Статья "Формирование культурно - гигиенических навыков (КГН) у детей младшего дошкольного возраста".
статья (младшая группа)
Статья является сообщение на педагогическом совете , посвящённом здоровому образу жизни. Выступление сопровождалось презентацией по теме педсовета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kgn_mladshiy_vozrast.docx | 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование культурно–гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Проблема формирования культурно- гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является из самых актуальных при воспитании детей. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.
Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков (КГН) — одно из приоритетных заданий педагога ДОУ. Детям необходимо не просто рассказать о том, как себя вести и соблюдать чистоту, а закрепить полученные знания на практике.
Культурно-гигиенические навыки (КГН), прививаемые в дошкольном учреждении — это навыки поддержания чистоты тела, приёма пищи, соблюдения порядка в своём внешнем виде. Дошкольники с самого начала должны усвоить, что от соблюдения простейших правил во многом влияет на их здоровье, опрятность и красоту внешности, культурное взаимодействие с другими людьми.
Конечно, формирование КГН начинается в семье: многие заботливые родители едва ли не с рождения приучают сына или дочь к самостоятельности и аккуратности. Однако и роль воспитателя ДОУ в этом очень велика.
Ребята младшего дошкольного возраста должны хорошо овладеть такими навыками:
- Правильно и быстро умываться, мыть руки: пользоваться мылом, тщательно вытираться полотенцем, а затем вешать его на крючок.
- Уметь расчёсываться.
- Уметь пользоваться индивидуальным носовым платком: доставать его из кармана, разворачивать и обратно сворачивать после использования, аккуратно класть обратно в карман.
- Уметь элементарно вести себя сидя за столом в процессе приёма пищи: правильно пользоваться ложкой, вытираться салфеткой, жевать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды, не крошить хлеб на стол и на пол.
- Самостоятельно одеваться и раздеваться в нужной последовательности с минимальной помощью взрослого, аккуратно снимать одежду, вешать её на стульчик или в шкафчик, выворачивать вещи на лицевую сторону, замечать неполадки в своём внешнем виде (грязь, отсутствие пуговицы на одежде и пр.) и обращаться к взрослому за помощью.
Формирование культурно – гигиенических навыков процесс длительный, поэтому работа по воспитание культурно-гигиенических навыков проводится ежедневно, в процессе разнообразных видов деятельности.
В процессе режимных моментов в течение дня. (Приём детей, в процессе умывания и организации приёма пищи, формирование навыков самообслуживания при раздевании и одевании)
В непрерывной образовательной деятельности, в игровой деятельности детей
Методы и приёмы обучения
Для успешного становления КГН у дошкольников необходимо задействовать массу педагогических приёмов. Делать это нужно с обязательным учётом возраста воспитанников. Так при работе с малышами четвёртого года жизни самыми актуальными будут следующие приёмы.
1.Показ с подробным объяснением
Каждое действие воспитатель обязательно показывает. При этом оно разделяется на отдельные операции: выделяются наиболее важные и вспомогательные. Например, в процессе мытья рук самым важным будет процесс намыливание и смывание моющего средства. Всё остальное — уже дополнительные манипуляции: взять мыло , снять полотенце, тщательно вытереть руки, затем повесить его на крючок.
2.Упражнение и контроль
Чтобы у малышей младшей группы сформировался устойчивый культурно-гигиенический навык, определённые действия должны повторяться многократно. Ведь это те же привычки, и они должны стать очень прочными.
В этом плане крайне важно соблюдать единство требований всех сотрудников, работающих в группе. Ведь когда в разные смены к детям приходят два воспитателя, нередко они ведут себя по-разному. Например, один педагог приучает малышей обязательно вытирать ротик салфеткой после приёма пищи, а другой не уделяет этому особого внимания. Естественно, в таком случае навык будет формироваться гораздо медленнее.
На начальном этапе создания навыков важен контроль. Педагог должен проверять, как каждый воспитанник выполняет определённое действие, равно как и всё задание целиком.
