Тема:"Дыхательная гимнастика как средство развития речи"
консультация по логопедии

Осинцева Ирина Алексеевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyhat._gimnastika.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Дыхательная гимнастика как средство развития речи

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Стоит отметить, что с каждым годом количество детей с нарушениями речи заметно выросло. Это связано с различными факторами развития ребенка: неблагоприятные воздействия окружающей среды, патологии внутриутробного развития, первые годы жизни ребенка, а также речевой культурой, в которой воспитывается ребенок. Смазанная, непонятная речь затрудняет общение не только с взрослыми, но и со сверстниками, накладывая отпечаток на черты характера ребёнка. Дети с речевыми нарушениями более замкнутые, проявляют негативизм, раздражительность.

Первостепенной задачей, стоящей перед педагогами – это раннее выявление речевых нарушений и их своевременная коррекция. Воспитание правильной речи невозможно при развитии только одного компонента, коррекция должна строиться на работе над всеми компонентами речи: просодикой, звукопроизношением, лексико-грамматическим строем , слоговой структурой слова, связной речью, а также развитием психический функций: внимание, память, мышление.

Важную роль играет эмоциональный настрой ребенка, его желание активно включаться в работу, способность проявлять волевые усилия для достижения поставленной цели. Игровой метод даёт наиболее эффективный результат, поэтому работу необходимо строить на различных играх, сказках, инсценировках, что способствует развитию выразительности речи и обогащению словаря.

Для успеха коррекционной логопедической работы необходима совокупность целого ряда факторов: достаточная сформированность основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), познавательный интерес и активность ребенка, хорошо развитая общая, тонкая и артикуляционная моторика, пространственная ориентировка, а также правильно поставленное дыхание.

На постановке правильного речевого дыхания  остановимся отдельно. Именно это является энергетической основой речи. Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков за счёт нормального звукообразования, достаточную громкость, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и её выразительности. Дыхательная гимнастика позволяет выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю – это позволяет ребёнку более быстро освоить труднопроизносимые звуки.

Следует напомнить, что при постановке правильного дыхания существуют общие правила выполнения упражнений:

-заниматься в хорошо проветренном помещении при t 18-20 градусов.

-одежда не должна сковывать движения.

-не заниматься сразу после приема пищи.

-при заболевании органов дыхания в острой форме заниматься запрещено.

-сопроводительный текст произносит взрослый.

Необходимо следить за техникой выполнения упражнений:

- воздух набирать через нос:

- плечи не поднимать;

- выдох должен быть длинным и плавным;

- щеки не надувать;

- дозировать выполнение упражнений индивидуально, так как может закружиться голова.

Вот несколько дыхательных упражнений, которые можно использовать в работе.

«Дует с горки ветерок»

Язык принимает артикуляционную позу «горка». Сохраняя это положение языка подуть так, чтобы выходила холодная струя воздуха. Взрослый демонстрирует упражнение и предлагает детям самим его выполнить  и проверить поднесенной к губам ладонью, какой воздух (ветерок) выходит изо рта: теплый или холодный. Ладонь около рта следует держать вертикально.

Ветер дует-задувает,

Но ребят он не пугает.

«Попьём»

Вытянуть губы «трубочкой» и втянуть в себя воздух. Затем взрослый предлагает выполнить упражнение «Трубочка» и вновь повторить упражнение.

Пьёт апельсиновый сок

Из трубочки мамин сынок.

«Машина»

Подуть на сомкнутые и слегка расслабленные губы так, чтобы они начали вибрировать.

«Парашют»

Расслабленный язык положить на нижнюю губу. Поднести ладонь с комочком ваты к губам и подуть на комочек. При этом губы сложить в лёгкую улыбку, щёки не надувать.

Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут

Опустился парашют.

«Песенка воды»

Длительно произносить звук С. При этом губы сложить в улыбку, а языком упереться за нижние зубы. При правильной артикуляции поднесенная ко рту ладонь ощущает холодную струю воздуха. Предложите детям это проверить.

