"Народные подвижные игры как средство развития детей дошкольного возраста"
статья

Федорова Наталья Викторовна

Сообщение для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry.docx49.76 КБ

Предварительный просмотр:

наименование учреждения

МБДОУ « ДС « Радуга»

"Народные подвижные игры как средство развития детей дошкольного возраста"

Подготовила: Фёдорова Н.В.

 г.

Понятие и сущность народных подвижных игр

 Игра - основной, ведущий вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства детские игры проходят довольно значительный путь развития от предметно-манипулятивных и символических игр до сложно-ролевых игр с правилами, поэтому в старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр.

Народные игры зародились в далеком прошлом, в недрах народного быта. Состязание в силе, ловкости, быстроте, меткости издавна были широко распространены среди детей в селах и городах.

Передовые представители педагогики и культуры К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, Д.А Колоцца, Г. А. Виноградов, и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения.

Педагог помогает дошкольникам понять, что людей разных национальностей объединяет интерес к многонациональным культуре и искусству, дружба, взаимопомощь, уважение к человеку, что особенности жизни и труда людей зависят от природно-климатических условий (например, на севере распространено оленеводство, в южных степных районах преобладает коневодство), что находит отражение в народных играх.

Основным условием внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным репертуаром игр, а также методикой педагогического руководства игрой. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения детьми игровых действий.

В ходе игры педагог привлекает внимание детей к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшийся игровой ситуации.

В связи с этим одна из основных задач педагога заключается в том, что бы научить детей играть активно и самостоятельно.

Следует отметить, что большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Среди игр с правилами выделяют сюжетные и бессюжетные, игры-забавы.

 Содержание и характер действий детей в сюжетных народных играх отражают их представления и знания об окружающей жизни, о трудовых действиях людей разных профессий, явлениях природы, об образе жизни, повадках животных и т.д. (например, «Ястреб и утки», «Мак», «Редьки» и др.).

 В бессюжетных народных играх действия людей не связанны с разыгрыванием сюжета. Они строятся на основе выполнения конкретных двигательных заданий, условия которых определены правилами (например, «Ловишки», «Жмурки»).

Народные игры-забавы содержат элементы развлекательности, зрелищности, доставляют много радости и веселья участникам.

Наряду с народными играми, возникающими в самостоятельной деятельности детей (например, «Салки», «Прядки»), создавались новые игры с установленным, закрепленным содержанием и определенными правилами, преследующими, кроме оздоровительных, воспитательно-образовательные цели.

Следует отметить, что подвижная игра занимает особое место в развитии ребенка дошкольного возраста. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, представляет детям возможность развивать познавательный интерес.

Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, метаний, бросков, передачи и ловли мяча, сопротивлений и др.). Эти двигательные действия мотивированны ее сюжетом (темой, идеей). Они направлены на преодоление различных трудностей, препятствий, поставленных на пути достижения цели игры.

Для детей дошкольного возраста ценными являются подвижные игры с элементами соревнования, игры-эстафеты, в которых от ловкости и быстроты движений, самостоятельности, настойчивости, сообразительности, инициативы зависит достижение не только индивидуального, но и коллективного результата.

Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству народные подвижные игры, больше, чем другие виды, формы физической культуры, адекватны потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию детей.

Народные подвижные игры положительно влияют на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, юмора, шуток, соревновательного настроя, возможности самовыражения.

Неповторимый колорит народным подвижным играм придают считалки, жеребьевки, зачины, потешки.

Детей дошкольного возраста в народных подвижных играх привлекают разнообразие действий и ситуаций, динамичность и эмоциональность, а также возможность приобрести те навыки, которыми владеют взрослые.

В народных подвижных играх комплексе решается оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Оздоровительное значение их обусловливается активными двигательными действиями, которые чаще всего организуются на открытом воздухе.