4.Личный пример взрослого
Дошкольники, особенно младшего звена, весьма наблюдательны, всегда стремятся подражать взрослым. Вот почему воспитатель (а также его помощник) всегда должен быть образцом для детей: в поведении, манере разговаривать, одежде и пр. Его пример может быть и прямым («Повторяй за мной»), и косвенным (используются разные способы для привлечения детского внимания).
5.Обязательная похвала
Обязательно нужно поощрять дошкольников, которые хорошо справились с заданием. Ободрение поступка ребёнка вызовет у остальных малышей желание поступать подобным образом, ведь им тоже хочется, чтобы их хвалили. При этом педагог должен показывать свою искреннюю заинтересованность, уверенность в возможностях детей.
6.Использование фольклора и художественной литературы, беседы
Все гигиенические манипуляции малышей желательно поддерживать художественным словом. Очень хорошо использовать фольклор, художественные произведения
- Культура поведения за столом: русская народная сказка «Лиса и журавль», стихотворения «Вкусное каша» З. Александровой, «Кто скорее допьёт», «Маша обедает» С. Капутикян, «Обедать» Е. Благининой, «Маша и каша» Э. Мошковской.
- Навыки одевания, раздевания: сказка Н. Павловой «Чьи башмачки», С. Прокофьевой «Сказка про башмачки», стихотворения И. Муравейка «Я сама», З. Алксандровой «Мой Мишка».
- Навыки умывания, мытья рук: сказка К. Чуковского «Мойдодыр», стихотворения А. Барто «Девочка чумазая», С. Капутикян «Хлюп-хлюп», Г. Лагздынь «Аккуратные зайчата, потешка «Водичка, водичка…».
- Чтение отрывка К. Чуковского «Федорино горе» К. Чуковский «Мойдодыр».
( воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.)
- Чтение сказки «Муха-Цокотуха», стихотворения Н. Гернер; заучивание «Песенки о вежливом чижике» направлены на воспитание навыков культурного поведения.
- Чтение стихотворений А. Воронковой «Маша растеряша», Г. Ладонецикова «Кукла и Катя» О. Кригера «На прогулку» направлено на формирование навыков самообслуживания:
- Чтение стихотворения Н. Найденова «Наши полотенца». Формирование навыков личной гигиены» и др.
Также следует активно использовать загадки: про банные принадлежности, одежду и пр.
7.Наглядность
При работе с маленькими дошкольниками наглядность (тематические картинки, плакаты, алгоритмы действий и пр.) имеет крайне важное значение, поскольку абстрактное мышление у них ещё не развито — оно наглядно-образное. Картинки будут постоянно напоминать им о важных вещах. Причём они должны висеть на видном месте, всё время быть перед глазами ребят.
К средствам наглядности относится просмотр видеороликов и мультфильмов на соответствующую тему, например, «Мойдодыр», «Винни-Пух идёт в гости», «Муха-Цокотуха» и пр.
8.Использование сюжетных и дидактических игр
По мере усвоения культурно-гигиенических навыков, полученный опыт переносится в игровую деятельность. Игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиенических навыков
Хорошей формой упражнения в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры.
На формирование умения правильно вести себя в обществе, правила культурного поведения, выполнять культурно-гигиенические нормы.
«Хорошо или плохо?» «В страну вежливых слов» «Самая лучшая хозяйка».
Дидактические игры: на формирование навыков самообслуживания, закрепить правила личной гигиены:
Умение вести себя во время приёма пищи: «Расскажем Зайчику, как следует правильно кушать», «Поможем куклам накрыть столик к обеду», «День рождения у куклы Наташи», «Чаепитие со зверюшками».
Навыки умывания, мытья рук: «Научим Зайчика умываться», «Мыльные перчатки».
Навыки одевания и раздевания: «Соберём куколку на прогулку», «Поможем кукле Даше собраться в гости к Мише», «Сандалики поссорились, а потом подружились», «Покажем Зайчику, как нужно складывать одежду перед сном», «Найди пару носочку, а потом сложи их».
Сюжетно-ролевые игры: «Накроем праздничный стол», «У нас обед» - на закрепление навыков сервировки стола.
«Салон красоты», «Парикмахерская» - на закрепление навыков самообслуживания.
