Методическая разработка "Режим дня в ДОУ - путь к здоровью малыша"
методическая разработка

Торопова Светлана Николаевна

Одним из важнейших условий воспитания здоровых, жизнерадостных детей является организация правильного режима, т.е. четкого распорядка дня.

Если жизнь ребенка проходит по режиму, т.е. играет, ест и спит в одно и то же время, это помогает воспитывать его здоровым и спокойным.

Наоборот, если ребенка окружает беспорядок, режим дня не выполняется, ребенок растет неряшливым, капризным, с неустойчивой нервной системой. Такого ребенка приходится ежедневно уговаривать сесть за стол, лечь спать, пойти умываться и т.д. Эти уговоры обычно сопровождаются плачем ребенка и раздражением взрослых.

Режим дня в детском саду установлен на основе общепринятых норм, свойственных детям дошкольного возраста. Он обеспечивает правильную смену различных видов деятельности. Спокойные игры чередуются с подвижными и наоборот.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rezhim-put_k_zdorovyu.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Промышленновский детский сад № 1 «Рябинка»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«РЕЖИМ ДНЯ В ДОУ–

ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ МАЛЫША»

Автор-составитель: Торопова С.Н.,

Старший воспитатель

Промышленновский МО, 2020


Варианты режима дня

(по В.Г. Алямовской)

Для плохой погоды:

- организация прогулки в помещении (физкультурный и музыкальный залы хорошо проветриваются, в определенные для каждой группы часы, дети соответственно одетые, приходят в них поиграть, а в это время в групповой комнате проводится проветривание);

- смена помещений (можно пойти в гости в соседнюю группу или поменяться на время группами);

свободное перемещение детей по учреждению (на определенное время дети покидают групповую комнату и отправляются туда, где им больше нравиться; взрослые должны быть готовы к таким перемещен6иям и обеспечить им максимальную безопасность);

В дни карантинов и периодов повышенной заболеваемости.

В режиме дня выделяется время для осмотра детей, проведения профилактических мероприятий. Обязательно снижается физическая и интеллектуальная нагрузки, поскольку нельзя с уверенностью сказать, что все дети здоровы. Велика вероятность скрытого, инкубационного периода болезни. Увеличивается время пребывания детей на воздухе.

Режим свободного посещения детского сада.

Данный режим устанавливается на основании договора с родителями. В этом случае условие родителям может быть поставлено одно – поднимать ребенка утром в одно и то же время, чтобы не нарушать жизненный ритм. Дети, привыкшие вставать в разное время, с трудом адаптируются впоследствии к школьной жизни, так как организм настраивается на новый ритм более полугода.

Комфортная организация режимных моментов.

Этот вариант подразумевает набор технологий организации режимных процессов: приема пищи, сборов на прогулку, укладывания спать, проведения закаливающих процедур и др. Главное при этом – умелый выбор модели общения, способствующий психологическому комфорту ребенка, не подавляющий его свободу и индивидуальность.

Каникулы.

Это организация жизни детей в определенные временные периоды, способствующая снятию накопившегося утомления, предупреждающая возможные психоэмоциональные срывы. Технологически данный режим представляет собой набор сценариев деятельности детей на 3-5 дней. Каждый день приносит детям какой-либо сюрприз.


Правила при проведении режимных процессов

  1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании).
  2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
  3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах, поощрение самостоятельности и активности.
  4. Формирование культурно-гигиенических навыков.
  5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;
  6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  7. Спокойный и доброжелательный тон общения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависит от состояния нервной системы.

Правила приучения детей к режиму

  1. В помещении группы повесьте красочный плакат, отображающий режимные моменты.
  2. Утром необходимо сообщать детям, чем они будут заниматься в течении дня.
  3. Переход от одного режимного момента, от одного вида деятельности к другому может сопровождаться музыкой.
  4. О перемене деятельности следует  сообщать детям заблаговременно, за 5-7 минут.
  5. После сообщения о том или ином режимном моменте, смене деятельности, следует дать возможность детям к этому подготовиться. Подготовка может заключаться в дыхательных упражнениях или декламации стихов.