Организация и проведение народных подвижных игр имеют свою специфику. Основные особенности заключаются в следующем:

  1. При определении величины интеллектуальной, эмоциональной или физической нагрузки необходимо опираться на возможности детей или группы детей, имеющие одинаковые заболевания или отклонения в психофизическом развитии. Этим во многом обусловлен выбор проведения игры – индивидуальная, групповая (в малых группах, в развернутых группах – коллективная). Не допускается большое число участников игры в группе соматически ослабленных и маленьких детей, что лишает их возможности быть активными в игре, а взрослых - осуществлять оперативный контроль за состоянием каждого ребенка во время игры.
  2. Следует с осторожностью относиться к применению игр, которые носят соревновательный характер, поскольку, как правило, соматически ослабленные дети с нарушением психофизического развития имеют повышенный уровень тревожности, а ситуация соревнования может стать для них психотравмирующей.
  3. Подведение итогов соревнования должно проводиться осторожно, причем необходимо отметить заслуги каждого участника игры, даже если они были незначительными. Между тем, резкая смена возникшего во время игры динамического состояния организма ребенка может оказать отрицательное воздействие на работу сердечно-сосудистой системы и весь организм ребенка, его эмоциональное состояние не только в данный момент времени, но и в течение всего дня.
  4. При организации и проведении народных подвижных игр необходимо учитывать не только физическую сторону нагрузки, но и эмоциональную. Поскольку, если у физически подготовленных детей большая эмоциональная активность мобилизует их резервные возможности, то для еще не окрепших, ослабленных детей, находящихся в ранней стадии ремиссии заболевания, большая эмоциональная нагрузка может оказаться чрезмерной и превысить их физиологические возможности.
  5. Необходимо правильно расставить детей в игре. Более слабым детям или утомившимся нельзя предлагать в игре активные роли, а следует использовать их в качестве своих помощников.
  6. При проведении игры в задачу, которой входит улучшение функции дыхания (наряду с общефизиологическим тренирующим воздействием) необходимо обращать внимание на правильное положение грудной клетки и рук (при вдохе не следует поднимать высоко плечи, а нужно лишь слегка отводить их назад, прогнувшись в грудном отделе позвоночника, дышать носом, не через рот).
  7. При распределении ролей в игре, подаче команд нужно принимать во внимание степень возбудимости детей. С возбудимыми детьми тон разговора воспитателя должен быть не громкий, но достаточно строгий. С робкими, тихими детьми – поощрительный, мягкий. Каждое, даже небольшое достижение таких детей надо отмечать, тем самым, придавая уверенность в своих силах.
  8. Нельзя предлагать ослабленным детям несколько игр подряд, которые требуют длительного сосредоточенного внимания дошкольников, большой нагрузки на зрительный слуховой анализаторы, речевые центры, одни и те же мышечные группы или отработки одного же навыка, что приводит к их быстрому утомлению
  9. Нельзя недооценивать индивидуальные особенности ребенка при распределении ролей в игре. Например, иногда поощряя ненужное честолюбие возбудимого ребенка, всегда желающего быть первым, уступать его просьбам и давать ему подряд первые активные роли в игре в ущерб малоактивным детям.

Таким образом, игра не только вид деятельности, но и средство его умственного, нравственного и физического развития.

В процессе игр развиваются все психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь, дисциплинированность), развиваются волевые процессы, развивается рефлексия в поведенческом плане. Ребенок учит ставить цель и добиваться ее.

В народных подвижных игах наряду с психическими процессами идет развитие психофизических качеств можно включать в разные формы двигательной активности, в том числе и в самостоятельную двигательную деятельность детей

Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов, на развитие пространственных, временных ориентировок, позволяет ребенку ориентироваться в окружающей обстановке.

Развитие выносливости способствует укреплению организма, укреплению сердечно-сосудистой системы. Дыхательной и костно-мышечной систем, улучшает функционирование всего организма, повышается работоспособность. Оно влияет на нравственно-волевые качества (настойчивость упорство), Что в итоге помогает подготовить ребенка для обучения в школе.

От развития силы зависит развитие других психофизических качеств.

Таким образом, народная игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения. Она развивает их координацию, формирует быстроту, силу, выносливость. Учит детей действовать в соответствии с правилами, осознано действовать в изменяющейся игровой ситуации, познавать окружающий мир, активизирует память, представление, развивает мышление, пополняет словарный запас и обогащает речь детей. Учит действовать в коллективе, подчинятся общим правилам, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помочь друг другу развивает чувство ритма.

