Образовательная программа детско-родительского клуба «Речецветик» по сопровождению семей с детьми младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
рабочая программа по логопедии (младшая группа) на тему
Цель программы:
Осуществление комплексного коррекционного сопровождения семей воспитанников младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через организацию деятельности детско-родительского клуба «Речецветик».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rechetsvetik.docx | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 «Аленка» комбинированного вида»
г. Назарово, Красноярского края.
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
На педагогическом совете Заведующий МБДОУ «Детский сад №5
«Аленка» комбинированного вида»
Протокол № ____от_______2013 г. _______________ Козадаева Г.Г.
«____»_____________2013г.
Образовательная программа
детско-родительского клуба «Речецветик» по сопровождению семей с детьми младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Срок реализации – 2 года
Авторы: Звонарева О.В., учитель-логопед
Исмагилова С.С., учитель-дефектолог
2013год
Актуальность
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство - речевое мышление, речемыслительная деятельность.
Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфических человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познавание ребенком окружающей действительности. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).
Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.
При проведении систематических логопедических занятий дети, имеющие тяжелые речевые нарушения в младшем дошкольном возрасте, могут полностью преодолеть свой речевой дефект, догнать по уровню развития речи сверстников и овладеть общеобразовательной программой.
Если невозможна логопедическая помощь в условиях логопедической группы, большое значение имеют домашние логопедические занятия родителей с детьми, организованные в соответствии с рекомендациями специалистов коррекционной направленности.
За последние 3 года в нашем МБДОУ резко возросло количество воспитанников младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи: задержкой речевого развития; общим недоразвитием речи I уровня.
В связи с этим возникла идея создания детско-родительского клуба «Речецветик» по сопровождения семей воспитанников младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с целью создания условий для сознательного включения родителей в образовательный процесс
и привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у детей.
ЦЕЛЬ:
Осуществление комплексного коррекционного сопровождения семей воспитанников младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через организацию деятельности детско-родительского клуба «Речецветик».
ЗАДАЧИ:
1. Провести ряд диагностических мероприятий по определению актуального уровня развития речи и неречевых психических функций детей младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на начальном, промежуточном и завершающем этапах работы.
2. Провести серию консультаций для родителей воспитанников младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и познакомить их с результатами диагностики речевого и познавательного развития детей на данном этапе и с основными компонентами системы комплексного коррекционного воздействия по преодолению нарушений речи и неречевых функций и практическими приемами активизации речевой деятельности детей, развития слухового и зрительного восприятия, мышления, общей и мелкой моторики, навыков ориентировки в пространстве.
3. Провести серию обучающих мастер-классов для родителей с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, по использованию игровых приемов и методов развития основных психических процессов, активизации речевой деятельности, формирования коммуникативных навыков.
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Образовательная программа детско-родительского клуба «Речецветик» по сопровождению семей с детьми младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи составлена в соответствии с Образовательной программой МБДОУ «Детский сад №5 «Аленка», которая предусматривает организацию непосредственно-образовательной деятельности, в процессе которой осуществляется работа по развитию речи, мелкой моторики, развитию зрительного восприятия сенсорных эталонов, окружающего мира, восприятия пространства и ориентировки в нем, коррекции психических процессов (внимания, памяти, воображения, восприятия) в синтезе с Программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы, « Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду» под ред. Л. И. Плаксиной и «Программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи» составитель Г. В. Чиркина.
Принципы, на которых осуществляется программа:
1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития».
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к каждому ребенку.
3.Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
4. Принцип доступности. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным предметам.
5. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований дошкольников, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
6. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
7. Принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей с тяжелыми нарушениями речи.
В содержание реализации программы включены следующие методы:
- Метод продуктивной деятельности;
- Метод игровой терапии ( психогимнастические упражнения, этюды);
- Метод телесно-ориентировочной терапии;
- Метод психомышечной тренировки;
- Метод групповой дискуссии – способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей, помогает выявить индивидуальные и стереотипные формы взаимодействия;
- Метод обсуждения и разыгрывания ситуаций – помогает найти оптимальный способ взаимодействия;
- Метод обучающего эксперимента – позволяет родителям применить полученные знания на практике.
Основные направления деятельности клуба:
- Оказание психолого-педагогической помощи детям младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
- Пропаганда положительного опыта коррекционно-развивающих занятий в домашних условиях .
- Повышение уровня педагогических знаний родителей.
Участники клуба:
- дети младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, имеющие рекомендации ПМПк учреждения,
- родители детей младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи,
- специалисты коррекционной направленности МБДОУ (учитель – логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог).
Формы организации работы клуба:
- консультации (круглый стол, психологические тренинги, практикумы, обсуждение опыта семейного воспитания, просмотры видео-материалов по организации занятий с детьми, буклеты, наглядная информация, презентации);
- обучающие мастер-классы (непосредственно-образовательная деятельность с детьми)
Периодичность заседаний клуба:
2 раза в месяц по 60 минут.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в программе:
1.Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях;
2.Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятиях;
3.Учет возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья и развития ребенка;
4.Дыхательная гимнастика;
5.Пальчиковая гимнастика;
6.Зрительная гимнастика на конвергенцию и аккомодацию;
7.Психогимнастика;
8.Артикуляционная гимнастика;
9.Динамическая пауза;
10. Логоритмические упражнения.