Виды двигательной активности

Виды двигательной активности

Время проведения

Организатор

Утренняя гимнастика

Ежедневно перед завтраком

Воспитатели, инструктор по физкультуре

НОД Физическая культура

3 раза в неделю

Воспитатели, инструктор по физкультуре

Оздоровительные занятия

1 раз в неделю (вечером)

Воспитатель

НОД Музыка

2 раза в неделю

Муз. руководитель

Динамические паузы:

  • физминутки,
  • логоритмическая гимнастика,
  • пальчиковые игры,
  • телесные игры

Ежедневно на НОД

Воспитатели

Профилактическая гимнастика:

  • массаж,
  • самомассаж,
  • гимнастика для глаз,
  • дыхательная гимнастика

Ежедневно (перед прогулкой, перед сном, в свободной деятельности)

Воспитатели

Дозированные бег и ходьба на прогулке

Ежедневно (утром и вечером)

Воспитатели

Игры-хороводы

Ежедневно

Воспитатели

«Психологические минутки»:

  • релаксация,
  • саморегуляция,
  • психологические игры,
  • речевые настройки

Ежедневно перед завтраком, дневным сном, перед занятием

Воспитатели

Бодрящая гимнастика

Ежедневно после сна

Воспитатели

Познавательный досуг

1 раз в 2 месяца

Воспитатели

Физкультурный праздник

1 раз в полгода

Воспитатели, инструктор по физкультуре, муз. руководитель

День здоровья

1 раз в квартал

Воспитатели, инструктор по физкультуре, муз. руководитель

Неделя здоровья

Последняя неделя марта (весенние каникулы)

Все работники ДОУ

Виды двигательной активности

Цель

Время в режиме дня

Речевые настройки

Формирование позитивного настроя, доброжелательного отношения детей друг к другу

После утреннего приема

Релаксация

Снимает психоэмоциональные напряжение детей, психическое и физическое утомление

Перед завтраком, перед занятием в перерыве или после занятий, после дневной прогулки, перед сном, перед вечерней прогулкой. Длительность от 2 до 7 минут

Саморегуляция                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Снять физическое и психическое напряжение, способствовать формированию у детей навыка саморегуляции, умению осознавать и контролировать свои эмоции

Вместо физминутки, в момент, когда необходимо собрать детей, организовать их на какой-либо вид деятельности. Может проводиться с подгруппой или индивидуально, для детей эмоциональное и психическое состояние которых этого требует. Продолжительность 1-2 минуты

Психологические игры

Способствуют объединению детей в группе, снимают конфликтность, воспитывают умение понимать чувства других людей и реагировать на них , корректировать нарушения поведения, формировать положительный психологический настрой. Психологическими можно называть любые игры, в которых решаются задачи социализации, психоэмоционального развития, сплочению коллектива детей.

В любое удобное для детей время.

Продолжительность от 5 до 20 минут.

Психогигиена ребенка

Задача психогигиены – своевременное прерывание нарушений эмоционального состояния детей.

Каждый дошкольный педагог должен быть психогогиенистом.

Основными обязанностями педагогов является:

  • Выявление факторов, способствующих возникновению и развитию дистрессовых ситуация;
  • Применение психолого – педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффектных проявлений, прежде всего у гиперактивных детей;
  • Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня;
  • Создание благоприятного психологического климата в ДОУ и по возможности в семье.

Созданию атмосферы любви и жизнерадости способствуют правила:

  • Научить встречать грядущий день только с улыбкой и хорошими мыслями ( «Я люблю себя, я люблю друзей, я люблю мир!»);
  • Атмосфера добра;
  • Плохие поступки детей надо осмыслить, сделать выводы и забыть о них;
  • Уделить внимание удачам.

В моменты неудач и неприятностей, необходимо научить детей настраиваться на положительные иллюзии, красивые фантазии.


Психогигиенические мероприятия

на занятиях и в режиме дня

Младшая группа

(3-4 года)

Содержание

Организационно-методические указания

1. Утренний прием:

а) функциональная музыка;

б) элементы слово-, сказко-, арттерапии

а) успокаивающая, ласковая музыка, звучание тихое;

б) использование потешек, сказок, стихов, шуток, поговорок; кукольного, пальчикого, настольного театра; голос воспитателя ласковый, выражение лица доброжелательное

2. Умывание и утренняя гимнастика:

а) мытье рук с произнесением потешек

б) комплекс ОРУ

а) использование стихов и потешек, побуждающих производить гигиенические мероприятия, стимуляцию с помощью самомассажа;

б) подбор комплексов ОРУ игрового характера, использование игрушек и атрибутов.

3. Свободная деятельность:

а) словотерапия

б) арттерапия

в) игровая деятельность

г) индивидуальная работа

а) чтение сказок, стихов, беседы с малышами;

б) обыгрывание сюжетов сказок, совместное пение; настольный пальчиковый, кукольный театр, ряженье;

в) настольные игры, игры с любимыми игрушками;

г) использование слово-, арттерапии.

