает игровую, двигательную, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, способствует возможности самовыражения. Созданные условия для овладения культурными средствами деятельности способствуют развитию мышления, речи, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей.
Инновационность проекта заключена в организации детской тренировочной туристической площадки и создании мультстудии на базе МБДОУ «Детский сад № 3 «Незабудка».
Практическая значимость
Данный проект способствует воспитанию экологической культуры детей и их родителей, направлен на развитие детского творчества. Продукт проекта (мультфильм «Лесные приключения») может быть использован в образовательных организациях общего и дополнительного образования, детских домах, детских больницах, реабилитационных центрах.
Актуальность
- Проект направлен на оздоровление детей старшего дошкольного возраста в связи с принятием Федерального закона от 29 июня 2015 года N 204-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (последняя редакция), который рассматривает физическую культуру и спорт как важнейшее средство укрепления здоровья, профилактики заболеваний, поддерживания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан.
- Проект предусматривает интеграцию познавательной и двигательной активности детей.
- Проект содействует психомоторному развитию ребёнка и направлен на автоматизацию движений, удержание двигательной программы, развитие художественно-творческих способностей, умений, проявляющихся в создании выразительных лепных образов и наделении их движениями в соответствии с текстом; развитии заинтересованности в конечном результате работы.
- Проект предполагает использование инновационных форм взаимодействия взрослого и ребёнка: туристических походов в лес, тренировочной туристической площадки на базе МБДОУ «Детский сад № 3 «Незабудка», деятельности в мультстудии «Незабудка».
- Проект направлен на повышение качества образовательного процесса в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Проблемы:
Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает тревогу в обществе. В феврале 2013 года в Москве состоялся XVII съезд педиатров России, на котором врачи выступили с инициативой о принятии в нашей стране специального закона об охране здоровья детей. Академик РАН и РАМН А.А. Баранов отметил, что только один ребёнок из пяти первоклассников здоров, хроническими заболеваниями страдают 70% выпускников школ, за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34%, а уровень физического развития ребят постоянно снижается.
По данным зарубежных исследователей каждый шестой ребёнок имеет диагноз «нарушение развития», а также каждый шестой страдает ожирением. Связано это с увеличением продолжительности пребывания детей перед экранами телевизоров и мониторов, и сокращением пребывания детей на свежем воздухе.
Низкий уровень экологической культуры в современном обществе.
Наблюдается увеличение количества детей, не способных удерживать двигательную программу.
Наблюдается увеличение количества детей, незаинтересованных в качественном создании изображения в рисунке, лепке, конструировании. (Интересен лишь процесс деятельности).
Методы исследования:
- Теоретический (изучение литературы, Интернет-ресурсов).
- Эмпирический (наблюдение за деятельностью детей в процессе деятельности).
Методы и технологии работы с детьми:
- Словесный.
- Наглядный.
- Познавательно-исследовательский.
- Опытно-экспериментальный.
- Игровой.
Целевые ориентиры:
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены;
• ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать;
• проявляет уважение к жизни и заботу об окружающей среде;
• эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведений народного и профессионального искусства;
• проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, важнейших исторических событиях;
• воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Виды детской деятельности:
- Наблюдения в природе, за окружающим.
- Слушание литературы про лес.
- Рассматривание иллюстраций, схем рисования животных в движении, репродукций картин художников.
- Опытно-экспериментальная деятельность в природе.
- Дидактические игры (экологические, словесные, игры-путешествия, игры-загадки).
- Подвижные, развивающие игры.
- Рисование, лепка.
- Выполнение двигательной программы: выполнение движений персонажами в соответствии с текстом.
- Самообслуживание, труд в природе, ручной труд.
- Конструирование.
- Двигательная деятельность на тренировочной туристической площадке, детский туризм.
Этапы реализации проекта
№ | Этап | Наименование мероприятия | Краткое конкретное содержание мероприятия | Предшествующие мероприятия | Исполнители |
1. | П О Д Г О Т О В И Т Е Л Ь Н Ы Й | Изучение литературы и Интернет-ресурсов по проблеме | Определение актуальности проблемы | Анкетирование | Воспитатели, инструктор по физической культуре, старший воспитатель |
2. | Изучение нормативно-правовой базы | Выбор целевых ориентиров и приоритетов, не противоречащих нормативно-правовым документам | |||
3. | План ресурсного обогащения тренировочной площадки | Рисование плана-схемы | Обследование территории | ||
4. | П Р А К Т И Ч Е С К И Й | Создание декораций и героев мультфильмов про туристов и по литературным произведениям о лесе | Подбор материала для изготовления атрибутов для мультфильмов | Выбор техник выполнения атрибутов, знакомство с литературными произведениями, рисование иллюстраций к произведению | |
5. | Работа на тренировочной площадке | Выполнение инструкций инструктора по физической культуре | Знакомство с тренажёрами | Инструктор по физической культуре | |
6. | З А К Л Ю Ч И Т Е Л Ь Н Ы Й | Создание проекта «Лесные приключения» | Составление календарного плана по работе с детьми и педагогами | Создание модели проекта | Воспитатели, инструктор по физической культуре, старший воспитатель |
7. | Создание мультфильмов | Фото и видеосъёмка, озвучивание мультфильма, монтаж | Изготовление атрибутов | ||
8. | Экотуризм | Познавательная, опытно-экспериментальная деятельность, тематические походы, викторины, проектная деятельность, игровая деятельность | Составление конспектов мероприятий | Воспитатели, инструктор по физической культуре | |
9. | Ресурсное обогащение тренировочной площадки | Установка и закрепление новых тренажеров | Расстановка тренажеров | Инструктор по физической культуре |
Итоговый поход
Квест «В поисках пропавшего мультфильма»
Содержание мероприятия
- Оргмомент, приветствие, постановка задач.