Программа включает следующие разделы:
- Развитие понимания обращенной речи;
- Развитие активной подражательной речевой деятельности;
- Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
- Развитие самостоятельной фразовой речи;
- Формирование сенсорных эталонов;
- Развитие зрительно-пространственного восприятия и памяти;
- Развитие зрительно-моторной координации;
- Развитие общей и мелкой моторики.
Основные блоки работы с родителями
Блоки | Основные задачи | Виды и формы взаимодействия | Результат |
Диагностический | Сбор сведений о родителях, ребенке, определение характера детско-родительских отношений. Выявление проблем, связанных с обучением ребенка. | Индивидуальная работа. Собеседование, анкетирование. | Собраны анамнестические данные, выявлен запрос родителей, установлен характер детско-родительских отношений. |
Консультативно-обучающий | Познакомить родителей с первичными результатами диагностического обследования. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах сопровождения детей с особенностями развития. Психолого-коррекционная помощь семье, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии. Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка. | Консультации, практикумы, занятия совместно с родителями. | Родители получили практические умения и советы от специалистов. |
Активного -взаимодействия | Сформировать у родителей понимание проблем ребенка. Познакомить родителей с методами и приемами по преодолению речевых недостатков у детей. | Заседания детско-родительского клуба «Речецветик». | Родители получили практические умения и советы от специалистов. |
Перспективный план консультаций для родителей
Задачи:
1. Познакомить родителей с результатами диагностики речевого и познавательного развития детей на данном этапе.
2. Ознакомить с основными компонентами комплексного коррекционного воздействия по преодолению нарушений речи и неречевых функций и практическими приемами развития слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, общей, мелкой и артикуляционной моторики, навыков ориентировки в пространстве.
№ п/п | Месяц | Тема | Ответственный |
1 | сентябрь | «Мы снова вместе» (организационное заседание) | учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог |
2 | «Волшебные пальчики» (развитие восприятия сенсорных эталонов и мелкой моторики) | учитель-дефектолог | |
3 | октябрь | «10 заповедей здоровья» | педагог-психолог |
4 | «А как люди говорят?» (артикуляционные упражнения, работа над голосом и речевым дыханием) | учитель-логопед | |
5 | ноябрь | «Развиваем память и внимание» | педагог-психолог |
6 | «По дороге домой» (формирование ориентировочных навыков) | учитель-дефектолог | |
7 | декабрь | «Развитие слухового внимания и речевого слуха» | учитель-логопед |
8 | «Учим детей общаться» (формирование коммуникативных навыков) | педагог-психолог | |
9 | январь | «Как развивать ориентировочные навыки у детей» | учитель-дефектолог |
10 | «Ориентировка во времени» | педагог-психолог | |
11 | февраль | «Наши игрушки» (использование игрового материала в учебных целях) | учитель-логопед |
12 | «Что такое «сенсорное развитие»?» | учитель-дефектолог | |
13 | март | «Развитие когнитивных функций у детей с общим недоразвитием речи» | педагог-психолог |
14 | «Обогащение и активизация словаря» | учитель-логопед | |
15 | апрель | «Основные типы и свойства темперамента детей, воспитание детей с разными типами темперамента» | педагог-психолог |
16 | «Развивающие игры дома» | учитель-дефектолог | |
17 | май | «Профилактика тяжелых нарушений речи» | учитель-логопед |
18 | «Мальчики и девочки» | педагог-психолог |
Перспективный план мастер-классов по коррекционно-развивающей деятельности с детьми
Коррекционные задачи:
1. Развивать зрительное восприятие сенсорных эталонов.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. Совершенствовать навыки пространственного восприятия объектов.
4. Учить употреблять в речи предлоги, обозначающие пространственные отношения.
5. Обогащать словарь по лексическим темам.
6. Развивать артикуляционную моторику.
7. Учить координировать речь с движением.
8. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
9. Формировать коммуникативные навыки.
Месяц | Неделя | Тема | Содержание коррекционно-развивающей деятельности | ||
Учитель-логопед | Учитель-дефектолог | Педагог-психолог | |||
сентябрь | 4 | Грибыягоды | 1.Заучивание стихотворения «Осень пришла» по опорным картинкам. 2.Составление рассказа «Осень» по опорным картинкам. 3.Дидактическое упражнение «Повтори потешку» (произношение гласных звуков) с мячом. 4.Физминутка-логоритмика «На дереве птички». 5.Артикуляционная гимнастика «За грибами». | 1.Дидактическое упражнение «Рисуем по точкам». 2.Дидактическое упражнение «Ягода-малинка» (работа с пластилином). | 1.Дид. игра «Узнай меня!» (развитие слухового внимания, памяти) 2.Дид. игра «Белочкино дупло» (развитие внимания, двиг. координации) |
октябрь | 2 | Здоровье, мое тело | 1.Речевая игра «Ответы на вопросы» (практическое усвоение предлога на). 2. Физминутка-логоритмика «Ножки-ножки…» 3.Развитие связной речи. Составление рассказа о частях тела по бумажным куклам. 4. Арт. гимнастика «Мое лицо», «Семья». | 1.Дид. игра «Чего не хватает?» (игра с Антошкой) 2.Дид. упражнение «Добавлялки-рисовалки» (дорисовать недостающие части тела). 3.Конструирование из палочек (мат. Фребеля) | 1.Дидактическая игра «А где наши глазки?» |
