Дыхательная гимнастика как средство развития речи
консультация по развитию речи
Дыхательная гимнастика, как средство развития речи.
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Стоит отметить, что с каждым годом количество детей с нарушениями речи заметно выросло. Это связано с различными факторами развития ребенка: неблагоприятные воздействия окружающей среды, патологии внутриутробного развития, первые годы жизни ребенка, а в том числе, речевой культурой, в которой воспитывается ребенок. Смазанная, непонятная речь затрудняет общение не только с взрослыми, но и со сверстниками, накладывая отпечаток на черты характера ребенка. Дети с речевыми нарушениями более замкнутые, проявляют негативизм, раздражительность.
Первостепенной задачей, стоящей перед педагогами – это раннее выявление речевых нарушений и их своевременная коррекция. Воспитание правильной речи невозможно при развитии только одного компонента речи, коррекция речи должна строиться на работе над всеми компонентами речи: просодика, звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, слоговая структура слова, развитие связной речи, а также развитие психический функций: внимание, память, мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhatelnaya_gimnastika_kak_sredstvo_razvitiya_rechi.docx | 15.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Дыхательная гимнастика как средство развития речи
Дыхательная гимнастика, как средство развития речи.
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Стоит отметить, что с каждым годом количество детей с нарушениями речи заметно выросло. Это связано с различными факторами развития ребенка: неблагоприятные воздействия окружающей среды, патологии внутриутробного развития, первые годы жизни ребенка, а в том числе, речевой культурой, в которой воспитывается ребенок. Смазанная, непонятная речь затрудняет общение не только с взрослыми, но и со сверстниками, накладывая отпечаток на черты характера ребенка. Дети с речевыми нарушениями более замкнутые, проявляют негативизм, раздражительность.
Первостепенной задачей, стоящей перед педагогами – это раннее выявление речевых нарушений и их своевременная коррекция. Воспитание правильной речи невозможно при развитии только одного компонента речи, коррекция речи должна строиться на работе над всеми компонентами речи: просодика, звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, слоговая структура слова, развитие связной речи, а также развитие психический функций: внимание, память, мышление.
Важную роль играет эмоциональный настрой ребенка, его желание активно включаться в работу, способность проявлять волевые усилия для достижения поставленной цели. Игровой метод дает наиболее эффективный результат, поэтому свою работу я строю на различных играх, сказках, инсценировках, что способствует развитию выразительности речи, обогащению словаря.
Для успеха коррекционной логопедической работы необходима совокупность целого ряда факторов: достаточная форсированность основных психических процессов (внимания, памяти, мышления, познавательных интересов и активность ребенка, хорошо развитой общей, тонкой и артикуляционной моторики, пространственная ориентировка, а также правильно поставленное дыхание.
На постановке правильного дыхания, я хочу остановиться отдельно. Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков, за счет нормального звукообразования, достаточной громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и её выразительности. Дыхательная гимнастика позволяет выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю – это позволяет ребенку более быстро освоить труднопроизносимые звуки.
Следует напомнить, что при постановке правильного дыхания существуют общие правила выполнения упражнений:
-заниматься в хорошо проветренном помещении, при t 18-20 градусов.
-одежда не должна сковывать движения.
-не заниматься сразу после приема пищи.
-при заболевании органов дыхания в острой форме заниматься запрещено.
-сопроводительный текст произносит взрослый.
Необходимо следить за техникой выполнения упражнений:
-воздух набирать через нос.
-плечи не поднимать.
-выдох должен быть длинным и плавным.
-щеки не надувать.
-дозировать выполнение упражнений (индивидуально, так как может закружиться голова.
Предлагаю вашему вниманию несколько дыхательных упражнений, которые можно использовать в работе.
«Дует с горки ветерок»
Язык принимает артикуляционную позу «горка». Сохраняя это положение языка. Подуть так, чтобы выходила холодная струя воздуха. Взрослый демонстрирует упражнение и предлагает детям самим выполнить дыхательное упражнение и проверить поднесенной к губам ладонью, какой воздух (ветерок) выходит изо рта: теплый или холодный. Ладонь около рта следует держать вертикально.
Ветер дует-задувает,
Но ребят он не пугает.
«Попьем»
Вытянуть губы «трубочкой» и втянуть в себя воздух. Затем взрослый предлагает выполнить упражнение «Трубочка» и вновь повторить упражнение.
Пьет апельсиновый сок
Из трубочки мамин сынок.
«Машина»
Подуть на сомкнутые и слегка расслабленные губы так, чтобы они начали вибрировать.
