Тренинг с педагогами ДОУ "Эмоциональное выгорание педагогов"
материал
«Сгореть» на работе очень актуально для человека современного общества, особенно для того, кто по роду своей деятельности осуществляет многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 «Теремок»
муниципального образования городской округ Люберцы Московской области
Тренинг с педагогами ДОУ
«Эмоциональное выгорание педагогов»
Составила и провела
Педагог-психолог Арутюнян А.В.
Люберцы 2022
Тренинг с педагогами ДОУ
Эмоциональное выгорание педагогов.
Организационная информация.
Количество участников: 14 человек, в просторном помещение.
Продолжительность занятия: 1 – 1,5 часа.
Время проведения: январь.
Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах.
Цели: Профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.
Задачи:
1.Знакомство с понятием профессиональное «выгорание», с его характеристиками.
2.Снижение уровня эмоционального выгорания воспитателей.
3.Нахождение внутренних ресурсов, творческое самораскрытие.
4. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.
- Вводное слово
Цель: ознакомление участников с содержанием предстоящего курса занятий.
«Здравствуйте! Я рада приветствовать вас. Сегодня мы с вами разберем понятие «Эмоциональное выгорание» и как с ним справиться».
- Правила работы в группе.
- Доверительный стиль общения (насмешки и злословие исключаются);
- Общение по принципу «здесь и сейчас» (обсуждение только того, над чем ведется работа);
- Обращение на ты;
- Активность (даже если упражнение кажется неинтересным – нужно его выполнить);
- Искренность в общение;
- Недопустимость непосредственных оценок (оценивается не человек: «Он не прав», «Он мне не нравится»)
- Уважение к говорящему (У каждого должна быть возможность высказаться)
3.Тест Люшера.
Чтобы начать работу, посмотрим, какое настроение, и самочувствие у Вас преобладает в настоящий момент.
Карточки «Значение цвета»
Синий цвет – спокойствие, удовлетворенность, умение сопереживать, доверие, преданность.
Фиолетовый цвет – тревожность, страх, огорчения.
Зеленый цвет – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Красный цвет – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.
Коричневый цвет – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.
Желтый цвет – активность, веселость, стремление к общению, ожидание счастья.
Серый цвет – тревожность и негативное состояние.
Черный цвет – защищенность, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».
4.Упражнение «Поза Наполеона»
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Комментарии для ведущего.
Это упражнение показывает, насколько группа готова к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать. Также это упражнение может использоваться для сплочения группы.
5. Диагностическая часть.
Цель: диагностика уровня эмоционального выгорания педагогов.
Материал: Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания, бланк опросника синдром профессионального выгорания, Водопьянова Н.Е, ручки- по количеству участников.
Анкеты заполняются и обрабатываются заранее. Результаты выдаются каждому.
Инструкция: Мы с вами заполняли предварительно анкеты. Эта диагностика позволила узнать об уровне и индивидуальных особенностях вашего эмоционального напряжения, которое могло возникнуть в результате ежедневного стресса. Эта информация может оказаться неприятной, но полезной. Старинная мудрость гласит: «Врага надо знать в лицо», «Правильно поставленный диагноз – это уже половина пути к выздоровлению». Я вам диагнозов ставить не буду, но узнав своего внутреннего врага, вы действительно лишите его прежнего всемогущества и начнете менять свою жизнь к лучшему.
6.Ознакомление с результатами диагностики.
Цель: ознакомление участников с результатами диагностики, предоставление необходимой для понимания интерпретации теоретической информации о стрессе.
Примечание: Данный этап работы начинается с разбора результатов диагностики, поясняются нормы, дается общая картина. Затем следует теоретическая часть, которая поможет участникам уяснить полученную информацию.
Информация для участников:
Что же такое эмоциональное выгорание?
Эмоциональное выгорание – это защитный механизм, защита от тяжелой реальности.
В настоящее время установлено, что синдрому профессионального выгорания наиболее подвержены педагогические работники, специалисты социальной сферы и руководители разных уровней. Обобщение результатов исследования деятельности вышеуказанных специалистов позволило выделить три основных стадии синдрома.
