Методическая разработка на тему "Современные формы и методы физкультурно–оздоровительной работы в педагогическом процессе"
методическая разработка (подготовительная группа)

Родионова Наталия Александровна

«Здоровью научить нельзя —

надо воспитывать потребность быть здоровым».

Жан Жак Руссо

I. Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, занятость родителей, низкий уровень двигательной активности семьи - все это негативно сказывается на здоровье детей. К тому же  многие родители чрезмерно увлечены интеллектуальным развитием своих детей, совершенно забывая о том, что укрепление их здоровья, содействие физическому и психическому развитию является в настоящее время особенно значимым.

Поэтому очень важно именно с дошкольного возраста прививать детям представление о правильном образе жизни и о том, что нужно делать, чтобы сохранить и укрепить здоровье, потому что в укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. Дети должны:

-знать правила гигиены и ухода за своим телом;

-знать наиболее опасные факторы риска для здоровья и жизни;

-знать, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;

-знать свой уровень физической подготовленности.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно- развивающей работы:

-приобщение детей к физической культуре;

-использование развивающих форм оздоровительной работы.

 

Формы организации оздоровительной работы:

 

• физкультурные занятия

• самостоятельная деятельность детей

• подвижные игры

• утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная)

• оздоровительные физкультминутки

• физические упражнения после дневного сна

• физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами

• физкультурные досуги

• спортивные праздники

 

  1. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня:
  1. Утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима. Ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Проводится на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий).

Варианты утренней гимнастики могут быть разнообразны:

Традиционные (вводная часть - ходьба, бег; основная часть - ОРУ; заключительная часть - спокойная ходьба).

НетрадиционныеУтренняя гимнастика игрового характера включает 2-3 подвижные игры или 5-7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения на полосе препятствий — детям можно предложить упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий: «Кто первый», «Через болото», «по льдинкам» и т.д.

Комплекс музыкально – ритмических упражнений, состоящий из разминки, 5-6 основных развивающих упражнений, выполняемых под музыкальное сопровождение;

  1. Физкультминутки.

Проводятся воспитателями по мере необходимости (в течение 3-5 мин) в зависимости от вида и содержания ОД, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. Можно так же проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением.

  1. Подвижные игры, физические упражнения на прогулке.

Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети достаточно полно реализовывают свои двигательные потребности. Здесь, на прогулке, наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей. Возрастные особенности двигательной активности детей определяются условиями организации, характером и содержанием их деятельности. Поэтому, очень важно, чтобы двигательная активность детей на прогулке регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в поле его зрения.

Рекомендуется проводить две-три подвижные игры в течение прогулки. Содержание игр должно сочетаться с предшествующей и последующей деятельностью детей. После спокойных занятий рекомендуются игры более подвижного характера, организуемые в начале прогулки. После музыки и физкультуры целесообразны игры средней подвижности. Они проводятся в середине или конце прогулки. Длительность каждой игры не более 3-4 минут, количество участников не регламентируется (по желанию детей).

  1. Гимнастика после дневного сна.

После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Этому может способствовать комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и ее продолжительность. Форма проведения различна.

Ходьба по массажным дорожкам.

Дети постепенно просыпаются под звуки музыки, лежа в постели, в течение 3-4 минут, выполняют 4-5 общеразвивающих упражнений из разных исходных положений. После этого дети выбегают из спальни в хорошо проветренную группу с температурой 17-19 градусов. В группе дети выполняют произвольные танцевальные движения, дыхательную гимнастику и одеваются.

  1. Пальчиковая гимнастика, которая является действенным способом

повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвратит возможность возникновения детских неврозов.

  1. Дыхательная гимнастика, проводится в различных формах

физкультурно-оздоровительной работы.

 

  1. Самостоятельная двигательная деятельность.

Помимо ОД по физической культуре в режиме дня детей старшего дошкольного возраста значительное место должна занимать самостоятельная двигательная деятельность. Однако и здесь действия детей во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, между ОД, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.