Ехал, ахал, до реки доехал.
Как перебраться на другой берег?
Кругом вода, одна вода.
Поплыл на лодочке туда.
Бегает в калошах
Быстрее, чем лошадь.
«Парашют»
Поднести ладонь с комочком ваты к губам и подуть на комочек. При этом губы сложить в легкую улыбку, щеки не надувать.
Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут
Опустился парашют.
«Песенка воды»
Длительно произносить звук С. При этом губы сложить в улыбку, а языком упереться в нижние зубы. При правильной артикуляции поднесенная ко рту ладонь ощущает холодную струю воздуха. Предложите детям проверить, какая струя воздуха выходит изо рта – теплая или холодная.
Квакают у ручья лягушки:
«Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит».
«Греем ручки»
Быстро тереть одна о другую ладони, затем поднести их к лицу и подышать на ладони со звуком Х. Взрослый спрашивает у детей: «Согрелись ручки? » Выполнять упражнение несколько раз.
«Холодный ветер»
Поднести ладонь к губам, широко улыбнувшись, длительно произносить звук С. Ладонь поднести ко рту, ощутить холодную струю воздуха.
«Зимой ветер был холодный, неласковый Вот такой».
«Теплый ветерок»
Поднести ладонь к губам и, вытянув губы вперед в виде рупора, длительно произнести звук Ш. Ладонь поднести ко рту, ощутить теплую струю воздуха.
«А теперь ветерок стал теплым и ласковым. Всех вокруг обогреет, порадует: цветам расправит лепестки, пригладит травку на лугу, поможет птичкам на лету. Вот он какой».
«Душистый цветок»
Поднеси к носу цветок, и сделать глубокий вздох носом, а выдох ртом. Одновременно на выдохе произнести фразу:
Ах, как приятно пахнет!
А кто это летит –
Крылышками машет,
Над цветочком пляшет?
«Пар»
Несколько раз подряд произнеси звук П.
«В нем вода бурлит, кипит.
«Буль-буль», - нам говорит.
Взрослый обращается по очереди к каждому из детей и просит повторить звукоподражание в разном ритме.
«Зайчишка - трусишка»
Делать глубокий вдох и медленный выдох через рот. Ладони положить на живот и следить за его движениями – увеличение в объеме при вдохе и уменьшением при выдохе.
Взрослый произносит текст:
В животе у зайки пусто.
Где б найти ему капусту?
Ребята, давайте зайчика угостим. На, зайчик, капусту»
«Ежик фыркает»
Несколько раз подряд произносить звук Ф. Для этого верхнюю губу приподнять, а нижней губой прикасаться к верхним зубам.
У меня в иголках шерстка
И в норе запасов горстка.
Лучше ты меня не дрожь!
Я – колючий серый еж!
«Футбол»
Из комочка ваты скатайте шарик – это мяч. Поставьте на некотором расстоянии друг от друга два кубика – это ворота. Ребенок дует на мяч, пытаясь забить гол. Комочек ваты должен оказаться между двумя кубиками.
«Шторм в стакане»
Вам понадобиться трубочка для коктейля и стакан с чистой водой. Посередине широкого языка кладется трубочка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через трубочку, чтобы вода бурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
Существует огромное множество игр и упражнений на развитие правильного дыхания с предметами (бутылочки, трубочки, мячики, салфетки и т. д.) и без предметов. Используя в своей работе упражнений на постановку правильного дыхания, позволяет сделать работу по развитию речи более эффективной и заметно ускорить коррекцию звукопроизношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дыхательная гимнастика как средство развития речи
Дыхательная гимнастика как средство развития речиПравильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Наша речь осуществляется б...
Тема:"Дыхательная гимнастика как средство развития речи"
Консультация для педагогов...
Дыхательная гимнастика как средство развития речи
В своей работе мы ежедневно применяем дыхательную гимнастику, которая позволяет выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю. Это позволяет ребенку...
Мастер класс на тему:"Дыхательная гимнастика как средство развития речи дошкольников"
Программное содержаниеЦель. Развивать речь дошкольников (обеспечивать нормальное звукообразование, громкость речи, соблюдение пауз, сохранять плавность речи и ее интонационную выразительнос...
Консультация для педагогов "Дыхательная гимнастика как средство развития речи ребенка"
Развитие дыхания один из важных этапов в формировании речи ребенка. Поэтому среди различных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхате...
Дыхательная гимнастика как средство развития речи.
Консультация для педагогов и родителей....
Консультация для родителей "Дыхательная гимнастика как средство развития речи"
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система -это энергитическая база для речевой системы....