ПАМЯТКА

Классификация народных подвижных игр

По характеру использования фольклорного подкрепления

По способу распределения на роль

С преимущественным появлением двигательных качеств

С преимущественным появлением психических качеств

Народные игры с речевым сопровождением

Народные игры без речевого сопровождения

Игры с выбором водящего при помощи считалок

Игры с делением на группы при помощи скороговорок и жеребьевок

Игры на развитие ловкости и точности движений

Игры на развитие быстроты реакции

Игры на развитие меткости, глазомера

Игры на развитие ритмичности и пластики движений

Игры на ориентировку в пространстве в коллективе

Игры на развитие концентрации внимания

Игры на развитие зрительно-слуховой, моторной памяти

Игры на развитие связной речи

Классификация подвижных игр по сложностям

Элементарные игры

Сложные  игры

  1. Сюжетные игры. Имеют готовый сюжет и твердо, зафиксированные правила, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью. Эти игры преимущественно коллективные Народные игры относятся к сюжетным.
  1. Бессюжетные игры. Содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению понятной им ели.    

Это:

- игры типа перебежек,

- игры с элементами соревнования (индивидуального и группового),

- несложные игры-эстафеты,    

- игры с использованием предметов (качели, кольцеброс), требуют определенных условий.

  1. Игры-забавы. Для маленьких детей («Ладушки», «Коза рогатая»).
  1. Игры-атракционы. В них двигательные задания выполняют в необычных условиях и часто включают элемент соревнования.
  1. Игровые упражнения. Каждый ребенок действует отдельно.
  1. Спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей).

Классификация игр по использованию пособий

Игры с предметами

Игры с крупными гимнастическими пособиями

  1. Флажки
  1. Ленточки
  1. Мячи
  1. Обручи
  1. Скакалки
  1. шнуры
  1. гимнастическая стенка
  1. гимнастическая скамейка
  1. кубы
  1. гимнастическая лестница
  1. доски
  1. длинные рейки

Классификация народных подвижных игр по степени физической нагрузки

Игры большой подвижности

Игры средней подвижности

Игры малой подвижности

Одновременно участвует вся группа детей. Построены они на таких движениях как бег и пряжки.

Активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба) или движения выполняются подгруппами

Движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их не значительна (игры с ходьбой, игры на внимание).

В играх с правилами, для формирования у ребенка надлежащего уровня общения со сверстниками необходимо задействовать целую систему игр-занятий, которая предполагает следующие методические приемы:

  1. Совместная деятельность – игра, где дети должны согласовывать свои действия не с заданными ролями, а со смыслом этой деятельности.
  2. Наблюдение взрослого за совместной игрой детей: он подсказывает им, советует, учит взаимодействовать при решении общей задачи.
  3. Введение в игру роли болельщиков, которые возгласами одобрения поддерживают одного из участников или одну их команд, помогая игрокам установить соревновательные отношения.
  4. Введение в коллективную игру роли управляющего, который руководил бы действиями остальных участников, но сам непосредственного участия не принимал. Эта роль помогает ребенку учитывать одновременно позиции разных участников игры.
  5. Введение в игру двух управляющих со взаимнопротивоположными позициями, которые в течение игры должны учиться решать общую задачу, сохраняя при этом взаимоотношения соревнующихся сторон.
  6. Обучение ребенка игре одновременно за двух партнеров со взаимно противоположными интересами. Это формирует у него «двойную позицию», то есть умение одновременно рассматривать сложившуюся ситуацию с разных точек зрения.

 

Комплекс народных подвижных игр для формирования у детей дошкольного возраста двигательной активности

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Именно в игре дети осваивают богатейший социокультурный опыт, учатся руководить и подчиняться, взаимодействовать, придумывать и изменять сюжеты игр.

В комплекс входят народные подвижные игры, предназначенные для детей от 4 -х лет.