 

  1. Индивидуальная работа с детьми направленная на развитие двигательной активности, как на прогулке, так и в групповой комнате. 

 

  1. Активный отдых: физкультурный досуг, праздники, дни здоровья.

В системе физкультурно - оздоровительной работы ДОУ эти формы организации занимают прочное место. При организации активного отдыха важно учитывать климатические условия, особенности сезона и природные факторы. Положительные результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива ДОУ и семьи. Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.

 

  1. Работа с родителями.

Наша работа также строится на взаимодействии с родителями. Мы периодически проводим консультации для родителей, оформляем папки-передвижки. Совместно с родителями проводились «Веселые старты»«День здоровья», а также различные мероприятия. Но в последнее время в связи с непростой эпидемиологической обстановкой мероприятия с родителями не проводились.

 

Таким образом, можно заключить, что при систематическом проведении физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, дети, выпускающиеся из детского сада в школу, имеют хорошую физическую подготовленность, улучшения в состоянии здоровья, а это надёжная основа для дальнейшего обучения. Также, воспитание детей в ДОУ в режиме здорового образа жизни, закладывает полезные навыки и умения у ребёнка на будущее.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ Подготовила воспитатель подготовительной группы Родионова Н.А. 2022 год ГБДОУ Детский сад 100 Невского района СПб

Слайд 2

«Здоровью научить нельзя — надо воспитывать потребность быть здоровым». Жан Жак Руссо

Слайд 3

Дети должны знать: правила гигиены и ухода за своим телом; наиболее опасные факторы риска для здоровья и жизни; как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите; свой уровень физической подготовленности.

Слайд 4

Формы физкультурно-оздоровительной работы: физкультурные занятия утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная) оздоровительные физкультминутки физические упражнения после дневного сна физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами физкультурные досуги и спортивные праздники подвижные игры

Слайд 5

Физкультурные занятия

Слайд 6

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: 1. Утренняя зарядка: -традиционная

Слайд 7

-нетрадиционная утренняя гимнастика игрового характера

Слайд 8

физкультминутки

Слайд 9

Подвижные игры и упражнения на улице

Слайд 10

Гимнастика после дневного сна

Слайд 11

Пальчиковая гимнастика

Слайд 12

Дыхательная гимнастика

Слайд 13

Самостоятельная двигательная активность

Слайд 14

Физкультурный досуг, спортивные праздники

Слайд 15

Заключение воспитание детей в ДОУ в режиме здорового образа жизни, закладывает полезные навыки и умения у ребёнка на будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно – оздоровительные здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе

Основа нашей работы - это нетрадиционные подходы в оздоровлении, обучении, воспитании детей средствами физической культуры...

Методическая разработка "Использование интерактивных форм и методов в методической работе для формирование у педагогов потребности в профессиональном саморазвитии"

Методическая разработка включает в себя теоретическое обоснование и практическое использования интерактивных форм и методов в работе с педагогами ДОУ. В методической разработке представлен подробный ...

Районный семинар "Нетрадиционные формы и метода физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"

В целом в дошкольных учреждениях сложился системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Однако, любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет с...

СОБСТВЕННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА». ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА».ИЗ  ОПЫТА  РАБОТЫ...

Методическая разработка на тему «Использование форм и методов тестопластики в работе с детьми дошкольного возраста»

         Работа с дошкольниками почти всегда направлена на преобразование и развитие физических и когнитивных возможностей ребенка. Сензитивный период в развитии дошкол...

Презентация из опыта работы «Использование разнообразных форм и методов физкультурно-оздоровительной направленности по формированию у детей навыков здорового образа жизни»

     Здоровьесберегающие образовательные технологии — это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоциональн...

Опыт работы ДОУ по теме «Нетрадиционные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы с детьми»

Опыт работы ДОУ по теме «Нетрадиционные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы с детьми»Забота о сохранении и укреплении здоровья ребенка и взрослого является в нашем обществе ...