Программа «детско-родительского взаимодействия как средства развития регуляции поведения детей дошкольного возраста»
рабочая программа по коррекционной педагогике
Развития регуляции поведения детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Детско-родительское взаимодействие как средство развития регуляции поведения детей дошкольного возраста»
Разработала: Абазян Е.С, педагог-психолог ГБОУ Школы №2109
Пояснительная записка. В настоящее время родителям все меньше и меньше стало хватать времени на своих детей. Исторически, так сложилось, что большую часть времени с детьми проводила женщина, она же занималась воспитанием ребенка. Мужчина же был добытчиком и в его компетенции были решения более сложных семейных вопросов. Тенденции нынешнего общество не изменились, произошли изменения лишь в адресате выше перечисленных обязательств. Женщины стали проникать в более сложные сферы жизни и наравне с мужчинами преодолевать трудности жизни, быть добытчиками. Это не плохо, учитывая тот факт, что человек, будь это женщина или мужчина, имеет право на личную самореализацию. Вопрос лишь в умении отождествлять для себя, что первично, а что вторично, умении регулировать и контролировать одновременно несколько сфер деятельности, а также умении делать все вовремя.
Отсутствие этих умений или недостаточное их развитие не могла не отразиться на поведении детей. Все больше и больше появляются дети с гиперактивностью, все чаще родители обращаются к психологу за помощью, в урегулировании неконтролируемого поведение, повышенной отвлекаемости внимания, расторможенности, агрессивности детей.
Данная программа разработана для данной категории детей и родителей. Мы попробовали учесть в ней все моменты, которые мешают взаимодействию родителей и детей. Ее можно осуществлять как с отдельными родителями, чьи дети посещают детский сад (одна пара -ребенок и родитель), так и с родителями всей группы детского сада (25 пар детей с родителями). Мы данную программу осуществляли с 8 родителями и их детьми (8 пар), посещающие одну и ту же подготовительную группу детского сада.
Цель программы. Развития регуляции поведения детей дошкольного возраста
Основные задачи программы
- Развитие навыков саморегуляции и самоконтролья.
- Развитие регуляции поведения.
- Преодоление двигательной активности и расторможенности.
- Развитие детско-родительских отношений.
- Развитие и повышение сензитивности родителя к ребенку.
- Обучение родителей эффективным способам общения.
- Развитие адекватного представления о возможностях и потребностях ребенка.
- Обучить родителей навыкам формирования благоприятной семейной среды.
- Формирование мотивации на преобразование взаимоотношений между родителем и ребенком
- Формирование и развитие позитивного восприятия, безусловного и безоговорочного принятия собственного ребенка.
- Развитие умения открыто выражать свои положительные эмоции (родителя и ребенка).
- Формирование позитивной установки на отношение с окружающему миру и друг другу.
- Формирование умения открываться перед другими людьми и открывать их для себя.
- Расширение психолого-педагогического кругозора родителя.
- Развитие навыков вербального и невербального общения.
Содержание программы определяют гуманистические, личностно-ориентированные, индивидуально-дифференцированные, дидактические принципы.
Целевая группа и лица, непосредственно получающие помощь дети старшего дошкольного возраста и их родители.
Направления работы:
-изучение и выявление проблем регуляции поведения у детей в детском саду ;
-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в детско-родительских взаимоотношениях;
-консультативная работа предполагает подготовку рекомендаций, по оказанию помощи детям и их родителями, в процессе их взаимодействия
Формы работы. Программа реализуется при активном взаимодействии целевой группы с организатором программы.
Организация работы рассчитана на 5 недель, по 7 взаимодействий на каждую неделю (35 взаимодействий). Форма взаимодействия - организующая игры родителя со своим ребенком дома. Продолжительность одного взаимодействия 20-45 мин, периодичность взаимодействия- каждый день. Встречи предполагают передачу специально разработанного раздаточного материала - заданий на каждую неделю, а также отчета родителей, в виде фото полученного результата взаимодействия или самого взаимодействия, зафиксированного и отправленного психологу в общую группу взаимодействующих с детьми родителей по WhatsApp
Этапы реализации программы
- Подготовительный этап:
-проведение предварительной беседы, с целью уточнения и выявления круга проблем с регуляцией поведения
- Основной этап:
-реализация программы ,
-консультативное сопровождение,
-контроль по осуществлению взаимодействия,
-фиксирование проделанной работы
- Заключительный этап:
- анализ результатов и положительной динамики поведения детей
Планируемые результаты по итогам освоения педагогами и реализации программы:
- Сформированные навыки саморегуляции и самоконтроля.
