Методическая разработка "Режим дня в ДОУ - путь к здоровью малыша"
методическая разработка
Одним из важнейших условий воспитания здоровых, жизнерадостных детей является организация правильного режима, т.е. четкого распорядка дня.
Если жизнь ребенка проходит по режиму, т.е. играет, ест и спит в одно и то же время, это помогает воспитывать его здоровым и спокойным.
Наоборот, если ребенка окружает беспорядок, режим дня не выполняется, ребенок растет неряшливым, капризным, с неустойчивой нервной системой. Такого ребенка приходится ежедневно уговаривать сесть за стол, лечь спать, пойти умываться и т.д. Эти уговоры обычно сопровождаются плачем ребенка и раздражением взрослых.
Режим дня в детском саду установлен на основе общепринятых норм, свойственных детям дошкольного возраста. Он обеспечивает правильную смену различных видов деятельности. Спокойные игры чередуются с подвижными и наоборот.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rezhim-put_k_zdorovyu.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Промышленновский детский сад № 1 «Рябинка»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«РЕЖИМ ДНЯ В ДОУ–
ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ МАЛЫША»
Автор-составитель: Торопова С.Н.,
Старший воспитатель
Промышленновский МО, 2020
Варианты режима дня
(по В.Г. Алямовской)
Для плохой погоды:
- организация прогулки в помещении (физкультурный и музыкальный залы хорошо проветриваются, в определенные для каждой группы часы, дети соответственно одетые, приходят в них поиграть, а в это время в групповой комнате проводится проветривание);
- смена помещений (можно пойти в гости в соседнюю группу или поменяться на время группами);
свободное перемещение детей по учреждению (на определенное время дети покидают групповую комнату и отправляются туда, где им больше нравиться; взрослые должны быть готовы к таким перемещен6иям и обеспечить им максимальную безопасность);
В дни карантинов и периодов повышенной заболеваемости.
В режиме дня выделяется время для осмотра детей, проведения профилактических мероприятий. Обязательно снижается физическая и интеллектуальная нагрузки, поскольку нельзя с уверенностью сказать, что все дети здоровы. Велика вероятность скрытого, инкубационного периода болезни. Увеличивается время пребывания детей на воздухе.
Режим свободного посещения детского сада.
Данный режим устанавливается на основании договора с родителями. В этом случае условие родителям может быть поставлено одно – поднимать ребенка утром в одно и то же время, чтобы не нарушать жизненный ритм. Дети, привыкшие вставать в разное время, с трудом адаптируются впоследствии к школьной жизни, так как организм настраивается на новый ритм более полугода.
Комфортная организация режимных моментов.
Этот вариант подразумевает набор технологий организации режимных процессов: приема пищи, сборов на прогулку, укладывания спать, проведения закаливающих процедур и др. Главное при этом – умелый выбор модели общения, способствующий психологическому комфорту ребенка, не подавляющий его свободу и индивидуальность.
Каникулы.
Это организация жизни детей в определенные временные периоды, способствующая снятию накопившегося утомления, предупреждающая возможные психоэмоциональные срывы. Технологически данный режим представляет собой набор сценариев деятельности детей на 3-5 дней. Каждый день приносит детям какой-либо сюрприз.
Правила при проведении режимных процессов
- Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании).
- Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
- Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах, поощрение самостоятельности и активности.
- Формирование культурно-гигиенических навыков.
- Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;
- Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Спокойный и доброжелательный тон общения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависит от состояния нервной системы.
Правила приучения детей к режиму
- В помещении группы повесьте красочный плакат, отображающий режимные моменты.
- Утром необходимо сообщать детям, чем они будут заниматься в течении дня.
- Переход от одного режимного момента, от одного вида деятельности к другому может сопровождаться музыкой.
- О перемене деятельности следует сообщать детям заблаговременно, за 5-7 минут.
- После сообщения о том или ином режимном моменте, смене деятельности, следует дать возможность детям к этому подготовиться. Подготовка может заключаться в дыхательных упражнениях или декламации стихов.
