Музыкотерапия как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста
учебно-методический материал
Музыкотерапия как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Музыкотерапия как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста»
Музыкальный руководитель
НРМ ДОБУ «ЦРР – д/с «Родничок» Рахимова Диана Идрисовна
Детство - это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом всю жизнь. В начале пути рядом с каждым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его взрослым.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание.
Работая в системе образования, педагог замечает резкий рост детей с различными формами нарушений в поведении, с различными отклонениями в психике. Проще говоря, с каждым годом увеличивается число нездоровых детей, детей с нарушениями психоэмоциональной сферы. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.
Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детских садах все больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, детей с психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, негативизм, агрессия, замкнутость – всё это защита от нелюбви. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия.
Важнейшей задачей музыкального воспитания детей раннего возраста является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На ярких музыкальных впечатлениях, образах, я строю развитие активности в детском музыкальном исполнительстве и творчестве детей.
Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоции они способны выразить. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она передаёт смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша. Установлено, что музыка - воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечнососудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка. Именно в младшем возрасте, когда детская психика очень гибка и пластична, психологическая составляющая работы музыкального руководителя наиболее эффективна. Анализируя основы психо-коррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия.
Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности.
Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психо-эмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности.
Занятия по музыкотерапии строятся по определенной схеме:
1. Разминка. Двигательные и ритмические упражнения.
2. Основная часть. Различные виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах и обязательно элементы театрализации.
3. Музыкальная релаксация. Аутотренинг.
Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности.
Поэтому музыкотерапию, как метод, рекомендуется использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т.д. Музыка сопровождает детей и взрослых в течение дня в группе.
Таким образом, каждый педагог может использовать упражнения в сочетании с другими играми и упражнениями, «конструировать» из отдельных композиций необходимую форму занятий.
Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д., в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.
Например, на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.
Использование музыки решает оздоровительно-профилактическую задачи, способствует созданию комфортных условий пребывания ребенка в детском саду:
- утренний отрезок времени: во время приема детей предлагается мажорная классическая музыка, солнечная песня с хорошим текстом, которые снимут психологическое напряжение, созданное необходимостью расставания с мамой;
- дневной сон: благотворно влияние мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Такая музыка расслабляет, снимает эмоциональное и физическое напряжение;
- пробуждение после дневного сна: тихая, нежная, легкая, радостная музыка (короткая пьеса или фрагмент музыкального произведения используется в течение одного месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания на знакомую мелодию) помогает малышам переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Под музыку проводится гимнастика.
При помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции, помочь сбалансировать психо-эмоциональное состояние и поведение ребенка. Занятия по музыкотерапии дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями.
Список музыкальных произведений,
рекомендуемых для проведения музыкотерапии.
Музыка для встречи детей и их свободной деятельности.
Классические произведения:
- Бах И. «Прелюдия до мажор»
- Бах И. «Шутка»
- Брамс И. «Вальс»
- Вивальди А. «Времена года»
- Гайдн Й. «Серенада»
- Кабалевский Д. «Клоуны»
- Кабалевский Д. «Петя и Волк».
- Лядов А. «Музыкальная табакерка»
- Моцарт В. «Маленькая ночная серенада»
- Моцарт В. «Турецкое рондо»
- Мусоргский М. «Картинки с выставки»
- Рубинштейн А. «Мелодия»
- Свиридов Г. «Военный марш»
- Чайковский П. «Детский альбом»
- Чайковский П. «Времена года»
- Чайковский П. «Щелкунчик» (отрывки из балета)
- Шопен Ф. «Вальсы»
- Штраус И. «Вальсы»
- Штраус И. «Полька «Трик-трак»
Детские песни:
- «Антошка»
- «Бу-ра-ти-но»
- «Будьте добры»
- «Веселые путешественники»
- «Все мы дели пополам»
- «Где водятся волшебники»
- «Да здравствует сюрприз»
- «Если добрый ты»
- «Колокола»
- «Крылатые качели»
- «Лучики надежды и добра»
- «Настоящий друг»
- «Песенка Бременских музыкантов»
- «Песенка о волшебниках»
- «Песня смелого моряка»
- «Прекрасное далеко»
- «Танец утят»
Музыка для пробуждения после дневного сна
Классические произведения
- Боккерини Л. «Менуэт»
- Григ Э. «Утро»
- Дворжак А. «Славянский танец»
- Лютневая музыка XVII века.
- Лист Ф. «Утешения»
- Мендельсон Ф. «Песни без слов»
- Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке»
- Сен-Санс К. «Аквариум»
- Чайковский П. «Вальс цветов»
- Чайковский П. «Зимнее утро»
- Чайковский П. «Песня жаворонка»
- Шостакович Д. «Романс»
Музыка для релаксации
Классические произведения
- Бах И. «Ария из сюиты №3»
- Бетховен Л. «Лунная соната»
- Глюк К. «Мелодия»
- Григ Э. «Песня Сольвейг»
- Дебюсси К. «Лунный свет»
- Римский-Корсаков Н. «Море»
- Свиридов Г. «Романс»
- Сен-Санс К. «Лебедь»
- Чайковский П. «Осенняя песнь»
- Чайковский П. «Сентиментальный вальс»
- Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»
- Шуберт A «Аве Мария»
- Шуман Р. «Грезы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/30/picture-1203014-1577725251.jpg)
Стопотерапия - как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста
Регулярные занятия стопотерапией укрепляют здоровье, улучшают психофизическое состояние организма, развивают иммунную систему, являются эффективным средством профилактики плоскостопия...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/18/picture-906179-1489808569.jpg)
Здоровьесберегающие технологии. Самомассаж как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
Здоровье является одним из основных условий полноценного физического и психического развития ребенка. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей посл...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/29/picture-357569-1385749146.jpg)
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Физическое развитие является на сегодняшний день одним из основных критериев развития ребенка. Цель физического развития - охрана и укрепление здоровья детей....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/13/picture-1265791-1599996342.jpg)
"Аквагимнастика как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста"
Одна из основных задач в воспитании дошкольников - сохранение и укрепление здоровья, формирование у детей привычки к здоровому образу жизни.Особенности улучшения физического состояния дошкольник...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/25/picture-297631-1380125873.jpg)
«Музыкотерапия как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста»
Музыкотерапия способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/08/picture-1370326-1638970756.jpg)
«Самомассаж как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста». Из опыта работы
laquo;Самомассаж как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста». Из опыта работы. Самомассаж оказывает положительное воздействие на здоровье воспитанников во всех смыслах этого сл...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/23/picture-1423114-1663947263.jpg)
СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ДОУ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Авторы этой работы, указывают на трудности, возникающие у детей с плоскостопием, подчеркивают важность систематической и своевременной работы по профилактике их возникновения и описывают примерную, ре...