СОБСТВЕННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА». ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
учебно-методический материал по музыке (старшая группа) по теме

КРАСИЙ ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА».

ИЗ  ОПЫТА  РАБОТЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrativnye_podhody_k_soderzhaniyu_muzykalno.docx30.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА».

ИЗ  ОПЫТА  РАБОТЫ

МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ  ГБДОУ№28  КРАСИЙ  Е.Н.

СЕСТРОРЕЦК  КУРОРТНОГО  РАЙОНА  2015г.

СОБСТВЕННАЯ  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ  ДОСУГ «ОСЕНИНЫ»

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  РАБОТА.

1.Озвучивание  детских стихов музыкальными и шумовыми инструментами.

2.Формирование интереса к звукам окружающего мира в связи с их отображением в

музыке (пение птиц, звучание ручейка, музыка дождя).

3.Знакомство с приемами звукоизвлечения «Чтобы музыка звучала на все лады».

Мелодические средства выразительности, формирование навыков осознанной

мелодической  импровизации путем сравнения музыки с речью, мелодии с рисунком.

4.На занятии ИЗО рисовали красочные картины - настроения ( пятнами, линиями, точками) Знакомство с понятиями «звуковое crescendo», «цветовое crescendo”.

5.Беседы о народном календаре, празднике «Осенины».

6.Использование пособий, выполненных приемом оригами в музыкальныо-дидактических играх «Белка», «Музыкальный зоосад».

ПОСОБИЯ  И МАТЕРИАЛЫ:

1.Предметы, издающие стук, звон, шуршание, шелест, кастаньеты из скорлупы грецких орехов.

2.Музыканые инструменты: металлофоны, треугольник, маракасы, колокольчики, ксилофоны, «дождефон».

3.Бумажное листья раскрашенные и не раскрашенные.

4.Карточки к дидактическим играм «Белка», «Зоосад».

5.Партитуры дождя и ветра.

6.Звуковая ширма.

ОФОРМЛЕНИЕ  ЗАЛА:

На центральной стене зала изображение осеннего пейзажа.

Декорации: полянка, береза, пенек.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА:

1.Программа «Детство»  СПб «Акцидент» 1997г.

2.Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей» Москва.1997г.

3.Л.Н.Алексеева, Т.Э.Тютюнникова «Музыка» Москва.1998г.

4.Т.Э.Тютюнникова «Уроки музыки» система обучения К.Орфа

Москва.2000г.

5.Р.Л.Бабушкина « Логоритмика - занятие или игра» СПб 2000г

6.Журналы «Дошкольное  воспитание» №6, 7, 8. 1998г.

7. Е.И.Юдина «Мой первый учебник по музыке и творчеству»

Москва, «Аквариум» 19977.

КОНСПЕКТ  МУЗЫКАЛЬНОГО  ДОСУГА.

Под звучание фонограммы «Звуки леса» дети свободно проходят в зал, рассматривают оформление и понимают, что они оказались в осенним  лесу.

Дети приветствуют яркий осенний лес в игре.

  1. «Эхо» - интонационно-речевая игра.
  2. «В лесу» - коррекционное упражнение.

«Мы пришли все в лес. Сколько здесь чудес!

Справа – березка в золоте стоит,

Слева – елочка на нас глядит,

Листики в небе кружатся,

На землю красиво ложатся.»

Музыкальный  руководитель: «Сегодня наша встреча в лесу называется «Осенины».Вместе с детьми обсуждают смысл этого названия.

  1. «Осенины» - речевая интонационная игра с инструментами

( см. приложение №1)

Детям предлагается по-своему украсить это знакомое упражнение,

взяв осенние листья, «дождевые нити», музыкальные инструменты,

которые они могут использовать между строк стихотворения в виде

инструментального эпизода ( сыграть импровизированную музыку дождя – «дождефон», треугольник, звуковая ширма), паутинки –

маракасы, цимбалы, тихие звуки – ксилофоны). Каждому ребенку

муз.руководитель-дирижер предлагает по-своему пропеть слово

«осенины» - это будут сольные партии, а остальные добавят вторую половину строчки хором. На предыдущем занятии первоначальным аккомпаниментом в речевой декламации были тихие звучащие жесты: шлепки,щелчки пальцами.Завершением работы будет исполнение целой композиции, в которой группа детей играет на инструментах , другая подгруппа включается в движение, она

импровизирует  танец дождинок, паутинок, тихих звуков.

Совместное  исполнение этого произведения доставляет детям

Столько удовольствия и знаний о выразительном  исполнении, средствах выразительности музыки, воодушевляет детей своими открытиями.

Затем детям предлагается рассмотреть листья, которые находятся

вокруг них  на полу.

4.Логоритмическое упражнение «Осенние листья»

Осень длинной, тонкой кистью

Перекрашивает  листья.

Красный, желтый,золотой…

Как хорош ты, лист цветной!     И.Михайлова.

Дети вспоминают  стихи об осенних листьях, листопаде. Детям предлагается изобразить тихие звуки шуршания листвы, выбрав отдельные подходящие слоги ( ших, шух) и различные предметы,

Ритмизировать и повторять их в виде ostinato. По желанию дети

Сами  раскрашивают бумажные модели кленовых листьев и затем

выполняют  цветовые «крещендо» в цепочках листьев: от зеленого

к желтому (первый лист должен быть совершенно зеленым, последний – совершенно желтым). Такое же «крещендо» можно

выолнить между желтым и красным цветом листьев.

