Программа взаимодействия с родителями II группы раннего возраста «Формирование КГН и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
материал

Мулюкина Юлия Владимировна

Цель работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_vzaimodeystviya_s_roditelyami_23-24.docx32.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №101»

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующим МБДОУ

«Детский сад № 101»                                                                                                           О.Ю.Стрежнева

Программа

взаимодействия с родителями

II группы раннего возраста

на 2023-2024 учебный год.

Воспитатель:

Мулюкина Ю.В

г. Дзержинск

 2023 г.

Пояснительная записка

      Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей  базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.

        Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Актуальность данной программы выражается во взаимодействие педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, и, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, формировании ценных жизненных ориентаций. Однако мы с сожалением констатируем, что не всегда родители уделяют должное внимание созданию благоприятных условий для развития личности своих детей, многие из них пока не готовы к более тесному взаимодействию с педагогами образовательных учреждений.

Цель работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

Задачи:

1. Познакомить родителей с закономерностями развития детей раннего возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.

2. Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.

3. Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.

4. Формировать позитивные формы общения.

5.  Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

Родители, как обучающиеся, бесспорно отличаются от детей, с которыми мы привыкли взаимодействовать в детском саду. Во-первых они избирательны в обучении. Взрослый сам организует свою жизнь, сам принимает решение. При восприятии новой информации взрослые сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и потребностями, при этом происходит анализ нового – насколько оно нужно и полезно. Взрослые отличаются большей критичностью и самостоятельностью.

В связи с этими особенностями необходимо предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия, право на участие в планировании и формировании содержания программы.

Раздел 1. Общие положения программы

Законодательно-нормативное обеспечение программы:

  • Закон РФ « Об образовании»
  • Концепция дошкольного образования
  • Семейный кодекс
  • Устав МБДОУ «Детский сад № 101»
  • Локальные акты МБДОУ «Детский сад № 101»
  • Договор с родителями
  • Положение о родительском совете.

Объекты программы:

  • воспитанники
  • семьи детей, посещающих группу
  • педагогический коллектив

Ожидаемые результаты

Результатами реализации программы могут стать: повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка; осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; повышение педагогической культуры родителей и воспитателей; рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению; выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, повышение рейтинга ДОУ, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ; программа поможет понять и отношение педагогов к взаимодействию с родителями, повысится потребность в постоянном росте профессионального мастерства, уровня самообразования, эрудированности.

Способы проверки ожидаемых результатов.

Эффективность реализации содержания программы определяется с помощью рефлексии после каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, бесед.

Кроме того, об эффективности реализации программы можно говорить по результатам:

- численности посещения и активности родителей на мероприятиях,

- уровня родительской удовлетворенности

- эффективности используемых форм работы, перспективных технологий в работе с семьей,

- анализа степени удовлетворенности педагогов работой по реализации программы,

- мониторинга воспитательно-образовательного процесса освоения детьми ООП на конец учебного года.

Раздел 2. Принципы реализации:

  • Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;
  • Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
  • Принцип сотрудничества - общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;
  • Принцип согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.

Раздел 3. Структура программы

Реализация программы для работы с детьми второй группы раннего возраста (дети 2-3 лет) рассчитана на 1 год обучения. Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходим социально-педагогический мониторинг семьи. Это научно-обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в ДОУ и семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных. Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение), так и полученных в ходе специально организованного исследования, опроса, анкетирования, метода экспертных оценок, биографического метода, психологических методик на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д. На основе систематизированного сбора информации и полученных результатов педагог выстраивает работу с родителями, подбирает интересные формы взаимодействия с семьей.

В группе знакомство с семьей, с ее традициями проходят через оформляемые стенды, где вывешиваются фотографии членов семей воспитанников. Дети очень гордятся своей семьей и с удовольствием рассказывают о своих родителях. А знакомство родителей с детским садом проходит с помощью визитных карточек групп и детского сада. Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, узнать родословную, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.

Характеристика родителей воспитанников, посещающих детский сад

Первая группа — родители, которые занимаются построением своей карьеры, имеющие полный рабочий день, некоторые из них - не нормированный рабочий день, очень занятые на работе, как мать, так и отец. Этим родителям детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа — это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа — это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.

Раздел 4. Направления  работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОО

а. Информационно – аналитическое направление.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа начинается с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. 

1. Сбор информации:

о ребенке:

- состояние здоровья: анамнез (медицинская карта);

- индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения);

- ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы;

- выявление одаренных детей;

- выявление детей, требующих повышенного внимания (дети,  находящиеся в социально – неблагополучных семьях).

о семье:

- состав семьи;

- определение социального статуса семьи (социальная анкета);

- выявление семей группы «риска»;

- материально-бытовые условия;

- психологический микроклимат, стиль воспитания;

- семейные традиции, увлечения членов семьи;

- заказ на образовательные и оздоровительные услуги.

2.Распространение информации о работе детского сада:

- информационные стенды;

- сайт;

-родительские собрания.

