Методическая разработка на тему «Использование форм и методов тестопластики в работе с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка по аппликации, лепке на тему

Лихачева Александра Валерьевна

           Работа с дошкольниками почти всегда направлена на преобразование и развитие физических и когнитивных возможностей ребенка. Сензитивный период в развитии дошкольников в первую очередь характерен тенденциями к развитию мелкой моторики рук, речи, моторной и зрительной координации, выразительности движений и повышению сенсорного восприятия, когда ребенок познает мир ощущая предметы тактильно.

В своей работе я стараюсь применять как новые методики, так и хорошо апробированные. Одним из любимых занятий моих воспитанников является тестопластика. Преимуществами данной техники является ее доступность, вариативность, простота и относительная дешевизна. Детям, почти всем без исключения, нравится лепить своими ручками различные фигурки. Тесто , в отличии от пластилина, более приятное на ощупь, обладает большей пластичностью (более податливо), ему можно придать желаемый цвет, а также с бытовой точки зрения оно более безвредно для ребенка и легче поддается очищению.

         Лепка из соленого теста направлена на развитие воображения детей, способствует повышению вариативности мышления, а также развитию восприятия, реализации творческого потенциала ребенка. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, объемом, формируют образ предмета, развивают пальчики, что также способствует развитию речи, развивают наблюдательность, мышление, внимание, эстетическое восприятие, снижают стереотипичность мышления.  Работа с тестом всегда приносит детям радость. Технические сложности, возникающие при воспроизведении каких либо фигурок, развивают у детей трудолюбие, настойчивость в достижении цели, а при их преодолении эмоциональное удовлетворение и уверенность в своих силах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №65 комбинированного вида Красносельского района   Санкт-Петербурга.

Методическая разработка на тему: «Использование форм и методов тестопластики в работе с детьми дошкольного возраста»

         

       

 

Разработала:

 Воспитатель

Лихачева А.В.

Санкт-Петербург

2017

                                                                                                                                 

   Педагогическая наука постоянно развивается. На сегодняшний день педагоги и воспитатели имеют доступ к широкому спектру методического инструментария в работе с детьми. Однако стоит отметить, что зачастую различные инновационные техники под своей основой имеют хорошо знакомые и проверенные методики, несколько модифицированные , согласно современным технологиям и  особенностям развития современных детей.

           Работа с дошкольниками почти всегда направлена на преобразование и развитие физических и когнитивных возможностей ребенка. Сензитивный период в развитии дошкольников в первую очередь характерен тенденциями к развитию мелкой моторики рук, речи, моторной и зрительной координации, выразительности движений и повышению сенсорного восприятия, когда ребенок познает мир ощущая предметы тактильно.

В своей работе я стараюсь применять как новые методики, так и хорошо апробированные. Одним из любимых занятий моих воспитанников является тестопластика. Преимуществами данной техники является ее доступность, вариативность, простота и относительная дешевизна. Детям, почти всем без исключения, нравится лепить своими ручками различные фигурки. Тесто , в отличии от пластилина, более приятное на ощупь, обладает большей пластичностью (более податливо), ему можно придать желаемый цвет, а также с бытовой точки зрения оно более безвредно для ребенка и легче поддается очищению.

         Лепка из соленого теста направлена на развитие воображения детей, способствует повышению вариативности мышления, а также развитию восприятия, реализации творческого потенциала ребенка. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, объемом, формируют образ предмета, развивают пальчики, что также способствует развитию речи, развивают наблюдательность, мышление, внимание, эстетическое восприятие, снижают стереотипичность мышления.  Работа с тестом всегда приносит детям радость. Технические сложности, возникающие при воспроизведении каких либо фигурок, развивают у детей трудолюбие, настойчивость в достижении цели, а при их преодолении эмоциональное удовлетворение и уверенность в своих силах.

         В процессе работы мы всегда ведем беседы с детьми. Выбор такой игровой организации стимулирует речевую активность детей, способствует расширению словарного запаса, речевому подражанию. Ребенок придумывает различные игровые ситуации с персонажем, который лепит из теста, наделяет его качествами, характером. Все это способствует процессу  самораскрытия ребенка, а также бессознательному отреагированию негативных эмоций, снятию психических защитных механизмов в процессе творчества.

Тестопластика рекомендована преимущественно для занятий с детьми 4-7 лет.
Тесто для занятия приготовить очень легко. Для этого вам понадобятся 2 стакана муки немного сухого крахмала для повышения эластичности, 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды,  а также  2 столовые ложки клея ПВА. При желании можно добавить немного растительного масла или пищевые красители, но если вы предпочитайте раскрашивать поделки после выполнения , можете воспользоваться техникой смешивания цветов для получения необходимого оттенка или цвета, что будет очень интересно и познавательно для детей.