- Полоса препятствий на тренировочной туристической площадке, логическая цепочка «Карта путешественника», дидактическая игра «Правила поведения в лесу».
- Поход в лес, эковикторина, ориентирование на местности по карте и компасу, опыты с водой, сюрпризный момент.
- Просмотр найденного мультфильма.
Заключение
Детский туризм – это эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья; обогатить двигательный опыт, пополнить объём знаний в области экологии и творчества. Проведение разнообразных игр в лесу проходит с наиболее полным погружением в игровую ситуацию и эмоциональным откликом на происходящее действие; более полно происходит восприятие окружающего мира благодаря тому, что можно понюхать, потрогать, погладить, послушать, понаблюдать.
Психомоторное развитие создает потенциал для развития двигательной и познавательной деятельности дошкольника. А основные сенсомоторные координации (зрительно-моторная, слухомоторная, вестибулярно-ритмическая) являются базовыми развивающими техниками и решают не только задачи развития опорно-двигательного аппарата, но и задачи развития головного и спинного мозга, анализаторов организма ребенка. Согласованность двигательных действий стимулирует развитие речевых и интеллектуальных способностей дошкольника, его эмоциональной отзывчивости и способов общения, влияет на социальное благополучие ребенка, его физическое и психическое развитие, содействует сохранению и укреплению здоровья дошкольника.
Современных дошкольников трудно чем-то удивить, заинтересовать, отвлечь от игровых приставок и компьютерных игр, поэтому приходится постоянно искать новые стимулы, которые оказывали бы действенное влияние на желание детей выдумывать, сочинять, изображать. Этим стимулом является инновационная, необычная форма работы с детьми - создание пластилинового мультфильма. Просмотр мультфильма – это любимое занятие всех детей, а язык мультипликации понятен и доступен им. Мультфильм является каналом интенсивного познания окружающей жизни, человеческих отношений, создания целостной картины мира, важным средством обучения, воспитания и развития детей при помощи движений, слова, музыки, образов. А процесс оживления персонажей, их озвучивание и съёмка являются увлекательной игрой.
Список литературы
- Анисимова, Т.Г. Физическое развитие детей 5 – 7 лет/Т.Г. Анисимова, Е.Б. Савинова. – Волгоград:Учитель, 2009. - 144 с.
2. Белавина, И.Г.Учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников Планета наш дом /И.Г. Белавина, Н.Г.Найденская. – М.: Лайда, 1995. –228с.
3. Бочарова Н.И. Организация краеведо-туристской деятельности старших дошкольников / Н.И. Бочарова. – Метод. реком. – М.: ЦДЮТ РФ, 1992. – 44 с.
4. Бочарова, Н.И. Туристские прогулки в детском саду: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Н.И. Бочарова. - М.: АРКТИ, 2004. – 114 с.
5. Бочкарева О.И. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Подготовительная группа. Волгоград. Корифей. 2009.
6. Боякова Е.В. Особенности развития современного ребенка. // Педагогика искусства // [Текст] // Е.В. Боякова, № 1. 20011. http: // www.art-education.ru/AE-magazine.
7. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2004. – 352 с.
8. Воробьева Е.А. Материалы межведомственной научно-практической конференции. Роль и место работы телесно-ориентированных методов в работе с детьми // [Текст] // Е.А. Воробьева, М. 2004.Воронов, Ю.С. Методика обучения юных ориентировщиков технико-тактическим действиям и навыкам: Учебное пособие / Ю.С. Воронов, М.В. Николин, Г.Ю. Малахова. - Смоленск: СГИФК, 1998. - 23 с.
9. Воробьева Е.А., Гатина С.В. Сенсорная интеграция и мы. Двигательная коррекция детей с отклоняющимся развитием. // [Текст] // Е.А. Воробьева, С.В. Гатина, http://sensoricinru.wordpress.com
10. Воробьева Е.А., Никитина В.А., Вачков И.В. Психомоторное развитие как основное направление психолого-педагогического сопровождения младших школьников. Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. // [Текст] // Е.А Воробьева, В.А. Никитина, И.В. Вачков, 2009. Вып. 5.