«Кафе», «День рождение мишки» - на формирование умения правильно вести себя в обществе, правила культурного поведения,
9.Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук
Становление навыков одевания и раздевания неотделимо от совершенствования мелкой моторики пальцев рук (чтобы ребёнок мог справляться с пуговичками, шнурками, молнией). В этом плане незаменимы пособия типа «Застегни пуговички на рубашке», тренажёры-шнуровки, различные мозаики, манипуляции со счётными палочками. Самое простое — дать малышу разноцветные пуговицы и попросить рассортировать их по баночкам соответствующего цвета. Как вариант это может быть крупа разных сортов.
Манипуляции с мелкими предметами хорошо развивают мелкую моторику рук
При формировании КГН активно стоит использовать пальчиковую гимнастику. Она также хорошо тренирует мелкую моторику пальцев.
10.Развивающая среда
При обучении малышей 3–4 лет культурно-гигиеническим навыкам большое значение имеет развивающая среда. В поле зрения ребят всё время должны быть соответствующие игрушки, пособия: набор «Парикмахерская», игрушечные банные принадлежности, большой комплект посуды, куклы с различной одеждой, которую легко одевать и снимать (включая бумажных).
Предметно-развивающая среда должна обязательно включать игрушки и предметы для закрепления культурно-гигиенических навыков
10.Индивидуальная работа
Большое внимание необходимо уделять индивидуальной работе, ведь в этом возрасте малыши ещё очень отличаются друг от друга по развитию. Одни схватывают всё быстро, другие же выполняют задание медленно из-за особенностей темперамента. Кто-то пришёл в детский сад совсем недавно, кто-то посещает его редко, потому что часто болеет. Поэтому некоторым детям педагог должен дополнительно уделять внимание, ещё раз многократно повторить каждое действие для формирования определённого навыка.
11.Взаимодействие с семьёй
Обязательное условие для плодотворного культурно-гигиенического воспитания — контакт педагога с семьёй. Родителям нужно всё время закреплять дома навыки, первоначально усвоенные в детском саду. Например, если воспитатель учит детей самостоятельно мыть руки, то мама также должна побуждать сына или дочь к самостоятельности, а не делать всё сама.
Родители обязательно должны закреплять дома с детьми полученные в детском саду навыки
Культурно-гигиенические навыки необходимо отрабатывать не только в ходе режимных моментов, в процессе игровых ситуаций, но также во время непрерывной образовательной деятельности. В основном это занятия по познанию окружающего мира. Тема их может звучать, как «Этикет за столом», «Зачем нужно умываться», «Бережное отношение к одежде», «Посуда».
Также закреплению КГН помогают занятия по развитию речи, чтению художественной литературы. Так очень полезно и эффективно рассматривание тематических картинок, беседа по ним, например, «Мама моет дочку» либо «Дошкольники моют руки». Художественная же литература — это вообще замечательное средство воспитания дошкольников. Ведь она очень близка к жизненному опыту малышей: повествует о поступках персонажей, которые ребёнок самостоятельно много раз совершал. Кроме того, в коротком произведении создаётся конкретная ситуация. И это приближает её к детскому мышлению, носящему наглядно-образный характер. У дошкольника возникает яркий эмоциональный отклик на содержание, например, стихотворения. В итоге возникает обобщение — отрыв от конкретной ситуации.
КГН можно также связывать с продуктивной деятельностью. Например, предложить дошкольникам занятие «Раскрась блюдце и чашку» (готовые шаблоны), «Мыло» (самостоятельное рисование и раскрашивание),укрась платочек.
Формирование культурно – гигиенических навыков в средней группе, задача состоит в том, чтобы закрепить с детьми полученные ранее знания и приобрести новые культурно – гигиенические навыки. В этом возрасте дети уже довольно самостоятельные, но закрепление культурно – гигиенических навыков необходимо. Мы постепенно предоставляем им всё больше самостоятельности, переходим от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам, убеждению, разъяснению смысла правил.