Среди большого количества игр народные игры занимают особое место, поскольку они обладают рядом характерных особенностей. К основным особенностям можно отнести следующие:

  • народные игры являются средством педагогики;
  • народные игры являются частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольника;
  • народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку;
  • народные игры расширяют кругозор, уточняют представление об окружающем мире;
  • народные игры способствуют совершенствованию психических процессов.

Такси

Украинская народная игра

Задачи:

  1. учить детей согласовывать движения в игре;
  1. воспитывать умение чувствовать товарища;
  1. развивать выносливость координацию движений, ориентировку в пространстве.

Оборудование: обручи, ленты с номерами.

Форма проведения: групповая

Условия проведения игры: на участке, в спортивном зале.

Содержание игры. Дети становятся в обруч большого диаметра, один с передней стороны обода, другой с задней стороны. Первый ребенок - водитель такси, другой - пассажир. Они бегают по участку (площадке, залу). Оббегают постройки, деревья. Остановку выбирает пассажир. Он показывает объект, куда его необходимо довести. Через некоторое время дети меняются местами.

Методические рекомендации. Обратить внимание на то, чтобы дети в паре подбирались с одинаковым уровнем физической подготовленности. Посоветовать тому или иному пассажиру, с кем ему лучше ехать.

Конники

Татарская народная игра

Задачи:

  1. учить детей двигаться в ускоренном или замедленном темпе.
  1. воспитывать умение ориентироваться в пространстве.
  1. развивать ловкость, умение бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Оборудование:

палки длинной 50 – 60 сантиметров.

Форма проведения:

групповая

Условия проведения игры:

в спортивном зале.

Содержание игры:

группа детей становится у одного края площадки. Воспитатель дает каждому ребенку палку. Дети садятся на палку верхом и скачут на противоположную сторону площадки, изображая конников, стараться не наталкиваться друг на друга, не задевать предметы, находящиеся на площадке.

Во время игры воспитатель может предложить конникам ехать быстро или медленно, а также в разных направлениях.

Методические рекомендации:

подбирать детей в группы конников из одной группы здоровья.

Перевозка урожая

Украинская народная игра

Задачи:

  1. учить детей бегать с тележкой, преодолевая препятствия
  1. воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования.
  1. развивать ловкость, силу, выносливость

Оборудование: детские тачки, мешочки (с опилками, с соломой, с листьями и т.д.), кегли, кубы.

Форма проведения: групповая.

Условия проведения игры: на площадке.

Содержание игры: дети сроятся в две колонны по 5 человек за линией по одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки начерчена вторая линия. Между ними расставлены кегли, кубы так, чтобы дети свободно могли бежать с тачкой. Первые игроки каждой команды держат в руках тачку, сбоку от них лежит по 5 мешков. По сигналу воспитателя первый игрок должен быстро положить на тачку один мешок и отвести его за линию на другой стороне площадки, преодолев препятствие, затем быстро вернуться обратно, передать тачку другому и встать в конец колонны. То же самое повторяют другие играющие до тех пор, пока все мешки не будут перевезены за линию. Выигрывает та команда последний игрок, которой первым прибежит с пустой тачкой к линии старта.

Методические рекомендации: следить, чтобы дети не уронили мешок себе на ногу, управляли тачкой аккуратно, не наезжали ни на кого.

Горелки

Русская народная игра

Задачи:

- учить детей быстро реагировать на ключевое слово;

- развивать выдержку, скорость бега, быстроты реакции;

- воспитывать самостоятельность;

Форма проведения: коллективная.

Условия проведения игры: по площадке.

Содержание игры: играющие становятся в колонны парами, впереди колонны ведущий. Дети хором произносят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги!

С последним словом, дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колоны – один слева, другой справа. Водящий пытается поймать (засолить) одного из них прежде, чем дети успеют встретиться и взяться за руки впереди него. Если водящему удается это сделать, он с пойманным берутся за руки и становятся впереди колонны. Оставшийся бес пары становиться водящим.

Методические рекомендации: следить, чтобы дети, стоя в парах, не выставляли ноги, во время оббегания колонны парой (не ставили подножки тем, кто бежит).

