ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБСТВО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА: НОВОГОДНЕЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Хан Наталья Анатольевна

Проект направлен на то, чтобы сформировать у дошкольников начальное понимание того, что собой представляет технология, где и как она используется. Важно обратить внимание на те возможности для человека и общества, которые представляет искусственный интеллект и направления его развития. Основная цель проекта - развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения в образовательный процесс технологий искусственного интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natasha_proekt_1_1_1_1.docx774.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 «Улыбка»

(МБДОУ «Детский сад № 7 «Улыбка»)

ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:

Решением Педагогического совета Заведующим МБДОУ «Детский сад

МБДОУ «Детский сад № 7 № 7 «Улыбка»

«Улыбка»

Протокол от № Приказ № от

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«ВОЛШЕБСТВО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА: НОВОГОДНЕЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ»

(срок реализации 1 неделя)


Паспорт инновационного проекта

Полное наименование организации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 г. Холмска» Сахалинской области

«Улыбка» (МБДОУ «Детский сад № 7 «Улыбка» г. Холмска»)

Тема инновационного проекта

«Волшебство искусственного интеллекта: новогоднее приключение в детском саду»

База реализации инновационного проекта

МБДОУ «Детский сад № 7 «Улыбка» г. Холмска»

Место нахождения организации (юридический адрес)

694620,Россия, Сахалинская область, г. Холмск, ул. 60 лет Октября д. 4/1

Место нахождения организации (фактический адрес)

694620, Россия, Сахалинская область, г. Холмск, ул. 60 лет Октября д. 4/1

Телефон

8(42433)74646

Адрес сайта организации

Социальные сети организации

Электронная почта организации

Ф.И.О. руководителя организации

Токмакова Елена Алексеевна, И.о заведующего МБДОУ д/с № 7 «Улыбка» г. Холмска

Электронная почта и контактные телефоны руководителя организации

8(42433)74646

Ф.И.О. лица, должность ответственного за реализацию проекта

Ларионова Анна Евгеньевна, Заместитель заведующего

Электронная почта и контактные телефоны лица, ответственного за реализацию проекта

8(42433)74646

Нормативная база

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (актуальная ред.) «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от г. № 2945-Р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах

Стратегии развития воспитания в Российской

Федерации в период до 2025 года»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. От ) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384);

Цель проекта

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством внедрения в образовательный процесс технологий искусственного интеллекта

Задачи проекта

1. Познакомить дошкольников с понятиями «искусственный интеллект», «нейросети», «голосовой помощник», объяснить, как они работают и для чего нужны.

2. Способствовать становлению у обучающихся устойчивого интереса к освоению данной области знания и формирование у него базовых представлений о возможностях взаимодействия с технологиями искусственного интеллекта для решения прикладных задач, продуктивного использования на благо себе и окружающих;

3. Подготовить необходимые технические средства и материалы для реализации проекта.

4. Развивать познавательную активность, логическое мышление и творческое мышление при поиске решения поставленной проблемы.

5. Развивать внимание и наблюдательность, логику, мышление и память;

6. Формировать настойчивость в достижении поставленной цели;

7. Расширить и систематизировать представления о цифровых технологиях;

8. Оценить эффективность проекта, собрать отзывы детей и родителей о мероприятии.

9. В ходе реализации проекта будут разработаны памятки и буклеты для родителей «Применение искусственного интеллекта в образовании дошкольника»;

Сроки реализации проекта

Краткосрочный проект (5 дней)

Исполнители (участники) проекта

Администрация, педагогический коллектив, обучающиеся, родители


1. Актуальность проекта

Современное общество ставит перед системой образования важную задачу – подготовить детей к определенным навыкам жизни в цифровую эпоху. Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании к Федеральному собранию обращает внимание на то, что в работе с детьми необходимо переходить к новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения для подготовки их к изменениям, находящим отражение в современном мире.

Закон «Об образовании в РФ», федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы и «Стратегия развития воспитания до 2025 года» установили новые целевые ориентиры развития системы образования в РФ: создание механизма её устойчивого развития, обеспечение соответствия вызовам XXI века, требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, на всех ступенях образовательной системы должна быть создана цифровая образовательная среда, позволяющая обеспечить формирование ценности к саморазвитию и самообразованию.