4 | Дом, мебель | 1.Составление предложений по образцу «Что нужно домику?» 2.Дидактическая игра «Что есть в домике?» составление предложений по опорным картинкам (усвоение категории предложного падежа с предлогом в; существительных с обобщающим значением) 3. Физминутка-логоритмика «Строим дом» 4. Дид. упражнение «Повтори слова парами» (повторение и различение слов с близким звуковым составом) 5. Артикуляционная гимнастика «Мебель» | 1.Дидактическое упражнение «Соедини по точкам». 2.Дидактическое упражнение «Составь мебель из палочек». 3.Дидактическое упражнение «Это мебель» (обрывание бумаги по контуру - шкаф, стол) | 1.Дидактическая игра «Теремок» (развитие коммуникативных навыков) | |
ноябрь | 2 | Мой город | 1.Дидактическая игра «Чего много в городе?» образование существительных множественного числа в родительном падеже по предметным картинкам 2. Дид. игра «Назови ласково» (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами) 3. Физминутка-логоритмика «Мы по городу шагаем» | 1.Дидактическое упражнение «Обведи по контуру и закрась». 2. Дидактическое упражнение «Строители» (выкладывание из палочек по инструкции педагога (количество палочек, цвет, форма)). | 1.Дидактическая игра «Найди свой домик» (закрепление цветов, развитие внимания) |
ноябрь | 4 | Одежда, обувь | 1.Дидактическая игра «Для кого одежда?» (усвоение словаря по теме, употребление предлога для) 2. Дидактическая игра «Чьи вещи?» (усвоение местоимений мой, моя, мое) 3.Заучивание «Мой мишка» 4. Физминутка-логоритмика «Идем на прогулку» 5. Артикуляционная гимнастика «Одежда» | 1.Дидактическая игра «Что это?» (определить на ощупь по качеству ткани вид одежды) 2. Дидактическое упражнение «Ножницы пропали» (обрывание бумаги по контуру изображений одежды) | 1.Дидактическая игра «Собираемся гулять» (игра в парах) |
декабрь | 2 | Домашние животные и птицы | 1.Дид. упражнение «У кого кто?» (составление предложений по картинкам с предлогом у) 2. Дидактическая игра «Незнайка и животные» (практическое употребление в речи предлога с) 3. Заучивание потешки «Из-за лесу…» по опорным картинкам 4. Физминутка-логоритмика «У коровы есть ребенок» 5. Артикуляционная гимнастика «Кошка. Собака .Лошадь. Корова.» | 1.Дидактическая игра «Кто это спрятался?» (признаки). 2. Дидактическое упражнение «Где котенок?» 3.Лепка «Чашка для молока» | 1.Дидактическая игра «Помоги животным» (развитие памяти, мышления) |
4 | Зимующие птицы | 1.Дид. упражнение «Расскажи о птичке» 2.Дидактическое упражнение «Ответы на вопросы» (согласование числительных с существительными) 3.Рассказ по серии сюжетных картинок «Собака и вороны» 4. Дид. игра «Повтори слова» (повторение рифмующихся слов) 5. Физминутка-логоритмика «Села птичка на окошко» 6. Артикуляционная гимнастика «Птицы» | 1. Дидактическое упражнение «Следы на снегу» (рисование карандашами) 2.Аппликация «В гости прилетел снегирь» | 1.Дидактическое упражнение «Построй кормушку» (конструирование из палочек) | |
январь | 2 | Зима, зимние забавы | 1.Физминутка-логоритмика «Снег». 2.Арт. гимнастика «Зимой во дворе». 3.Пальчиковая игра «Зимние забавы» 4.Дыхательное упражнение «Летят снежинки» 5.Массаж БАЗ «Снеговик» 6. Дидактическое упражнение «Ответь правильно» (игра с мячом) 7.Составление рассказа по СК «Зима» 8. Дид. игра « Найди картинку» (слова со слогом сне-) | 1.Дидактическая игра «Построим горку для зверюшек» (изготовление «снежных комков» из бумаги, путем ее сжатия и скатывания между ладонями). 2. Дидактическое упражнение «В лесу родилась елочка» (обводка шаблонов и трафаретной елочки). | 1.Дидактическая игра «Что бывает белым?» |
4 | Животные Севера | 1.Арт. гимнастика «Колыбельная медведицы» 2.Веселая зарядка для пальчиков «Белый мишка» 3. Дид. игра «Назови ласково» (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами) 4. Дид.упражнение «У кого кто?» (составление предложений с предлогом у по картинкам: животные и их детеныши) | 1.Дидактическое упражнение «Чего не хватает?» (рассмотреть силуэтное изображение животного, назвать его, дорисовать ту часть, которой не хватает (лапу, хвост и т. д.) и раскрасить) | 1.Дидактическая игра «Изобрази животное» | |
февраль | 2 | Военная техника | 1.Дыхательная гимнастика «Наша армия» 2. Физминутка-логоритмика «Солдаты» 3.Пальчиковая гимнастика «Защитники отечества» 4. Речевая игра «От 1 до 5» 5. Дидактическая игра «Назови правильно» (военная техника) 6. Дид. игра «Кто служит в Армии?» (образование слов при помощи суффиксов –чик-, -ист-) | 1.Рисование «Летят самолеты сквозь облака» | 1.Развивающие игры с палочками Кюизенера |
4 | Мамин день | 1. Дид. игра «Назови ласково» (членов семьи) 2. Дид. игра «Мой, моя, мои» (использование местоимений) 3.Составление предложений «Что вы делали с мамой утром (днем, вечером, ночью)?» 4. Арт.гимнастика «Мама и малыш» 5.Веселая зарядка для пальчиков «Семья» 6.Речевая коммуникативная игра «Гости» | 1.Дидактическое упражнение «Волшебный цветок». 2.Дидактическое упражнение «Что получится?». | 1.Дидактическая игра «Подарки для мамы» (развитие коммуникативных навыков) | |
март | 2 | Народная игрушка | 1.Дидактическая игра «Назови матрешек» (использование слов «большая, маленькая, побольше, поменьше, сама большая, самая маленькая) 2. Заучивание рифмовки «Игрушки» (отхлопывание ритма) 3. Физминутка-логоритмика «Матрешки» | 1.Рисование «Вот веселые матрешки» | 1.Дидактическая игра «Собери матрешку» (закрепление цветов, развитие внимания) |
4 | Народные промыслы | 1.Дид. игра «Узнай предмет по описанию» 2. Составление описательного рассказа по плану-схеме 3. Физминутка-логоритмика «Матрешки-ладушки» | 1.Лепка «Дымковская игрушка» | 1.Дид. игра «Мы лошадку в путь отправим» (игра в парах) | |