Рыбак

Русская народная игра

Задачи:

- учить детей подпрыгивать на двух ногах;

- воспитывать умение соблюдать правила игры;

- развивать силу, выносливость, внимание;

Оборудование: шнур, мешочек с песком.

Форма проведения: коллективная.

Условия проведения игры: на участке.

Содержание игры: дети становятся по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. В центре круга «рыбак» (воспитатель, в последствии выбирается ребенок). Он вращает по кругу шнур на высоте 10 – 15 сантиметров, к кольцу которого привязан мешочек с песком. Играющие внимательно следят за мешком, при его приближении подпрыгивают вверх, чтобы мешочек не коснулся ног. Тот, кого мешочек заденет, делает шаг назад и временно выбывает из игры. Через некоторое время делается небольшой перерыв, «рыбак» подсчитывает улов. Затем игра возобновляется, в ней снова участвуют все дети.

Начала шнур вращается так, чтобы мешочек поднимался невысоко. Если дети справляются с заданием мешочек можно поднять немного выше. Вращать шнур можно не только почасовой стрелке, но и против нее, но не в очень быстром темпе.

Методические рекомендации: следить, чтобы шнур не запутывался за ногами играющим, чтобы дети во время прыжка рукам не махались, а только помогали себе подпрыгнуть.

Охотники и звери

Русская народная игра

Задачи:

- учить детей бросать и ловить мяч двумя руками;

- воспитывать у детей взаимопонимание, любовь к животным;

- развивать силу, ловкость, зоркость;

Оборудование: мяч.

Форма проведения: коллективная.

Условия проведения игры: в спортивном зале, на площадке, на участке.

Содержание игры: дети делятся на две команды: охотники и звери. Могут разделиться как по жеребьевке, таки по желанию. Охотники образуют круг, а звери становятся в центр круга. Охотники перебрасывают дрыг другу мяч и пытаются попасть им в убегающих зверей. Тот, кого заденет мяч, считается подстреленным и выходит из круга. Через некоторое время «охотники» подсчитывают свои трофеи. Играющие меняются местами.

Методические рекомендации: следить, чтобы дети старались попасть мячом в ноги. Подбадривать тех в кого попадет мяч не в ноги (чтобы не ревели, не огорчались, не сердились).

Ловишка

Русская народная игра

 Задачи:

- учить детей увертываться от ловишки, бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы;

- воспитывать у детей умение ориентироваться в пространстве;

- развивать ловкость, выносливость;

Оборудование: разноцветные ленточки.

Форма проведения: групповая, коллективная.

Условия проведения игры: в спортивном зале, на площадке.

Содержание игры: детям раздаются ленточки, которые прикрепляются к поясу ребенка сзади. Произносится текст:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть, ты попробуй нас догнать!

Дети разбегаются. Ловишка, которого выбирают перед игрой, догоняет детей и забирает у них ленточки. После слов взрослого: «Раз, два, три, в круг беги!», дети собираются в кругу и подсчитывают, сколько ловишка собрал ленточек.

Методические рекомендации: следить, чтобы дети не прятали Леночки и не отбирали их у ловишки.

Поймай снежок .Русская народная игра

Задачи:

- учить детей прицеливаться и попадать в цель (в ведро);

- воспитывать у детей умение согласовывать движения;

- развивать глазомер, реакцию движений, (силовые способности) силу;

Оборудование: ведерки (на1-1,5 метра), теннисные шарики, мешочки.

Форма проведения игры: групповая.

Условия проведения игры: в группе, в спортивном зале.

Содержание игры: Участвуют несколько пар. Дети стоят друг напротив друга на расстоянии приблизительно от 2 до 4 м. У одного ребенка ведерко, а у другого мешочек с определенным количеством «снежков» (шарики, мешочки). По сигналу ребенок бросает «снежки», а стоящий напротив старается их поймать ведерком. Выигрывает та пара, которая первой закончит игру и поймает большее количество «снежков».

Методические рекомендации: следить, чтобы дети не махались ведерками.

Жмурки

Русская народная игра

Задачи:

- учить детей ориентироваться в пространстве по слуху;

- развивать координацию движений, слух;

Оборудование: шарф или платок.

