Методическая разработка" Подвижная игра как средство социализации детей дошкольного возраста".
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)
В разработке затронута актуальность данной проблемы, рассматривается подвижная игра , способствующая успешной социализации дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Подвижная игра как средство социализации детей дошкольного
возраста.
Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом определенной системы знаний и норм, позволяющих осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для общества способом; процесс развития личности в системе общественных отношений: процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивида за счет его активной деятельности и активного включения в социальную среду; процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой.
Ключевыми составляющими понятия «социализация личности» являются:
- усвоение опыта общественной жизни и общественных отношений;
- активное участие в освоении социальных отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации;
- развитие саморегуляции: становление самосознания и активной жизненной позиции;
- семья, дошкольные учреждения, школа, трудовые и другие коллективы как институты социализации.
Известно, что определяющим в социализации личности является дошкольный возраст. В дошкольном возрасте дети осваивают нормы поведения, активно овладевают механизмами социализации. Именно в этот период идет интенсивное духовное развитие, закладываются основные ценностные ориентиры личности, формируется характер, отношение к себе, к своей семье, к окружающим.
Можно выделить педагогические условия социализации детей дошкольного возраста:
*обеспечение личной заинтересованности ребенка в деятельности, формирование стремления к ней;
* осознание ребенком социальной значимости результатов своей деятельности;
* обращение к прошлому опыту, когда ребенку необходимо воспроизвести ту или иную жизненную ситуацию с опорой на впечатления повседневной жизни;
* активизация детской деятельности на основе ее планирования;
* привлечение детей к обсуждению различных вариантов участия в деятельности;
* развитие навыков самоконтроля и самооценки по процессу и результату деятельности;
* формирование у детей потребности в сотрудничестве, навыков взаимопомощи и т.д.
Целью процесса социализации дошкольника является организация пространства его личной жизни и социальной жизни во внешней среде, обеспечивающая развитие свободной личности, способной делать выбор, уважать выбор других, уметь противопоставлять внешнему давлению свое волеизъявление. Достижение цели социализации осуществляется в рамках ее структурных компонентов: коммуникативного, познавательного, поведенческого, ценностного.
Дошкольное детство – это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка. Но по разным причинам ребенок может испытывать трудности в социализации. Причины могут быть разные: врожденные особенности характера (например, застенчивость), неблагоприятная обстановка в семье, неправильное воспитание и т. д. Помочь ребенку преодолеть трудности в социализации можно с помощью игры.
Игра – важнейшее средство социализации детей дошкольного возраста. Игра – первая школа общественного воспитания ребенка, «арифметика социальных отношений», как охарактеризовал ёё Л. С. Выготский. Игра – ведущая деятельность в дошкольном детстве. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевая духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В игре формируется и проявляется потребность ребенка взаимодействовать с миром, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, формируется личность в целом. Особенно детям нужна игра для физического развития и укрепления здоровья.
Отличительная особенность игровой деятельности заключается в ее добровольности, высокой активности и контактной зависимости участников. Эта особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовлетворения от проявления своих физических и духовных сил.
К сожалению, можно отметить, что сегодня происходит утрата позиций, связанных с игрой. Вряд ли можно утверждать, что игра широко используется в режиме дня детских дошкольных учреждений. Компьютеризация и телевидение заменили живое общение в игре взрослого и ребенка и дома.
Существуют различные группы игр, например: самостоятельные - сюжетные (сюжетно- ролевые), познавательные; обучающие–игры – драматизации, игры –развлечения, подвижные, дидактические, музыкальные.
Большое место в процессе социализации дошкольников занимают подвижные игры. П. Ф Лесгафт определяет подвижную игру, как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. Н. Н. Кожухова и Л. А. Рыжкова характеризуют подвижную игру как сложную эмоциональную деятельность детей, направленную на решение двигательных задач, основанную на движении и наличии правил.
По мнению Л. Н. Волошиной, «именно в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний».
Подвижные игры активизируют различные физиологические процессы: дыхание, кровообращение, обмен веществ; способствуют совершенствованию основных движений; косвенно влияют на умственное и эстетическое воспитание дошкольников; учат действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации, познавать окружающий мир; активизируют память, развивают мышление, воображение; расширяют словарный запас и обогащают речь; учат действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям; формируют честность, справедливость, дисциплинированность; учат дружить, сопереживать, помогать друг другу.
Подвижные игры могут быть сюжетными и бессюжетными. Подвижные игры, развивающие ловкость, способность к групповому взаимодействию, связаны с такими игрушками, как мячи, скакалки, кегли. В подвижных играх дети вступают в сложные взаимоотношения со сверстниками, проявляя в естественных условиях двигательной активности свои физические возможности. В процессе игры дети начинают строить свои взаимоотношения, общаются. Иногда возникают и конфликты, но это естественно в процессе обучения. Они учатся находить пути выхода из конфликта без осуждения друг друга, избегая агрессивного поведения. Процессы индивидуализации и социализации личности в ходе подвижных игр развиваются, становятся эффективными для жизнедеятельности ребенка.
