Краткосрочный проект «В поисках здоровья»
проект (подготовительная группа)
Проект представляет собой систему мероприятий оздоровительного и познавательного направления, формирующих внутренние потребности физиологического, психологического и личностного роста детей. Преимуществом проекта является деятельность, направленная на формирование представлений о здоровом образе жизни и выработку стойких привычек и умений. |
В проекте используются разнообразные формы, методы работы с детьми и родителями: познавательные занятия и игры, организационно - образовательная деятельность, спортивные развлечения, конкурсы, разные формы профилактической гимнастики, создание альбомов, выставка рисунков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 245.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка»
Краткосрочный проект
«В поисках здоровья»
подготовительная к школе группа №2 «Рябинушка» (6-7 лет)
воспитатель
Логинова Т.А.
воспитатель
Лунева Т.М.
г. Советский, январь 2022 г.
Содержание
Паспорта проекта…………………………………………………………………3
Пояснительная записка…………………………………………………………...4
Актуальность……………………………………………………………………...5
Проблема…………………………………………………………………………..5
Гипотеза…………………………………………………………………………...5
Цель………………………………………………………………………………..5
Задачи………………………………………………………………………...……5
Ожидаемый результат…………………………………………………………….5
Принципы………………………………………………………………………….6
Методы и формы………………………………………………………………….6
Основные формы реализации проекта…………………………………………..6
Этапы проекта……………………………………………………………………..6
Перспективный план с детьми…………………………………………………...8
Перспективный план с родителями…………………………………………….11
Полученный результат…………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………14
Приложения
Приложение 1 Анкета «Здоровый образ жизни»……………………………...15
Приложение 2 Беседы…………………………………………………………...17
Приложение 3 Дидактические игры……………………………………………18
Приложение 4 Закаливающие процедуры……………………………………..19
Приложения 5 Стенгазета «Спорт-это жизнь!»………………………………..20
Приложение 6 Выставка рисунков «Спорт это жизнь»……………………...21
Приложение 7 Конкурс «Здоровый и безопасный образ жизни»…………….22
Приложение 8 Спортивное развлечение «Мы за здоровый образ жизни»…..23
Приложение 9 Совместный досуг с родителями «Катание на коньках»…...24
Приложение 10 Буклет «Здоровый образ жизни»……………………………..25
Приложение 11 Консультация «Спорт и семья»………………………………26
Приложение 12 Консультация «Какой вид спорта выбрать для ребенка»…..28
Приложение 13 Памятка «Здоровый образ жизни»…………………………...31
Паспорт педагогического проекта «В поисках здоровья»
Пояснительная записка
Здоровье – это драгоценность (и при этом единственная),
ради которой действительно стоит не только не жалеть
времени, сил, трудов и всяческих благ,
но и пожертвовать ради него частицей самой жизни,
поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.
М. Монтень
На протяжении всей эпохи, народы разных стран и сообществ уделяли большое внимание физическому воспитанию и с каждым переходом на новую ступень, человечество старалось найти правильное направление в этой, казалось бы, простой системе.
Современный мир трудно представить без компьютера, телевизора и прочих гаджетов, а это сказывается на здоровье людей, а особенно детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать взрослым, которые его окружают. «Здоровье – бесценный дар, потеряв его с молоду не найдешь до самой старости». Так гласит народная мудростью.
Самое большое воздействие на здоровье оказывает образ жизни, Капалыгина И.И. отмечает, что «мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни, только потому, что человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров».
На важность проблемы развития основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста, указывают исследования А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, А.В. Мудрика, М.И. Лисиной, И.П. Подласого, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой. На здоровье наших детей влияют многие факторы: биологические, экологические, социальные, гигиенические. Также невозможно воспитание отношения дошкольников к здоровому образу жизни без активного участия в этом процессе педагогов и родителей.
Решать эту проблему надо начинать с дошкольного возраста, когда еще только формируется его отношение к окружающему миру. Работая в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, я пришла к выводу, что у них недостаточно развита общая моторика, в частности руки, общая неготовность к письму, проблемы с речевым развитием. Отсутствие физической нагрузки заметно тормозит и мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания и выносливость. Исходя из этих проблем, был разработан проект «В поисках здоровья». Он направлен на практическое внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательную деятельность, где детский сад, совместно с родителями работают над тем, как помочь сохранить и укрепить здоровье детей.
Актуальность
Актуальность нашего исследования определяется следующими противоречиями: с одной стороны, существует объективная необходимость в организации эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении старших дошкольников к здоровому образу жизни, а с другой - имеет место недостаточная методическая разработанность этой проблемы в рамках образовательного процесса дошкольного учреждения.