Форма проведения: коллективная.

Условия проведения: на участке.

Содержание игры: Считалкой выбирается жмурка, ему завязываются глаза платком, поворачивают вокруг себя со словами

- Пень или колода?

Ж. - Пень.

- Ищи нас целый день.

А если

Ж - Колода.

- Ищи нас три года.

Дети разбегаются в разные стороны, но только остаются на поляне, не уходя к постройкам и деревьям. Жмурка ходит по всей площадке. Широко расставив руки, ловит детей. дети обращают на себя внимание хлопками. Если жмурка подходит близко к дереву или постройке дети говорят ей «Горячо, горячо разверни свое плечо». Тот, кого поймает жмурка сам становится жмуркой. Игра повторяется.

Методические рекомендации: следить, чтобы дети, отбегая назад, не споткнулись, не натолкнулись друг на друга и не упали. Смотреть, чтобы жмурка не ушел далеко с площадки.

.

Собери картошку

Украинская народная игра.  

Задачи:

- учить детей собирать картошку ложкой;

- воспитывать выдержку, терпение;

- развивать быстроту движений, ловкость, выносливость.

Оборудование: картофелины, деревянные ложки, корзинки.

Форма проведения игры: групповая.

Условия проведения игры: в группе, в спортивном зале.

Содержание игры: В игре участвуют по 2-3 человека. На пол рассыпаются 8-10 картофелин. Детям дают корзины и деревянные ложки. По сигналу они начинают собирать картошку ложкой по одной штуке и класть ее в корзину. Побеждает тот ребенок, который соберет больше картошки.

Методические рекомендации: следить, чтобы дети не отбирали картошку из рук у ребят и не забирали из корзины.

Метелица

Русская народная игра

Задачи:

- учить детей двигаться друг за другом, соотносить свои действия с действиями товарищей;

- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;

- развивать силу, выносливость, ловкость;

Оборудование: санки.

Форма проведения игры: групповая.

Условия проведения игры: на участке зимой.

Содержание игры: все дети встают друг за другом и берутся за руки. Первой стоит воспитатель, (далее выбирается ребенок) – она метелица. Она медленно пробегает между снежными постройками, валами, санками змейкой или обегает их, ведя за собой детей. Ребята стараются не разорвать цепочку и не натыкаться на предметы.

Методические рекомендации: следить, чтобы дети не толкали друг друга на постройки, санки и т.д.  

Целься верней

Татарская народная игра

Задачи:

- учить детей прицеливаться и забрасывать мяч в ящик;

- воспитывать у детей терпение, настойчивость (в преодолении неудач промахов);

- развивать глазомер, силу, выдержку.

Оборудование: корзина с мячами, ящик.

Форма проведения игры: индивидуальная.

Условия проведения игры: на участке.

Содержание игры: на земле проводят линию, на расстоянии 1,5; 2; 2,5 метра от нее ставят ящик. Ребенку предлагают подойти к линии и бросить мяч небольшого размера в корзину. Воспитатель считает, сколько раз ребенок забросит мяч в ящик. Если задание выполняют 2-3 ребенка одновременно, то можно ввести элемент соревнования. Выигрывает тот, кто большее число, раз забросит мяч в ящик. Воспитатель следит, чтобы дети, бросая мяч, не переступали за линию. При повторении игры можно увеличивать расстояние до ящика, а также дать задание забрасывать мяч не только правой, но и левой рукой.

Методические рекомендации: если ребенок часто не может попасть в цель нужно подбадривать его, подержать морально, с юмором.

Подними круг

Украинская народная игра.

Задачи:

- учить детей подцеплять удочкой круг;

- воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила игры;

- развивать тонкую координацию небольших мышечных групп.

Оборудование: фанерный круг (Д=30-40 см.) с двумя петельками из тесьмы на разных сторонах, удочки с проволочными крючками на концах, обручи.

Форма проведения игры: групповая.

Условия проведения игры: в группе, на веранде.

Содержание игры: двое играющих стоят в обручах на расстоянии 100-120 см. от круга. В руках у них удочки. Они стараются, не выходя из обруча, подцепить круг за петельку.

