Семинар-практикум для родителей "Чтоб ребёнок рос здоровым"
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 «Золотая рыбка»
Семинар-практикум для родителей
на тему: "Чтобы ребёнок рос здоровым"
Воспитатель,
вторая младшая
группа «Колобок»
Киселева А.О.
г. Козьмодемьянск
2022 г.
Актуальность
В современном, постоянно меняющемся мире, где на человека обрушивается огромный поток информации, стремительный темп и череда нескончаемых дел, на фоне неприятной окружающей среды самой большой ценностью может быть только здоровье человека.
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем.
«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов».
Как убедить в необходимости беречь здоровье с ранних лет? Как сделать так, чтобы бережное отношение к себе и другим людям стало привычкой, а позже – особенностью характера?
В центре работы по сохранению и укреплению здоровья детей должна находиться: во-первых, семья, включающая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.
Поэтому задача воспитателя вести среди родителей просветительную работу о закаливании, обучать их конкретным приемам и методам оздоровления и укрепления детского организма, начиная с раннего возраста посредствам бесед, консультаций, родительских собраний.
Цель: Знакомство родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.
Задачи:
1. Включение родителей в воспитательно-оздоровительный процесс.
2. Сплочение родительского коллектива;
3. Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей;
4. Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления и укрепления детского организма;
5. Повышение мастерства родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в домашних условиях.
Форма проведения: Семинар-практикум.
Предварительная работа:
1. Анкетирование родителей по теме собрания «Чтобы ребенок рос здоровым». 2.Изготовление красочных пригласительных для родителей
3. Разработка памяток для родителей.
4. Оформление папки-передвижки «Игровой самомассаж», «Предупреждение простудных заболеваний народными средствами».
5. Подготовить отчет по заболеваемости за первое полугодие.
6. Создание презентации для сопровождения выступлений.
7. Оформление призовых медалей для родителей, чьи дети в течение первого полугодия не болели, либо болели очень редко.
План проведения:
1. Организационный момент.
2. Создание проблемной ситуации для родителей: “Как Вы считаете, кто такой здоровый человек?
3.Обмен мнениями о закаливании детей в домашних условиях.
4. О роли прогулок в жизни ребенка.
5.Растения для лечения
6.Вручение медалей родителям не болеющих и редко болеющих детей.
7.Рефлексия: «Ваше мнение о семинаре - практикуме».
Ход семинара-практикума:
1. Организационный момент.
Воспитатели группы встречают родителей в зале. Предлагают всем родителям встать в круг и поздороваться с соседом слева любым способом: используя, жесты, мимику лица, различные словесные формы приветствия.
Воспитатель:
— Здравствуйте! Вы все знаете, что слово «здравствуй” означает «будь здоров!”. Люди при встрече желают друг другу доброго здоровья. Хорошо, если, приветствуя человека, вы ему улыбнетесь. Так вы подарите друг другу здоровье и радость.
Затем воспитатель объявляет тему собрания, знакомит с планом проведения собрания.
Воспитатель: Нам очень приятно, что вы нашли время и откликнулись на наше приглашение. В современном обществе предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности не только творческие, гармонично развитые, активные, но и здоровые.
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения. Такой ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей. Так что же взрослые могут сделать, для того чтобы приобщить детей к здоровому образу жизни? Это мы с вами постараемся выяснить во время нашей встречи. Позвольте прочитать вам стихотворение.
Болеет без конца ребёнок.
Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.
— Ведь я его с пелёнок
Всегда в тепле держать стремлюсь.
В квартире окна даже летом
Открыть боимся – вдруг сквозняк,
С ним - то в больницу, то в аптеку,
Лекарств и перечесть нельзя.
Не мальчик, словом, а страданье.
Вот так, порой, мы из детей
Растим тепличное создание,
А не бойцов – богатырей.
В.Крестов “Тепличное создание”
Воспитатель: Здоровый, крепкий и развитый ребёнок. Как добиться этого? Что для этого делаем мы? Как укрепить здоровье детей, избежать болезней?
2. Создание проблемной ситуации для родителей: “Как Вы считаете, кто такой здоровый человек? (Ответы родителей)
Воспитатель: Итак, прежде всего, здоровый ребенок, если он и болеет, то очень редко и не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям – взрослым и детям. Развитие двигательных качеств проходит гармонично. Нормальный, здоровый ребенок достаточно быстр, ловок и силен. Неблагоприятные погодные условия, редкая их смена, здоровому ребенку не страшны, т. к. он закален. Это «портрет» идеально здорового ребенка, какого в жизни встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребенка близкого к идеалу – задача вполне посильная, всего лишь требуется: с раннего возраста научить ребенка заботиться о своем здоровье! Для этого нужно формировать навыки привычки здорового образа жизни в соответствии с возрастом.