- Регулируемое поведение.
- Контролируемая двигательная активность и расторможенность.
- Сформированность детско-родительских взаимоотношений.
- Сформированная сензтивность родителя к ребенку.
- Сформированные у родителей способы эффективного общения.
- Сформированные адекватные представления у родителях ,о возможностях и потребностях ребенка.
- Наличие у родителей навыков формирования благоприятной семейной среды.
- Сформированная мотивации на преобразование взаимоотношений между родителем и ребенком.
- Сформированное и развитое позитивного восприятия, безусловного и безоговорочного принятия собственного ребенка.
- Сформированные умения открыто выражать свои положительные эмоции (родителю и ребенку).
- Сформированные позитивные установки на отношение с окружающим миру и друг другом.
- Сформированные умения открываться перед другими людьми и открывать их для себя.
- Расширенный психолого-педагогического кругозор родителя.
- Сформированные навыки вербального и невербального общения.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема, содержание взаимодействия | Количество встреч |
1. | Предварительная беседа с родителями, раздача материалов по взаимодействиям | 1 встреча |
2. | Совместное конструирование по схеме (плоскостное или объемное) | 7(1 неделя) |
3. | Совместное рисование | 7(1 неделя) |
4. | Совместное творчество | 7(1 неделя) |
5. | Совместная игра, выбранная ребенком | 7(1 неделя) |
6. | Чтение для ребенка | 7(1 неделя) |
7. | Обсуждение результатов, трудностей, подведение итогов. Выводы. |
Тема №1. Предварительная беседа с родителями предполагает знакомство их с результатами наблюдения за поведением детей и выявленных у них сложностей саморегуляции как в игровой деятельности, так и в течение всего времени их нахождения в детском саду. Родителей информируем о важности взаимодействия со своими детьми, во время которого они получают не только ощущение нужности и ценности для своих родителей, но и учатся проявлять правильные реакции как в поведении, так и в коммуникации. Каждому родителю раздаем таблицу с графиком и правилами взаимодействий с ребенком. Ниже представлена данная таблица, а также правила, которые должен соблюдать родитель во время взаимодействия с ребенком.
Таблица регистрации результатов детско-родительских взаимодействий
Формы взаимодействия | 1 день потрачен. время | 2 день потрачен. время | 3 день потрачен. время | 4 день потрачен. время | 5 день потрачен. время | 6 день потрачен. время | 7 день потрачен. время |
Совместное конструирование по схеме (плоскостное или объемное) | |||||||
Совместное рисование | |||||||
Совместное творчество | |||||||
Совместная игра, выбранная ребенком | |||||||
Чтение для ребенка |
Во время взаимодействия со своим ребенком важно следовать правилам:
1.Максимально быть включенным в общение и взаимодействие со своим ребенком (самостоятельноя проделывание задания не принимается).
2. Говорить спокойно, не кричать.
3. Учитывать темповые характеристики ребенка.
4.Не гнаться за результатом.
5. Не критиковать полученный результат.
6.Включиться в процесс взаимодействия и быть в распоряжении ребенка.
7. Не реагировать «бурно» на расторможенность и двигательную активность ребенка, а постараться успокоить его и сконцентрировать, хотя бы на короткое время.
8.Фиксровать время, потраченное на взаимодействие со своим ребенком в таблице.
9. Сфотографировать полученный результат взаимодействия и отпрваить в общую группу WhatsApp (группу, где 8 родителей) в тот же день не позднее 21.00.
Тема №2. Совместное конструирование по схеме (плоскостное или объемное)
Родителю необходимо совместно с ребенком сделать постройку. Она может быть как из лего-конструктора, так и из любого другого конструктора. Кроме того она может быть оконченной , а может быть незавершенной и перенесенной на другой день взаимодействия. Главной задачей данной недели является совместная работа, где родитель ищет элементы постройки и передает ребенку, а ребенок соединяет эти элементы в целое. Часто ребенок может отказать от помощи родителя, желая сделать все самостоятельно. Родитель должен понимать, что отказ является не только признаком самостоятельности, он может быть связан и с тем, что ребенок не привык к игре с мамой, у него нет подобного опыта взаимодействия. Именно поэтому, ежедневное взаимодействие поможет сформировать некую привычку, нужную привычку по которой можно будет действовать в последующем.
С другой стороны ребенок может самостоятельно конструировать, но при этом беседовать с мамой, на тему конструирования. Мама при этом находится рядом с ребенком, у нее есть с ним контакт глаз и заинтересованность тем, что делает ребенок.