ФГОС ДО включает такую образовательную область, как «Физическое развитие», где самой актуальной проблемой сегодня является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку осуществить все свои планы и мечты, быть самодостаточным и счастливым, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения ощущения гармонии с окружающим миром здоровье нужно беречь с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его в детском саду и дома в разное время, и в различных видах деятельности посредством здоровьесберегающих технологий.
Проблема: родители не придают значения, не осознают серьезности физического воспитания и здорового образа жизни.
Гипотиза: проект поможет объединиться взрослым, окружающим ребёнка, в воспитании здорового образа жизни, а дети смогут стать активными участниками всех мероприятий, направленных на формирование представлений о здоровом образе жизни и укрепление здоровья дошкольников.
Цель: создание условий для формирования у дошкольников основ здорового образа жизни.
Задачи:
- Обогащать знания о здоровом образе жизни, о пользе физических упражнений и спорта в жизни человека.
- Развивать у детей интерес к физической культуре, к ежедневным занятиям физической культурой, подвижным играм, соревнованиям.
- Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
- Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.
Ожидаемы результаты проекта:
- Создание предметной развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы.
- Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно – оздоровительной работы.
- Активное вовлечение родителей в физкультурно – оздоровительную работу ДОУ.
- Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей.
Тип проекта:
- по количеству участников: групповой;
- по содержанию: интегративный;
- по продолжительности: краткосрочный;
- по доминирующей деятельности: практико-ориентированный.
Принципы:
- Принцип культуросообразности – формирование здорового образа жизни должно основываться на ценностях и традициях национальной культуры, строиться в соответствии с ценностями и нормами, присущими в данной семье.
- Принцип гуманистической ориентации – ребенок главная ценность, осознание ребенком социальной защищенности, уважительное отношение к нему.
- Принцип опоры на эмоционально чувственную сферу ребенка – требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые усиливают внимание ребенка на действиях и поступках.
- Принцип дифференциации – создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
Методы и формы работы:
- Словесный (беседы, консультации, чтение художественной литературы)
- Игровой (дидактические, подвижные, сюжетно - ролевые игры)
- Наглядный (наблюдения, рассматривание иллюстраций и картин)
- Практический (лепка, рисование, конструирование, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, конкурсы, создание альбомов)
Основные формы реализации проекта:
- Работа с детьми (беседа, дидактические, подвижные игры, конкурсы, чтение художественной литературы, рассматривание энциклопедий, картин).
- Работа с родителями (беседа, консультация, анкетирование, совместная прогулка выходного дня, создание альбомов).
Этапы проекта:
I этап - подготовительный
Постановка проблемы, определение цели и задач работы уровня физического развития детей через анкетирование и беседы с родителями, наблюдения за поведением и состоянием здоровья детей в повседневной жизни; беседа анализ ситуации; определение основных целей проекта, разработка планов работы с детьми и родителями по формированию здорового образа жизни.
Постановка проблемы, определение цели и задач работы уровня физического развития детей через анкетирование и беседы с родителями, наблюдения за поведением и состоянием здоровья детей в повседневной жизни; беседа анализ ситуации; определение основных целей проекта, разработка планов работы с детьми и родителями по формированию здорового образа жизни.
- Разработка перспективного плана.
- Подбор методической и художественной литературы по здоровому образу жизни.
- Создание в группе соответствующей развивающей предметно-пространственной среды.
- Привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогам.
- Анкетирование родителей на тему «Здоровый образ жизни»
II этап - основной
Внедрение в образовательную деятельность детского сада условий, способствующих формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни.
- Мероприятия для реализации проекта с введением эффективных здоровье - сберегающих технологий.
- Продуктивная деятельность: рисунки, поделки, лепка «Мы спортсмены».
- Создание альбомов, картотек по артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастике и гимнастике после сна, картотек подвижных игр на прогулке в летний и зимний период.
- Проведение консультаций для родителей по темам: «Спорт и семья», «Какой вид спорта выбрать для ребенка», «Прогулка как средство укрепления здоровья», «О пользе прогулок на свежем воздухе», «Зарядка по профилактике плоскостопия в домашних условиях».
- Организация работы с родителями.
III этап - заключительный
- Проведение итогового мероприятия «Физкультуру я люблю и дружить я с ней хочу».
- Оформление презентации проекта «Мы в поисках здоровья».
- Стенгазета «Мы за здоровый образ жизни», «Что такое здоровье»
- Выставка рисунков «Здоровый образ жизни», «Мой любимый вид спорта».