Различные авторы отмечают, что «в современных условиях развития цифрового общества особенно актуальным становится подготовка педагогов, владеющих инновационными технологиями, позволяющими формировать у дошкольников основы инженерного, математического и логического мышления».

О. В. Крежевских в своих работах пишет, что «принцип автодидактизма, механизмы программированного контроля, на которых построены современные цифровые технологии, помогают педагогу избегать руководящих инструкций в процессе обучения, становясь на позицию помощника, второго игрока, выступающего с ребенком «на равных» в образовательном процессе. Кроме того, цифровые технологии дают быструю реакцию на правильность или неправильность выполнения задания детьми, могут рекомендовать индивидуальный образовательный маршрут, в то время как в условиях массового образования у педагога это может вызывать сложности. И наконец, цифровые технологии позволяют сделать образование доступным для всех категорий детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья».

Среди современных технологий, применяемых в образовании дошкольников, особое место занимает использование аудио и видеоматериалов, а также электронных образовательных ресурсов, способствующих развитию когнитивных и творческих способностей детей.

Современные ученые утверждают, что в ближайшие годы мир ожидает большая революция в области нейротехнологии и искусственного интеллекта. Она будет отмечена появлением принципиально новых систем и интерфейсов, способных объединить человека и технику.

Нейротехнологии и искусственный интеллект активно применяется во всех сферах жизни, в том числе в образовании. Люди по всему миру используют современные технологии в учебном процессе для повышения его качества и эффективного освоения необходимых профессиональных навыков. Применение нейротехнологий в детском саду позволяет детям в игровой форме знакомиться с возможностями человека и его способностью управлять объектами на примере управления роботами.

Инновационный проект «Волшебство искусственного интеллекта: новогоднее приключение в детском саду» - это первая познакомить обучающихся дошкольного возраста с научной областью искусственного интеллекта и технологиями создания интеллектуальных систем, которые способны выполнять или имитировать функции интеллекта человека.

Применение искусственного интеллекта в образовательном процессе позволяет перестроить педагогическую деятельность: уйти от обычных занятий с дошкольниками к познавательной игровой деятельности, организованной самостоятельной или с помощью взрослого.

Основная идея, новизна проекта

Преимуществами данного проекта являются:

  1. Проект направлен на то, чтобы сформировать у дошкольников начальное понимание того, что собой представляет технология, где и как она используется. Важно обратить внимание на те возможности для человека и общества, которые представляет искусственный интеллект, и направления его развития.
  2. Адаптация обучающихся дошкольного возраста к современной образовательной среде.
  3. Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Новизна проекта заключается в использовании инновационных технологий, которые дают знания об искусственном интеллекте, где ребенок может быть главным действующим лицом.

Ознакомление обучающихся с искусственным интеллектом необходимо начинать с детского сада, для обеспечения формирования и развития уникальной личности ребенка.

Организующимися являются формы совместной деятельности взрослого и детей (продуктивная, игровая, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы), а также тематическое наполнение, которое использует педагог, инициируя совместную партнерскую деятельность с детьми.

Существенной особенностью совместной партнерской деятельности взрослого и детей является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности.

  1. Цели, задачи и предмет проекта

Цель проекта: развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством внедрения в образовательный процесс технологий искусственного интеллекта.

Задачи проекта:

  1. Познакомить дошкольников с понятиями «искусственный интеллект», «нейросети», «голосовой помощник», объяснить, как они работают и для чего нужны.
  2. Способствовать становлению у обучающихся устойчивого интереса к освоению данной области знания и формирование у него базовых представлений о возможностях взаимодействия с технологиями искусственного интеллекта для решения прикладных задач, продуктивного использования на благо себе и окружающих;
  3. Подготовить необходимые технические средства и материалы для реализации проекта.
  4. Развивать познавательную активность, логическое мышление и творческое мышление при поиске решения поставленной проблемы.
  5. Развивать внимание и наблюдательность, логику, мышление и память;
  6. Формировать настойчивость в достижении поставленной цели;
  7. Расширить и систематизировать представления о цифровых технологиях;
  8. Оценить эффективность проекта, собрать отзывы детей и родителей о мероприятии.
  9. В ходе реализации проекта будут разработаны памятки и буклеты для родителей «Применение искусственного интеллекта в образовании дошкольника»;

Предмет проекта «Волшебство искусственного интеллекта: новогоднее приключение в детском саду» - новые механизмы, обеспечивающие современную и безопасную цифровую образовательную среду посредством технологии искусственного интеллекта в образовании дошкольников.