Подвижная игровая деятельность дошкольников способствует познанию окружающего мира, развитию познавательных процессов, формированию социальных качеств, обогащению духовной сферы и эмоционального опыта детей. В двигательной активности ребенок проявляет свободу действий, выражает свою индивидуальность, делает новые открытия, тем самым происходит гармоничное развитие личности.
Игровая деятельность является самостоятельной деятельностью, в которой развивается собственная инициатива, воспитываются нравственные качества. Она всегда радует ребенка, влияет на повышение положительных чувств детей. В этом источнике – великая сила.
Большая роль в воспитании организованного поведения детей принадлежит правилам игры. Они определяют ход игры, взаимоотношения играющих, последовательность их действий. Подчиняясь правилам игры, ребенок действует согласно взятой на себя роли. Подчинение своих действий сигналам в игре воспитывает у детей выдержку, сознательную дисциплину. Преодоление неизбежных в игре препятствий воспитывает смелость, решительность, т. е волю, чувство коллективизма, так как от поведения одного играющего зависит положение товарища и небольшой группы детей.
Во многих подвижных играх правила игры устанавливают сами дети. Уговор детей превращается в правило. Это имеет большое воспитательное значение: дисциплинирует детей, воспитывает самостоятельность, уважение к мнению других.
По содержанию подвижные игры делятся на элементарные и сложные. К сложным играм относятся игры с элементами спорта (теннис, городки, бадминтон, баскетбол, волейбол, хоккей и др.).
Элементарные игры в свою очередь делятся на сюжетные и несюжетные. В сюжетных играх отражаются в условной форме реальные события из жизни или сказочные эпизоды. Несюжетные игры содержат интересные двигательные задания, ведущие к достижению цели, игры с элементами соревнования. («Чье звено скорее построится?», «Кто скорее передаст мяч?»; игры – забавы для маленьких («Ладушки», «Коза – рогатая»).
Игры различаются также по ведущему виду движения: бег, прыжки, метание, лазание.
Подвижные игры по степени физической нагрузки бывают:
- Большой подвижности (интенсивности – одновременно участвует вся группа. Эти игры построены на беге, прыжках («Ловишки», «Гуси – гуси», «Автомобили»).
- Средней подвижности – участвует вся группа или небольшое количество детей, но характер движений спокойнее (ходьба, передача предмета) – «Чье звено быстрее передаст мяч?» и др.
- Малой подвижности – участвуют лишь несколько детей, остальные произносят текст или наблюдают. Игра проходит в медленном темпе («Подарки», «Ровным кругом»).
Вариативность использования подвижных игр позволяет использовать их более целесообразно, с учетом подготовки детей. Подвижные игры можно усложнять, но изменения должны быть обоснованными. Можно усложнить двигательные задания (увеличить расстояние для бега, прыжков); ввести новые движения; изменить форму построения игры. Иногда целесообразно изменить темп движения, увеличить число ловящих, усложнить правила (бежать только в определенном направлении; или роль выполняет сначала воспитатель, потом ребенок. Можно увеличить расстояние, ограничить площадь. К составлению новых вариантов игры можно привлекать детей. Содержание подвижных игр целесообразно сочетать с предшествующей и последующей деятельность детей. После спокойных занятий, как правило, проводятся игры большой подвижности; после активных интенсивных - средней подвижности.
Содержание подвижных игр целесообразно сочетать с предшествующей и последующей деятельность детей. После спокойных занятий, как правило, проводятся игры большой подвижности; после активных интенсивных - средней подвижности.
Подвижные игры усложняются с возрастом ребенка по мере усложнений движений, выполняемых детьми. В младшей группе используются в основном простые игровые сюжеты. Все дети выполняют одну и туже роль. В играх детей старшего возраста, уже выделяется ведущая роль.
Для организации подвижных игр может быть широко использовано время на прогулках.
Важным педагогическим условием, способствующим успешной социализации дошкольников является использование в воспитательно-образовательной процессе ДОУ подвижных игр, как формы организации детской жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство социализации детей дошкольного возраста
Данная презентация дает определение значения игры в жизни дошкольников, представлена классификация детских игр...
Проект "Подвижная игра как средство социализации детей дошкольного возраста"
Проект "Подвижная игра как средство социализации детей дошкольного возраста" расчитан на детей старшей-подготовительной группы....
Игра, как средство социализации детей дошкольного возраста.
Социализация человека осуществляется в социальной среде, которая его окружает (семья, школа, работа, друзья, сверстники и т. д.). В этом контексте стоит отметить, что дошкольный возраст является ...
Презентация "Игра - как средство социализации детей дошкольного возраста"
Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание буду...
«Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей дошкольного возраста»
Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых.Сюжетно-ролевая игра в классифи...
Сюжетно- ролевые игры как средство социализации детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов....
«Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей дошкольного возраста»
Памятка для педагогов ДОУ...