4. Завтрак

а) эстетическое оформление блюд;

б) спокойный тон воспитателя и младшего воспитателя

в) гигиеническое полоскание рта

а) привлечение к эстетическому оформлению блюд младшего воспитателя;

б) пояснение, какие блюда на столе, чем полезны, при необходимости докармливать детей;

в) рассказ о необходимости, пользе полоскании рта.

5. Непосредственно образовательная деятельность

а) динамические

б) занятия со статическим положением тела

а) НОД с сюжетом, создание благоприятного эмоционального фона, достижение эффекта «Мышечной радости», радости  от пения, танца, игры и т.п. Использование психогимнастики, артикуляционной, звуковой и пальчиковой гимнастики; релаксация; функциональная музыка;

б) использование элементов сказкотерапии, физкультминутки, игровые и двигательные задания; достижение эффекта «радости» от участия.

6. Свободная деятельность

См. п.3

7. Подготовка к прогулке, прогулка:

а) одевание;

б) наблюдение

в) игры (подвижные, индивидуальные)

г) хождение по дорожкам, хороводы вокруг деревьев;

д) хождение босиком, воздушные и солнечные ванны;

е) зимние забавы;

ж) дыхательные и физические упражнения

з) создание хорошего настроения, благоприятного психоэмоциональгного состояния

а) использование приемов, предложенных в пункте 1 (а, б);

б) использование приемов, предложенных в пунктах 1 (б), 3 (б), 4

в) подвижные игры, психогимнастические этюды и приемы из пунктов 1 (б), 3 (б);

г) хождение по ранее обследованным тропинкам, общение с живой и неживой природой;

д) в летнее время на ранее обследоваемой почве, дозируется пребывание на солнце согласно возрасту и индивидуальным особенностям;

е) в зимнее время: игры со снегом, катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам;

ж) строго дозированы в соответствии с возрастом, состоянием здоровья, временем года, обучение детей носовому дыханию во время прогулок и физических упражнений;

з) умелое использование всех перечисленных выше методов и приемов

8. Возвращение с прогулки

См. пункт 1 (б)

9. Подготовка к обеду, обед

См. пункты 2 (а), 4 (а, б, в)

10. Подготовка ко сну, сон:

а) закаливающие мероприятия;

б) чтение стихов, коротких сказок, пение колыбельных;

в) функциональная музыка;

г) разрешение брать с собой игрушки;

д) укрытие и поглаживание детей

е) сон в хорошо проветриваемом помещении;

ж) соблюдение тишины;

з) постепенное пробуждение и подъем с использованием функциональной музыки;

и) хождение  по ребристой доске или дорожке «Здоровье»

к) одевание

а) проведение до и после сна; хождение по дорожке «Здоровье», воздушное и водное закаливание, элементы самомассажа и т.п.

б) подбор художественных произведений со спокойным сюжетом, голос ровный, спокойный;

в) см.пункт 1 (а)

г) укладывание любимых игрушек спать, пояснение необходимости сна;

д) укрывание с проговариванием ласковых слов, поглаживание по спине, голове (одомашнивание ситуации)

е) проветривание в период прогулки детей

ж) соблюдение всеми сотрудниками и посетителями ДОУ тишины во время «тихого часа»

з) пробуждение  и подъем с учетом индивидуальных особенностей, под музыку «Пробуждения», под одни и те же слова воспитателя (музыка и слова всегда одни и те же, могут меняться через длительный срок);

и) элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия, закаливающая процедура (рекомендуется проводить 2-3 раза в день)

к) см. пункт 1 (б)

11. Полдник

См. пункт 4 (а, б, в, г )

12. Подготовка к прогулке, прогулка

См. пункт 7 (а, б, в, г)

13. Ужин

См. пункт 4 (а, б, в, г)

14. Вечер

См. пункт 3 (а, б, в, г)


Психогигиенические мероприятия

на занятиях и в режиме дня

Средняя группа

(4-5 года)

Содержание

Организационно-методические указания

1. Утренний прием:

а) функциональная музыка;

б) элементы слово-, сказко-, арттерапии

в) игровая деятельность

а) спокойная музыка, звучание тихое (классические произведения, современные мелодии);

б) использование художественных произведений, потешек, сказок, стихов, шуток, поговорок; кукольного, пальчикого, настольного театра; голос воспитателя ласковый, выражение лица доброжелательное

в) создание благоприятной окружающей и психоэмоциональной среды для совместной игровой деятельности

2. Умывание и утренняя гимнастика:

а) мытье рук с самомассажем

б) комплекс ОРУ

в) обучение точечному массажу

а) оказание благоприятного воздействия на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев: сердце, легкие, печень, кишечник;

