Программа самообразования «Игровые технологии как средство развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР».
материал
Программа саморазвития для повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; создание благоприятных условий для развития речи у детей с ТНР; развитие у детей грамматически правильной речи и коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.docx | 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
План самообразования по теме:
«Игровые технологии
как средство развития речи
у детей дошкольного возраста с ТНР».
Воспитатель: Таранова Л.Б.
Тема: «Игровые технологии как средство развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР».
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; создание благоприятных условий для развития речи у детей с ТНР; развитие у детей грамматически правильной речи и коммуникативных навыков.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР;
- рассмотреть сущность и значение игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте;
- пополнять пассивный словарь и активный словарь у детей;
- формировать и совершенствовать грамматический строй речи дошкольников;
- работать над формированием правильного звукопроизношения;
- развивать коммуникативные навыки;
- побуждать интерес родителей к развивающему процессу.
Обоснование выбранной темы.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и
фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка. Правильная речь является одним из показателей
готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание. Работу по формированию правильной речи необходимо начинать уже в среднем дошкольном возрасте (4 - 5 лет). В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.
Психологопедагогические исследования доказали положительную роль
игры в развитии и обучении детей. В работе по развитию речи дошкольников
использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более интересным и занимательным для детей, а, следовательно, и более эффективным.
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении.
Назовём одни из самых эффективных:
- логопедические игры;
- интерактивные игры;
- дидактические игры;
- игры на развитие мелкой моторики рук.
Таким образом, развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.
Срок реализации: 2 года
1 учебный год (2021-2022).
Форма работы | Сроки | Форма отчета |
Профессионально-педагогическая деятельность | ||
Изучение и сбор методической литературы по данной теме, просмотр вебинаров, семинаров и мастер-классов по развитию речи дошкольников, по применению различных игровых технологий | В течение года | Наличие сертификатов о просмотренных вебинарах |
Создание и ведение персонального сайта педагога | В течение года | Пополнение персонального сайта актуальной информацией |
Подготовка и проведение родительского собрания | Апрель | Конспект собрания |
Представление интерактивных игр на педсовете | Май | Выступление на педсовете |
Игровые технологии для развития речи детей | ||
Логопедические игры:
| В течение года | Наличие материалов в речевом центре |
Интерактивные игры:
| В течение года | Наличие материала на персональном сайте педагога |
Дидактические игры:
| В течение года | |
Игры на развитие мелкой моторики рук и общей моторики:
| В течение года | Наличие картотек и атрибутов в речевом центре |
Работа с родителями | ||
Консультации для родителей:
| Октябрь - май | Консультации в родительский чат в Вотсаппе |
Мастер-классы для родителей по пальчиковой гимнастике «Волшебные пальчики» | В течение года | Видеоролики в родительском чате в Вотсаппе |
Изготовление атрибутов для ППРС:
| Ноябрь - май | Наличие атрибутов в речевом центре |
2 учебный год (2022-2023).
Форма работы | Сроки | Форма отчета |
Профессионально-педагогическая деятельность | ||
Продолжить изучение и сбор методической литературы по данной теме, просмотр вебинаров, семинаров и мастер-классов по развитию речи дошкольников, по применению различных игровых технологий | В течение года | Наличие сертификатов о просмотренных вебинарах |
Создание и ведение персонального сайта педагога | В течение года | Пополнение персонального сайта актуальной информацией |
Роль мнемотехники в развитии речи детей с ТНР. | Октябрь | Картотека мнемотаблиц. Консультация для воспитателей «Мнемотехника как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ТНР» |
Картотеки логопедических игр, логоритмических упражнений, игр для активизации речевого дыхания и речевого слуха. | Декабрь-май | Пополнение персонального сайта актуальной информацией |
Подготовка и проведение родительского собрания | Февраль | Конспект собрания |
Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей» | Апрель | Конспект |
Поделиться опытом работы с педагогами ДОО | Май | Выступление на педсовете |
Игровые технологии для развития речи детей | ||
Логопедические игры:
| В течение года | Наличие материалов в речевом центре |
Интерактивные игры:
| В течение года | Наличие материала на персональном сайте педагога |
Дидактические игры:
| В течение года | Наличие материала на персональном сайте педагога |
Игры на развитие мелкой моторики рук и общей моторики:
| В течение года | Наличие картотек и атрибутов в речевом центре |
Работа с родителями | ||
Консультации для родителей:
| Октябрь - май | Консультации в родительский чат в Вотсаппе |
Изготовление атрибутов к сказке «Теремок» Игра-драматизация «Теремок» | апрель | Видеоролики в родительском чате в Вотсаппе |
Папка-раскладушка: консультация «Роль игры в развитии речи детей» | Октябрь | В приемной группы |
Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей» | Февраль | Конспект |
Изготовление атрибутов для ППРС:
| Ноябрь - май | Наличие атрибутов в речевом центре |
Список использованной литературы:
- Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. - 1983. - №1.
- Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. - М.: Школа-Пресс, 1999. - 82 с.
- Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
- Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.
- Голубина Т.С. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г.
- Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ».
- Коноваленко С.В., Кременская М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012г.
- Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
- Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.
- Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г.
- Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
- Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г.
- Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
- Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
- Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
- Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.
- Лурия А.Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. - М., 1997.
- Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры. — М., 1996. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников: методические рекомендации / И. С. Сергеева, Ф. С. Гайнуллова. - М.: КНОРУС, 2016. - 112 c
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию: «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста...
Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»...
Программа самообразования воспитателя «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу дидактическая игра, как средство речевого развития в соответствии с ФГОС ДО....
Тема по самообразованию: «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Чтение книг – тропинка, по которой умелый,умный, думающий воспитательнаходит путь к сердцу ребенка».В. А. Сухомлинский.Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место в...
Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста» Воспитатель: Медведева Ольга Васильевна
Пояснительная запискаДошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речь...
Игровая деятельность и игровые технологии как средство развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ
Доклад о роли игровой деятельности и игровых технологии в развитии речи детей с ОВЗ...
Программа по самообразованию "Сказка, как средство развития речи детей раннего возраста"
План й по самообразованию.Тема: "Сказка, как средство развития речи детей раннего возраста"Цель: развите связной речи младших дошкольников посредством чтения сказок....