Необходимый цвет:
Голубой = синий + белый
Розовый = белый + красный
Фиолетовый = синий + розовый
Зелёный = голубой + жёлтый
Оранжевый = жёлтый + красный
Коричневый = зелёный + красный
Изумрудный = зелёный +синий
Телесный = светло – розовый +чуть-чуть желтого

 Солёное тесто должно быть плотным. После замешивания  рекомендуется на 2-3 часа поместить тесто в холодильник, в полиэтиленовом пакете.

В процессе непосредственной работы с тестом вы можете использовать различные предметы для декорирования (бусины, пряжу, бисер,  различные природные материалы – веточки, травинки, цветы, семена), соединяя их с тестом с помощью клея ПВА. Не забывайте о технике безопасности;  перед началом работы рекомендую провести с детьми мини-лекцию или видео урок о правилах работы с тестом и правилах гигиены после его использования.

Стоит отметить, что при использовании тестопластики нет конкретного и точного алгоритма использования методики . Приняв данную технику за основу вы можете разнообразить ваше занятие с детьми, выбрав интегрированный метод, добавить какие либо новые детали, усовершенствовать способ декорирования и так далее. Все зависит от вашей фантазии и желания ваших воспитанников.

Стандартный набор материалов для работы с соленым тестом включает в себя: емкость с водой для смачивания рук, кисточки, гуашь или акварельные краски, доску для лепки, пластмассовые ножи и стеки, маленькие скалки, различные формочки.

Вашему вниманию я предлагаю собственное тематическое планирование, которое вы можете взять за основу, а в последствии изменить или модифицировать .

Дата тема

Цель

Результат

Сентябрь

«Путешествие в страну Тестопландию начинается» «Король Соленое Тесто приглашает друзей»

«В гостях у принцессы Солечки»

«Путешествие в мир ремесел. Ознакомление с трудом кондитера»

«Вкусное печенье»

Октябрь

«Раскрашивание красками «Вкусное печенье» из соленого теста».

«Шоколадные конфеты»

«Раскрашивание красками «Шоколадные конфеты» из соленого теста»

«В гостях у царицы Осени.

Овощи и фрукты»

Ноябрь

«Раскрашивание красками «Овощи и фрукты» из соленого теста»

«Корзинка с грибами»

«Раскрашивание красками «Корзинка с грибами» из соленого теста»

«В мире животных.

Морская черепашка»

Декабрь

«Раскрашивание красками «Морская черепашка» из соленого теста»

 «Моя фоторамка»

 «Раскрашивание красками «Моя фоторамка» из соленого теста»

 «Снеговик»

Январь

«Раскрашивание красками «Снеговик » из соленого теста»

 «Снежинка»

«Раскрашивание красками «Снежинок» из соленого теста»

«Красивый подсвечник»

Февраль

«Раскрашивание красками «Подсвечник» из соленого теста»

«В гостях у сказки.

Чудо-дерево»

«Раскрашивание красками «Чудо-дерево» из соленого теста»

«Лепка золотой рыбки»

Март

«Раскрашивание красками «Золотая рыбка» из соленого теста»

«Праздничные торты»

«Раскрашивание красками «Праздничные торты» из соленого теста»

«Бусы и браслеты (в подарок девочкам)»

Апрель

«Раскрашивание красками «Бусы и браслеты » из соленого теста»

«Лепка и роспись пасхальных яиц»

«Раскрашивание красками «Пасхальные яйца» из соленого теста»

«Путешествие в прошлое.

Динозаврики»

Май

«Раскрашивание красками «Динозаврики» из соленого теста»

«В гостях у Феи Цветов»

(два занятия)

«Раскрашивание красками «Мир цветов» из соленого теста»

Познакомить детей с историей и особенностями тестопластики, с названиями и назначением инструментов и приспособлений.

Продолжить знакомить детей с особенностями лепки из соленого теста. Предложить детям в процессе специальных заданий и упражнений исследовать свойства и сферу возможностей своего воздействия на материал.

Познакомить детей с приемами лепки: сплющивание в диск и полусферу. Показать варианты оформления изделий из соленого теста.

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.  Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

Совершенствовать технику лепки округлых форм круговыми движениями ладоней. Учить находить приемы изменения формы для передачи формы конфет (сплющивание, вытягивание, сдавливание).

Ориентировать детей на поиск разных вариантов оформления конфет.

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. 

Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста. Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание и т.д.

Вызвать интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида овощей и фруктов.

Учить детей создавать по замыслу композицию из грибов в лукошке. Закрепить приемы лепки из соленого теста: раскатывание, сплющивание, лепка пальцами. Совершенствовать технику лепки.

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

Учить детей лепить фигурку черепашки, передавая в лепке форму, строение, характерные особенности ее внешнего вида. Вызвать интерес к экспериментированию с художественными материалами для изображения «панциря».

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними.

Продолжить освоение техники рельефной лепки.

Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование.

Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки.

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.  Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их.

Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т.д.), нанесение узора на тесто (стеки, трубочки, печатки).

Развивать художественный вкус.

Продолжить учить детей пользоваться скалкой и формочками для выпечки, украшать вылепленное «угощение».

Воспитывать интерес к экспериментированию с художественными материалами.

Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Учить детей лепить подсвечники. Предложить оформить подсвечники по своему выбору – налепами, прорезным декором по мотивам народных орнаментов, бисером бусинами, природным материалом и т.д.

Предложить детям самостоятельно найти способы украшения своих изделий.

Продолжить учить детей раскатывать пласт соленого теста и вырезать с помощью формочек для выпечки рельефные фигурки для размещения на Чудо-дереве.

Предложить детям самостоятельно найти способы украшения своих изделий.

Учить детей лепить фигурку рыбку, передавать форму туловища, строение, форму частей, пропорции, плотно скреплять части, Инициировать самостоятельность при выборе дополнительных материалов.

Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить  передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

Создать условия для творческого применения всех освоенных умений, для использования различных инструментов и дополнительных материалов в процессе лепки и украшения праздничных тортов. Предложить детям самостоятельно найти способы украшения своих изделий. Продолжить знакомить детей с особенностями труда кондитера.

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить  передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание валиков, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей).

Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т.д.), нанесение узора на тесто (стеки, трубочки, печатки).

Учить раскрашивать изделие из соленого теста.

Создать радостную, предпраздничную атмосферу на занятии. Познакомить детей с народными пасхальными традициями.

Закреплять навыки росписи изделий из соленого теста по мотивам кубанских орнаментов

Продолжить учить лепить. Показать способы лепки объемной фигурки с помощью каркаса из фольги. Разнообразить варианты оформления поверхности тела динозавров (ставить отпечатки колпачком фломастера и тканью грубого плетения).

Совершенствовать технику росписи фигурок из соленого теста. Закреплять умение рисовать гуашью, смешивать краски.

Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар), и видоизменять ее: прищипывать, оттягивать, вдавливать, делать насечки, дополнять налепами.

Предложить детям самостоятельно выбрать материал и инструменты для художественного оформления своих изделий.  Воспитывать художественный интерес к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в тестопластике.

Вызвать интерес к лепке из соленого теста.

Развить гибкость пальцев рук

Формировать положительное отношение к труду пекаря.

Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

Воспитывать усидчивость, взаимопомощь.

Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.

Формировать у детей представление о своих возможностях.

Предоставить им возможность продемонстрировать другим результаты своей деятельности, поделиться впечатлениями.

Развивать чувство формы, мелкую моторику рук.

Формировать у детей представление о своих возможностях.

 получить адекватную оценку своим усилиям.

Развивать творческую активность.

Продолжить воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

Научить воспитанников видеть конечный результат задуманной работы.

Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность

Выставка работ

Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

Выставка работ.

Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

Формировать художественный вкус. Развивать мелкую моторику.

Поощрять инициативу и самостоятельность при выборе дополнительных материалов и средств художественной выразительности.

Воспитывать художественный вкус.

Выставка работ.

Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.

 Воспитывать инициативность и самостоятельность.

Формировать у детей навыки сотрудничества в коллективной деятельности.

Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла.

Продолжить знакомить детей с особенностями труда кондитера.

Экскурсия в столовую.

Предложить детям самостоятельно найти способы украшения своих изделий.

Развивать художественный вкус.

Раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работ

Сформировать представление об особенностях росписи пасхальных яиц.

Выставка работ воспитанников.

Воспитывать любознательность, интерес к познанию природы и отражению представлений в продуктивной деятельности.

Выставка работ воспитанников.

Научить использовать тесто для проявления творческих способностей воспитанников, развить гибкость пальцев рук.

Выставка работ воспитанников.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка на тему: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста»

Обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянн...

Районный семинар "Нетрадиционные формы и метода физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"

В целом в дошкольных учреждениях сложился системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Однако, любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет с...

Методическая разработка на тему:" Использование кукол БИ-БА-БО,как средство развития детей дошкольного возраста"

Малышу тяжело найти интересное занятие, он хнычет, балуется, карабкается на руки? Вы не можете придумать, как поступить и испробовали различные способы? Просто попытайтесь надеть на свою руку оригинал...

Мастер-класс "Использование приемов и методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста"

     Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.Дошкольное д...

Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста

Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста...

Методическая разработка на тему "Современные формы и методы физкультурно–оздоровительной работы в педагогическом процессе"

laquo;Здоровью научить нельзя —надо воспитывать потребность быть здоровым».Жан Жак РуссоI. Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым...

Методическая разработка на тему: «Организация развивающей предметно–пространственной среды в работе с детьми младшего возраста»

В стратегии развития воспитанников одним из важных направлений является создание развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с реализуемой программой.Специально подготовленная ...