Методические рекомендации: не давать детям нервничать из-за неудачной «ловли», подбадривать их шутками, прибаутками.

Гуси - лебеди

Русская народная игра.

Задачи:

- учить детей разговорной речи – диалогу;

- воспитывать выдержку, умение ловить после сигнала;

- развивать быстроту за счет стремительного бега.

Форма проведения игры: групповая (7-10 чел.).

Условия проведения игры: в спортивном зале.

Содержание игры: Участники игры выбирают волка и хозяина. На одной стороне площадки живут гуси и хозяин, на другой – волк. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелено травки пощипать. Гуси уходят из дома далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей:

- Гуси. Гуси?!

- Га-га-га.

- Есть хотите?!

- Да-да-да.

- Ну, летите же домой!

- Серый волк под горой, зубы точит, съесть нас хочет.

- Ну, летите, как хотите, только крылья берегите.

Гуси бегут домой. А волк их старается поймать (запятнать). «Пойманные» выходят из игры. Игра кончается,

 когда все гуси пойманы.

Правила:

1.Гуси могут лететь домой, а волк их ловить только после слов «Ну, летите, как хотите, только крылья берегите».

2.Гуси, выходя из дома в поле, должны разойтись по всей площадке.

Методические рекомендации: Во время бега следить, чтобы дети не наталкивались друг на друга. Чтобы волк не «ловил» гусе, а только прикасался рукой (пятнал)

Птички летят

Русская народная игра

Задачи:

- учить детей энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты;

- воспитывать у детей умение ориентироваться в пространстве;

- развивать ловкость, выразительность движений.

Оборудование: невысокие скамейки, бруски (высота 5-10 см, до 12-15 см.).

Форма проведения игры: групповая, коллективная.

Условия проведения игры: на площадке.

Содержание игры: дети становятся на небольшое возвышение – скамейки, бруски – на одной стороне площадки.

Воспитатель «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки, крошки». Дети – птички спрыгивают с возвышений, летают (бегают размахивая руками), приседают, клюют зернышки. Со словами воспитателя: «Дождик, все птички в гнездышки!», дети бегут на свои места.

Методические рекомендации: следить, чтобы дети во время впрыгивания на возвышения не толкались. Помочь тому, у кого не получается.

Тимербай

Татарская народная игра  

Задачи:

- учить детей выполнять правила игры;

- воспитывать

- развивать фантазию, активность и творчество детей, речь детей: говорить четко, внятно.

Оборудование: мячи, ленточки, погремушки.

Форма проведения игры: коллективная.

Условия проведения игры: в группе, на веранде.

Содержание игры: играющие взявшись за руки, образуют круг. Выбирают водящего Тимербая. Он становиться в центре круга.

Дети говорят:

- Пять детей у Тимербая.

Дружно весело шагают.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались.

Хорошенечко отмылись,

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер убежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами «вот так» водящий делает какое-либо движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь из детей вместо себя. Движения, которые уже показывали повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре разные предметы для разных движений.

Кто быстрее?

Русская народная игра

Задачи:

- учить детей плотно наматывать нить на палку;

- воспитывать желание победить, стремление к побеле;

- развивать силу, выдержку.

Оборудование: палочки длиной 20 см, нить шнур.

Форма проведения игры: индивидуальная.

Условия проведения игры: в группе, на веранде.

Содержание игры: На середине шнура завязывается узел или делается, какая либо пометка. К концам шнура прикрепляются палочки. Задача игроков смотать свою часть шнура на палочку, добравшись до середины, т. е. до узелка.

Методические указания: следить, чтобы дети наматывали шнур ровно, плотно, не подходили друг к другу, а как бы натягивали шнур.

Из кружка в кружок

Русская народная игра

Задачи:

- учить детей прыгать на двух ногах, энергично отталкиваться и легко приземляться;

- развивать силу, координацию движений;

- воспитывать умение согласовывать движения.

Оборудование: мел, цветные мелки.

Форма проведения игры: групповая.

Условия поведения игры: на площадке.

