Дыхательная гимнастика как средство развития речи.
консультация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ используются различные методики и формы работы, в том числе гимнастика. Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика.
В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – залог красивой выразительной речи, основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи .
Развитие речевого дыхания является одним из направлений коррекционной работы с детьми с различными нарушениями речи. Цель дыхательной гимнастики – увеличение объёма дыхания, нормализация его ритма, выработка плавного длительного выдоха, координация и регуляция работы всего речевого аппарата.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Правильное речевое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие требования : - выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей; - проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке; - заниматься до еды; - заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде; - дозировать количество и темп проведения упражнений; - вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот; - в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди (плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе); - после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
Виды пособий для дыхательной гимнастики: - Всевозможные вертушки , султанчики; - Легкие мячики из пенопласта, пластмассы, дерева; - Кусочки ваты; - Мыльные пузыри; - Воздушные шарики и др.
Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания .
«Подуй на вертушку» - сделать глубокий вдох через нос (плечи не поднимать), плавный выдох через рот – подуть на вертушку.
«Поддувалочки»
«Остуди горячий чай» – после максимального выдоха делаем вдох и дуем на «чашку», щёки не надуваем, выполняем без напряжения.
«Загони мяч в ворота» - Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (мячик), лежащий на столе, пытаясь загнать его в ворота. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.
«Накорми кошку» - Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик («корм»), лежащий на столе, пытаясь загнать его кошке в рот.
«Шторм в стакане» - предложить ребенку подуть через трубочку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижными).
«Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».
«Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом « чух-чух » и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.
«Пастушок» - подуть в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.
«Кто громче» - выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.
«Шарик» - представить себя воздушным шариком; на счет 1,2,3,4, сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть.
«Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.
«Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.
«Греем руки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
«Трубач» - поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимая пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (10-15 секунд).
«Шину прокололи» - сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – « ш-ш-ш ».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дыхательная гимнастика как средство развития речи
Дыхательная гимнастика как средство развития речиПравильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Наша речь осуществляется б...
Тема:"Дыхательная гимнастика как средство развития речи"
Консультация для педагогов...
Дыхательная гимнастика как средство развития речи
В своей работе мы ежедневно применяем дыхательную гимнастику, которая позволяет выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю. Это позволяет ребенку...
Мастер класс на тему:"Дыхательная гимнастика как средство развития речи дошкольников"
Программное содержаниеЦель. Развивать речь дошкольников (обеспечивать нормальное звукообразование, громкость речи, соблюдение пауз, сохранять плавность речи и ее интонационную выразительнос...
Дыхательная гимнастика как средство развития речи
Дыхательная гимнастика, как средство развития речи. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Стоит отметить, что с каждым годом количество детей с н...
Консультация для педагогов "Дыхательная гимнастика как средство развития речи ребенка"
Развитие дыхания один из важных этапов в формировании речи ребенка. Поэтому среди различных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхате...
Консультация для родителей "Дыхательная гимнастика как средство развития речи"
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система -это энергитическая база для речевой системы....