Первая стадия: на уровне произвольного поведения: забывание некоторых моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти относительно выполнения каких- либо двигательных действий (например: внесена нужная запись или нет в документацию). Обычно на эти первые симптомы мало кто обращает внимание, называется это в шутку девичьей памятью или склерозом. В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая фаза может формироваться в течение трех-пяти лет.
Вторая стадия: На ней наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении( в том числе дома и с друзьями)не хочется видеть тех с кем педагог общается по ряду деятельности( воспитанники их родители), в четверг ощущение что уже пятница, неделя длится нескончаемо, настроение апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов( нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, мертвый сон без сновидений, увеличение числа простудных заболеваний). Повышенная раздражительность, человек заводится с полу оборота, хотя раньше подобного за собой не замечал. Период формирования данной стадии- в среднем от пяти до пятнадцати лет.
Третья стадия: Собственное личностное выгорание, полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет в обычных обстоятельствах, а в условиях глобального экономического кризиса усиливается реакция.
Раздаются в конвертах результаты анкет.
Эмоциональное истощение — основная составляющая профессионального выгорания, проявляющаяся в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему или эмоциональном перенасыщении; в агрессивных реакциях, вспышках гнева, появлении симптомов депрессии.
Высокий уровень эмоционального истощения. Снижение эмоционального тонуса, утрата интереса к окружающему, эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность или эмоциональное перенасыщение. Возможны частые агрессивные реакции, необоснованные вспышки гнева, появление симптомов депрессии. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Все эти факторы свидетельствуют о наличии эмоционального выгорания.
Средний уровень эмоционального истощения. Присутствуют отдельные симптомы эмоционального истощения (эмоциональная отстраненность, утрата интереса к окружающему), что при высоких показателях по другим шкалам, сигнализирует о начале эмоционального выгорания.
Низкий уровень эмоционального истощения. Адекватные происходящему эмоциональные реакции, сохранённые способности сочувствовать и сопереживать. Хороший эмоциональный тонус.
Деперсонализация (личностная отстраненность) - проявляется в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми: повышении зависимости от других или, напротив, негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам (родителям, педагогам, воспитанникам).
Высокий уровень деперсонализации. Равнодушное или негативное отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Формализация, обезличивание отношений с другими людьми. Клиент (пациент, подчиненный, ученик) воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно. Возможна повышенная зависимости от других или, напротив, негативизм, циничность установок и чувств по отношению к ним. Частая раздражительность, конфликтность.
Средний уровень деперсонализации. Возникновение равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными. Зарождение скрытых негативных установок к ним, реализующихся пока во внутренне сдерживаемом раздражении, но в скором времени готовых проявиться наружу.
Низкий уровень деперсонализации. В большинстве случаев наблюдается адекватное отношение к людям, обслуживаемым по роду работы
Профессиональные достижений(самооценка) - проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, снижении значимости собственных достижений, в ограничении своих возможностей, негативизме относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной мотивации, в редуцировании собственного достоинства, в снятии с себя ответственности или отстранении («уходу») от обязанностей по отношению к другим.
Высокий уровень профессиональных достижений. Адекватная самооценка своих профессиональных достижений, наличие значимой мотивации профессиональной деятельности.
Средний уровень профессиональных достижений. Появляющаяся тенденция негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи. Либо защитное преуменьшение собственного достоинства, бессознательное ограничение своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.
Низкий уровень профессиональных достижений. Тенденция к негативному оцениванию себя, снижение значимости собственных достижений, преуменьшение собственного достоинства и неоправданное ограничение своих возможностей. Негативизм относительно служебных обязанностей, стойкое ощущение, что выполняемая деятельность бесполезна и не нужна. Снятие с себя ответственности или отстранение ("уход") от обязанностей по отношению к другим. Снижение самооценки и профессиональной мотивации, недовольство собой, негативное отношение к себе как личности.
Все три шкалы (эмоциональное истощение, личностная отстраненность, профессиональные достижения) делятся на три уровня (высокий, средний, низкий). В первых двух шкалах высокий уровень — это критическая норма, а в третьей шкале критическая норма низкий уровень.
Общая картина:
Всего ответили на анкеты 14 человек.