Виды двигательной активности
Виды двигательной активности | Время проведения | Организатор |
Утренняя гимнастика | Ежедневно перед завтраком | Воспитатели, инструктор по физкультуре |
НОД Физическая культура | 3 раза в неделю | Воспитатели, инструктор по физкультуре |
Оздоровительные занятия | 1 раз в неделю (вечером) | Воспитатель |
НОД Музыка | 2 раза в неделю | Муз. руководитель |
Динамические паузы:
| Ежедневно на НОД | Воспитатели |
Профилактическая гимнастика:
| Ежедневно (перед прогулкой, перед сном, в свободной деятельности) | Воспитатели |
Дозированные бег и ходьба на прогулке | Ежедневно (утром и вечером) | Воспитатели |
Игры-хороводы | Ежедневно | Воспитатели |
«Психологические минутки»:
| Ежедневно перед завтраком, дневным сном, перед занятием | Воспитатели |
Бодрящая гимнастика | Ежедневно после сна | Воспитатели |
Познавательный досуг | 1 раз в 2 месяца | Воспитатели |
Физкультурный праздник | 1 раз в полгода | Воспитатели, инструктор по физкультуре, муз. руководитель |
День здоровья | 1 раз в квартал | Воспитатели, инструктор по физкультуре, муз. руководитель |
Неделя здоровья | Последняя неделя марта (весенние каникулы) | Все работники ДОУ |
Виды двигательной активности | Цель | Время в режиме дня |
Речевые настройки | Формирование позитивного настроя, доброжелательного отношения детей друг к другу | После утреннего приема |
Релаксация | Снимает психоэмоциональные напряжение детей, психическое и физическое утомление | Перед завтраком, перед занятием в перерыве или после занятий, после дневной прогулки, перед сном, перед вечерней прогулкой. Длительность от 2 до 7 минут |
Саморегуляция | Снять физическое и психическое напряжение, способствовать формированию у детей навыка саморегуляции, умению осознавать и контролировать свои эмоции | Вместо физминутки, в момент, когда необходимо собрать детей, организовать их на какой-либо вид деятельности. Может проводиться с подгруппой или индивидуально, для детей эмоциональное и психическое состояние которых этого требует. Продолжительность 1-2 минуты |
Психологические игры | Способствуют объединению детей в группе, снимают конфликтность, воспитывают умение понимать чувства других людей и реагировать на них , корректировать нарушения поведения, формировать положительный психологический настрой. Психологическими можно называть любые игры, в которых решаются задачи социализации, психоэмоционального развития, сплочению коллектива детей. | В любое удобное для детей время. Продолжительность от 5 до 20 минут. |
Психогигиена ребенка
Задача психогигиены – своевременное прерывание нарушений эмоционального состояния детей.
Каждый дошкольный педагог должен быть психогогиенистом.
Основными обязанностями педагогов является:
- Выявление факторов, способствующих возникновению и развитию дистрессовых ситуация;
- Применение психолого – педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффектных проявлений, прежде всего у гиперактивных детей;
- Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня;
- Создание благоприятного психологического климата в ДОУ и по возможности в семье.
Созданию атмосферы любви и жизнерадости способствуют правила:
- Научить встречать грядущий день только с улыбкой и хорошими мыслями ( «Я люблю себя, я люблю друзей, я люблю мир!»);
- Атмосфера добра;
- Плохие поступки детей надо осмыслить, сделать выводы и забыть о них;
- Уделить внимание удачам.
В моменты неудач и неприятностей, необходимо научить детей настраиваться на положительные иллюзии, красивые фантазии.
Психогигиенические мероприятия
на занятиях и в режиме дня
Младшая группа (3-4 года) | |
Содержание | Организационно-методические указания |
1. Утренний прием: а) функциональная музыка; б) элементы слово-, сказко-, арттерапии | а) успокаивающая, ласковая музыка, звучание тихое; б) использование потешек, сказок, стихов, шуток, поговорок; кукольного, пальчикого, настольного театра; голос воспитателя ласковый, выражение лица доброжелательное |
2. Умывание и утренняя гимнастика: а) мытье рук с произнесением потешек б) комплекс ОРУ | а) использование стихов и потешек, побуждающих производить гигиенические мероприятия, стимуляцию с помощью самомассажа; б) подбор комплексов ОРУ игрового характера, использование игрушек и атрибутов. |
3. Свободная деятельность: а) словотерапия б) арттерапия в) игровая деятельность г) индивидуальная работа | а) чтение сказок, стихов, беседы с малышами; б) обыгрывание сюжетов сказок, совместное пение; настольный пальчиковый, кукольный театр, ряженье; в) настольные игры, игры с любимыми игрушками; г) использование слово-, арттерапии. |