Реализация проекта
Перспективный план с детьми
Дата проведения | Мероприятия | Программные задачи |
10 – 14.01.2022 | Беседа «Что такое здоровье и как его приумножить» | Формировать представление о себе, как о человеке. |
Чтение: А. Барто «Девочка чумазая» | Учить внимательно, слушать отвечать на поставленные вопросы. | |
Сюжетно – ролевая игра «Магазин полезных продуктов питания» | Помочь учащимся разобраться о вреде и пользе продуктов питания, научить учащихся делать правильный выбор в питании, вести здоровый образ жизни. | |
Дидактические игры «Что вредно, а что полезно для зубов» «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи, фрукты» | Закрепление представлений детей о полезной и вредной пище для зубов. Развивать представление детей о вкусной и полезной еде. | |
Дыхательная гимнастика | Упражнения для органов дыхания. | |
Лепка «Полезные продукты» | Закреплять знания об овощах и фруктах, их пользе для здоровья. | |
Пальчиковая гимнастика «Любимая зарядка для пальчиков», «Моем руки чисто, чисто». | Развивать мелкую моторику. | |
Гимнастика для глаз | Развивать координацию глаз. | |
Выставка рисунков «Здоровый образ жизни» | ||
Беседа «Как можно заботиться о своем здоровье» | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. | |
Чтение художественной литературы К. Чуковский «Мойдодыр» | Продолжать закрепление знаний детей о культуре гигиены. Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни. Развивать внимание, память, правильную связную речь детей. Воспитывать интерес к детской художественной литературе. | |
Сюжетно – ролевая игра «Физкультурное занятие» | Учить распределять роли и обыгрывать ситуацию. | |
Подвижная игра «Прятки» | Развивать у детей координацию движений, силу, ловкость, выносливость. | |
Стенгазета «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу». | ||
17 – 20.01.2022 | Беседа «Кто спортом занимается, тот силы набирается» | Формирование у детей внутреннего самосознания здорового образа жизни, зависимости здоровья от физического развития. |
Подвижные игры: «Солнышко и дождик» «Озорной мяч» | Развивать двигательную активность детей. Учить выполнять подскоки в своем темпе и ритме. | |
Дидактическая игра «Кому нужны эти вещи» | Закреплять знания детей о разных видах спорта, спортсменах, спортивных атрибутах. Развивать зрительное внимание, логическое мышление. | |
Сюжетно ролевая игра «Дворец спорта» | Создать у детей представление об Олимпийских играх как мирного соревнования в целях физического совершенствования людей, в котором участвуют народы всего мира. | |
Презентации к беседам «Что нужно знать о здоровом образе жизни». | Формировать представления о здоровом образе жизни. | |
Лепка «Спортсмены» | Закреплять умение детей лепить фигуру человека в движении, передавая характерную позу, форму тела, строение, форму частей, пропорции. Развивать у детей воображение. Воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни. | |
Составление описательных рассказов «Мой любимый вид спорта» | Учить описывать вид спорта. Развивать связную речь. Воспитывать любовь к спорту. | |
Альбомы «Летние, зимние виды спорта», «Олимпийское движение». | Закрепить знания детей о видах спорта. | |
Пальчиковая гимнастика «Моем руки чисто, чисто» | Развивать мелкую моторику. | |
Артикуляционная гимнастика | Развивать артикуляционный аппарат. | |
Гимнастика для глаз | Развивать координацию глаз. | |
Выставка детских рисунков «Мой любимый вид спорта» | ||
Стенгазета «Спорт-это жизнь» | ||
Просмотр мультфильма «Мойдодыр» | Формирование у детей представлений о правилах лично гигиены. | |
Презентация «Виды спорта» | Закрепить с детьми виды спорта. | |
Загадки и пословицы о здоровом образе жизни | Учить слушать внимательно, правильно отвечать на вопросы. | |
Аппликация «Полезные фрукты и овощи» | Закрепить прием работы с шаблоном, учить вырезать по контуру, создавать сюжетную картину. | |
Стенгазета «Здоровым быть, здорово!» | ||
Спортивное развлечение «Физкультуру я люблю и дружить я с ней хочу!» |
Перспективный план с родителями
Дата проведения | Мероприятия |
10.01.2022 | Анкетирования «Здоровый образ жизни» |
Консультация «Спорт и семья» | |
11.01.2022 | Конкурс презентации о ЗОЖ в семье. |
Буклет «Здоровый образ жизни» | |
12.01.2022 | Консультация, «Какой вид спорта выбрать для ребенка» |
Создание альбомов «Летние, зимние виды спорта» | |
13.01.2022 | Памятка «Здоровый образ жизни» |
Беседа: «Значение ЗОЖ для здоровья человека» | |
14.01.2022 | Картотека подвижных игр, дыхательной, артикуляционной, пальчиковой и гимнастики после сна. |
Создание и изготовление стен газеты «Спорт это жизнь» | |
17.01.2022 | Консультация для родителей «Прогулка как средство укрепления здоровья детей» |
Пополнения атрибутов в центр физической культуре. | |
Создания альбома «Семейный вид спорта» | |
18.01.2022 | Консультация «О пользе прогулок на свежем воздухе» инструктор по физической культуре |
19.01.2022 | Консультация «Плоскостопие» инструктор по физической культуре |
20.01.2022 | Развлечение «Физкультуру я люблю и дружить я с ней хочу!» |
Полученные результаты:
- У детей сформированы представления о здоровом образе жизни, о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья (соблюдение режима, правильное питание, чистота тела, спорт).