апрель | 2 | Весна | 1.Дид. упр. «Кто весной появляется?» (составление предложений по картинкам с предлогом у) 2. Дид. игра «Ответь правильно» (игра с мячом) 3. Дид. игра «Цвета весны» (согласование имени прилагательного с именем существительным) 4. Физминутка-логоритмика «Весна идет» 5. Арт. гимнастика «Весенняя прогулка» 6.Ритм. игра «Капли» | 1.Аппликация «Речки и ручейки» | Психогимнастические этюды |
4 | Животные жарких стран | 1.Дидактическая игра «Назови ласково» 2.Дидактическое упражнение «У кого кто?» (составление предложений с предлогом у) 3.Физминутка-логоритмика «Попугай» 4. Артикуляционная гимнастика «Зоопарк» | 1. Дидактическое упражнение «Обведи по контуру» 2. Дидактическое упражнение «Кто спрятался?» (соединить по точкам) | 1.Дидактическая игра «Крокодилы, бегемоты, обезьяны, кашалоты» | |
май | 2 | Рыбы | 1.Арт. гимнастика «Летняя прогулка» 2.Пальчиковая игра «Рыбки» 3. Дидактическая игра «Скажи какая?» 4. Дидактическая игра «Сосчитай рыбок» | 1.Дидактическое упражнение «Раскрась рыбок» (направо – зеленым, налево – желтым) | 1.Дид. игра «Найди одинаковых рыбок» 2.Этюд «Рыбки весело плескались |
4 | Насекомые | 1.Артикуляционная гимнастика «Цветы и насекомые» 2.Физминутка-логоритмика «Бабочка считает» 3.Игровой массаж «Паучок» | 1.Рисование «Самая красивая бабочка» | 1.Дид. игра «Найди пару» 2.Этюд «Шевелились у цветка» |
Программы и технологии:
Специалист | Цель | Перечень программ и технологий |
Учитель - дефектолог | Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики и ориентировочных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи | Л. А. Ремезова. Развитие мелкой и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста. Л. А. Ремезова. Ознакомление дошкольников с нарушением зрения с предметным и природным миром. Л. А. Ремезова. Обучение сравнению дошкольников с особыми образовательными потребностями. Л. Б. Григорьева. Развитие восприятия у ребенка. В. А. Ковалев. Профилактика зрительного утомления и методика развития зрения у слабовидящих учащихся. Т. А. Павлова. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. Л. А. Дружинина. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения. Л. А. Дружинина. Занятия по развитию социально – бытовой ориентировки. Л. А. Дружинина. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения. |
Учитель - логопед | Коррекция нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи | Т. Б. Филичева,Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Г. В. Шаликина. Логопедическая ритмика для детей с нарушениями речи. Л. Д. Постоева, Л. А. Мартыненко. Играй, слушай, познавай! Программа психолого – логопедических занятий для детей 3-4 лет. Ю. А. Кириллова, М. Е. Лебедева. Интегрированные физкультурно – речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет. Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. О. Е. Громова. Методика формирования начального детского лексикона. Галанов А.С. Игры, которые лечат (для детей от 1 года до 3 лет). Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 3-4 лет с общим недоразвитием речи. Воробьева Т. А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. |
Педагог - психолог | Психолого – педагогическое сопровождение дошкольников | М. И. Чистякова. Психогимнастика. А. А. Осипова. Диагностика и коррекция внимания. Программа развития. О. В. Закревская. Развивайся малыш. Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. В. Л. Жевнерова, Ю. С. Галлямова. Волшебный мир здоровья. Система занятий в сенсорной комнате. |
.Результаты реализации программы:
- Развитие понимания обращенной речи:
дети понимают и выделяют из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами);
соотносят предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;
узнают по описанию знакомые предметы;
понимают простые грамматические категории;
- Развитие активной подражательной речевой деятельности:
дети называют некоторые предметы (в соответствии с изученными лексическими темами), обозначают наиболее распространенные действия, некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния;
- Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка:
дети правильно употребляют в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;
- Развитие самостоятельной фразовой речи:
дети общаются, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения;
- Формирование сенсорных эталонов:
- дети овладели понятиями: больше – меньше; длинный – короткий; толстый - тонкий, высокий - низкий;
- понимают слова: вперед, назад, верх, низ, слева, справа;
- знают и называют цвета: красный, желтый, зеленый,
синий, черный, белый, голубой, розовый, коричневый,
серый, оранжевый, фиолетовый;
- знают названия геометрических форм: круг, треугольник,
квадрат, овал, прямоугольник;
- овладели понятиями один-много;
- овладели счетом до трех;
- Развитие зрительно-пространственного восприятия и памяти:
сформированы умения определять пространственные направления в различных ситуациях, опираясь на схему собственного тела;
сформированы навыки понимания пространственных отношений между предметами;
сформированы навыки ориентировки на микроплоскости;
- Развитие зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики:
дети аккуратно штрихуют, подбирают цвет, соответствующий предметам; изображают простейшие предметы и явления действительности; лепят предметы из 2-3 частей; умеют пользоваться клеем; сгибают лист бумаги пополам.