3. Анализ информации.

 б.  Просветительская деятельность

Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (педагог – психолог, педагог дополнительного образования, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре).

1. Просветительская деятельность:

- вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей;

- вопросы воспитания детей старшего дошкольного возраста;

-формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях.

2. Организационно-педагогическая деятельность:

- обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т.д.);

- тренинги по обучению родителей общению.

Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы

 в. Организационная деятельность

Для повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

1. Организация культурно-массовых мероприятий.

2. Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.

3. Вовлечение родителей в педагогический процесс:

- участие в культурно-массовых мероприятиях;

- совместное проведение спортивных праздников «Папа, мама, я – спортивная семья»;

- планирование и совместная работа на родительских собраниях;

- помощь в организации досуговой деятельности;

- совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги);

- оформление группы детского сада;

- участие в творческих выставках детско-родительских работ («Интересный подход к отходам», «Природа Нижегородского края» и т.д.);

- благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление зимних построек из снега)

 г. Реализация образовательного процесса детского сада

Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами.

1.Привлечение родителей к пополнению РППС в группе с учетом возрастных особенностей детей.

2.Организация работы родительского комитета.

3.Использование профессиональных умений и возможностей родителей при реализации ООП.

 Формы работы при реализации программы        

Традиционные:

Анкетирование родителей

Памятки

Буклеты

Родительское собрание.

День открытых дверей.

Консультации (тематические и индивидуальные).

 Семейные праздники.

Занятия  с участием родителей

Папки  – передвижки.

Выставки  совместного творчества.

 Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа.  

Инновационные:

Сайт детского сада.

 Проектная деятельность.

Участие во всероссийских, городских, районных конкурсах.

Раздел 5. реализация программы

Этапы работы педагога с родителями:

I этап: актуализация потребностей родителей в области образования собственного ребенка.

II этап: педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в ДОУ.

III этап: партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельный подход.

Основные блоки работы с родителями

Алгоритм взаимодействия с семьей:

I стадия. Поиск контактов при 1 встрече – воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросам.

II стадия. Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже

можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.

III стадия. Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказывать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивать мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.

IV стадия. Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.

V стадия. Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных на становление личности ребенка.

VI стадия. Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий.

Значимость программы

Семья является социальным институтом воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей. В семье дети получают первый опыт познания окружающего мира, учатся общаться. Поэтому приоритетность поддержки семейного воспитания, психолого-педагогического сопровождения семьи было и будет актуально на протяжении всего пути развития общества.

План взаимодействия с родителями воспитанников 2-3 лет по теме: «Формирование КГН и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

СЕНТЯБРЬ

Родительские собрания,

форма проведения

Групповые и индивидуальные беседы и консультации

Тематика наглядных материалов для родителей

Другие формы работы (анкетирование, конкурсы и т.д.)

Ответственные

Родительское собрание  «Давайте познакомимся»

1.Групповая консультация:

«Адаптация детей к условиям детского сада»

2.Индивидуальная беседа «Здоровье ребёнка в период его адаптации»

3.Индивидуальная беседа «Почему кусается ребенок»

Папка-передвижка «Как успокоить плачущего ребенка».

«Кушай творожок, дружок».

1.Анкетирование «Мнение родителей о кружковой работе в ДОУ».

«Направления и работа ДОУ»

2. Совместное создание развивающей среды «Сундучок ряженья»

Воспитатели,

родители

ОКТЯБРЬ

Родительские собрания,

форма проведения

Групповые и индивидуальные беседы и консультации

Тематика наглядных материалов для родителей

Другие формы работы (анкетирование, конкурсы и т.д.)

Ответственные

1.Индивидуальная консультация: «Если ребёнок плохо ест»

2.Беседа индивидуальная: «Одежда детей в группе и на улице»;

1.Папка- передвижка

«Что должен знать и уметь ребёнок от 1-х до 2-х лет»

2. Организация режима дня и его значение для малышей»

1.Выставка поделок из природного материала         «Дары осени»

2. Подготовка к осеннему развлечению «Осень в гостях у ребят».

3.Совместное создание развивающей среды» Кухонный уголок»

Воспитатели, родители

Родительские собрания,

форма проведения

Групповые и индивидуальные беседы и консультации

Тематика наглядных материалов для родителей

Другие формы работы (анкетирование, конкурсы и т.д.)

Ответственные

Собрание-

путешествие

«Сенсорное воспитание –

фундамент умственного развития ребенка»

1.Беседа:

«Сенсорное развитие детей раннего возраста через восприятие цвета»

1.Папка передвижка «Давайте играть»             (значение детской игры)

2.Выставка дидактических игр по сенсорике, сделанных своими руками

3Памятка для родителей «Формирование навыков поведения за столом и приема пищи у детей раннего возраста»

1.Оформлене семейных альбомов «Наша дружная семья»

2.Совместное развлечение «День Матери»

Воспитатели

родители

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

Родительские собрания,

форма проведения

Групповые и индивидуальные беседы и консультации

Тематика наглядных материалов для родителей

Другие формы работы (анкетирование, конкурсы и т.д.)