Именно о том, как формировать навыки и привычки здорового образа жизни мы сегодня вам расскажем и покажем:
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Неоконченные предложения”
— У меня в руках мяч, он для нас будет эстафетной палочкой. Мы будем передавать его по кругу, и тот человек в чьи руки попал мяч, продолжает моё предложение. А предложение будет у нас одно для всех:
“Мой ребёнок будет здоров, если будет…”.
– Мой ребёнок будет здоров, если будет … каждый день делать гимнастику.
– Мой ребёнок будет здоров, если будет … соблюдать правила личной гигиены.
– Мой ребёнок будет здоров, если будет … заниматься физкультурой.
– Мой ребёнок будет здоров, если будет … соблюдать режим дня.
– Мой ребёнок будет здоров, если будет … правильно и во время питаться и т.д.
А теперь я предлагаю Вам поделиться своим жизненным опытом: “Что нужно делать, чтобы быть здоровым?” (Ответы родителей).
3. Обмен мнениями о закаливании детей в домашних условиях.
В дальнейшем разговор пойдет о закаливании.
Результаты анкеты показывают, что родителями группы проводятся различные виды закаливания с детьми. (Зачитываются ответы на вопросы анкеты)
Родителям предлагается поделиться опытом по проведению закаливающих процедур, профилактических мер по предупреждению болезней.
Воспитатель: если вы хотите видеть своего ребенка здоровым – надо постоянно, каждодневно уделять время для закаливающих процедур. В “минимум” закаливания входит обязательное использование не перегревающей одежды, воздушные и водные процедуры, гигиена одежды и обуви.
4. О роли прогулок в жизни ребенка
Ведущая: часто можно слышать от родителей о нежелательных прогулках. О благотворном действии прогулок на свежем воздухе писал А.С. Пушкин
“Друзья мои! Возьмите посох свой,
Идите в лес, бродите по долине,
И в дому ночь глубок ваш будет сон”.
Ежедневные прогулки детей могут и должны быть эффективным методом закаливания ребенка. Так как потребность растущего организма в кислороде более чем в 2 раза превышает таковую у взрослых.
Под влиянием воздушных ванн не только повышается тонус нервной, дыхательной и пищеварительной системы, но и в крови возрастает количество эритроцитов и гемоглобина. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. Дети должны гулять не менее 3-х раз в день не менее 4 часов в день, летом неограниченно. На прогулке и в группе мы проводим целый ряд игр, которые являются профилактикой, а некоторые лечат те или иные заболевания.
5. Растения для лечения
Мы поговорим о полезных свойствах растений.
У современных детей есть много, о чем мы могли только мечтать: разнообразные сладости, красивая одежда, игрушки, компьютеры. Дети больше времени проводят дома, меньше гуляют. Как следствие, дольше устают. Их неокрепшие организмы получают слишком много ненатуральных веществ: из воздуха, воды, пищи, синтетических лекарств и витаминов. Но есть такое чудо природы — травы. Это сильное и доброе средство. Даже запах трав оказывает сильнейшее воздействие на организм человека. Зверобой и ландыш, шиповник и чеснок, можжевельник и полынь — все эти и многие другие растения содержат эфирные масла, которые вырабатывают биологически активные вещества, которые убивают вредные микроорганизмы или подавляют их рост и развитие. Так, фитонциды чеснока уничтожают многие виды бактерий, в том числе стафилококки, дизентерийную палочку, а фитонциды эвкалипта угнетающе действуют на вирус гриппа.
В детском саду мы всегда в период эпидемий гриппа носим замечательные чесночные бусы.
Сегодня ароматерапия широко используется и позволяет обеспечить профилактику и лечение многих заболеваний у детей и взрослых с помощью лекарственных растений или натуральных масел. Ароматерапию можно осуществлять в каждой квартире. Для этого нужно сделать небольшие подушки и наполнить их сухими лекарственными травами. Можно взять один компонент, а можно попытаться составить композиции, «букеты запахов». Пусть ребенок сам выберет себе любимую подушку. Комфортное состояние малыша будет означать, что подушка выбрана правильно.
Как выбрать правильное растение?
- Если ребенок вялый и пассивный, его активизируют ароматы жасмина, лаванды, мяты, аниса. К тому же они стимулируют работу мозга и развитие умственных способностей.
- Ромашка аптечная. Лепестки розы или шиповника, валерианы оказывают успокаивающее и противомикробное действие.
- Шалфей лекарственный хорошо помогает при простудных и кожных заболеваниях.
- Листья березы, тополя, пижмы эффективны при простудных заболеваниях и кожных заболеваниях, ОРЗ, гриппе.
- Стимулирующее и тонизирующее действие на ребенка окажет запах гвоздики, лаврового листа, смородины, рябины.
