Художественная литература как средство формирования нравственного поведения детей дошкольного возраста
статья по художественной литературе (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье раскрывается вопрос формирования нравственного поведения детей средствами художественной литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Романова Наталья Владимировна,
воспитатель
МБДОУ г. Иркутска д/с № 123,
Художественная литература как средство формирования
нравственного поведения детей дошкольного возраста
В настоящее время родителей в основном интересуют педагогические средства, стимулирующие развитие интеллекта ребенка и недооценивается развитие его личности. Изобилие иностранных телепередач на телеэкране не обеспечивает духовное развитие детей. А для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие его внутреннего мира, эмоциональной сферы, чувств. В это время эмоции, как отмечают педагоги и психологи, являются главным регулятором его деятельности.
Одной из задач в формировании личности дошкольника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. В этом велика роль художественной литературы.
Взаимосвязь нравственного воспитания и художественной литературы (в частности сказок) раскрывается в исследованиях Л.Ф. Филипповой, Ю.А. Лебедева, Ю.В. Филиппова, Л.Т. Фесюковой, Л.П. Стрельцовой и других.
Важно подчеркнуть, что все эти исследования рассматривают детскую литературу как эффективное средство нравственного воспитания детей.
Художественное слово, по мнению многих исследователей, воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей, развивает их восприимчивость и эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка может привести к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, слепо следующего усвоенным правилам и нормам поведения.
Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. В литературных произведениях черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми и нормах поведения.
Нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит от его художественной ценности. В.Г. Белинский, предъявляя требования к детской литературе (этическое и эстетическое), выступал против назойливого морализирования.
Художественная литература является одним из элементов культуры, базируется на народно – этнической культуре, фольклорных корнях, обладает богатым социальным и нравственно – педагогическим потенциалом. Любое литературное произведение ориентировано на социально – педагогический эффект: оно учит, воспитывает, предупреждает, побуждает к деятельности и даже лечит. Литература помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиций нашего народа. «Сказка, - писал В.А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать» (3).
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Чтобы ребенок был готов к жизни, чтобы уверенно чувствовал себя в этом большом мире, необходимо вооружить его социальными умениями.
Важно, чтобы ребенок мог управлять своим поведением, зная свои особенности, умел выбрать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ общения с ним, проявлял гибкость и творчество в выборе коммуникативных средств в процессе диалога с другими. Необходимо учить детей видеть и понимать другого человека, развивать способность поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства, умение действительно откликнуться на эмоциональное состояние другого.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» (раздел «Художественная литература» в Образовательной программе нашего ДОУ, в соответствии с требованиями ФГОСДО) направлено на достижение цели формирование интереса и любви к чтению через решение следующих задач:
- Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действий.
- Развитие литературной речи.
- Формирование эмоционального отношения к литературным произведениям. Оказание помощи детям в понимании скрытых мотивов поведения героев произведения.
Для реализации поставленных задач в ДОУ созданы специальные условия, в каждой группе имеются центры книг, детского творчества, музыки, театра, игровой центр и другие. Дети по своему желанию перемещаются из одного центра в другой, занимаясь там определенным видом деятельности. Задача воспитателей – это создание развивающей среды в каждом центре для развития детской инициативы, самостоятельности, творческих способностей в целях повышения эффективности образовательного процесса, в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
В основе системы работы по ознакомлению дошкольников с литературой лежит комплексный подход. Большинство занятий построено по тематическому принципу. Формы работы используются как фронтальные, так и индивидуальные и подгрупповые. Наряду с обычными занятиями проводятся и интегрированные, ежедневно планируется чтение художественной литературы перед сном или в вечерний отрезок времени.
В работе по приобщению детей к художественной литературе мы применяем разнообразные методы и приемы: коллективное чтение и обсуждение книг вместе с детьми, заучивание, пересказ, сочинение сказок, методы библиотерапии и мнемотехники, методы и приемы ТРИЗ, метод моделирования, психологические этюды («Удивление», «Радость»), игры (игры – драматизации, инсценировки, дидактические игры («Кто лишний», «Собери героев сказки», «Узнай сказку по отрывку»), лабиринты («Помоги Руслану пройти к Людмиле»), кроссворды, подвижные, игры – имитации («Как тянули репку»), музыкальные игры, рассматривание книг, литературные викторины (по произведениям русских и зарубежных писателей), конкурсы чтецов, создание проектов («Сказки А.С.Пушкина), просмотры мультфильмов, прослушивание литературных произведений в аудиозаписях, показ разных видов театров.
Мы активно взаимодействуем с родителями, проводим консультации («Как хорошо уметь читать!», «Домашняя библиотека»), круглые столы («Приобщение дошкольников к художественной литературе»), семинары – практикумы («Уроки семейного чтения»), родительские собрания, применяем анкетирование и проектирование, делаем буклеты, проводим открытые мероприятия: развлечения («Федорино горе», «Кошкин дом»), праздники («Пушкинский бал»), концерты, открытые занятия («Мы идем в театр»), конкурсы, экскурсии в библиотеку, организовываем выставки книг, регулярно пополняем центры книг, выпускаем газеты.
Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.
Список литературы:
- Белинский В.Г. О детских книгах//Собр.соч. – М., 1978.
- Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений /Науч.рук. Ю.А. Лебедев. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1997.
- Уракбаева А.З., Степанова Е,В., Вагнер И.А. Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников (Электронный ресурс). – Режим доступа: www.nsportal.ru. (социальная сеть работников образования)
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов - Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...
Презентация Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...
Методическая разработка "Художественная литература как средство развития речи у детей дошкольного возраста"
В методической разработке приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе рассматривается как средство развитие их речи. Это обусловлено рядом причин: во-первых, в воспитании дошколь...
Методическая разработка "Художественная литература как средство развития речи у детей дошкольного возраста"
В методической разработке художественная литература расматривается как средство развитие речи у детей дошкольного возраста. Это обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобще...
Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста
Детские песенки и русские народные сказки с раннего возраста приучают детей к художественной литературе, дети повторяют знакомые произведения и запоминают их. Через книгу ребёнок может общаться со взр...
Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста
laquo;В процессе общения с литературными произведениями художественные впечатления мало-помалу накапливаются, пробивают с развитием сердечную кору, проникают в самое сердце, самую суть...
Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Социально-нравственное воспитание — очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, транслятора ку...