МЕХАНИЗМ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:
1.Мониторинг уровня развития речи, зрительного восприятия сенсорных эталонов, окружающего мира, восприятия пространства и ориентировки в нем.
2.Анкетирование родителей.
Диагностический инструментарий.
- С. Д. Забрамная.
Задания для первичного психолого-педагогического обследования ребенка.
- Н. И. Озерецкий.
Монометрический тест «Вырезание круга».
- З. Матейчик.
Тест «Срисовывание образцов».
- О. Громова
Опросник для родителей «Первые слова»
ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ПЕРВЫЕ СЛОВА)
Слова, которые ваш сын (дочь) понимает, но еще не произносит, отметьте галочкой в первом столбике (например, птичка _ _).
Слова, которые ваш ребенок не только понимает, но и умеет произносить сам, отметьте галочкой во втором столбике (птичка _ _).
Если ребенок вместо слов использует только звукоподражания, пожайлуста, напишите рядом со словами (птичка – пи- и, упал – бух).Помните: это список наиболее часто употребляемых слов. Не беспокойтесь, если ваш ребенок знает только некоторые из них.
Звукоимитации и звукоподражания
(голоса животных и птиц – 12)
Понимает говорит сам(а)
ав-ав __ __ иа-иа __ __ кря-кря __ __ мау __ __
бе-е-е __ __ (и-)го-го__ __ ку-ка-ре-ку__ __ пи-пи __ __
га-га __ __ ко-ко __ __ ку-ку __ __ хрю-хрю__ __
Дополнительно: _____________________________________________________
(звуки машин, инструмент – 3)
би-би __ __ ту-ту-у __ __ тук-тук __ __
Дополнительно: _____________________________________________________
(плач ребенка, ауканье, восклицания и эмоциональные возгласы людей – 6)
а-а __ __ алло __ __ ой __ __
ау __ __ ах __ __ ха-ха__ __
Дополнительно: ______________________________________________________
Имена животных, птиц, насекомых (реальных и игрушечных) – 36
Белка __ __ корова __ __ муха __ __ рыба __ __
Волк __ __ кошка __ __ мышка __ __ слон __ __
Гусь __ __ кукушка__ __ обезьяна__ __ собака__ __
Ежик __ __ курочка__ __ олень __ __ сова __ __
Жираф__ __ лев __ __ оса __ __ тигр __ __
Жук __ __ лиса __ __ ослик __ __ утка __ __
Зайка __ __ лошадка__ __ пони __ __ хрюша__ __
Змея __ __ лягушка__ __ птичка __ __ цыпленок__ __
Коза __ __ мишка __ __ рак __ __ щука __ __
Дополнительно (+ персонажи мультфильмов): ______________________________
______________________________________________________________________
Транспорт (реальный и игрушечный) – 9
Автобус __ __ коляска __ __ мотоцикл __ __
Велосипед__ __ машина __ __ поезд __ __
Грузовик __ __ метро __ __ самолет __ __
Дополнительно: __________________________________________________________
Игрушки – 12
Шарик
(воздушный)__ __ книжка __ __ карандаш__ __ пирамидка__ __
Ведерко __ __ кубик __ __ лопатка __ __ пузыри
(мыльные)__ __
Дудочка __ __ кукла __ __ мячик __ __ санки __ __
Дополнительно: ___________________________________________________________
Продукты питания, напитки – 55
Ананас __ __ картошка __ __ макароны __ __ сок __ __
Апельсин__ __ каша __ __ мандарин __ __ сосиски __ __
Арбуз __ __ кекс __ __ масло __ __ суп __ __
Банан __ __ кефир __ __ молоко __ __ сушки __ __
Борщ __ __ колбаса __ __ морковка __ __ сыр __ __
Варенье __ __ компот __ __ мясо __ __ творожок __ __
Виноград __ __ конфета __ __ огурец __ __ торт __ __
Вода __ __ косточка __ __ печенье __ __ хлеб __ __
Горошек __ __ кофе __ __ помидор __ __ чай __ __
Грибы __ __ котлета __ __ пряник __ __ щи __ __
Груша __ __ крекер __ __ пирожок __ __ яблоко __ __
Изюм __ __ курица __ __ рыба __ __ яйцо __ __
Йогурт __ __ кукуруза __ __ сахар __ __ ягода __ __
Капуста __ __ лук __ __ слива __ __
Дополнительно: _____________________________________________________________
Подчеркните в анкете любимую еду вашего ребенка.