Тема №3 Совместное рисование
Данное взаимодействие предполагает как самостоятельное рисование ребенка в присутствии мамы, так и вместе с мамой, рисование с незначительной ее помощью или рисование лишь мамы под руководством ребенка. Все три способа рисования зависят от особенностей ребенка, его желания, умения рисовать, а также наличия привычки рисовать. Если ребенок отказывается рисовать каким- либо способом, инициативу в свои руки берет мама, но спрашивая ребенка, что рисовать, какими цветами, красками или карандашами и обязательно, предлагает ребенку добавить что-либо в рисунке. Самостоятельное рисование мама по теме данной ребенком, тогда как ребенок занимается чем-то своим, - не считается результатом взаимодействия.
Тема №4 Совместное творчество
Данное взаимодействие предполагает подготовку какой- либо поделки с подручного материала. Тема, материал, сложность и все что связанно с творческой работой родитель обсуждает и решает совместно с ребенком.
Тема №5 Совместная игра выбранная ребенком
Неделя совместной игры у детей считается самой любимой, так как на этой недели мама играет в ту игру, которую предлагает ребенок. Это может быть как двигательные игры, так и катание машинок, игра с куклой в в «Дочки-матери» и т.д. Эта неделя не совсем любима мамочками, так как на этой неделе она должнва полностью подстроиться в игру ребенка и играть по его выбору его правилам. Главное знать, что занятие в виде развития графических, математических и других навыков, обучение буквам, цифрам и т.д. не считается игрой, даже если ребенок хочет пописать в тетради, решить примеры и т.д.
Тема №6 Чтение для ребенка
Это взаимодействие несвязанно с прочтением сказки на ночь, оно имеет несколько иной характер. Мама читает какой-либо рассказ или сказку (ее выбор может быть связан с интересами ребенка, т.е. по мнению мамы, что может его заинтересовать), а ребенок должен нарисовать наиболее запомнившийся образ или то, что его больше всего впечатлило, но лишь после окончания прочтения. Важное правило, после прочтения с ребенком обсуждается содержание и смысл прочитанного. Может случиться так, что ребенок не будет слушать маму во время прочтения (ерзать, разговаривать, заниматься чем-то своим),что может быть связано как с отсутствием привычки слушать как мама читает, так и с особенностями самого ребенка, с трудностями концентрации и саморегуляции. В таких случаях необходимо начинать с наиболее короткого и знакомого рассказа для ребенка, где не требуется длительных усилий над собой. С каждым разом увеличивая объем и сложность рассказа. При этом родитель не забывает соблюдать правила взаимодействия, о которых мы говорили выше.
Тема №7 По окончанию пятой недели, родители приглашаются повторно для обсуждения результатов проделанной «работы». На данную встречу приглашается обязательно воспитатели группы, которые наблюдали за поведением детей в течение этих 5 недель. На данной встреча родители рассказывают о трудностях, приобретениях, своих выводах. Выслушивается мнение воспитателей, о наличии или отсутствии изменений у детей и как они проявляются. При наличии или отсутствии положительной динамики в поведении детей (а динамика обязательно будет, если родитель осуществлял программу и придерживался правил) психолог предлагает продолжить взаимодействие со своим ребенком, но без контроля с его стороны. Это можно сделать как в том же порядке, так и без определенного графика содержания взаимодействий. Основным является лишь:
- ежедневность взаимодействия в течение 20-45 мин,
- придерживаться правил взаимодействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Образовательная программа детско-родительского клуба «Речецветик» по сопровождению семей с детьми младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Цель программы: Осуществление комплексного коррекционного сопровождения семей воспитанников младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через организацию деятельн...

Программа саморазвития Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».
Актуальность На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ру...

Тема: «Использование игровых технологий при знакомстве с ПДД как средство развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста» Актуальность: Использование технологии обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении возникла однов
Данная работа посвящена обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Ведь ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаѐтся очень тревожной. Улицы современных го...
Художественная литература как средство формирования нравственного поведения детей дошкольного возраста
В статье раскрывается вопрос формирования нравственного поведения детей средствами художественной литературы...

Картотека игр на развитие произвольной регуляции поведения детей дошкольного возраста
Картотека игр на развитие произвольной регуляции поведения детей дошкольного возраста...

Программа самообразования «Игровые технологии как средство развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР».
Программа саморазвития для повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; создание благоприятных условий для развития речи у детей с ТНР; развитие у детей...