Затем детям предлагается сочетать вместе речь, музыку и движение.

5.Упражнение «Падает лист»

Дети получают  возможность придумывать, творить свою музыку

(см. приложение№2)

Со стихотворением дети знакомы. Одна подгруппа произносит

Четверостишье, сидя в кругу и сопровождая игрой на инструментах.

Другая подгруппа детей ( это листья), будет импровизировать спонтанный танец, имитируя движения листьев в порыве ветра.

Музицирующие в круге создают динамическое crescendo звуками

Речи, стараясь поднять с земли « листья» и заставить их кружиться.

Здесь важно добиться слаженных действий в игре с динамикой, на

Которую должны реагировать « листья» то поднимаясь, то опускаясь.

Объемная звуковая форма с постепенными изменениями динамики

Увлекает не только двигающихся, но и тех, кто создает  аккомпанемент    

к движению. Муз руководитель : «Ветер утих, листья опустились на землю. Прислушайтесь, кто появился в нашем лесу?»

6. Музыкально-дидактическая игра «Зоосад».

Дети, услышав интервал, правильно определив его, изображают животных в движении и пропевают попевки-интервалы.

7. Музыкально-дидактическая игра «Белка».

Цель игры: развитие чувства ритма, звуковысотного слуха.

По деревьям скок, скок,                    IIII    I    I

Да орешки щелк, щелк                      IIII     I    I

Кто же это? Отгадай!                          IIII    II    I

Это белка, так и знай!                        IIII     II   I

Муз.руководитель:”Ветер листики кружил и на землю уронил.

                                А дождик слезинками их полил.

8. «Дождик».

Русская народная потешка с аккомпаниментом  инструментов и

звучащими жестами. Эта модель позволяет развернуть рондообразную

форму АВАВА, в которой эпизодами будут   звучащие жесты, а вступление и заключение можно составить из звукоподражательных

слогов и ритмичной игры треугольника (см. приложение№3).

Хороводная форма( пение и движение по кругу), звучащие жесты, ритм

которых  меняется педагогом при каждом новом повторе:  «Пофантазируем , грустный дождик или нет? Почему? Отчего ему

бывает весело?  Давайте нарисуем картину дождя, а потом озвучим

её. (См. партитуру дождя).

Муз.руководитель: «Хорошо отдохнули в лесу, пора и домой.  

И сейчас мы на крыльях волшебного ветра возвращаемся. Вспомним,

Как двигается ветер ( моделирование в динамике, игра со звуками,

Партитура ветра на фланелеграфе и пропевание (п-фу,шс, у-у-у…)

А теперь глазки закрываем…у-у-у..( дети пропевают партитуру по памяти). Вот мы и дома, в нашем детском саду. Как у нас т ихо,

спокойно,  хорошо.

9. «В доме моем тишина» Т.Боровик.

(см. приложение№4)

Пение сопровождается подходящими звуками по тексту. Дети сами выбирают варианты озвучивания, они ищут нужные звуки на инструментах, пробуют заставить звучать свое тело( руки,ноги, голос).

Пение и звучание инструментов должно находиться в гармонии. И то, и

Другое необходимо делать негромко, прислушиваясь к общему звучанию. Постарайтесь убедить детей в необходимости общаться

друг с другом без слов: жестами, взглядами, мимикой.

В этом музыкальном досуге дети почувствовали, пережили в музицировании целую палитру осенних настроений.  В итоге занятия вспомнили, как исполнялись муз.композиции, что было особенно

интересным, что больше запомнилось.

В завершении напомнить детям, что дома они могут найти множество подходящих предметов, которые помогут им музицировать на досуге

или домашнем празднике.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно - педагогического процесса.

Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучен...

Использование ИКТ на коррекционных занятиях как средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса

Анализируя ситуацию, которая сложилась сегодня в системе воспитания и обучения детей, стал заметным рост количества детей, имеющих задержку психического развития. Это обусловлено тем, что увеличиваетс...

«Использование ИКТ на логопедических занятиях, как средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса»

Использование компьютера в логопедической работе способствует  активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, повышению э...

Сообщение на тему: «Использование разнообразных форм работы с родителями, способствующих оптимизации коррекционно-образовательного процесса».

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. Правильное чистое произношение и развитая речь – это заслуга не только...

Сообщение на тему: «Использование разнообразных форм работы с родителями, способствующих оптимизации коррекционно-образовательного процесса».

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. Правильное чистое произношение и развитая речь – это заслуга не только...

Использование ИКТ на логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно – педагогического процесса.

Я стараюсь идти в ногу со временем. Меня заинтересовала проблема использования компьютера на логопедических занятиях. Поэтому я к ней и обратилась.   Одним из занятий в ДОУ, требующих дополн...

Перспективное планирование работы по использованию дидактических игр по изобразительной деятельности в образовательном процессе.

Описание работы: данный материал будет полезен воспитателям старших, подготовительных групп....