б) подбор игровых  комплексов, с включением дыхательных упражнений, упражнений на формирование осанки, психогимнастических этюдов;

в) нахождение точек и их правильное массирование

3. Свободная деятельность:

а) словотерапия

б) арттерапия

в) игровая деятельность

г) индивидуальная работа

а) чтение сказок, стихов, беседы с детьми;

б) обыгрывание сюжетов сказок, совместное пение; настольный пальчиковый, кукольный театр, ряженье;

в) свободная игровая деятельность, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, настольные игры, игры с любимыми игрушками, способствующие улучшению психического и физического здоровья детей;

г) использование слово-, арттерапии, сказкотерапии.

4. Завтрак

а) эстетическое оформление блюд;

б) спокойный тон воспитателя и младшего воспитателя

в) гигиеническое полоскание рта

а) привлечение к эстетическому оформлению блюд младшего воспитателя;

б) пояснение, какие блюда на столе, чем полезны, воспитатель и младший воспитатель учат правильно пользоваться столовыми приборами;

в) обучение правильному полосканию рта, рассказ о необходимости, пользе процедуры.

5. Непосредственно образовательная деятельность

а) динамические

б) занятия со статическим положением тела

а) использование НОД всех типов, создание благоприятного эмоционального фона, достижение эффекта «Мышечной радости», радости  от пения, танца, игры и т.п. Использование психогимнастики, артикуляционной, звуковой и пальчиковой гимнастики; релаксация; функциональная музыка;

б) НОД с включением двигательных компонентов; включение в НОД  элементов психогигиенической направленности: дыхательные упражнения, звукоподражание, арттерапия, психогимнастические этюды, элементы релаксации и аутотренинга, создание положительного эмоционального настроя; использование функциональной музыки

6. Свободная деятельность

а) игры средней подвижности, игры с правилами

б) индивидуальная работа

а) См. пункт3 (в)

б) См. пункт 3 (г)

7. Подготовка к прогулке, прогулка:

а) одевание;

б) наблюдение

в) игры (подвижные, индивидуальные)

г) трудовые поручения

д) хождение босиком, воздушные и солнечные ванны;

е) зимние забавы;

ж) дыхательные и физические упражнения

з) создание хорошего настроения, благоприятного психоэмоциональгного состояния

а) беседы, обучение самообслуживанию, использование музыкотерапии, совместного пения;

б) формирование умения радоваться окружающему миру, видеть красоту в окружающем, учить бережному отношению к природе,

в) подвижные и спокойные игры на коррекцию основных видов движения и психоэмоционального состояния; создание среды, активизирующей двигательную активность: классики, дорожки, лесенки и т.д.; обеспечение детей атрибутами, развивающими двигательные способности детей: скакалки, обручи, ракетки и т.д.

г) создание условий для трудовых  поручений, воспитание трудолюбия;

д) в летнее время хождение по траве, песку, камушкам (закаливание, профилактика плоскостопия, элементы рефлексотерапии);

е) в зимнее время: игры со снегом, катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам;

ж) строго дозированы в соответствии с возрастом, состоянием здоровья, временем года, обучение детей носовому дыханию во время прогулок и физических упражнений;

з) умелое использование всех перечисленных выше методов и приемов

8. Возвращение с прогулки

См. пункт 7 (а)

9. Подготовка к обеду, обед

См. пункты 2 (а), 4 (а, б, в)

10. Подготовка ко сну, сон:

а) закаливающие мероприятия;

б) чтение стихов, коротких сказок, пение колыбельных;

в) функциональная музыка;

г) укрытие и поглаживание детей

д) сон в хорошо проветриваемом помещении;

е) соблюдение тишины;

ж) постепенное пробуждение и подъем с использованием функциональной музыки;

з) гимнастика «пробуждения» или комплекс упражнений (традиционный)

и) одевание

а) проведение до и после сна; хождение по дорожке «Здоровье», воздушное и водное закаливание, элементы самомассажа и т.п.