- Успокаивающие запахи: апельсина, мандарина, валерианы, лимона, герани, душистой розы.
Длительное воздействие разнообразных приятных запахов формирует у ребенка стойкие положительные эмоции, а это благотворно сказывается на здоровье и характере малыша.
В нашем климате природа на полгода замирает, все разнообразие растительных запахов исчезает под снегом. В холодное время года душистые подушки или пучки трав создадут в детской комнате атмосферу летнего луга, хвойного леса, прогонят зимнюю сонливость.
6. Анализ заболеваемости. Вручение медалей родителям
Вручение медалей родителям, чьи дети в течение полугодия не болели, либо болели очень редко.
7. Рефлексия: “Ваше мнение о семинаре - практикуме”.
Проводится игра «Веселый бубен».
— Ты катись, веселый бубен
Быстро, быстро по рукам,
У кого остался бубен,
Тот сейчас расскажет нам…
Родители делятся своим мнением о родительском собрании.
Уважаемые родители. Помните, что здоровье ребенка в Ваших руках! Вам необходимо создать условия здорового образа жизни ребенка.
Приложение №1
Анкета для родителей «Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости»
1.Часто ли болеет ваш ребенок?
— часто;
— нет;
— иногда.
2. Причины болезни:
— недостаточное физическое воспитание в детском саду;
— недостаточное физическое воспитание в семье;
— наследственность, предрасположенность.
3. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием вашего ребенка?
— да;
— нет;
— частично.
4.На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать внимание, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка?
— соблюдение режима;
— рациональное, калорийное питание;
— полноценный сон;
— достаточное пребывание на воздухе;
— здоровая гигиеническая обстановка;
— наличие спортивных и детских площадок;
— физкультурные занятия;
— закаливающие мероприятия.
5.Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для вашего ребенка?
— облегченная одежда в группе;
— обливание ног водой контрастной температуры;
— хождение босиком;
— прогулка в любую погоду;
— полоскание горла водой комнатной температуры;
— умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры;
— систематическое проветривание группы.
6.Знаете ли Вы как укреплять здоровье ребенка?
— да;
— нет;
— частично.
7.Нужна ли Вам помощь детского сада?
— да;
— нет;
— частично.
Приложение №2
Анкета «О здоровье – всерьез»
1.Что беспокоит Вас в состоянии здоровья ребенка?
2.Какие виды закаливания Вы проводите с ребенком в семье и считаете наиболее полезными?
3.Сколько времени ребенок проводит на свежем воздухе в выходные?
4.Какие профилактические мероприятия проводите с ребенком дома в связи с эпидемией гриппа?
5.Какие формы закаливания предлагаете Вы проводить в детском саду?
6.Какие средства народной медицины Вы используете во время болезни ребенка?
7.Какие меры предосторожности в отношении Вашего ребенка должны предпринимать медперсонал, воспитатели детского сада в связи с имевшимися заболеваниями, травмами?
8.Считаете ли Вы полезной наглядную информацию в уголке здоровья?
9.Какую еще информацию Вы хотели бы увидеть в уголке здоровья?
Список использованных источников:
- Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников/ М. Воробьева // Дошкольное воспитание. - 1998. - №7.- 7с.
- Журнал Дошкольное образование № 9, 2008 г., № 8, 2010 г.
- Лункина Е.Н. Растим малыша 3-4 лет. – М.: Школьная пресса, 2007г.
- «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018
- Полтавцева Н В.Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании / Н.В. Полтавцева, М.Ю. Стожарова Центр развития ребенка дет. сад № 254. – Ульяновск: Изд-во УлГПУ, 2007. – 268 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл семинаров-практикумов для родителей, воспитывающих ребёнка-дошкольника
Представлен цикл консультаций по оказанию комплексной помощи семье, воспитывающей ребёнка-дошкольника...
Семинар - практикум для родителей "Готовность ребёнка к школе"
Цель: формирование родительской компетентности в области психолого-педагогической готовности детей к школеЗадачи:1....
Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Воспитание культуры здоровья у дошкольников как одно из направлений здоровье - сберегающих технологий".
Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Воспитание культуры здоровья у дошкольников как одно из направлений здоровье - сберегающих технологий"....
Семинар-практикум для родителей "Знакомство ребёнка с сенсорными эталонами"
В материале представлены примерный перспективный план,задания для родителей к встречам на семинаре,памятка для родителей...
Семинар-практикум «Игровая форма развития ребёнка»
Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома....
Семинар-практикум для родителей "Мой ребёнок и его индивидуальные особенности"
Мастер-класс направлен на то, чтобы научить родителей видеть в ребенке уникальную личность, повысить коррекционно- педагогическую компетентность (обогащение теоретического и практического опыта) родит...