Эмоциональное выгорание высокий уровень у 36% (5 чел) педагогов.
Средний уровень у 43 % (6 чел) педагогов.
Низкий уровень у 21% (3 чел) педагогов.
Личностная отстраненность высокий уровень у 21 %(3чел) педагогов.
Средний уровень у 43% (6 чел) педагогов.
Низкий уровень у 36% (5 чел) педагогов.
Профессиональные достижения низкий уровень у 36% (5чел) педагогов.
Средний уровень у 50% (7 чел) педагогов.
Высокий уровень у 14% (2 чел) педагогов.
7.Упражнение “Снежный ком”.
Цель: снизить эмоциональное напряжение.
Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому забудьте все на некоторое время, что у вас есть имя.
Инструкция: Устройтесь поудобнее, по очереди будем называть не свое имя, а прилагательное, отражающее ваше настроение или состояние. Например, Я спокойная.
8. Упражнение “Поменяйтесь местами те, кто…”
Цель: установить контакт и создать положительную мотивацию к тренингу.
Инструкция: Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то признаком. Например, когда я скажу: «Поменяйтесь все те, кто полон сил и энергии», все те, кто относит себя к данной категории, должны поменяться местами.
Примерный перечень:
- Часто чувствует усталость.
- У кого настроение жизнерадостное, полное оптимизма.
Обсуждение: Давайте подведем итоги первой части нашего тренинга, которая была направленная на адаптацию, лучшее узнавание партнёра, повышение настроения. Расскажите ваши эмоции.
9.Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находиться в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение двумя руками. Расслабьтесь. Наслаждайтесь состоянием покоя.
10. Упражнение «Скажи три слова о своей работе не задумываясь»
Цель: увидеть ценности своей работы для себя.
11.Упражнение «Ласковый дождь»
Цель: релаксация
«Предлагаю вам встать в круг и повернутся на право. (Звучит релаксирующая музыка «Шум дождя»). Положите руки на плечи друг другу. Закройте глаза. В сказочной стране пошел дождь. Он дает силу и смывает усталость. Изобразите дождь на спине соседа… Пошел сильный дождь с крупными каплями…Капли падают и скатываются по спине… Дождь становится мельче…Медленнее… Отпустите соседа…...Подставьте руки дождю… лицо…почувствуйте, как приятные, свежие капли скатываются по нему. Вдохните глубоко, но не напрягаясь, ощутите природу после дождя: Вдох-выдох- 3 раза. Спасибо.»
Рекомендации
1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:
— громко запеть;
— резко встать и пройтись;
— быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
— измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
12.Упражнение
«Мои достоинства»
Цель: Поднятие самооценки
«Сейчас на альбомном листе мы каждый рисует солнышко. В центре солнышка пишем свое имя, а лучиков у солнышка должно совпадать с количеством человек. Теперь пускаем свои солнышки по кругу, а мы друзья пишем положительные качества, достоинства, пожелания этого человека…Листочек должен прийти к вам. Посмотрите, что вам написали. Теперь этот листочек надо повесить на видное место, когда вам будет плохо вы посмотрите и настроение у вас поднимется.»
ЛИТЕРАТУРА
- Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003.
- Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб., КАРО, 2003.
- Шепель В.М. Как жить долго и радостно. – М.: АНТИКВА, 2006.
- Эффективный учитель / Авт.-сост. О.М. Ольшевская. – Минск: Красико-Принт, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/01/picture-1005043-1517482114.jpg)
Тренинг "Свои и чужие" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/01/picture-1005043-1517482114.jpg)
Тренинг "Попробуй сделать шаг - получится" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/01/picture-1005043-1517482114.jpg)
Тренинг "Давайте познакомимся" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/01/picture-1005043-1517482114.jpg)
Тренинг "Путешествие" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по пофилактике профессионального выгорания...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/01/picture-1005043-1517482114.jpg)
Тренинг "Прошлое. Настоящее. Будущее" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания.
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/01/picture-1005043-1517482114.jpg)
Тренинг "Уникальность" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/01/picture-1005043-1517482114.jpg)
Тренинг "Все в твоих руках" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального вагорания...