«Греем ручки»

Быстро тереть одна о другую ладони, затем поднести их к лицу и подышать на ладони со звуком Х. Взрослый спрашивает у детей: «Согрелись ручки?» Выполнять упражнение несколько раз.

«Холодный ветер»

Поднести ладонь к губам, широко улыбнувшись, длительно произносить звук С. Ладонь поднести ко рту, ощутить холодную струю воздуха.

 «Теплый ветерок»

Поднести ладонь к губам и, вытянув губы вперед в виде рупора, длительно произнести звук Ш. Ладонь поднести ко рту, ощутить теплую струю воздуха.

- А теперь ветерок стал теплым и ласковым. Всех вокруг обогреет, порадует: цветам расправит лепестки, пригладит травку на лугу, поможет птичкам на лету. Вот он какой.

«Душистый цветок»

Поднеси к носу цветок, и сделать глубокий вздох носом, а выдох ртом. Одновременно на выдохе произнести фразу:

Ах, как  пахнет!

 «Пар»

Несколько раз подряд произнеси звук П.

«В нем вода бурлит, кипит.

«Буль-буль»,- нам говорит.

Взрослый обращается по очереди к каждому из детей и просит повторить звукоподражание в разном ритме.

«Зайчишка - трусишка»

Делать глубокий вдох и медленный выдох через рот. Ладони положить на живот и следить за его движениями – увеличением в объеме при вдохе и уменьшением при выдохе.

Взрослый произносит текст:

В животе у зайки пусто.

Где б найти ему капусту?

- Ребята, давайте зайчика угостим. На, зайчик, капусту.

«Ёжик фыркает»

Несколько раз подряд произносить звук Ф. Для этого верхнюю губу приподнять, а нижней губой прикасаться к верхним зубам.

У меня в иголках шёрстка

И в норе запасов горстка.

Лучше ты меня не дрожь!

Я – колючий серый ёж!

«Футбол»

Из комочка ваты скатайте шарик – это мяч. Поставьте на некотором расстоянии друг от друга два кубика – это ворота. Ребёнок дует на мяч, пытаясь забить гол. Комочек ваты должен оказаться между двумя кубиками.

«Шторм в стакане»

Вам понадобится трубочка для коктейля и стакан с чистой водой. Посередине широкого языка кладется трубочка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребёнок дует через трубочку, чтобы вода бурлила. Следите, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижны.

Существует огромное множество игр и упражнений на развитие правильного дыхания с предметами (бутылочки, трубочки, мячики, салфетки и т. д.) и без предметов. Использование в своей работе упражнений на постановку правильного дыхания позволяет сделать  работу над  развитием речи более эффективной и заметно ускорить коррекцию звукопроизношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика как средство развития речи

Дыхательная гимнастика как средство развития речиПравильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Наша речь осуществляется б...

Дыхательная гимнастика как средство развития речи

В своей работе мы ежедневно применяем дыхательную гимнастику, которая позволяет выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю. Это позволяет ребенку...

Мастер класс на тему:"Дыхательная гимнастика как средство развития речи дошкольников"

Программное содержаниеЦель. Развивать речь дошкольников (обеспечивать нормальное звукообразование, громкость речи, соблюдение  пауз, сохранять плавность речи и ее интонационную выразительнос...

Дыхательная гимнастика как средство развития речи

Дыхательная гимнастика, как средство развития речи. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Стоит отметить, что с каждым годом количество детей с н...

Консультация для педагогов "Дыхательная гимнастика как средство развития речи ребенка"

Развитие дыхания один из важных этапов в формировании речи ребенка. Поэтому среди различных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхате...

Дыхательная гимнастика как средство развития речи.

Консультация для педагогов и родителей....

Консультация для родителей "Дыхательная гимнастика как средство развития речи"

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система -это  энергитическая база для речевой системы....