4. Формы реализации

Формы реализации проекта «Волшебство искусственного интеллекта: новогоднее приключение в детском саду» разнообразны и ориентированы на каждого участника, включающие в себя совместную деятельность с обучающимися в непосредственной образовательной деятельности, в совместной деятельности с обучающимися в режимных моментах и самостоятельную деятельность.

Краткосрочный проект рассчитан на реализацию в течение одной недели.

Основными видами деятельности становятся: образовательная, исследовательская, досуговая. Вся деятельность направлена на интеграцию образовательных областей и стимулирование развития творческого потенциала и способностей каждого ребенка, обеспечивающие его готовность к непрерывному образованию.

С родителями проводится просветительская работа по повышению педагогической культуры в вопросах искусственного интеллекта посредством ознакомления с планом мероприятий в виде буклетов.


План мероприятия проекта «Волшебство искусственного интеллекта: новогоднее приключение в детском саду».

1 день. Встреча с персонажем: дети знакомятся с главными героями мероприятия - нейросетями и искусственным интеллектом. (Коротко и понятным языком, рассказать про нейросети и искусственный интеллект).

15 мин.

2 день. Интерактивные задания: дети выполняют задание, связанные с нейросетями и искусственным интеллектом. При помощи нейроредактора задается контекст:

  • Придумай новогоднюю сказку для детей 5 лет, где главными героями будут…. (2-3 ребенка называют персонажей). Если дети затрудняются с ответом, предлагаю несколько вариантов (дети, дед мороз, заяц, медведь, лиса), вписываем в контекст.
  • Затем вносим, где происходит действие (дети предлагают варианты). В лесу, у ёлки, на лесной опушке, в городе, дома.
  • Дальше необходимо придумать, что делают герои (говорят дети). Например, веселиться, петь песни, водить хоровод, играть в снежки, лепить снеговика.
  • Когда контекст составлен отправляем запрос в нейросеть и сказка готова. Текст сказки загружаем в голосовой помощник. Голосовой помощник читает детям сказку. 15 минут. Рефлексия.

3 день. Развлечения и игры: дети участвуют в играх и развлечениях, связанных с темой мероприятия. Игру проводит голосовой помощник! 20 мин.

4 день. Загадки про Новый год. Воспитатель проводит с детьми интерактив «Загадки про Новый год» 15 мин. + выполненное заранее Домашнее задание (накануне этого дня дать задание детям и сообщить родителям).- нарисовать рисунок по теме: «Искусственный интеллект», (каким вы его представляете?). Загадки + рассматривание рисунков.

Загадки:

  • Снег ложится на деревья, тротуары и дома. Всех от холода укроет белоснежная… (зима).
  • Он - пушистый, серебристый, прямо с неба взял разбег. Белой шалью накрывает, согревая землю… (снег).
  • Возле ёлки змейкой вьётся разноцветный хоровод — наступает праздник звонкий, он зовётся… (Новый год).
  • Кто под ёлочку положит и планшет, и паровоз? Кто желанья исполняет? Добрый дедушка… (Мороз).
  • Дед Мороз спешит на ёлку не с Танюшей и не с Шурочкой, не с обычной милой девочкой, а со сказочной… (Снегурочкой).
  • Вместо шапочки — ведёрко, вместо носика — морковка. Веселить он всех привык, весь из снега… (снеговик).
  • Что за праздник к нам приходит, хоровод везде заводит, ёлку наряжает ярко, детям раздает подарки? Каждый очень его ждёт. Это праздник… (Новый год).

(Задать запрос голосовому помощнику, создать для детей 5 лет загадки про новый год.)

5 день. Создаём ёлочную игрушку. Педагог приносит заготовки кубиков с веревочкой, распечатанные картинки, созданные нейросетью. Дети приклеивают на кубик картинки и забирают домой свою ёлочную игрушку и размещают на ёлке.

Заключение: Квиз-игра «что умеет искусственный интеллект».

  1. Придумать игры.
  2. Придумать сказку или рассказ.
  3. Включить любую песню, музыку.
  4. Поддержать диалог на любую тему.
  5. Найти ответ на интересующий ответ.

После игры дети получают подарки, связанные с темой мероприятия.

