Формирование самостоятельности и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с ЗПР в предметно – практической и трудовой деятельности.
статья
В статье рассматриваются аспекты формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР в предметно-практической и трудовой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование самостоятельности и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с ЗПР в предметно – практической и трудовой деятельности.
МБОУ «СОШ №34» г. Бийск
В статье рассматриваются аспекты формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР в предметно – практической и трудовой деятельности.
В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями все возрастает. В этой категории чаще всего встречаются дети с задержкой психического развития. Для них овладение навыками самообслуживания и самостоятельности играет особенную роль, потому что от уровня развития этих навыков будет зависеть их социализация в обществе.
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает формирование ответственности и самостоятельности детей. Требования образовательного стандарта, прежде всего, направлено на создание условий развития ребенка. Одной из образовательных областей Федерального государственного образовательного стандарта является социально – коммуникативное развитие детей, которое обеспечивает становление самостоятельности, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Классик отечественной педагогики К. Д. Ушинский считал, что «самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний о тех или иных предметах и явлениях, которые окружают ребенка». Основным свойством детей дошкольного возраста он называл жажду деятельности и стремление к познанию окружающего мира, рекомендовал воспитателям и родителям поощрять детей в их порывах. Именно ближайшее семейное окружение транслирует жизненные принципы и образцы поведения. Очень многое зависит от отношения родителей, от их веры в возможности ребенка и их безусловного принятия. Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Когда ребенок осознает, что может выполнять жизненно важные действия сам, он становится «хозяином» вещей, поступков и отношений, получает уверенность в себе и чувство самоуважения, собственного достоинства и независимость. Ребенок не может быть свободен, если он несамостоятелен. Дети, выполняющие посильную работу, необходимую для удобства и потребностей жизни, осознают себя как личность и гордятся собой. Основной принцип воспитания самостоятельности детей с ОВЗ – идти от самого ребенка и его возможностей. Не относиться к его деятельности как к чему - то само собой разумеющемуся. «Помоги мне сделать это самому» - вот главный принцип воспитания самостоятельности.
Практический опыт и анализ научных исследований красноречиво свидетельствует о том, что трудности в социальной адаптации детей с особенностями развития определяются недостаточной сформированностью у них элементарных бытовых навыков и самостоятельности.
В процессе работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, с особыми образовательными потребностями выявилась необходимость развития навыков самообслуживания и самостоятельности. Следует отметить особенность развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целом, а именно: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи происходит с отставанием от нормы, замедлено. Дети с задержкой психического развития очень быстро устают, истощаются и не могут самостоятельно, без помощи педагога усвоить содержательный минимум задания. У таких детей процессы торможения и возбуждения не сбалансированы по причине незрелости нервной системы, поэтому они агрессивны, раздражительны, возбудимы, конфликтны либо наоборот, скованны, заторможены, пугливы. В силу вышеперечисленных причин, взаимоотношения с окружающей средой у детей характеризуются хронической дезадаптацией. У детей с задержкой психического развития нарушено развитие общей и мелкой моторики, недостаточная координация, нечеткость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Отставание в развитии моторной сферы создает определенные трудности и проблемы в овладении навыками самообслуживания, проявлении самостоятельности.
Необходимым условием обучения ребенка являются так называемые подготовительные навыки – базовые моторные и психические функции: концентрация внимания, общая моторика, тонкая моторика. Приступать к обучению тому или иному навыку самообслуживания можно тогда, когда ребенок овладеет включенными в него подготовительными навыками. Дети с ЗПР нуждаются в создании специальных условий. Важное правило обучения особого ребенка бытовым и гигиеническим навыкам состоит в том, что каждое занятие должно завершаться успехом. Неудача может спровоцировать отказ от дальнейшего участия в обучении или нежелание выполнять уже освоенное действие. В качестве поощрения могут использоваться материальные стимулы: угощение, понравившаяся игрушка, просмотр мультфильма и т. д. Одним из главных способов выработки элементарных умений: одевание и раздевание, застегивание и расстегивание, пользование столовыми приборами является развитие тонких движений пальцев. В образовательной области Федерального государственного образовательного стандарта «Физическое развитие» предусмотрено развитие моторики обеих рук, что влечет за собой и развитие речи, памяти, внимания, мышления, то есть всех психических процессов.