- Дети используют специальные упражнения для укрепления своего организма.
- Имеют представление о значении двигательной активности в жизни человека.
- Проявляют творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях.
- В группе создана современная развивающая предметно-пространственная среда.
- Созданы альбомы «Летний вид спорта», «Зимний вид спорта», «Олимпийское движение».
- Снизился уровень заболеваемости.
- Активная помощь и заинтересованность родителей в организации работы по оздоровлению детей.
Заключение
Здоровье – одна из величайших человеческих ценностей. Если у ребенка не будет здоровья – то не будет и развития. Здоровье это дар, который нельзя растрачивать попусту, его необходимо сохранять и приумножать и делать это надо с детства.
Данный проект, который был реализован в подготовительной к школе группе, показал следующее: у детей выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культуре и спорту, сформировались элементарные представления и понятия о здоровом образе жизни. За время осуществления проекта у детей было отмечено значительное повышение интереса к здоровому образу жизни, что нашло своё отражение в процессе участия в образовательной игровой, художественно-эстетической деятельности.
Родители приняли активное участие в проекте: создали развивающую предметно-пространственную среду; изготовили альбомы «Летний вид спорта», «Зимний вид спорта», «Олимпийские движения», картотеки «Зимний вид спорта», «Артикуляционная гимнастика», «Пальчиковая гимнастика»; оформили стенгазеты «Здоровому все, здорово!», «Спорт-это жизнь!»; приняли участие в анкетировании, в физкультурном досуге, который способствовал закаливанию и укреплению здоровья детей.
Проект помог родителям понять необходимость физического развития детей в повседневной жизни. Повысилась активная родительская позиция в обеспечении потребности дошкольников в движении на свежем воздухе, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка. А в целом, родители усвоили, что здоровье это не отсутствие болезней, а образ жизни. Согласно полученным данным анкетирования на предмет удовлетворенности родителей в использовании форм и методов взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников по формированию потребности в здоровом образе жизни, проект «В поисках здоровья» имеет высокий результат.
Список литературы
- Алябьева Е. А. тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. 2-е изд., - М.:ТЦ Сфера 2012г.
- Анохина И. А. приобщение дошкольников к здоровому образу жизни. Методические рекомендации. – Ульяновск 2007 г.
- Евдокимова, Е.С. Детский сад и семья: методика работы с родителями [Текст] / Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. – М.: Мозаика-синтез, 2014. – 154 с.
- Голицына Н. С., Шумова И. М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. Москва. 2008 г.
- Громова О. Е. Спортивные игры для детей. М., 2008 г.
- Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет [Текст] / И.М. Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 96 с.
- Кузнецова Л. В., Панфилова М. А. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения. М., 2003 г.
- Тарасова, Т.А. Я и моё здоровье: Практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения и дидактические игры [Текст] / Т.А. Тарасова, Л.С. Власова. – М.: Школьная Пресса, 2013. – 80 с.
- Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3 – 5 лет М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003 г.
- Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. Изд. Санкт – Петербург- Детство – Пресс -2012 г.
- Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера,2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект (старшая группа) «Здоровое питание, залог здоровья!»
Согласно ФГОС одной из главных задач в дошкольном образовании является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитани...
Краткосрочный проект по сохранению здоровья детей во второй младшей группе "Неделя здоровья"
Краткосрочный проект по сохранению здоровья детей во второй младшей группе "Неделя здоровья"...
Краткосрочный проект "В поисках новогоднего настроения"
laquo;В поисках новогоднего настроения» Ариткулова Дина ВинеровнаСоколова Юлия Николаевна,ГБОУ Школа № 2120ТИНАО г. Москвы Вид проекта: познавательно-творческийУчастники проекта...
Краткосрочный проект (старшая группа) «Здоровое питание, залог здоровья!»
Здоровье – это необходимый компонент счастливой жизни. Значение здоровья в жизни человека трудно переоценить. Мало кто из нас хоть раз в жизни не болел, и испытание слабостью, конечно, никогда н...
Проект «В поисках здоровья» по формированию основ здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста.
Содержание №НаименованиеСтр. Паспорт проекта3 Актуальность проекта4 Этапы реализации проекта6 Список литературы9 Приложение 110 Приложение 214 Приложение 317...
Педагогический проект "В поисках здоровья"
Педагогический проект "В поисках здоровья" в первой группе раннего возраста...
Проект "В поисках здоровья"
Проект "В поисках здоровья"...
- Мне нравится (1)