4. Завтрак а) эстетическое оформление блюд; б) спокойный тон воспитателя и младшего воспитателя в) гигиеническое полоскание рта | а) привлечение к эстетическому оформлению блюд младшего воспитателя; б) пояснение, какие блюда на столе, чем полезны, при необходимости докармливать детей; в) рассказ о необходимости, пользе полоскании рта. |
5. Непосредственно образовательная деятельность а) динамические б) занятия со статическим положением тела | а) НОД с сюжетом, создание благоприятного эмоционального фона, достижение эффекта «Мышечной радости», радости от пения, танца, игры и т.п. Использование психогимнастики, артикуляционной, звуковой и пальчиковой гимнастики; релаксация; функциональная музыка; б) использование элементов сказкотерапии, физкультминутки, игровые и двигательные задания; достижение эффекта «радости» от участия. |
6. Свободная деятельность | См. п.3 |
7. Подготовка к прогулке, прогулка: а) одевание; б) наблюдение в) игры (подвижные, индивидуальные) г) хождение по дорожкам, хороводы вокруг деревьев; д) хождение босиком, воздушные и солнечные ванны; е) зимние забавы; ж) дыхательные и физические упражнения з) создание хорошего настроения, благоприятного психоэмоциональгного состояния | а) использование приемов, предложенных в пункте 1 (а, б); б) использование приемов, предложенных в пунктах 1 (б), 3 (б), 4 в) подвижные игры, психогимнастические этюды и приемы из пунктов 1 (б), 3 (б); г) хождение по ранее обследованным тропинкам, общение с живой и неживой природой; д) в летнее время на ранее обследоваемой почве, дозируется пребывание на солнце согласно возрасту и индивидуальным особенностям; е) в зимнее время: игры со снегом, катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам; ж) строго дозированы в соответствии с возрастом, состоянием здоровья, временем года, обучение детей носовому дыханию во время прогулок и физических упражнений; з) умелое использование всех перечисленных выше методов и приемов |
8. Возвращение с прогулки | См. пункт 1 (б) |
9. Подготовка к обеду, обед | См. пункты 2 (а), 4 (а, б, в) |
10. Подготовка ко сну, сон: а) закаливающие мероприятия; б) чтение стихов, коротких сказок, пение колыбельных; в) функциональная музыка; г) разрешение брать с собой игрушки; д) укрытие и поглаживание детей е) сон в хорошо проветриваемом помещении; ж) соблюдение тишины; з) постепенное пробуждение и подъем с использованием функциональной музыки; и) хождение по ребристой доске или дорожке «Здоровье» к) одевание | а) проведение до и после сна; хождение по дорожке «Здоровье», воздушное и водное закаливание, элементы самомассажа и т.п. б) подбор художественных произведений со спокойным сюжетом, голос ровный, спокойный; в) см.пункт 1 (а) г) укладывание любимых игрушек спать, пояснение необходимости сна; д) укрывание с проговариванием ласковых слов, поглаживание по спине, голове (одомашнивание ситуации) е) проветривание в период прогулки детей ж) соблюдение всеми сотрудниками и посетителями ДОУ тишины во время «тихого часа» з) пробуждение и подъем с учетом индивидуальных особенностей, под музыку «Пробуждения», под одни и те же слова воспитателя (музыка и слова всегда одни и те же, могут меняться через длительный срок); и) элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия, закаливающая процедура (рекомендуется проводить 2-3 раза в день) к) см. пункт 1 (б) |
11. Полдник | См. пункт 4 (а, б, в, г ) |
12. Подготовка к прогулке, прогулка | См. пункт 7 (а, б, в, г) |
13. Ужин | См. пункт 4 (а, б, в, г) |
14. Вечер | См. пункт 3 (а, б, в, г) |
Психогигиенические мероприятия
на занятиях и в режиме дня
Средняя группа (4-5 года) | |
Содержание | Организационно-методические указания |
1. Утренний прием: а) функциональная музыка; б) элементы слово-, сказко-, арттерапии в) игровая деятельность | а) спокойная музыка, звучание тихое (классические произведения, современные мелодии); б) использование художественных произведений, потешек, сказок, стихов, шуток, поговорок; кукольного, пальчикого, настольного театра; голос воспитателя ласковый, выражение лица доброжелательное в) создание благоприятной окружающей и психоэмоциональной среды для совместной игровой деятельности |
2. Умывание и утренняя гимнастика: а) мытье рук с самомассажем б) комплекс ОРУ в) обучение точечному массажу | а) оказание благоприятного воздействия на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев: сердце, легкие, печень, кишечник; б) подбор игровых комплексов, с включением дыхательных упражнений, упражнений на формирование осанки, психогимнастических этюдов; в) нахождение точек и их правильное массирование |