Необходимые технические средства и материалы:

  • Компьютер, телефон с доступом в интернет.
  • Нейросети и искусственный интеллект, которые будут использоваться на мероприятии.
  • Раздаточные материалы для детей (карточки с заданиями, картинки).

Оценка эффективности проекта:

После мероприятия будет проведён опрос детей и родителей, чтобы узнать их мнение о мероприятии. Будут собраны отзывы о том, насколько мероприятие было интересным и полезным для детей.

Ожидаемые результаты:

  • активизирована познавательная деятельность обучающихся;
  • обогащены и систематизированы знания обучающихся об «искусственном интеллекте», «нейросетях», «голосовом помощнике»;
  • приобретен опыт применения искусственного
  • интеллекта в обычной жизни;
  • использованы новые технологии образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний;
  • осуществлено успешное вовлечение в проект обучающихся, родителей (законных представителей) для достижения поставленных задач;

Заключение

Мероприятие «Волшебство искусственного интеллекта: новогоднее приключение в детском саду» позволит детям познакомиться с нейросетями и искусственным интеллектом в увлекательной и интерактивной форме. Это поможет им лучше понять, как работают эти технологии, и оценить их потенциал. Кроме того, мероприятие будет способствовать развитию у детей навыков взаимодействия с новыми технологиями, что может быть полезно для их будущего.

Список литературы

  1. Алан Тьюринг. Вычислительные машины и разум. М., 2018 (впервые опубликована в 1950).
  2. Артемьева, В. В. Педагогические возможности использования информационных технологий в период детства / В. В. Артемьева // Педагогическое образование в России. —2014. — № 12. — С. 55-58.
  3. Гусейнова Г.Ф. Искусственный интеллект в педагогическом процессе: современный взгляд // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 4А. С. 190-195. DOI:
  4. Дошкольник и компьютер. /Под ред. Л.А.Леоновой. М., 2004.
  5. Кривич Е.Я. Компьютер для дошколят. М.: Издательство ЭКСМО, 2006.
  6. Маханева М.Д. Компьютер в детском саду. // Дошкольное воспитание. – #8470;#1089;.38-39.
  7. Хабибуллин, И. Р. Актуальность использования нейросетей в образовательных целях / И. Р. Хабибуллин, О. В. Азовцева, А. Д. Гареев.

— Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023.

Интернет-ресурсы

  1. Искусственный интеллект в образовании: перспективы и примеры использования
  2. Сервисы для обработки изображений:
  • Сервис для рисования по наброскам –

Раскрашивание фотографий/изображений –

  • Удаление фона –
  • Изменение фото -
  • Генерация несуществующих людей, животных и объектов
  1. Сервисы для работы с текстами:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Новогодние приключения в детском саду" сценарий утренника в старшей группе

Действие утренника начинается в групповом помещении, по ходу сценария перемещаясь в актовый зал детского учреждения....

Сценарий новогоднего утренника для детей средней группы «Новогодние приключения в детском саду».

Интересный сценарий для детей средней группы с участием Деда Мороза, Снегурочки, Емели, Волка, Зайца, в которм не обошлось конечно же без волшебства!...

Новогоднее приключение в детском саду

Новогоднее приключение в детском садуСценарий подготовлен: воспитателем Большаковой О.Н.Декабрь 2015год Цель: Создать праздничную атмосферу, доставить радость детям. Раскрыть творческие спос...

Сценарий новогоднего утренника в детском саду для разновозрастной группы « Новогодние приключения»

Данная разработка новогоднего утренника подходит для разновозрастной группы, для детей 4-7 лет. Материал содержит веселые, смешные моменты, интересные задания для детей, конкурсы. В празднике участвую...

Сценарий праздника в средней группе «Новогоднее приключение в детском саду»

Сценарий новогоднего утренника в средней группе  «Новогоднее приключение в детском саду»...

Сценарий Праздника «Новогодние приключения в детском саду!»

Ведущая Музыка веселей играй,Детей на карнавал созывай!(Под музыку «Карнавал» появляются дети, выполняя Современные ритмы, но за дверью остались снежинки. По окончании песни звучит вступле...

Сценарий новогоднего утренника в старшей группе «Новогодние приключения в детском саду

Приобщение детей к традициям и обычаям современного российского общества посредством интерактивных методов, игр и сказок. Сплочение детского коллектива через процесс совместной подготовки к утреннику....