Воспитание самостоятельности у детей данной группы предполагает формирование навыков самообслуживания, выполнение трудовых поручений, культурно – гигиенических навыков, так как у детей с особыми образовательными потребностями эти компоненты находятся на низком уровне.
Деятельность педагогов выстраивается на основе следующих принципов: повторяемости программного материала, преобладание игровых форм занятий, частой смены видов деятельности, переноса полученных знаний на другой материал.
При формировании культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания на начальном этапе ведущим приемом является физическая помощь взрослого, выполнение совместных действий. Задача на начальном этапе – превратить унылое рутинное действие в праздник и радоваться даже незначительным успехам ребенка. Важно, чтобы любое совместное воспроизведение определенных действий приносило ребенку радость и удовольствие. Хорошо зарекомендовали себя пальчиковые игры, художественное слово, продуктивные виды деятельности. Нами активно используется метод моделирования: существуют схемы (модели) выполнения действий в режимных моментах – в процессе одевания и раздевания, в процессе умывания, при выполнении трудовых поручений в хозяйственно – бытовом труде и природе, при организации ручного труда и художественного творчества.
Работе с родителями уделяется очень много внимания, так как особенность стиля семейного воспитания является одной из причин низкого уровня самостоятельности. Родители не всегда понимают ценность и необходимость посильной самостоятельной работы. Чрезмерная опека приводит к неумению ребенка обслужить себя в первую очередь. Работа с родителями строится на следующих принципах: доступности, систематичности, индивидуального подхода, наглядности. Различные формы работы с родителями: беседы, родительские собрания, тематические консультации, анкетирование, наблюдения, буклеты, папки – передвижки, дают свои плоды.
С каждой семьей работа осуществляется индивидуально. В начале года проводится анкетирование, на основании которого выделяются наиболее актуальные проблемы. Помимо традиционных родительских собраний, указанная проблематика обсуждается на консультациях у специалистов (учитель – дефектолог, учитель – логопед, психолог, музыкальный работник, инструктор по физическому воспитанию). Очень эффективными являются просмотры совместной деятельности с детьми, которые наглядно показывают особенности тех или иных приемов работы с детьми, демонстрируют динамику развития и достижения каждого ребенка.
Таким образом нужно отметить, что воспитание навыков самостоятельности у детей с ОВЗ – процесс долгий, но закономерный, требующий огромного терпения и настойчивости, как от педагога, так и от родителей.
Литература:
- Воспитание дошкольника в труде [Текст] / В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Л.В. Заик и др.;
Сост. Р. С. Буре; Под ред. В. Г. Нечаевой. – 3 – е изд. Испр. И доп. – М.: Просвещение, 1993. – 207 с.
- Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция [Текст] Е. М. Мастюкова, - М.: Просвещение, 1992. – 95 с.
- Монтессори М. Помоги мне сделать это самому [Текст] / Сост., вступ. статья М. В.Богуславский, Г. Б. Корнетов. – М.: Издат.дом «Карапуз», 2000. – 272 с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» -
[ Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk - standart - dok.html
- Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое психофизическое сопровождение обучения [Текст]/ А. Л. Сиротюк. – М.:ТЦ Сфера, 2003. – 288 с.
- Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программно – методическое пособие [Текст] / Под общей редакц. Т. Г. Неретиной. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004. – 240 с.
- Танникова Е. Б. Монтессори – группы в ДОУ [ Текст] / Е. Б. Танникова. – М.: ТЦСфера, 2007. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...
Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...
Варианты игр и упражнений для формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
В статье представлены дидактические игры и упраженения по формированию культурно-гигиенических навывков и навыково самообслуживания у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....
Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста
Данный материал можно использовать при составлении планирования работы с родителями педагогами ДОУ...
Особенности формирования навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста.
Навыки самообслуживания нуждаются в постоянном закреплении, поэтому одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий, упражнение, без этого н...
Пдагогический опыт «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста»
Педагогический опыт...
Статья "Формирование самостоятельности и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с ЗПР в предметно – практической и трудовой деятельности"
В статье рассматриваются аспекты формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР в предметно – практической и трудовой деятельности....