Ответственные

1.Индивидуальная беседа «Кризис 3 лет».

2. Групповая консультация «Профилактика гриппа и ОРВ»

1.Папка- передвижка

«Семизвездие симптомов», характерных для поведения ребенка в период кризиса 3 лет

1.Украшение групповой комнаты к Новому году

2.Конкурс поделок «Зимние чудеса»

Воспитатели,

родители

Родительские собрания,

форма проведения

Групповые и индивидуальные беседы и консультации

Тематика наглядных материалов для родителей

Другие формы работы (анкетирование, конкурсы и т.д.)

Ответственные

1.Групповая консультация

«Игры малышей в семье»

2. Консультация «Роль фольклора в формировании культурно – гигиенических навыков у детей младшего возраста»

3.Просьба к родителям: просмотр с детьми м/ф «Мойдодыр».

Буклет:

«Играем вместе. Забавы на кухне»

Пополнение книжного уголка книгами с потешками по КГН;

1.Калядки.

2.Конкурс по изготовлению игрушек из бросового материала для развития познавательных способностей малышей.

Воспитатели,

родители

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

Родительские собрания,

форма проведения

Групповые и индивидуальные беседы и консультации

Тематика наглядных материалов для родителей

Другие формы работы (анкетирование, конкурсы и т.д.)

Ответственные

Родительское собрание - семинар практикум:

«КГН в жизни малыша»

1.Консультация «Развитие речи детей с помощью книжных иллюстраций»

2.Беседа: Приучаем детей дома одеваться на улицу в правильном порядке.

1.Наглядная агитация:

«Пальчиковая гимнастика».

«Речевые игры»

2.Буклет: «Причины задержки речевого развития у малышей»

Воспитатели,

родители

Родительские собрания,

форма проведения

Групповые и индивидуальные беседы и консультации

Тематика наглядных материалов для родителей

Другие формы работы (анкетирование, конкурсы и т.д.)

Ответственные

1.Рекомендации «Как прививать малышам полезные привычки и навыки самообслуживания»

2.Консультация «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?»

3.Индивидуальная беседа на тему: «Мультфильмы: за и против»

Папка-передвижка

«Развитие пяти чувств»

1.Фото-выставка «Наши мамы и бабули»

 2.Совместный праздник детей, мам  и бабушек

Воспитатели,

родители,

музыкальный руководитель

МАРТ

АПРЕЛЬ

Родительские собрания,

форма проведения

Групповые и индивидуальные беседы и консультации

Тематика наглядных материалов для родителей

Другие формы работы (анкетирование, конкурсы и т.д.)

Ответственные

1.Консультация: «Развитие эмоций у детей трех лет жизни»

2.Консультация «Роль игры в формировании культурно – гигиенических навыков».

3. Показ видеофрагмента «Дети умываются после прогулки»

Папка-передвижка «Малыши и музыка»

«Подвижные игры на свежем воздухе»

Субботник, подготовка и оформление участка

Воспитатели,

родители

Родительские собрания,

форма проведения

Групповые и индивидуальные беседы и консультации

Тематика наглядных материалов для родителей

Другие формы работы (анкетирование, конкурсы и т.д.)

Ответственные

Родительское собрание: «Вот какие мы большие»

1.Индивидуал. беседа «Гигиена ребенка в летний период»

2.Консультация «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков»

3.Показ видеофрагмента «Обед».

Папка-передвижка

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

«Витамины на тарелке»

Фотоколлаж «Наши малыши»

Воспитатели

МАЙ

Список используемой литературы

1. Афонькина Ю. А. Урунтаева Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997- 125с

2. Алямовская В. Г. и др. Ребенок за столом. Методическое пособие по формированию КГН. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.

3. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7, 1991.

4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду, 1991-126с

5. Волчкова, В. Н., Степанова, Н. В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста.-Воронеж: ТЦ «Учитель»,2001

6. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем, 2007-32с

7. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ, 2007-80с

8. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -123.

9. Павлова Л.Н. Организация жизни и культуры воспитания детей в группах раннего возраста,-М.: Айрис-пресс,2006.

10. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ, под ред. З. И. Бересневой.-М.:ТЦ Сфера, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект во второй группе раннего возраста «Формирование привычки к здоровому образу жизни детей младшего возраста»

  В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превра...

Методическая разработка для воспитателей групп раннего возраста на тему: "Наблюдение воспитателя за развитием детей раннего возраста".

В данной методической разработке произведенна работа по наблюдению воспитателей за развитием детей раннего развития. Описаны достоинства метода наблюдения. Подведенны итоги наблюдения....

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Мастер – класс для родителей второй группы раннего возраста по теме: «Нетрадиционная техника рисования с детьми раннего возраста»

Мастер – класс для родителей второй группы раннего возраста по теме: «Нетрадиционная техника рисования с детьми раннего возраста»...

Конспект мастер-класса для родителей в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"

: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних условиях....