б) подбор художественных произведений со спокойным сюжетом, голос ровный, спокойный;

в) см.пункт 1 (а)

г) укрывание с проговариванием ласковых слов, поглаживание по спине, голове (одомашнивание ситуации)

д) проветривание в период прогулки детей

е) соблюдение всеми сотрудниками и посетителями ДОУ тишины во время «тихого часа»

ж) пробуждение  и подъем с учетом индивидуальных особенностей, под музыку «Пробуждения», под одни и те же слова воспитателя (музыка и слова всегда одни и те же, могут меняться через длительный срок);

з) элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия, закаливающая процедура (рекомендуется проводить 2-3 раза в день)

и) закрепление навыков самообслуживания, создание хорошего настроения

12. Полдник

а) мытье рук;

б)  спокойная обстановка во время еды

в) гигиеническое полоскание рта

а) См. пункт 2 (а)

б) См. пункт 4 (б)

в) См. пункт 4 (в)

13. Подготовка к прогулке, прогулка

См. пункт 7 (а, б, в, г, д, е, ж, з)

14. Ужин

См. пункт 2 (а), 4 (а, б, в,)

15. Свободная деятельность

а) сюжетно-ролевые игры;

б) игры с правилами;

в) подвижные игры

г) индивидуальная работа;

д) игры драматизации

е) дидактические игры; психогимнастика

а-е) повышение общего жизненного тонуса, профилактика  и коррекция нервно-психических нарушений, развитие памяти, внимания, коррекция движений и других психических качеств; коррекционная работа по ЗУНам.

16. Вечер

См. пункт 15


Психогигиенические мероприятия

на занятиях и в режиме дня

Старшая и подготовительная группа

(5-7 года)

Содержание

Организационно-методические указания

1. Психогимнастика

Развитие психоэмоциональной сферы

2. Дыхательная гимнастика

Повышение жизненного тонуса, тренировка дыхательных мышц, мышц удерживающих осанку в физиологически правильном положении, профилактика простудных заболеваний органов дыхания, коррекция и реабилитация после ОРЗ, ОРВИ, гриппа и т.д., закрепление навыков правильного дыхания

3. Подвижные игры с оздоровительным эффектом

Развитие физических качеств, профилактика нарушений осанки, свода стопы, правильного дыхания, равновесия, быстроты реакции, ориентировки в пространстве; укреплении мышц ребенка

4. Элементы релаксации и аутотренинга

Формирование навыков расслабления и психомышечной тренировки, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения

 

5. Профилактические и коррекционные упражнения

Используются упражнения: профилактические и коррекционные для всех мышц (рук и плечевого пояса, мышц спины, брюшного пресса, дыхательных и формирующих осанку; мышц ног, свобода стопы и пальцев)

6. Точечный массаж и самомассаж

Воздействие на биологически активные точки (элементы рефлексотерапии)

7. Пальчиковая и артикуляционная гимнастика

Развитие мелкой моторики и артикуляционного аппарата, стимуляция речевых зон, профилактика простудных заболеваний

8. Арттерапия

Изодеятельность, хоровое пение, хореография; создание благоприятного психологического климата, оздоравливающие компоненты (дыхание, осанка, стопа, мелкая моторика, арт аппарат)

9. Режиссерская игра

10. Пешие переходы и малый туризм

Развитие двигательных возможностей, выносливость, создание радостного настроения от общения с природой

В старших группах проводятся те же мероприятия, что и в младших, го вводится больше упражнений на саморегуляцию, самоконтроль.


Основные компоненты режима дня

Длительность

(час)

Сон дневной

1,5-2 часа

Отрезки бодрствования

5-6 часов

Общее время прогулок

4-5 часов

Интервалы между приемами пищи

3-4 часа

Ночной сон

10-11 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта в первой младшей группе "Здоровый малыш-радость семьи"

Методическая разработка проекта по здоровьесбережению "Здоровый малыш-радость семьи"....

методическое пособие для педагогов и родителей Растим здоровым малыша

Материал из опыта работы , в данном пособии педагоги смогут найти описание гимнастики, которую можно использовать в работе с детьми, а также  комплексы зрительной, пальчиковой, дыхательной гимнас...

«Движение – путь к здоровью малышей.»

«Движение – путь к  здоровью малышей.»...

Методический паспорт проектной деятельности старшей группы «Игра-путь к здоровью!»

В методическом паспорте вы найдете цели, задачи и содержание проектной деятельности на тему "Игра - путь к здоровью!"...

Методический паспорт «Подвижные игры – путь к здоровью»

Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтомуотвечает законом, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка. Положительные имоции, творчество - важнейшие факторы оздоровления....

Методическая разработка "ГТО - Путь к здоровью и успеху"

Идея данной методической разработки возникла потому, что в настоящее время наблюдается недостаточная  осведомленность родителей о важности физического воспитания. Ведущим моментом здесь также явл...

ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ. РАСТИМ МАЛЫШЕЙ ЗДОРОВЫМИ!

Что  такое здоровый образ жизни?Это соблюдение режима, труда, отдыха, сна на основе требований суточного биоритма; двигательная активность, включающая систематические занятия ходьбой, оздоровител...