Одежда, детали одежды – 32
Ботинки __ __ кофта __ __ платок __ __ тапочки __ __
Брюки __ __ куртка __ __ плащ __ __ трусы __ __
Варежки __ __ майка __ __ пуговица __ __ туфли __ __
Джинсы __ __ носки __ __ рубашка __ __ фартук __ __
Карман __ __ пальто __ __ сапожки __ __ халат __ __
Кепка __ __ памперс __ __ сандалии __ __ шапка __ __
Колготки __ __ пижама __ __ свитер __ __ шарф __ __
Комбинезон__ __ платье __ __ слюнявчик__ __ юбка __ __
Дополнительно: _____________________________________________________________
Пожалуйста ,подчеркните в анкете только ту одежду, которую ваш ребенок помогает вам снимать с себя при раздевании или пытается надевать самостоятельно.
Части тела – 20
Волосы __ __ животик __ __ нога __ __ пяточка __ __
Глаза __ __ зубы __ __ нос __ __ рука __ __
Голова __ __ коленка __ __ пальчик__ __ ухо __ __
Грудка __ __ ладошка __ __ пупок __ __ щека __ __
Губы __ __ лицо __ __ попа __ __ язык __ __
Пожалуйста, попросите вашего ребенка показать эти части тела и подчеркните в анкете только те из них, которые он показал (на себе или на вас).
Дом, комнаты, оборудование – 31
Вычеркните из анкеты слова, называющие домашние помещения и предметы, которые не окружают вашего ребенка ,и отметьте только те слова, которые ваш ребенок знает или умеет произносить.
Балкон __ __ душ __ __ лестница __ __ стол __ __
Ванна __ __ картина __ __ лифт __ __ стул __ __
Вешалка __ __ кладовка__ __ окно __ __ ступенька__ __
Стульчик__ __ комната __ __ плита __ __ телевизор__ __
Гараж __ __ коридор __ __ полка __ __ туалет __ __
Дверь __ __ кресло __ __ раковина __ __ холодильник__ __
Кроватка__ __ кровать __ __ стиральная шкаф __ __
машина __ __
диван __ __ кухня __ __ спальня __ __
Дополнительно: _____________________________________________________________
Предметы быта – 36
Бутылка __ __ кошелек __ __ нож __ __ стакан __ __
Ваза __ __ лампа __ __ ножницы__ __ тарелка __ __
Веник __ __ лекарство __ __ одеяло __ __ телефон__ __
Вилка __ __ ложка __ __ очки __ __ фен __ __
Газета __ __ магнитофон__ __ подушка__ __ цветок __ __
Деньги __ __ миксер __ __ полотенце__ __ чайник __ __
Зеркало __ __ молоток __ __ пылесос __ __ часы __ __
Зубная щетка__ __ мусор __ __ паста(зуб)__ __ чашка __ __
Ключи __ __ мыло __ __ расческа __ __ щетка __ __
Дополнительно: _____________________________________________________________
Предметы вне дома и достопримечательности – 24
Бассейн __ __ дом __ __ луна __ __ пляж __ __
Гром __ __ звезда __ __ лужа __ __ река __ __
Грядка __ __ зоопарк__ __ море __ __ ручей __ __
Дача __ __ камень __ __ небо __ __ снег __ __
Дерево __ __ качели __ __ огород__ __ солнце__ __
Дождь __ __ клумба __ __ парк __ __ улица __ __
Дополнительно: _____________________________________________________________
Люди – 12
Баба __ __ деда __ __ мальчик __ __ папа __ __
Брат __ __ дядя __ __ мама __ __ сестра __ __
Девочка__ __ ляля __ __ няня __ __ тетя __ __
Имена, которые называет ваш ребенок: _________________________________________
___________________________________________________________________________
Режимные моменты (распорядок дня, запреты, обращения) – 19
Баю-бай __ __ купание __ __ не могу __ __ привет __ __
Да __ __ не хочу __ __ ночь __ __ прогулка__ __
День __ __ нельзя __ __ подожди__ __ спасибо __ __
До свиданья __ __ не буду __ __ пожалуйста__ __ тише!(тс!)__ __
Здравствуй __ __ не (нет) __ __ пока __ __
Дополнительно: ______________________________________________________________
Слова – действия – 82 (Если ваш ребенок вместо слова использует только звукоподражание, например «упал» - «бух», пожалуйста напишите его рядом с глаголом.)
Дуй(подуй) __ __ лазить __ __ пожалей __ __ рисовать __ __
(не) бери __ __ лепить __ __ потяни __ __ ругала(сь) __ __
Брось __ __ любишь __ __ поехали __ __ садись __ __
Возьми __ __ мыть(ся) __ __ покажи __ __ скажи __ __
Вставай __ __ мяукать __ __ покорми __ __ сломала __ __
Вытри __ __ на __ __ положи __ __ слышать __ __
Гудеть __ __ нажми __ __ помажем __ __ спи(спать)__ __
Гулять __ __ надо __ __ помоги __ __ стой __ __
Дай __ __ нюхать __ __ пописать __ __ стучать __ __
(не) дерись __ __ обними __ __ посмотри__ __ танцуй __ __
Ешь __ __ одевать(ся)__ __ поставь __ __ (не) трогать__ __
Заканчивай __ __ останови(сь)__ __потрогай __ __ улыбнись __ __
Закрой __ __ открой __ __ почесать __ __ упал __ __
Играй __ __ отнимать __ __ поцелуй __ __ устал __ __
Иди __ __ футболить __ __ пошли __ __ уходи __ __
Качать(ся) __ __ петь __ __ принеси __ __ помаши __ __
Кормить __ __ пей(пить) __ __ причеши__ __ читать __ __
Купаться __ __ плачет __ __ прыгай __ __ шлепать __ __
Кусает(ся) __ __ побежали __ __ прятать __ __ шептать __ __
Кушать __ __ погладь __ __ пугать __ __
Лаять __ __ подергай __ __ рад(а) __ __
Дополнительно: ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Слова – определения – 26 (Ваш ребенок может употреблять неполные формы этих слов, например «белый» - «беля».)
