Консультация для педагогов "Дыхательная гимнастика как средство развития речи ребенка"
консультация по коррекционной педагогике
Развитие дыхания один из важных этапов в формировании речи ребенка. Поэтому среди различных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательнвя гимнастика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.45 МБ |
![]() | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1
«Дыхательная гимнастика как средство развития речи ребенка»
Выполнила учитель-логопед Поспелова С.В. БДОУ г. Омска «Детский сад № 128 комбинированного вида»
СЛАЙД 2
Как мы дышим обычно? Обычно мы не задумываемся. Дыхание в жизни происходит непроизвольно.
Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза. Вдох и выдох приблизительно одинаковы по своей продолжительности.
Во время разговора, особенно если это монолог, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха. Для этого вдыхают воздух носом, затем следует пауза, а после неё – выдох через рот, который получается намного длиннее, чем вдох. То есть на вдохе мы быстро набираем достаточное количество воздуха, а на выдохе постепенно его расходуем, тогда речь звучит красиво и плавно.
Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания.
Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время процесса говорения: говорить необходимо на выдохе, нельзя добирать воздух во время произнесения слов и фраз, речь должна быть плавной.
СЛАЙД 3
Дышать надо обязательно через нос, привычка дышать ртом очень вредно сказывается на человеческом организме, приводя ко многим заболеваниям. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидов, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний, заикания.
Неправильное речевое дыхание часто приводит:
- К слабому вдоху и выдоху, что ведет к тихой, едва слышимой речи (часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных)
- Нарушению плавности речи
- Ослаблению громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз
- Нечеткому произношению слов "заглатыванию” конца слов или фраз
- К неумелому распределению дыхания, т.е. ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – дем гулять)
- К торопливому произнесению фраз без перерыва и на вдохе, с "захлебыванием”.
- Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
- Таким образом, дошкольникам с речевыми нарушениями прежде всего необходимо развивать объем лёгких и формировать грудобрюшной тип дыхания.
СЛАЙД 4
Дыхательная гимнастика представляет собой специально разработанные упражнения для развития дыхательной системы и направлена на укрепление здоровья и улучшения общего физического состояния ребенка.
СЛАЙД 5
Можно выделить два аспекта комплексного воздействия на дыхательную систему.
1 - Участие в процессе коррекции разных специалистов: воспитателя, логопеда, муз. руководителя, инструктора по физической культуре и
2 - Использование дыхательных упражнений в разных режимных моментах: Самостоятельная деятельность в речевом уголке, Во время прогулок, На занятиях
СЛАЙД 6
Правила для выполнения дыхательных упражнений:
- помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики
- не заниматься сразу после приема пищи (через 30 – 40 минут);
- не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии;
- не переутомлять ребенка, дозировать темп и количество упражнений
(упражнение повторять не более 3-5 раз);
- осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи);
- следить: вдох через нос, выдох осуществляется ртом; губы при выдохе немного открыты («трубочкой»); выдох должен быть продолжительный и плавный; не поднимать плечи; не надувать щеки при выдохе.
- предметы, предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка.
СЛАЙД 7
Работа по формированию правильного речевого дыхания проводится в определённой последовательности:
1 этап: формирование диафрагмального (физиологического) дыхания
2 этап: обучение детей умению дифференцировать вдох и выдох через нос и рот (по схеме).
3 этап: формируем целенаправленную воздушную струю, вырабатываем сильный плавный удлинённый выдох.
СЛАЙД 8
Диафрагмальное (физиологическое) дыхание позволяет увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, экономный выдох.
(проводятся педагогами на занятиях и в режимных моментах)
Игры-упражнения, направленные на развитие диафрагмального дыхания:
«Покатай игрушку» (ребенок лежит на спине, на живот положить мягкую игрушку; на вдох игрушка поднимается, на выдох опускается),
«Шарик» (выполняется сидя на стуле или стоя, левая рука на животе),
«Задуй упрямую свечу» (в правой руке полоски бумаги, левая рука на животе; медленно подуть на полоски бумаги, «гасить свечу»),
«Собачка дышит» (рука на животе; положить широкий язык на нижнюю губу; сделать несколько интенсивных вдохов и выдохов; ладонью ощутить движение диафрагмы)
СЛАЙД 9
При формировании речевого дыхания решаются задачи:
- Формирование целенаправленной воздушной струи
- Выработка сильного плавного удлинённого выдоха
- Развитие и тренировка речевого дыхания в процессе произнесения слогов, слов, фраз и предложений.
- Тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста
(стихи, рассказы, песни).
СЛАЙД 10,11,12
Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха:
“Снежинки” (сдувание со стола комочков ваты),
“Султанчик”, “Ветряная мельница” (вращение ветряных игрушек),
“Цветочек” сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек,
“Покатай катушку, палочку” (детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через нос, прокатить по гладкой поверхности катушку или палочку),
“Загони мяч в ворота” (через короткую трубочку дети задуть ватный шарик между двумя кубиками),
Пускание мыльных пузырей,
«Морской бой» (поддувание плавающих в воде бумажных корабликов),
«Бабочка, лети!», «Чья птичка дальше улетит?» (дутье на бумажные и пластмассовые фигурки на столе), и др.
СЛАЙД 13
Игры-упражнения, направленные на развитие речевого дыхания.
1. Озвученный выдох – на плавном длительном выдохе произнести:
- отдельные гласные и согласные звуки («Паровоз гудит», «Заблудились», «Гусь шипит», «Пчела жужжит», «Комар звенит», «Насос» и т.д.);
- слитное произнесение рядов гласных звуков и прямых слогов с постепенным наращиванием их количества («Лесенка», «Радист» и т.д.);
- «Пропавшие звуки» (по беззвучной артикуляции взрослого догадаться и озвучить 2-3 гласных звука).
2. Развитие речевого дыхания в процессе произнесения слогов, слов, фраз, текста:
- Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет может быть прямым и обратным (1-2-3-4-5 или 5-4-3-2-1).
- По аналогии перечислять дни недели, названия месяцев, времена года
- Наращивание слов в предложении. Падают листья. Падают желтые листья.
Падают и кружатся желтые листья.
СЛАЙД 14
При хорошо развитом речевом дыхании ребенок правильно на одном выдохе говорит длинные предложения, умеет правильно читать стихи, после каждой фразы беря дыхание, а не в середине.
СЛАЙД 14
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/19/picture-40069-1555703604.jpg)
Консультация для родителей: «Игра как средство развития речи ребенка 3 -4 лет»
Значение игры в развитии мелкой моторики рук, образного мышления, связной речи детей. Примерные игры и упражнения, которые могут использовать родители в домашних условиях....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/27/picture-1108448-1548596843.jpg)
Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей"
Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детейРечь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вмест...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/19/picture-995495-1537379830.jpg)
Консультация для родителей: «Игра как средство развития речи ребенка 3 -4 лет»
laquo;Именно на игре словом ребёнок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».М.Горький...
Консультация для родителей младшей группы. «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»
laquo;Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью, разв...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/03/picture-1182072-1572750797.jpg)
Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»
При занятиях пальчиковой гимнастикой дошкольник как бы запускает процесс для активации развития центров головного мозга. Пальчиковая гимнастика развивает речь дошкольника....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/17/picture-1094405-1710690279.jpg)
Мастер-класс для родителей "Дыхательная гимнастика как средство развития речи ребенка"
Мастер-класс для родителей "Дыхательная гимнастика как средство развития речи ребенка" позволяет показать, как быстро и легко из простых материалов сделать тренажер на дыхание для ребенка....