3. Свободная деятельность: а) словотерапия б) арттерапия в) игровая деятельность г) индивидуальная работа | а) чтение сказок, стихов, беседы с детьми; б) обыгрывание сюжетов сказок, совместное пение; настольный пальчиковый, кукольный театр, ряженье; в) свободная игровая деятельность, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, настольные игры, игры с любимыми игрушками, способствующие улучшению психического и физического здоровья детей; г) использование слово-, арттерапии, сказкотерапии. |
4. Завтрак а) эстетическое оформление блюд; б) спокойный тон воспитателя и младшего воспитателя в) гигиеническое полоскание рта | а) привлечение к эстетическому оформлению блюд младшего воспитателя; б) пояснение, какие блюда на столе, чем полезны, воспитатель и младший воспитатель учат правильно пользоваться столовыми приборами; в) обучение правильному полосканию рта, рассказ о необходимости, пользе процедуры. |
5. Непосредственно образовательная деятельность а) динамические б) занятия со статическим положением тела | а) использование НОД всех типов, создание благоприятного эмоционального фона, достижение эффекта «Мышечной радости», радости от пения, танца, игры и т.п. Использование психогимнастики, артикуляционной, звуковой и пальчиковой гимнастики; релаксация; функциональная музыка; б) НОД с включением двигательных компонентов; включение в НОД элементов психогигиенической направленности: дыхательные упражнения, звукоподражание, арттерапия, психогимнастические этюды, элементы релаксации и аутотренинга, создание положительного эмоционального настроя; использование функциональной музыки |
6. Свободная деятельность а) игры средней подвижности, игры с правилами б) индивидуальная работа | а) См. пункт3 (в) б) См. пункт 3 (г) |
7. Подготовка к прогулке, прогулка: а) одевание; б) наблюдение в) игры (подвижные, индивидуальные) г) трудовые поручения д) хождение босиком, воздушные и солнечные ванны; е) зимние забавы; ж) дыхательные и физические упражнения з) создание хорошего настроения, благоприятного психоэмоциональгного состояния | а) беседы, обучение самообслуживанию, использование музыкотерапии, совместного пения; б) формирование умения радоваться окружающему миру, видеть красоту в окружающем, учить бережному отношению к природе, в) подвижные и спокойные игры на коррекцию основных видов движения и психоэмоционального состояния; создание среды, активизирующей двигательную активность: классики, дорожки, лесенки и т.д.; обеспечение детей атрибутами, развивающими двигательные способности детей: скакалки, обручи, ракетки и т.д. г) создание условий для трудовых поручений, воспитание трудолюбия; д) в летнее время хождение по траве, песку, камушкам (закаливание, профилактика плоскостопия, элементы рефлексотерапии); е) в зимнее время: игры со снегом, катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам; ж) строго дозированы в соответствии с возрастом, состоянием здоровья, временем года, обучение детей носовому дыханию во время прогулок и физических упражнений; з) умелое использование всех перечисленных выше методов и приемов |
8. Возвращение с прогулки | См. пункт 7 (а) |
9. Подготовка к обеду, обед | См. пункты 2 (а), 4 (а, б, в) |
10. Подготовка ко сну, сон: а) закаливающие мероприятия; б) чтение стихов, коротких сказок, пение колыбельных; в) функциональная музыка; г) укрытие и поглаживание детей д) сон в хорошо проветриваемом помещении; е) соблюдение тишины; ж) постепенное пробуждение и подъем с использованием функциональной музыки; з) гимнастика «пробуждения» или комплекс упражнений (традиционный) и) одевание | а) проведение до и после сна; хождение по дорожке «Здоровье», воздушное и водное закаливание, элементы самомассажа и т.п. б) подбор художественных произведений со спокойным сюжетом, голос ровный, спокойный; в) см.пункт 1 (а) г) укрывание с проговариванием ласковых слов, поглаживание по спине, голове (одомашнивание ситуации) д) проветривание в период прогулки детей е) соблюдение всеми сотрудниками и посетителями ДОУ тишины во время «тихого часа» ж) пробуждение и подъем с учетом индивидуальных особенностей, под музыку «Пробуждения», под одни и те же слова воспитателя (музыка и слова всегда одни и те же, могут меняться через длительный срок); з) элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия, закаливающая процедура (рекомендуется проводить 2-3 раза в день) и) закрепление навыков самообслуживания, создание хорошего настроения |