Белый __ __ зеленый __ __ мягкий __ __ тяжелый __ __
Большой __ __ красивый __ __ папин __ __ холодный__ __
Вкусный __ __ красный __ __ плохой __ __ хороший __ __
Голодный__ __ легкий __ __ синий __ __ черный __ __
Горячий __ __ маленький __ __ сухой __ __ чистый __ __
Грязный __ __ мамин __ __ твердый__ __
Желтый __ __ мокрый __ __ теплый __ __
Дополнительно: ______________________________________________________________
Наречия (мотивированные качественными прилагательными) – 9
Больно __ __ громко __ __ тихо __ __
Быстро __ __ вкусно __ __ хорошо__ __
Горячо __ __ плохо __ __ холодно__ __
Местоимения, указательные слова – 15
Ваш __ __ мне __ __ она __ __ то __ __ это __ __
Его __ __ мое __ __ сам __ __ тот__ __ этот__ __
Ее __ __ он __ __ твой__ __ ты __ __ я __ __
Вопросительные слова – 8
Где __ __ какой __ __ кто __ __ чей __ __
Как __ __ когда __ __ почему__ __ что __ __
Предлоги и слова, обозначающие местоположение, - 16.Для проверки понимания вашим ребенком этих слов сначала попросите его поднять ручки вверх, опустить вниз, спрятать ручку в карман, потом – за спинку. Пусть он сядет рядом с вами, спрячет игрушку под подушку, достанет предмет из ящика. Подведите ребенка к окну и сравните вместе с ним две машинки: настоящую, за окном, и игрушечную, у него в руках. Спросите, какая машинка там, а какая – здесь .Аналогично: какая далеко, а какая – близко .Обязательно отметьте те слова ,которые ваш ребенок умеет произносить самостоятельно, хотя бы в искаженном виде «а толе» (на стол).
В __ __ близко __ __ между __ __ сзади __ __
Вверх__ __ за __ __ на __ __ со __ __
Вниз __ __ здесь __ __ под __ __ там __ __
Далеко__ __ из __ __ рядом __ __ тут __ __
Дополнительно: ______________________________________________________________
Слова о количестве предметов и сопоставлении их – 15
Больше __ __ другой __ __ много __ __ очень __ __
Больше нет__ __ еще __ __ немного__ __ так __ __
Все __ __ мало __ __ нет __ __ такой же __ __
Все __ __ меньше __ __ не __ __
Дополнительно: _____________________________________________________________
Имя и возраст ребенка на момент заполнения опросника: _______________________
____________________________________________________________________________
Есть ли у вас жалобы на состояние речи вашего ребенка в настоящее время, проблемы
в общении с ним? Какие? ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дата:
Подпись родителя:
Технические средства и наглядный материал для обучения:
1.Магнитофон
2.Компьютер
3.СД и аудио материал
4.Дидактический материал
5.Раздаточный материал
6.Игровые атрибуты.
Список литературы:
- А.В. Белошистая. Занятия по развитию математических способностей
детей 3-4 лет.
2.О.Е.Громова, Г.Н. Соломатина. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет.
3.Т.И. Нагаева. Развитие пространственной ориентировки.
4.М.Ю.Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет.
5. Цвет. Форма. Количество. / Под редакцией В.В.Юртайкина.
6. Чего на свете не бывает? / Под редакцией О.М.Дьяченко.
7. Е.А.Алябьева. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения.
8. Н.Я.Семаго. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и школьного возраста.
9. Е.В.Колесникова. Форма и цвет.
10. О.И.Крупенчук. Тренируем пальчики – развиваем речь.
11.Н.В. Нищева. Разноцветные сказки.
12.Н.Н.Гусарова. Беседы по картине. Времена года.
13.Л.В.Черемашкина. Развитие памяти детей.
14.А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду.
15.М. Безруких, Т.А. Филиппова. Познаем мир.
16. Ю.Н.Кислякова. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития.
17.Е.В.Колесникова. Слушай, смотри, делай. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения.
18. Т.Бардышева. Пальчиковые игры для самых-самых маленьких.
19. Р.С.Буре. Нарисуй, подумай, угадай.
20. Н.В.Мальцева. Игровые занятия для детей дошкольного и школьного возраста с использованием материалов Ф.Фребеля.
21.Л.А.Ремезова. Разноцветные задачки. Будь внимательным.
22. Л.А.Ремезова. Разноцветные задачки. Разное - одинаковое.
23. Л.А.Ремезова. Разноцветные задачки. Учимся обобщать и классифицировать по цвету.
24.Л.А. Ремезова. Разноцветные задачки. Найди пару
25. Т.А.Павлова. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников.
26. Ю.А.Вакуленко. Комплексные занимательные занятия в средней и
старшей группах.
27. Р.А.Жукова. Математика. Средний возраст.
28.Н.М. Погосова. Цветовой игротренинг.
29.Т.А.Ткаченко. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у
у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
30. Е.А.Стребелева. Коррекционно-развивающее обучение детей в
процессе дидактических игр.