Для закрепления и приобретения новых культурно – гигиенических навыков используются те же методы и приемы что и в младшей группе
Для закрепления правил, более осознанного их усвоения в средней группе целесообразно проводить тематические беседы, но не только назидательного характера, но и в игровой и доброжелательной форме довести до сознания ребенка. Предложить самому сделать выводы как следует поступить правильно, опираясь на положительный пример сверстника.
Беседы «Где прячутся микробы», «Почему нужно мыть руки перед едой» Цель: Дать элементарные знания о вреде микробов. «Правила этикета за столом», Цель: Закрепление правил поведения за столом «Распорядок дня» Цель: Закрепление знаний о режиме дня.
«Зачем нам расческа?», «Чистота залог здоровья» «Как пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены?», «Где хранятся вещи. Цель: закрепление навыков самообслуживания.
В среднем возрасте ток же целесообразно создание проблемных ситуаций: как можно чаще спрашивать детей «Как вы считаете?», «Как нам быть?», «Как будем действовать?», поскольку то, что ребёнок сформулировал, спланировал и апробировал сам, намного быстрее и качественнее усвоится им. Правила, установленные ребёнком – это его правила. А наша с вами задача – помочь ребёнку осознать и прийти к таким правилам.
В группе дети выполняют обязанности дежурных, где закрепляются умения к трудовой деятельности через дежурство: накрывать на стол, правильно раскладывать столовые приборы. Цель: Формировать культурно- гигиенические навыки (мыть руки перед едой).
Во время приёма пищи в течении дня совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи: обращаю внимание детей на то как накрыты столы, наличие столовых приборов, их расположение и назначении. Проводятся ситуативные беседы о правилах поведения за столом ("Чтобы не было беды, вспомним правила еды», о пользе здоровой пищи, уточняем название блюд, продуктов, используемых в из приготовлении. Упражнение «Критик»: дети дегустируют предложенную им еду, таким образом, они попробуют все, что им положили на тарелку.
.
Игры, направленные на развитие мелкой моторики, упражняют детей в застегивании, шнуровании, завязывании: «Зашнуруй башмачок», «Ромашка»,
«Собери бусы», «Волшебные шнурки», «Разложи пуговицы» и др.
Художественно – эстетическое развитие «Красивое полотенце», «Сложи красиво салфетки», раскраски по тематике и т.д.
.
На их основе разыгрываем маленькие сценки, где упоминается важность соблюдения этикета.
С детьми своей группы я провела открытый просмотр образовательной деятельности на тему: «Формирование культурно – гигиенических навыков в различных видах детской деятельности». Дети познакомились с понятием что такое «этикет». Закрепили навыки последовательности сервировки стола к чаю, правила поведения за столом во время приема пищи.
Тесный контакт с родителями воспитанников позволяет мне более успешно решать проблему формирования КГН. Дети дома с родителями повторяют знакомые потешки, стихи, сказки, закрепляя навыки КГН, развивая речь, расширяя представления об окружающем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Формирование мотивации на сохранение здоровья у детей младшего дошкольного возраста"
предлагаю вашему вниманию статью на тему "Формирование мотивации на сохранение здоровья у детей младшего дошкольного возраста"...
Статья "Формирование культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста"
Гигиеническое воспитание – это часть общего воспитания, а гигиенические навыки – это неотъемлемая часть культурного поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, пр...
Статья на тему Художественное слово в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
В работе с детьми дошкольного возраста широко используется художественное слово. Дети любят слушать народные сказки, стихи, рассказы. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные об...
Статья "Формирование позитивных установок к труду у детей младшего дошкольного возраста".
Дошкольный возраст- период интенсивного развития ребёнка, период его социализации, воспитания направленности личности....
Статья «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством моделирования игровых ситуаций»
В статье представлены формы взаимодействияс дошкольниками по формированию КГН в младшем дошкольном возрасте....
Статья «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через игровые технологии»
В статье представлены игровые технологии по КГН в младшем дошкольном возрасте....
Статья « Формирование представлений о форме предметов у детей младшего дошкольного возраста»
В данной работе исследуется процесс формирования представлений о форме предметов у детей младшего дошкольного возраста. Рассматривается, какие факторы влияют на формирование представлений о форме пред...