Содержание игры: На площадке рисуют круги (Д= 30-35 см.) на расстоянии 30-35 см. Расположение кружков может быть разное: по одной линии, по всей площадке. Дети должны перебраться на другую сторону площадки, перепрыгивая из кружка в кружок. При выполнении упражнения дети прыгают, отталкиваясь одновременно двумя ногами и стараясь не выходить за пределы кружков.

Методические рекомендации: следить, чтобы дети не торопились во время прыжков. Быстро прыгающих – притормозить, а медленно прыгающих подбадривать.

Прокати, не урони

Русская народная игра

Задачи:

- учить детей катить обруч по ровной дорожке;

- воспитывать умение согласовывать движения;

- развивать ловкость.

Оборудование: обручи.

Форма проведения игры: групповая.

Условия проведения игры: на площадке.

Содержание игры: Несколько детей стоят за чертой, у каждого из них обруч. Воспитатель предлагает прокатить обруч догнать его, чтобы он не упал на землю. Обязательно надо показать, как правильно и удобно катить обруч: поставить его ребром на землю. Придержать левой рукой сверху, а ладонью правой руки энергично оттолкнуть так. Чтобы обруч покатился по площадке, не подпрыгивая.

Методические рекомендации: следить, чтобы дети катили обруч прямо. Не давали обручу повернуть в сторону, т.к. смена траектории бега может привести к столкновению детей. Обратить внимание, чтобы дети специально не сталкивались обручами (не направляем его друг на друга).

Поймай воробышка

Русская народная игра

Задачи:

- учить детей играть в кругу;

- развивать смекалку интуицию, ловкость, быстроту реакции.

Форма проведения игры: коллективная.

Условия проведения игры: в спортивном зале.

Содержание игры Дети становятся в круг, взявшись за руки. Выбирают «воробья» и «кошку» считалкой. «Воробей» в кругу. А кошка за кругом. Она пытается вбежать в круг, поймать «ворья». Дети не пускают. Она старается подлезть под ворота, играющие приседают, и не пускают ее в круг. Когда, наконец «кошка» проберется в круг, дети сразу же открывают ворота и «воробышек» вылетает из круга. Кошку же дети стараются не выпускать из круга.

Правила:

  1. Кошка может поймать воробышка, как в круге, так и за кругом.
  2. Играющие открывают ворота только для воробья.

Методические рекомендации: обращать внимание на то, как коша подлезает под ворота, чтобы дети в это время ее (кошку) не стукнули по голове, по лицу.

Бой петухов

 Русская народная игра  

Задачи:

- учить детей держать равновесие, прыгая на одной ноге;

- Развивать силу, ловкость, выносливость.

Оборудование: мел.

Форма проведения игры: групповая.

Условия проведения игры: в группе, на веранде.

Содержание игры: считалкой или просто по желанию детей выбирают двоих детей. Играющие стараются вывести друг друга из равновесия. Прыгают на одной ноге и толкают друг друга, либо правым, либо левым плечом. Проигрывает тот, кто коснется земли второй ногой. Руки дети держат на поясе, либо, скрестив перед грудью, можно держаться одной рукой за носок согнутой ноги. Толкаться руками не разрешается. Побеждает тот, кто дольше удержится, прыгая на одной ноге.

 Методические рекомендации: выбирать детей в пары приблизительно равных по развитию двигательной подготовленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль народных подвижных игр в физическом развитии детей дошкольного возраста.

народные подвижные игры являются не только средством физического и духовногоформирования человека, но и в первую очередь патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения.в данно...

Проект "Подвижная игра как средство социализации детей дошкольного возраста"

Проект "Подвижная игра как средство социализации детей дошкольного возраста" расчитан на детей старшей-подготовительной группы....

Народные подвижные игры как средство социализации детей дошкольного возраста

Значение народные подвижных игр для социализации детей дошкольного возраста...

Народные подвижные игры в физическом воспитании детей дошкольного возраста»

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебны...

Методическая разработка" Подвижная игра как средство социализации детей дошкольного возраста".

В разработке затронута актуальность данной проблемы, рассматривается подвижная игра , способствующая успешной социализации дошкольников....