31. В.М.Букатов, В.П.Ершова, Е.Е.Шулешко. Социо - игровые подходы к
педагогике.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 5 «Аленка»
комбинированного вида
_______Г. Г. Козадаева
«___» ____________ 2011 г.
Положение о деятельности детско-родительского клуба «Речецветик» по сопровождению семей воспитанников младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
1.Общие положения:
1.1. Детско-родительский клуб «Речецветик» по сопровождению семей воспитанников младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (далее-клуб «Речецветик») создан с целью осуществления комплексного коррекционного сопровождения семей воспитанников младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
1.2. Работа клуба «Речецветик» направлена на реализацию следующих задач:
- Познакомить родителей воспитанников младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями с основными компонентами системы комплексного коррекционного воздействия по преодолению нарушений речи и неречевых функций и практическими приемами активизации речевой деятельности детей, развития слухового и зрительного восприятия, мышления, общей и мелкой моторики, навыков ориентировки в пространстве.
- Осуществлять взаимодействие педагогов МБДОУ по комплексному коррекционному сопровождению семей воспитанников младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи .
1.3Клуб «Речецветик» осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования, Уставом МБДОУ, настоящим Положением.
1.4. Участниками клуба являются дети младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и их родители, специалисты коррекционной направленности ( учитель- логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог).
1.5. Руководителем МБДОУ издается приказ о создании клуба, назначается руководитель клуба.
1.6. Основными принципами работы клуба являются добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.
1.7. Положение о клубе утверждается приказом заведующего МБДОУ.
- Основные направления деятельности клуба:
2.1. Оказание психолого-педагогической помощи детям младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
2.2. Пропаганда положительного опыта коррекционно-развивающих занятий в домашних условиях .
2.3. Повышение уровня педагогических знаний родителей .
Организация деятельности клуба:
3.1. Работа клуба «Речецветик» осуществляется на базе МБДОУ.
3.2.Деятельностью клуба руководит учитель-логопед или учитель-дефектолог.
3.3. В состав клуба входят учитель- логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог.
3.4.К деятельности в рамках клуба могут привлекаться другие специалисты МБДОУ (музыкальный руководитель, преподаватель изо-деятельности, инструктор физ. воспитания).
3.5.Клуб посещают дети младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи из числа воспитанников МБДОУ, имеющих рекомендации ПМПк учреждения и их родители.
3.6. Планирование работы клуба проводится по результатам диагностики уровня развития речи и неречевых процессов детей, посещающих клуб.
3.7. Формы организации работы клуба: консультации, круглый стол, психологические тренинги, практикумы, решение педагогических ситуаций, обсуждение опыта семейного воспитания, видео-просмотры материалов по организации занятий с детьми, мастер-классы, игровые занятия с детьми.
3.8. Периодичность заседаний клуба – 2 раза в месяц.
- Права и обязанности членов клуба:
4.1. Родители имеют право на:
- получение квалифицированной консультативной помощи воздействия по преодолению нарушений речи и неречевых функций и практическими приемами по активизации речевой деятельности детей, развития слухового и зрительного восприятия, мышления, общей и мелкой моторики, навыков ориентировки в пространстве.
- получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;
- высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей.
4.2.МБДОУ имеет право:
- на изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
- внесение корректив в план работы клуба в зависимости от возникающих проблем, интересов и запросов родителей;
- предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям.
4.3. МБДОУ обязано:
- организовать работу клуба в соответствии с планом, утвержденным заведующим ДОУ, и с учетом интересов и потребностей родителей;
- предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям.
4.4. Родители обязаны :
-регулярно посещать заседания клуба;
-тщательно выполнять рекомендации специалистов
- Документация:
5.1. Оформленные результаты диагностики.
5.2. Перспективно-тематические планы мастер-классов и
консультаций для родителей.
5.3. Орг.проекты заседаний клуба
5.4. Журнал регистрации посещений занятий клуба «Речецветик».
5.5. Аналитическая справка о результатах работы за год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние зрительного восприятия на развитие речи неговорящего ребенка раннего и младшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи».
Статья будет полезна логопедам, воспитателям, родителям, столкнувшимся с проблемой - неговорящий малыш! Как опираясь на зрительное восприятие, можно вызвать речь, стимулировать ее развитие. В статье п...
План работы при сопровождении ребенка младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Данный план представляет собой мини-программу для ребенка младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Разработка удобна тем, что представлена в виде таблицы, где прописаны основные напр...
Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по теме: «Осень. Деревья осенью».
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР. Тема: "Осень. Деревья осенью"...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ПОЗНАНИЕ" ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Математика является одним из важных и в то же время наиболее сложных для усвоения детьми учебных предметов, поэтому в современной педагогике и психологии значительное внимание уделяется проблеме подго...
Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Я решила апробировать методику, которая позволила бы решать не только общие, но и специфические коррекционные задачи (коррекция речи, психических процессов и познавательной деятельности). Кроме того, ...
Конспект коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по образовательной деятельности «Речевое развитие» «Зимушка – Зима»
выполняя задания снежинок, дети собирают пазл с изображением Зимы, которая появляется в конце занятия и дарит ларец с конфетами....
Конспект логопедического занятия (непосредственной образовательной деятельности) с детьми среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Общим недоразвитием речи II-III уровнем речевого развития по теме "Транспорт. Профессии на транспорте"
Конспект логопедического занятия (непосредственной образовательной деятельности) с детьми среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Общим недоразвитием речи II-III уровнем речевого разв...