- Голицина Н.С. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников/ Н.С. Голицина. М.: Москва, 2006. -104с.
- Горбатенко, О.Ф. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия / О.Ф. Горбатенко, Т. А. Кардаильская, Г.П. Попова. - Волгоград: Учитель, 2008 - 157с.
- Горячева Т.Г. Программа групповой работы с детьми при проведении сенсомоторной коррекции // [Текст] // Т.Г. Горячева, Психолог в детском саду, № 3.2006.
- Кочетова, Н.П. Активный отдых дошкольников/ Н.П.Кочетова, И.Ю. Фролова, А.Е. Яблокова. - Н.: Новгород, 2000. -83 с.
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение. 1985.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Москва. Мозаика-Синтез.2008.
- Комарова Т.С., Зырянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И., Милова О.И. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Москва. Педагогическое общество России. 2000.
- Кузнецова, С. В. Туризм в детском саду/ С.В. Кузнецова. - М.:Обруч, 2013.-208 с. 11. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании/А.М.Куприн -М.: “Просвещение”, 1980. – С. 108.
- Никанорова, Т. С. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников/Т. С. Никанорова, Е.М. Сергиенко. -Воронеж. ЧП Лакоценин, 2007. -96с.13. Остапец А.А. Концептуальные положения программы "Школа - окружающий мир" //Краеведо-туристская работа с дошкольниками: Матер. науч.-практ. конф. М., 1995, с.7-9.
- Огородников Б.И. Туризм и спортивное ориентирование/Б.И. Огородников. - М: Физкультура и спорт, 1983. – 112 с.
- Полтавцева, Н. В.Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 3-4 лет / Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. - Москва: Просвещение, 2007. - 176 с.
- Ришман Л.Н. Технология сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. // [Текст] // Л.Н. Ришман, http://festival.1september.ru
- Семенович А.В., Воробьева Е.А. Комплексная методика психомоторной коррекции. МГПУ Факультет коррекционной педагогики Психолого-медико-социальный центр помощи детям и подросткам. // [Текст] // А.В. Семенович, Е.А. Воробьева, Москва. 1998.
- Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений // [Текст] // Ю.Р. Силкин, М. ВЛАДОС. 2001.
- Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. // [Текст] // А.Л. Сиротюк, М. 2002.
- Скорынина Г. Юный турист //Дошкольное воспитание. 1999, № 6, с. 61-64.
- Султанова А.С. Психологические основы сенсомоторной коррекции. // [Текст] // А.С. Султанова, http://centercep.ru
- Удалова Э.Я., Метиева Л.А. Развитие психомоторики и сенсорных процессов. Программа курса коррекционных занятий и серия методических рекомендаций. // [Текст] // Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева.
- Цыпленкова О.А. Личностно-ориентированное и здоровьеформирующее двигательное развитие ребенка. // [Текст] // О.А. Цыпленкова, Справочник педагога-психолога. № 08. 2012.
- http:// www.ilogoped.ru/razvitie poznavatelnyh funkcij.php
- http://sites.google.com/site/logopedonlai
- Энциклопедия туриста / Редкол.: Е.И. Тамм (гл. ред.). А.X. Абуков, Ю.Н. Александров и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 607 с.
- http://festival.1september.ru/articles/653046/
- http://www.fizkult-ura.ru/sci/tourism/14
- http://tyrzo.narod.ru/met/met_tur.htmlhttp://www.maam.ru/detskijsad/-detskii-turizm-kak-zdorovesberegayuschaja-tehnologija-v-dou.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Летний праздник."Лесные приключения
Летнее театрализованное развлечение приключенческого характера в уголке леса. Экология...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ (2 мл. группа) ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ программа «Детство» «ЛЕСНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ»
Занятие будет интересно воспитателям использующих в своей работе метод моделирования....
"Лесное приключение"
1 младшая группа.Цель:закреплять знания по пропорциям предметов(большой,маленький)....
Конспект физкультурного занятия "Лесные приключения" (старшая группа)
Тематическое физкультурное занятие с использованием музыкально-ритмических композиций (прграмма по ритмической пластике, автор А.И. Буренина )....
Интегрированное занятие по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста "Лесные приключения - детям в наставление!"
Цели:1.Закрепить представление детей об опасных для жизни и здоровья людей предметах и ситуациях, с которыми они встречаются в жизни.2.Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незн...
Лесные приключения Колобка
материал по закреплению знаний по теме "Дикие животные"...
Конспект открытого занятия по плаванию в подготовительной группе, рамках реализации регионального инновационного проекта «Образовательная паутина Лабытнанги +» (подпроект «Сотрудничество: от увлечения к профессии») «Морские приключения»
Тема: Закрепление техники выполнения скольжения на груди с работой ног способом кроль.Задачи:1.Закреплять умения лежать и скользить на воде, ориентироваться под водой, плавать с плавательной доской пр...