12. Полдник а) мытье рук; б) спокойная обстановка во время еды в) гигиеническое полоскание рта | а) См. пункт 2 (а) б) См. пункт 4 (б) в) См. пункт 4 (в) |
13. Подготовка к прогулке, прогулка | См. пункт 7 (а, б, в, г, д, е, ж, з) |
14. Ужин | См. пункт 2 (а), 4 (а, б, в,) |
15. Свободная деятельность а) сюжетно-ролевые игры; б) игры с правилами; в) подвижные игры г) индивидуальная работа; д) игры драматизации е) дидактические игры; психогимнастика | а-е) повышение общего жизненного тонуса, профилактика и коррекция нервно-психических нарушений, развитие памяти, внимания, коррекция движений и других психических качеств; коррекционная работа по ЗУНам. |
16. Вечер | См. пункт 15 |
Психогигиенические мероприятия
на занятиях и в режиме дня
Старшая и подготовительная группа (5-7 года) | |
Содержание | Организационно-методические указания |
1. Психогимнастика | Развитие психоэмоциональной сферы |
2. Дыхательная гимнастика | Повышение жизненного тонуса, тренировка дыхательных мышц, мышц удерживающих осанку в физиологически правильном положении, профилактика простудных заболеваний органов дыхания, коррекция и реабилитация после ОРЗ, ОРВИ, гриппа и т.д., закрепление навыков правильного дыхания |
3. Подвижные игры с оздоровительным эффектом | Развитие физических качеств, профилактика нарушений осанки, свода стопы, правильного дыхания, равновесия, быстроты реакции, ориентировки в пространстве; укреплении мышц ребенка |
4. Элементы релаксации и аутотренинга | Формирование навыков расслабления и психомышечной тренировки, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения
|
5. Профилактические и коррекционные упражнения | Используются упражнения: профилактические и коррекционные для всех мышц (рук и плечевого пояса, мышц спины, брюшного пресса, дыхательных и формирующих осанку; мышц ног, свобода стопы и пальцев) |
6. Точечный массаж и самомассаж | Воздействие на биологически активные точки (элементы рефлексотерапии) |
7. Пальчиковая и артикуляционная гимнастика | Развитие мелкой моторики и артикуляционного аппарата, стимуляция речевых зон, профилактика простудных заболеваний |
8. Арттерапия | Изодеятельность, хоровое пение, хореография; создание благоприятного психологического климата, оздоравливающие компоненты (дыхание, осанка, стопа, мелкая моторика, арт аппарат) |
9. Режиссерская игра | |
10. Пешие переходы и малый туризм | Развитие двигательных возможностей, выносливость, создание радостного настроения от общения с природой |
В старших группах проводятся те же мероприятия, что и в младших, го вводится больше упражнений на саморегуляцию, самоконтроль.
Основные компоненты режима дня | Длительность (час) |
Сон дневной | 1,5-2 часа |
Отрезки бодрствования | 5-6 часов |
Общее время прогулок | 4-5 часов |
Интервалы между приемами пищи | 3-4 часа |
Ночной сон | 10-11 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка проекта в первой младшей группе "Здоровый малыш-радость семьи"
Методическая разработка проекта по здоровьесбережению "Здоровый малыш-радость семьи"....
методическое пособие для педагогов и родителей Растим здоровым малыша
Материал из опыта работы , в данном пособии педагоги смогут найти описание гимнастики, которую можно использовать в работе с детьми, а также комплексы зрительной, пальчиковой, дыхательной гимнас...
«Движение – путь к здоровью малышей.»
«Движение – путь к здоровью малышей.»...
Методический паспорт проектной деятельности старшей группы «Игра-путь к здоровью!»
В методическом паспорте вы найдете цели, задачи и содержание проектной деятельности на тему "Игра - путь к здоровью!"...
Методический паспорт «Подвижные игры – путь к здоровью»
Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтомуотвечает законом, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка. Положительные имоции, творчество - важнейшие факторы оздоровления....
Методическая разработка "ГТО - Путь к здоровью и успеху"
Идея данной методической разработки возникла потому, что в настоящее время наблюдается недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Ведущим моментом здесь также явл...
ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ. РАСТИМ МАЛЫШЕЙ ЗДОРОВЫМИ!
Что такое здоровый образ жизни?Это соблюдение режима, труда, отдыха, сна на основе требований суточного биоритма; двигательная активность, включающая систематические занятия ходьбой, оздоровител...